Сословные реформы Петра I и Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:40, реферат

Краткое описание

В основе структуры населения в XVIII в. лежал сословный принцип. Социальные категории и группы выступали как сословия или сословные категории, наделенные особыми сословными правами, привилегиями. К непривилегированным относились податные сословия, выполнявшие определенные повинности, платившие всякого рода, казенные налоги и сборы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….….….3
1. Сословные реформы Петра I…………………………….……….4
2. Сословное законодательство Екатерины II……….……….16
Заключение………………………………………………………………………...19
Список используемой литературы…………………………….……….20

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

   С другой стороны, Петр присвоил дворянскому званию значение почетного благородного достоинства, даровал гербы и титулы, разрушил прежнюю замкнутость служивого класса, открыл путем выслуги широкий доступ в дворянскую среду людей неродовитых, что в веке нельзя было представить.В результате, наверху общественного /сословного/ деления граждан Российского государства образовался привилегированный слой, поставляющих, так сказать, командный состав для армии и флота граждан, созидавших своим трудом государственное богатство.События после смерти Петра показывают, что шляхетство, пополняя гвардию и правительственные канцелярии, - сила, с мнением и настроением которой теперь должны были считаться правительства.

                                                  

     После Петра, дворянство, находящееся на службе становится инициатором дворцовых переворотов, пользуясь несовершенством законов о престолонаследии.Почувствовав себя силой, дворянство начинает стремиться к тому, чтобы освободить себя от тягот подневольной крепостной службы государству, с сохранением, однако, всех тех прав, которые представило им правительство.

      Е.В.Анисимов разделяет взгляды дореволюционной историографии на петровскую политику в отношении дворянства как закрепостительную. «Это за бюрократизированное, за регламентированное дворянство, обязанное учиться, чтобы затем служить и служить на бессрочной военной и гражданской службе /даже отставленные от службы «за старостью и за ранами», о чем их часто, освидетельствовал, сам самодержец, определялись в гарнизоны «кто к какому делу способен»/, можно ли назвать господствующим классом-сословием в том смысле, как мы понимаем это применительно к екатерининским или николаевским временам?» - риторически вопрошает историк[2].Но как же с правом дворянства владеть землями и крестьянами, как будто принятый в интересах шляхетства указ 1714 г. о майорате, т.е. единонаследии? Анисимов замечает, что право земле и душе владения при Петре - не исключительная привилегия дворян /как позднее/; крепостными могли в первой четверти века владеть также и купцы. Что же касается управления в правах вотчины и поместья и запрещения дробить их между сыновьями, то здесь царя интересовала, прежде всего, не участь сословия, а интересы государства. Во-первых, с поделенных владений могли бы упасть государственные доходы; во-вторых, как говорилось в указе, при передаче имения единственному наследнику «прочие не будут праздны, ибо принуждены будут искать хлебы службой, учением, торгами и прочим, И то все, что оные сделают вновь для своего пропитания, государственная польза есть».

      Петр, защищал, государственные интересы последовательно жертвовал сословными интересами отдельных групп населения, не исключая и те, что принято называть привилегированными.

                            Петр 1 и духовенство.

    Наиболее сложным образом складывались отношения Петра с духовенством. Рассматривая их необходимо, прежде всего, обратиться к существу русской православной традиции.Первоначально организация русской церкви начала формироваться вскоре после крещения Руси. Сначала это была митрополия константинопольская патриарха.

    В Древнерусском государстве церковь занимала неоднозначное место. «Ряд церковных историков, - пишет Ю,Ф,Козлов, например, - характеризуя сущность христианства, показывая развитие православной церкви, отмечают, что…сословные отношения на Руси ничуть не изменились». имея при этом в виду, что они не изменились с языческих времен. Рабство как существовало при древней религии, так и осталось при новой; церковь, якобы не оказывала никакого идеологического влияния на общественный порядок, наоборот, служила примером эксплуатации людей.С такими умозаключениями, конечно, согласиться нельзя. Разве красота и прелесть исполнения христианских культов и обрядов, элементы богослужения не подняли христианина на ступень выше язычника? Разве распространение христианства и становление русской церкви не оказали влияния на развитие духовной культуры на Руси, и особенно грамотности? Русь получила возможность читать и писать, расширять свой кругозор главным образом с помощью появившихся в арсенале христианской церкви возможностей.

    Безусловно, в социально-экономическом отношении церковь являлась феодальным собственником. Причем она отличалась от светских феодалов /князей и бояр/ не отчуждаемостью этой собственности и принадлежностью ее целому обществу, т.е. церковной организации, а не какому-то лицу или роду.С 1589 года самую высшую ступень в церковной иерархии стал занимать патриарх, который являлся главой церкви и вместе с тем епархиальным архиереем.

    Главным содержанием деятельности всех служителей культа является утверждение православия в России и его использование на всей территории. Церковь распространяла свое влияние не только в сфере прямого исполнения религиозных обязанностей, но и в других направлениях: книгопечатание, иконописание, образование, культура,   духовные встречи и чтения, проявление гуманности и милосердия, попечение инвалидов и больниц, детских домов и т.д.Особое внимание обращалось на содержание и характер образования.

    Основными учебниками учителей из духовенства были Псалтырь и Часослов, богослужебные книги с текстами молитв.С тем, чтобы уменьшить воздействие на православных верующих, в России были запрещены ввоз и распространение иностранной печатной литературы, за исключением греческой. Связи русского населения с иностранцами неправославной веры были ограничены, запрещали посещать кирхи лютеран и кальвинистов, а всем иноземцам - церкви.

    Следует заметить, что дворянство весьма ревниво наблюдало за всем церковным хозяйством и принимало меры против его роста.Одним из наиболее рьяных приверженцев православной веры был отец царя Михаила Федоровича, ставший в 1619 году патриархом Московским и все я Руси - Филарет. Закаленный Смутой и воспитавший народ в ненависти к иноверцам, преследовавший любое инакомыслие и проявлявший жестокость, в сущности, ничего положительного и значительного русской православной церкви не дал. Уже тогда наметился процесс разрушения церковных уставов, что закономерно вело к полному расколу в патриаршестве.

    Русское духовенство традиционно не относилось к бедным сословиям. Имея колоссальные доходы, духовенство тратило их большей частью на содержание дворцов, убранство церквей и монастырей, пускалось в хозяйственный оборот[3].Роковую роль в русском православии сыграл патриарх Никон, способствующий расколу русской церкви. Об этом церковном деятеле следует сказать особо.

    Историки признают Никона / в миру Никита/ одним из самых могучих деятелей века.

    В,Ф,Иванов пишет, что проводом к расколу русской церкви послужило рабское преклонение Никона перед греками и забвение истории своей церкви. Он рабски следовал византийским образцам. Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство от Петра 1 до наших дней.

    При Никоне в Москве появляются греческие амвоны, греческие архиерейские посохи, греческие клобуки и мантии, греческие живописцы и т.п. Никон приказывал отбирать иконы нового письма, что многих православных приводило в недоумение. В то же время подражание грекам было, мягко говоря, не совсем оправданным. Большинство греческих книг печаталось в «латинских землях», понятно, что в них порой присутствовали мысли, отличные от русской православной традиции.

     Полным ходом продолжался процесс исправления книг. Одновременно с этим принимались, решения и об исправлении обрядов, для чего созывались соборы, и на соборе 1656 г. впервые занялись вопросом о двоеперсии. Между тем в народе проявлялся ропот на новшества: новых книг местами не хотели принимать, считая их испорченными.

    Таким образом, к середине века духовенство оказалось в глубоком кризисе. Постепенно оно лишается своих привилегий. В 60-х годах столетия происходит окончательный раскол русской церкви. Никон был низложен, многих священников лишили церковной службы. Русская церковь разделилась на два враждебных друг другу лагеря. Борьба со старообрядчеством принимает широкие масштабы и охватывает разнообразные слои и группы населения. Преследование старообрядцев продолжалось долгие годы. Православие стали насаждать насильственно даже среди нерусского населения.

    Все эти события предопределили упразднение патриаршества, а также церковную реформу Петра 1.

    При Петре государство стало постоянно вмешиваться во все церковные дела, и в первую очередь в управление несметными богатствами церкви. Царь во всем стремился навести «железный порядок»[4], а в церковных делах в особенности. В церковных доходах он видел большую государственную прибыль. При нем Церковь уже не была независимым социальным институтом, духовный владыка уже не приравнивался к государю. Церковь было решено ввести в общий порядок государственной жизни, подчинить ее общей системе государственного правления, как одну из ветвей, и духовное управление превратить и поставить наряду со всеми коллегиями.

    Патриарший дом, дела архиерейские и монастырские было велено вести Мусину-Пушкину. Все церковное имущество: вотчины, оброчные статьи, Церковные вклады, были передано в ведение Монастырского приказа. Затем последовало и прямое отчуждение церковных земель в виде продажи или пожалования отдельным лицам. Духовенству были определены весьма скромные оклады содержания. По ведению царя все монастыри были переписаны. Они стали облагаться поборами, и обязаны были исполнять тяжелые повинности. С монастырей требовали: лошадей, каменщиков, кирпичников, столяров, кузнецов, печатников, денег, серебренную посуду и т.д.

    Церковная политика Петра имела во многом революционный характер и даже порой разрушительный. С одной стороны, для улучшения духовенства он требовал распространения просвещения, с другой, лишал его материальных благ и тем самым отнимал возможность распространения этого просвещения.

   Признавая пользу некоторых реформ царя, многие священнослужители подвергали резкой критике все, что действовало против церкви. Отмена патриаршества повлекла за собой изменение положения духовного сословия и глубокие изменения внутри самой церкви и ее деятельности. Самое главное, что в духовном управлении все большее значение приобретала светская власть.

   Реформируя церковное управление, Петр имел не только ярых противников, но и верных помощников. Одним из таких был Феодосий Яновский, который в !710 году стал архимандритом только что созданного Александро-Невского монастыря, которому государь придавал особое значение, так как до образования Синода он служил своего рода центром преобразовательной деятельности в отношении церковного аппарата. Феодосий проводил крутые меры, борясь с непокорными членами духовенства.

   Еще одним сподвижником Петра был Феофан Прокопович, именно ему Петр доверил главные вопросы переустройства духовенства, а также составление Духовного регламента. В 1720 году проект Регламента был представлен на обсуждение Сената. Сенаторы и духовенство этот план утвердили. Силу закона Духовный регламент получил в 1721 году после того как его подписали 87 духовных лица.

   Надо сказать, что решительные действия Петра не были лишены основания, кризис в духовной среде был налицо.

   Еще непригляднее и грубее рисуют современники нравственный уровень черного духовенства.

   К веку монастыри решительно утратили то высокое культурное значение, с которым они выступили на историческую сцену, стала далеким воспоминанием прежняя просветительская деятельность монастырей, сохранившая на Руси грамотность, поддерживавшая лучшие идеалы веры и т.п. В монастыри конца - начала вв. идут люди не в поисках душевного спасения, сюда стремится всякий сброд, бегущий от труда, ищущий дарового хлеба, привольной жизни… Князьков С. Из прошлого русской земли.

 

 

 

       Законодательство о сословиях  Екатерины||

 

    21 апр. 1785 г. были изданы две грамоты: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Жалованная грамота городам».

   Обе грамоты регулировали законодательство о правах и обязанностях сословий.

   Жалованная грамота дворянству:

       -подтверждались уже существующие права.

        -дворянство освобождалось от подушной подати

        -от расквартирования войсковых частей и команд

        -от телесных наказаний

        -от обязательной службы

        -подтверждено право неограниченного распоряжения имением

        -право владеть домами в городах

        -право заводить в имениях предприятия и заниматься торговлей

        -право собственности на недра земли

        -право иметь свои сословные учреждения

         -изменилось наименование 1-ого сословия: не «дворянство», а    «благородное дворянство[5]».

         -запрещалось производить конфискацию имений дворян за уголовные преступления; имения надлежало передавать законным наследникам.

        -дворяне имеют исключительное право собственности на землю, но в «Грамоте» не говорится ни слова о монопольном праве иметь крепостных. украинские старшины уравнивались в правах с русскими дворянами.             

        -Дворянин, не имевший офицерского чина, лишался избирательного права. Занимать выборные должности могли только дворяне, чей доход от имений превышает 100 руб.

Грамота на права и выгоды городам Российской империи:

        - подтверждено право верхушки купечества не платить подушной подати.

        -замена рекрутской повинности денежным взносом.

       -Разделение городского населения на 6 разрядов:

        -дворяне, чиновники и духовенство («настоящие городские обыватели») могут иметь в городах дома и землю, не занимаясь торговлей.

     -купцы всех трех гильдий (низший размер капитала для купцов 3-й гильдии — 1000 руб.)

      -ремесленники, записанные в цехи.

      -иностранные и иногородние купцы.

Информация о работе Сословные реформы Петра I и Екатерины II