Сравнительная характеристика государственного строя Афинской и Римской республик

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:16, контрольная работа

Краткое описание

Запрещался брак между лицами, находящимися между собой в определенной степени родства или свойства.
Кодекс допускал развод. Его причинами могли быть: прелюбодеяние; злоупотребление; грубое обращение или тяжелые обиды одного из супругов в отношении другого; присуждение одного из супругов к тяжкому и позорящему наказанию; взаимное и упорное желание супругов развестись.

Оглавление

Решение казуса и его вариантов ……………………………….стр.2-4
Сравнительная характеристика государственного строя Афинской и Римской республик………………………………………………………...........стр.4-9


Список используемой литературы……………………………...стр.10

Файлы: 1 файл

контрл.раб.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

     Непосредственно повседневными делами руководила по очереди десятая часть Совета, т.е. одна фила.

     Ее  члены, пританы, ежедневно избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который председательствовал и в Народном собрании.

     По  истечении срока полномочий (1 год) члены Совета сдавали отчет народу. Повторное избирание разрешалось только через несколько лет и лишь один раз, т.е. каждый год Совет обновлялся. Члены Совета получали жалованье в размере 5-6 оболов.

     В системе государственных органов  сохранялся такой орган, как ареопаг. В него кооптировались на пожизненный  срок представители афинской аристократии.

     В ходе борьбы аристократии и демоса функции ареопага как государственного органа были сильно ограничены. В Vв. до н.э. ареопаг выступал как судебная инстанция (по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях и т.п.) И также наблюдал за состоянием нравов. 

     Среди органов исполнительной власти в  Афинах следует отметить две коллегии: стратегов и архонтов. 

     Коллегия  стратегов. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. Основные функции - верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.

     По  афинским законам, все десять стратегов пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. На практике установился неписанный обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. 

     Коллегия  архонтов. Они ведали религиозными и семейными делами, а также делами, касающиеся нравственности.

     Девять  архонтов (шесть фесмофетов, архонт-эпоним, базилевс и полимарх) и секретарь избирались с помощью жребия по одному от каждой филы (территориальная единица). Затем архонты, кроме секретаря, подвергались проверке (докимассии) в Совет пятисот. Вторую проверку архонты проходили в гелиэе, где голосование происходило путем подачи камешков. Архонт-эпоним, базилевс и полемарх имели равную власть, и каждый из них избирал себе товарища. 

     Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган – гелиэя. Помимо чисто судебных функций она выполняла функции в области законодательства.

     Гелиэя  состояла из шести тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшийся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе тридцати лет. Функции гелиэи были связаны не только с судебным разбирательством. Участие в охране конституции и законодательства придавало гелиэе  большой политический вес.

     Гелиэя  разбирала наиболее важные частные  дела самих афинских граждан, государственные  дела, спорные дела между союзниками и все важнейшие дела граждан  союзных государств.

     Кроме гелиэи в Афинах действовало еще несколько судебных коллегий, которые разбирали определенные дела, - ареопаг, четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока. 

     Афинская  демократия в V-IVв. до н.э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилась на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствие иерархии.

     Для своего времени афинская демократия имела свое передовое государственное  устройство. Здесь все полноправные граждане имели возможность управлять страной, а государство заботилось о материальном благосостоянии своих граждан и создавало условия для развития культуры.

     Рабовладельческий строй в Афинах сложился в наиболее развитой форме – в форме демократической республики16. 
 
 

     Государственный строй Римской  республики 

     Республиканский образ правления установился  в Древнем Риме в 509 г. до н.э., после изгнания Тарквиния Гордого. Республиканский период  принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

     Высшими государственными органами в Римской  республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний:

  • центуриатные;
  • трибутные;
  • куриатные.

         Центуриатные  собрания. Главную роль играли центуриатные  собрания,                                                                     обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий – по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

         Трибутные собрания. Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

         Куриатные собрания. Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

         Сенат. Действительно важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции:

  • законодательные - он контролировал законодательную деятельность      центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;
  • финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;
  • по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу;
  • внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат.

         Он  же разрешал набор в армию и  распределял легионы между командующими армиями.

         Магистратуры. Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на:

  • ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;
  • экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки.

         В таких обстоятельствах сенат  мог принять решение об установлении диктатуры. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим принципам:

  • выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриатными или трибутными собраниями;
  • срочность - один год (за исключением диктатора);
  • коллегиальность;
  • безвозмездность;
  • ответственность17.
 

     Подводя итоги, спросим себя: в чем состоят  принципиальные особенности римской аристократической республики лучших лет ее существования? Что мешало  ее переходу к демократии афинского типа, монархии, олигархии?

       На этот непростой вопрос можно  дать следующий ответ (в современной  терминологии): система сдержек и  противовесов в функционировании правящей магистратуры, а в более широком плане устойчивое, разумное распределение власти между демократией и аристократией, хотя и при явном преобладании последней.

       Система сдержек и противовесов присуща всем этапам Римской республике: два собрания, одно из которых было поначалу чисто плебейским; коллегиальность магистратур с правом интерцессии одного из магистратов в дела другого, своего коллеги; невмешательство одной магистратуры в дела другой (своего рода разделение властей); строго проведенная срочность всех без исключения магистратур и ответственность магистратов за злоупотребления; отделение судебной власти от власти исполнительной; наличие сената как назначаемого органа, обладающего высшим авторитетом, но лишенного исполнительной власти и т.д.

     Наконец, нельзя не коснуться армии, представляющей собой в течение всех лет республики (до эпохи диктатур) народное ополчение. И уже по одной этой причине бывшей силой, стоящей на пути к неограниченной царской власти или установлению олигархической формы правления.

     Когда с широкой завоевательной политикой  Рима, сначала в самой Италии, а затем и на всем ареале земель, омываемых Средиземным морем, римская  армия стала постоянным инструментом политики, наемной силой, содержащийся за счет завоеванных народов, разрушилась преграда перед военными диктатурами и появилась возможность перехода к монархическому правлению18. 

 

     

     Список  используемой литературы

         Источники

          1.Французский Гражданский Кодекс 1804 г.//Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права./Под ред. К.И. Батыра и Е.В.Поликарповой. М.,2006.С.170-246.

          2. Французский Уголовный Кодекс 1810 г. .//Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой.М.,2006.С.249-269. 

     Общая и специальная  литература

         3. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998. С.70-90.

         4. Графский В.П. Всеобщая история права и государства. М., 2002. С. 153-183.

         5.Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995. С. 59-87.  

Информация о работе Сравнительная характеристика государственного строя Афинской и Римской республик