Софийский собор в Новгороде

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:59, реферат

Краткое описание

Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид (выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апcиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах. В христианских храмах апсида - алтарный выступ, ориентированный на восток) и барабанов, покрытых слоем цемянки (известковый раствором с примесями толчёного кирпича).

Файлы: 1 файл

Реферат по истории «Софийский собор в Новгороде» 1.docx

— 27.98 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Научный исследовательский  университет 

 

 Кафедра: 

 «Софийский собор в  Новгороде»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили: студентки группы

 

 

 

 

 

 

 

2012 г.

 

Новгородский Софийский  собор – один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества.

История

В 1045 году великий князь  Ярослав Мудрый (сын Владимира Святославича, 1019-1054 гг, начало создания «Русской правды», окончательный разгром печенегов(1036), строительство Софийского Собора в Киеве, установление «очередного порядка» престолонаследия) и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой. Храм имел пять нефов (вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.) и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.

Первоначально стены храма  не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид (выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апcиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах. В христианских храмах апсида - алтарный выступ, ориентированный на восток) и барабанов, покрытых слоем цемянки (известковый раствором с примесями толчёного кирпича). Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.

На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов (вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема.) и скульптур.

В 1929 году собор был закрыт и в нём был открыт антирелигиозный  музей. В музее были представлены сокровища хранившиеся в ризнице (место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников и церковной утвари.) собора — как пример «баснословных богатств церкви». Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был сильно повреждён и разграблен, после войны полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.

Архитектурные особенности

Собор представляет собой  пятинефный (вытянутое помещение, часть интерьера обычно в зданиях типа базилики, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.)крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним помимо новгородской Софии относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. Апсид (выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апcиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах. В христианских храмах апсида - алтарный выступ, ориентированный на восток.)три, центральная пятигранная, боковые — округлые. С трех сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи.

 Время возникновения  галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и  ширину 24,8 м; вместе с галереями длина  составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины  креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов (часть внутренних помещений,  залов, объединенных сквозными проходами)между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).

Росписи и иконы  Софийского собора

Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от средневековых  фресок остались лишь фрагменты росписи  центрального купола и «Константин и Елена» в Мартирьевской паперти. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Фреска «Пантократор» в главном куполе была уничтожена в годы Великой Отечественной войны.

 Основная роспись сделана  в XIX веке. В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный  (XV—XVI) и Рождественский (XIV—XVI, отдельные  иконы — XIX век). Среди икон  особо выделяются:

  • Икона Божией Матери «Знамение»
  • Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный
  • София, Премудрость Божия (XV век). Находится в центральном иконостасе. Отличается большим символизмом даже по сравнению с иконами того же типа. Например, Премудрость в новгородской версии имеет красный цвет, означая жертву Христа.
  • Тихвинская икона Богородицы (XVI). Находится в Рождественском иконостасе. Эта икона находилась с новгородцами во время заключения Столбовского мира. Риза на иконе изготовлена по заказу царевны Софьи.

Мощи

В соборе постоянно находятся  останки шести святых: княгини  Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава  и Фёдора, архиепископов Никиты и Иоанна. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII—XIX вв.

Крест главного купола и легенда о голубе

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

 

Во время Великой Отечественной  войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород. При одном  из авианалётов или артобстрелов города крест с голубем был  сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время  оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен  в Испанию. По запросу губернатора  Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне  музея Военно-инженерной академии Испании  в Мадриде. Настоятель кафедрального  Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом  России В. В. Путиным осведомился  о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров  российского президента и короля Испании испанская сторона приняла  решение передать крест Софийского собора России.

16 ноября 2004 года в Храме  Христа Спасителя он был возвращён  Патриарху Московскому и всея  Руси Алексию II министром обороны  Испании и сейчас размещён  внутри Софийского собора. По  заказу Новгородской администрации  была изготовлена точная копия  найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне  взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007.

Достопримечательности

  • Алексеевский крест, воздвигнутый архиепископом Алексием в память павших в Куликовской битве.
  • Царское моленное место, установленное по приказу Ивана Грозного, делалось новгородскими мастерами в течение двух лет.
  • Паникадило (в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад.) главного купола, немецкой работы, подарено Борисом Годуновым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь терминов:

Неф - вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

Цемянка – известковый раствором с примесями толчёного кирпича

Горельеф - вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема.

Ризница - место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников  и церковной утвари.

РПЦ – русская православная церковь

Апсида - выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апcиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах. В христианских храмах апсида - алтарный выступ, ориентированный на восток.

Компартимент - часть внутренних помещений,  залов, объединенных сквозными проходами

Паперть - непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором, на которой стоят плачущие

Паникадило — в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад.

 

 

 

Список используемой литературы:

Брунов Н., Травин. Н. Собор Софии в Новгороде//Сообщения института Истории и Теории архитектуры. Вып. 7, 1947, Стр. 1-41

Комеч А. И. Роль пределов в формировании общей композиции Софийского собора в Новгороде // Средневековая Русь: М., 1976. С. 147—150.

Никитина Ю. И. Софийский  собор. — 4-е изд., перераб. и доп. — Л.: Лениздат, 1980. — 80 с.

Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. — Л.:Наука, Ленинградское отделение, 1986

Сайты:

http://ru.advisor.travel/poi/9993;

http://www.russiancity.ru/text/nov01.htm;

http://www.novgorod.ru/read/information/sightseen/nov..;

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Софийский собор в Новгороде