Создание конституции РСФСР 1918г.

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:34, реферат

Краткое описание

Формирование основ нового права началось с издания первых декретов II Всероссийского съезда Советов, сформировавших его принципы. Декрет о суде № 1 отменял действие старых законов, если они противоречили революционному правосознанию.
Последнее стало главным источником права при отсутствии новых писаных норм. В местных судах в качестве источника продолжали действовать нормы обычного права. Постепенно стала складываться новая судебная практика. Революционное правотворчество осуществлялось самими судебными органами, высшими органами власти, руководящими органами политических партий и местными Советами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. Предпосылки появления………………………………………………...4
2. История создания………………………………………………………...9
3. Разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 года…………..…12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………17

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ !!!!!!!!!.doc

— 91.50 Кб (Скачать)
 
 

ГОУ ВПО  «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСЕТЕТ 
 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА «ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА» 
 
 

РЕФЕРАТ

ПО ИСТОРИИ  ОТЕЧЕСТВА, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА:

ТЕМА  «СОЗДАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РСФСР 1918г. 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила:

                  Студентка 1 курса группы Ю-114

                  Косолапова  О.Е

                  Проверил:

                  Ассистент Алексеев Е.Ю. 
                   

Волгоград 2012 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

  ВВЕДЕНИЕ

 

      Формирование  основ нового права началось с  издания первых декретов II Всероссийского съезда Советов, сформировавших его принципы. Декрет о суде № 1 отменял действие старых законов, если они противоречили революционному правосознанию.

      Последнее стало главным источником права  при отсутствии новых писаных норм. В местных судах в качестве источника продолжали действовать нормы обычного права. Постепенно стала складываться новая судебная практика. Революционное правотворчество осуществлялось самими судебными органами, высшими органами власти, руководящими органами политических партий и местными Советами.

      Приоритет революционного правосознания в  качестве источника права основывался в господстве в первые годы революции психологической теории права, считавшей важнейшим аспектом правовой реальности именно правосознание, а не норму или правоотношение.

      Начиная с первого дня своего существования, Советская власть издает целый ряд  актов конституционного характера. В истории Советского государства насчитывается 4 Конституции - соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 годов.

      Принятие  каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.  
 
 
 
 

      1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ.
 

      Конституционное правосудие в России возникло не на пустом месте. Первая волна конституционных  идей и проектов возникла еще у  декабристов и либеральных конституционалистов  конца XIX – начала XX веков. Их можно  считать политико-правовыми истоками, предысторией всей последующей конституционной юстиции.

      В российской правовой мысли одним  из первых наиболее отчетливо идеи верховенства Конституции обосновал  М.М. Сперанский, мечтавший о «доброй  монархической конституции». В записке  об устройстве судебных и правительственных учреждений в России (1803г.) он различал законы (акты законодательной власти) и учреждения (акты исполнительной власти), а среди первых – «три рода законов»: 1) закон государственный (конституционный); 2) закон гражданский; 3) закон (уголовный). «Главные правила, — писал он, — относятся к закону государственному и им определяются». При этом учреждение, по мнению великого реформатора, должно «по необходимости быть сообразно государственному закону, а, следовательно, и способы, коими оно приводится в исполнение, должны быть на нем же основаны».

      Идея  обеспечения соответствия всех законов  «коренным законам», имея в виду Конституцию, красной нитью проходит по тексту проекта М.М. Сперанского, на чем он неоднократно акцентирует  внимание. «Во всяком благоустроенном государстве, — повторяет он, — должны быть начала законодательства положительные, постоянные, неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы. Сии положительные начала суть коренные государственные законы… Предмет и свойство государственных коренных законов есть определить образ, коим силы государственные сопрягаются и действуют в своем соединении».

      В разных кругах Российского общества в конце 19 – начале 20 вв. разрабатываются  проекты Конституции России. В частности, можно выделить "проект Русской Конституции" (Основной Государственный Устав Российской Империи), изданный в 1894 году в Лондоне Комитетом Фонда Вольной Русской Прессы; проект движения Освобождения, называемый «проект Геллерта (1904 г.)»1 и др.

      Не  будем подробно останавливаться  на всех этих проектах, тем более  что один из них в конечном итоге, в силу разных причин, не был реализован. В то же время необходимо сказать  как о том, что инициаторами такого рода разработок выступали российский самодержцы, так и о том, что отдельные идеи и некоторые части этих документов все же были реализованы. Дело в том, что в России время от времени принимались акты, которые в своей совокупности можно воспринимать как отдельные элементы предполагаемой в будущем неписаной конституции по английскому образцу.

      В связи с ожидаемой конституционной  реформой в России уже в 1905 году отдельные  авторы обратились к американскому  и европейскому опытам конституционализма. В сравнительно-правовых исследованиях  прямо, а чаще всего косвенно, выводились определенные «рецепты», «модели», «комбинации» реконструирования государственного строя в стране.

      Несмотря  на то, что в Имперской России не было Конституции, как таковой, действовал целый комплекс актов, которые можно  охарактеризовать как конституционные. И, если исходить из положения, что конституция – это такой акт государства, в котором закрепляются политический строй, система государственных органов, их компетенция и порядок комплектования, территориальное деление и организация отношений между центром и регионами, основы правового положения граждан, включая набор предоставляемых им прав и свобод, то в начале ХХ в. в Российской империи были приняты акты, которые без всяких натяжек можно назвать первой, однако, неписаной конституцией России.  

      1Амирбеков С. К вопросу о конституционности строя России в начале XX в. // Право и Жизнь. –1999. - № 24 
 

      К их числу относятся 2:

      Высочайший  манифест от 17 октября 1905 г. “Об усовершенствовании государственного порядка”. Разработанный  С.Ю. Витте,   

      он, во-первых, впервые провозглашал “незыблемые  основы гражданской на началах действительной неприкосновенности личности. Свободы  совести, слова, собраний и союзов”. Во-вторых, устанавливал правило, в  соответствии с которым “никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей”. Тем самым царь ограничивал свою власть в пользу Государственной думы, которая наделялась законодательными функциями и превращалась в высший законодательный орган государства;

      Указ  от 11 декабря 1905 г. “Об изменении  Положения о выборах в Государственную  Думу”6), который, в отличие от Положения  о выборах в Государственную думу 1905 г. 7), увеличил число курий с трех (землевладельческая, городская и крестьянская) до четырех (рабочая) и расширял число избирателей городской курии. В то же время выборы в Думу не были всеобщими, из числа избирателей исключались женщины, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств и молодежь до 25 лет, а также кочевые народы (бродячие инородцы). Выборы были двухступенчатые, а для рабочих и крестьян трех- и четырехступенчатые. Всего по новой системе избиралось 524 депутата, от 53 губерний европейской части России – 488 депутатов и 36 – от национальных окраин в соответствии с местными условиями, традициями и т.д.; 

       2Амирбеков С. К вопросу о конституционности строя России в начале XX в. // Право и Жизнь. –1999. - № 24. 

      Манифест “Об изменении учреждении Государственного совета и пересмотре учреждения Государственной думы, а также Указы от 20 февраля 1906 г. “О переустройстве учреждения Государственного совета” 8) и “Учреждение Государственной Думы”

      В этих документах определялись порядок учреждения и выборов членов Государственного совета, а также внутренне устройство и компетенция Государственной думы. В результате был создан российский парламент, состоящий из двух равноправных палат: Государственной думы и Государственного совета, преобразованного из законосовещательного органа при царе в верхнюю законодательную палату с правом вето на решения нижней палаты – Государственной думы. Государственный совет состоял из 98 членов, из которых 50 членов избирались от губернских земств, по шесть- от православной церкви и от Академии наук и университетов, 12 – от биржевых комитетов и комитетов торговли и мануфактур;

      Указ  “О временных правилах об обществах  и союзах” от 4 марта 1906 г. Этот документ развивал идеи Манифеста 17 октября 1905 г. Он явился первым в истории Российской империи законодательным актом, допускавшим деятельность различных, в том числе и оппозиционных, политических образований.

      В 1906 году в России принимаются Основные законы Российской империи, которые  уже в научной среде воспринимались и воспринимаются если не как конституция, то, во всяком случае, актами, отличающимися по юридической силе от обыкновенных законов. По крайней мере, до революции 1917 г. Основные законы целым рядом известных государствоведов рассматривались в русской доктрине государственного права как конституция в целом либо в определенной части. Даже в 20-х годах В.Н.Дурденевский называл их «очень умеренной конституцией индивидуалистического типа, подражанием в тексте Пруссии и Японии и в принципах французской Хартии 1814г.». Хотя по этой проблеме еще в дореволюционной литературе была дискуссия, более полный обзор, которой дал тогда М.А.Рейснер.

      Позднее, после февральской революции 1917 г., была создана Особая Комиссия по составлению проектов основных законов при Временном Правительстве. В целях работы комиссии значилась не только разработка Конституции, но и судебная защита будущей Конституции Российской республики. На первом заседании Комиссии 11 октября 1917 года в приблизительной программе вопросов, подлежащих разработке, под номером 16 значился «Порядок пересмотра конституции. Гарантии Конституции». На следующем заседании 14 октября 1917 г., вторая часть этого вопроса была уточнена и называлась «Судебная гарантия конституции».

      Октябрьская революция 1917 г. не позволила реализоваться этим намерениям, и первая конституция России была принята уже при советской власти.

      Попробуем выяснить значение первой российской Конституции в становлении отечественного конституционализма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.
 

       Декреты II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов были первыми актами конституционного характера. В них решались вопросы не только текущие, но и фундаментальные проблемы внешней политики, экономических преобразований, власти. Поэтому факт принятия этих документов можно рассматривать как первый этап конституционного строительства.

       Второй  этап начался с принятия 10 январе 1918 года на III съезде Советов рабочих и крестьянских депутатов ленинской “Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа”. Декларация решила основные конституционные вопросы, определила основные принципы и направления социальной, экономической и государственной политики. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя:

       - национализацию земли, переход  к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.

       В Декларации были зафиксированы основы государственного строя “Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам”. Декларация закрепляла также лишение эксплуататоров политической власти: “III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов полагает, что теперь, в момент решительной борьбы народа с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти”. 31

       По-новому решая вопрос о форме государственного единства Советской России, Декларация провозгласила, что советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик, однако не устанавливала при этом конкретных форм федерации. “...Стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях”42.

Информация о работе Создание конституции РСФСР 1918г.