Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 13:55, контрольная работа
Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России начиная с 1921 года. Была принята в марте 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику«военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму.
Советская страна в годы НЭПа (1921 – 1927) 3
1. Причины введения НЭПа 3
2. НЭП и его итоги 5
3. Общественно-политическое развитие страны в годы НЭПа. 9
Заключение 13
Тест 14
Список использованной литературы: 15
Юридически НЭП прекратил существование 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР. К тому времени частный сектор в советской экономике уже практически отсутствовал.
2
3. Общественно-политическое развитие страны в годы НЭПа.
Серьёзные сдвиги в годы нэпа происходили не только в экономической, но и в общественно-политической сфере.
Термин «культурная революция» был введен В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации»: «Культурная революция — это …целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы» Культурная революция была направлена на «перевоспитание» масс — на «коммунизацию» и «советизацию» массового сознания, на разрыв с традициями исторического (дореволюционного) культурного наследия через большевистскую идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества.
Культурная революция обусловлена такими преобразованиями в экономике и политике как установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалистическая индустриализация и коллективиз
Культурная революция с одной стороны предусматривала ликвидацию неграмотности среди рабочих и
В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты определенные успехи: по официальным данным переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70 %; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел.; до начала 1940-х гг. наблюдался расцвет науки и искусства, с 1960-х — рассвет советской космонавтики, высшие спортивные достижения, процветание сельской промышленности и многое другое. В культурном развитии, согласно официальной государственной информации, СССР вышел на передовые рубежи в мире.
Главной задачей культурной революции была идеологическая пропаганда. Культурные преобразования находились под контролем коммунистической партии и государства. В области литературы и искусства, в средствах массовой информации основным художественным методом стал социалистический реализм.
В наступившей при НЭПе передышке режим переходит к политике внутреннего разложения Церкви, в сочетании с жестокими ударами по жизненно важным областям: с одной стороны, инспирируется и поддерживается обновленчество, с другой, проводится кампания по изъятию ценностей, суд над Патриархом Тихоном, выносятся смертные приговоры епископам и священникам, закрываются храмы. Множество христиан, сопротивляющихся разгрому Церкви, ссылают в лагеря. Но тех, кто проявляет верноподданность, до времени оставляют в покое.
В этих сложнейших условиях православный народ проявил невиданную стойкость по защите святынь и Церкви, но вместе с тем вновь обнажилось недостаточное понимание сущности коммунизма. Иерархи Церкви относятся к советской власти, как к плохой, но лояльной мирской власти. Недоставало духовной проницательности и мужества для того, чтобы осознать: в России впервые в истории к власти пришли силы открыто богоборческие, тотально одержимые злом. Поскольку люди не могут не сопротивляться внедрению нежити, то индустриализация, коллективизация и культурная революция неизбежно приводят к тотальному террору ("классовая борьба, обостряющаяся по мере строительства социализма" - Сталин). Так было во всех без исключения странах социализма.
В декабре 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказье (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 10 января 1923 года Президиум ЦИК СССР образовал 6 комиссий для подготовки будущей Конституции:
комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР
бюджетную комиссию
комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОГПУ
комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР
комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах
комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий.
26-27 июня проект Конституции был обсужден, дополнен и одобрен Пленумом ЦК РКП(б). 6 июля II сессия ЦИК СССР одобрила проект Конституции СССР и приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». 31 января 1924 года Конституция была единогласно принята Вторым съездом Советов.
Первая союзная Конституция, в отличие от Конституции РСФСР 1918 года, дала исчерпывающий перечень предметов ведения. По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены:
внешние сношения и торговля,
решение вопросов о войне и мире,
организация и руководство вооруженными силами,
общее руководство и планирование экономики и бюджета,
разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).
Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, территория могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.
Высшим органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов.
В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета (избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению) и Совета национальностей (составленного из представителей союзных и автономных республик).
В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат), который мог приостанавливать действие постановлений съездов советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.
ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган — Совет народных комиссаров СССР, в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.
Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они стали частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республик были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) их представителями.
По Конституции центр получал значительные полномочия для контролирования периферии. Конституция ставила целью создание новой политической культуры — «пролетарской по содержанию и национальной по форме», и представляла собой компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями.
История внутрипартийной борьбы в 20е гг. занимала центральное место в политической жизни страны. В ней переплетались вопросы социально-экономического развития, личные интересы и амбиции. Она вылилась в проблему лидерства в политической и идеологической области и началась еще до смерти В.И. Ленина. Вряд ли можно ее рассматривать только в контексте персональной борьбы за власть. Ее ход складывался под влиянием многих обстоятельств внутренней и международной жизни.
НЭП породил множество противоречий и проблем. Значительная часть коммунистов, некоторые слои населения воспринимали нэп как сдачу позиций, возврат к социальной несправедливости. Сразу возникла оппозиция НЭПу. Возникали оппозиции и внутри НЭПовского курса. По ключевым проблемам социально-экономического и политического развития велись острые дискуссии. Они стали своего рода прикрытием борьбы за лидерство. Разные политические силы в РКП(б) понимали НЭП по-разному. Н.И. Бухарин предлагал считать НЭП длительным процессом «врастания в социализм», в то время как значительная часть коммунистов рассматривала НЭП как средство удержания власти до начала мировой революции. Известно, что в годы НЭПа интенсивно складывается и приобретает силу номенклатура. Ее интересы вступали в противоречие с интересами старой политической элиты. Это обострило борьбу среди вождей. И.В. Сталин, много сделавший для создания номенклатуры, пользующийся ее поддержкой, имел больше шансов взять верх в борьбе за власть. Номенклатура, таким образом, создавала И.В. Сталина, который в то время не принадлежал к числу самых известных большевистских лидеров. В партии по мере роста ее рядов (в 1921 г. она насчитывала 732 тыс. человек, в 1927 г. — уже 1,3 млн) проявлялся раскол между массой рядовых членов и руководящей верхушкой. Ведущие рычаги управления оставались в руках «старой большевистской гвардии». Она привыкла к дискуссиям, выдвижению своих предложений по Разрешению возникающих проблем, которые часто не совпадали с принятым наверху курсом. Между тем бюрократизация советского общества и партии вела к ограничению внутрипартийной демократии, что обостряло борьбу.
2
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному, можно еще раз подчеркнуть, что НЭП был системой различных мероприятий. Введение НЭПа было остро необходимой мерой, продиктованной самой жизнью. Еще до начала осуществления нэповских мероприятий политике НЭПа давались различные, порою весьма полярные оценки. При всех недостатках и недочетах новая экономическая политика должна была явиться спасением для России, оказавшейся на краю бездны, и, несмотря на разногласия в большевицкой партии, введение новой экономической политики началось.
Бесценный опыт НЭПа именно в том и состоит, что государства, проводящие преобразования в экономике могут учитывать эти и другие уроки, через которые прошла экономика России вначале 20-х годов. Тема НЭПа сегодня актуально, как никогда. Именно наш, российский опыт использовали государства, проводившие социалистические преобразования. Разные массы и социальные группы хотели увидеть в нем то, что именно им, и только им, хотелось увидеть. Рыночные элементы НЭПа оказали деструктивное влияние на экономику в целом. Пропорции сдвинулись в сторону стихийных начал рынка, а это, в свою очередь, вызывало попытку государства восстановить утраченные позиции за счет форсированного вмешательства в экономику. И действительно, для выхода из кризиса правительство предприняло ряд административных мер, усилив централизованное руководство экономикой, ограничив самостоятельность предприятий, увеличив цены на промышленные товары, повысив налоги на частных предпринимателей, торговцев, зажиточных крестьян. Государство решило разобраться со всеми социально-экономическими неурядицами одним ударом, не вырабатывая механизма взаимодействия государственного, кооперативного и частного сектора хозяйства, а занявшись поиском и обезвреживанием «вредителей» и «врагов народа». Все это привело, в конечном итоге, к свертыванию НЭПа.
2
Тест
Что характеризует НЭП:
1. Восстановление рыночных отношений.
2. Одноукладная экономика.
3. Стимулирование крупных государственных предприятий.
4. Ставка не крестьян как товаропроизводителей.
5. Замена продразверстки продналогом.
6. Запрет аренды земли и найма рабочей силы.
7. Денационализация мелкой и частично средней промышленности.
Ответ: 1, 4, 5, 7
2
Список использованной литературы:
1. Валентинов В. (Вольский). Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. Стэнфорд, 2001.
2. Новая экономическая политика. Вопросы теории и истории. М., 2000.
3. Преображенский А. Новая экономическая политика. Опыт теоретического анализа. М., 1996.
4. Полнер Е.Д. История отечества ХХ век (1900-1940гг.). ЧастьI/Т.Е.Полнер.-3-е изд., доп.-СПб., 1996.
5. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. “История России.” Учебник.- М.:"ПРОСПЕКТ", 2001г.
6. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. “История России” учебник для вузов М: Издательская группа ИНФА-М-НОРМА, 2005г.
7. Зуев М.Н. История России с древнейших времен до начала XXIвека – 5-е издание – М: Дрофа, 2002г.
8. Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества: Учебник для вузов. – М., 2004.
2
Информация о работе Советская страна в годы НЭПа (1921 – 1927)