Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:59, реферат
Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид (выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апcиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах. В христианских храмах апсида - алтарный выступ, ориентированный на восток) и барабанов, покрытых слоем цемянки (известковый раствором с примесями толчёного кирпича).
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Научный исследовательский университет
Кафедра:
«Софийский собор в Новгороде»
Выполнили: студентки группы
2012 г.
Новгородский Софийский собор – один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества.
История
В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый (сын Владимира Святославича, 1019-1054 гг, начало создания «Русской правды», окончательный разгром печенегов(1036), строительство Софийского Собора в Киеве, установление «очередного порядка» престолонаследия) и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой. Храм имел пять нефов (вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.) и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.
Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид (выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апcиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах. В христианских храмах апсида - алтарный выступ, ориентированный на восток) и барабанов, покрытых слоем цемянки (известковый раствором с примесями толчёного кирпича). Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.
На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов (вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема.) и скульптур.
В 1929 году собор был закрыт и в нём был открыт антирелигиозный музей. В музее были представлены сокровища хранившиеся в ризнице (место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников и церковной утвари.) собора — как пример «баснословных богатств церкви». Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был сильно повреждён и разграблен, после войны полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.
Архитектурные особенности
Собор представляет собой пятинефный (вытянутое помещение, часть интерьера обычно в зданиях типа базилики, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.)крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним помимо новгородской Софии относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. Апсид (выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апcиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах. В христианских храмах апсида - алтарный выступ, ориентированный на восток.)три, центральная пятигранная, боковые — округлые. С трех сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи.
Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.
Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов (часть внутренних помещений, залов, объединенных сквозными проходами)между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).
Росписи и иконы Софийского собора
Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от средневековых фресок остались лишь фрагменты росписи центрального купола и «Константин и Елена» в Мартирьевской паперти. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Фреска «Пантократор» в главном куполе была уничтожена в годы Великой Отечественной войны.
Основная роспись сделана
в XIX веке. В соборе три иконостаса.
Из них наиболее известны
Мощи
В соборе постоянно находятся останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, архиепископов Никиты и Иоанна. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII—XIX вв.
Крест главного купола и легенда о голубе
На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.
Во время Великой
16 ноября 2004 года в Храме
Христа Спасителя он был
Достопримечательности
Словарь терминов:
Неф - вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.
Цемянка – известковый раствором с примесями толчёного кирпича
Горельеф - вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема.
Ризница - место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников и церковной утвари.
РПЦ – русская православная церковь
Апсида - выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апcиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах. В христианских храмах апсида - алтарный выступ, ориентированный на восток.
Компартимент - часть внутренних помещений, залов, объединенных сквозными проходами
Паперть - непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором, на которой стоят плачущие
Паникадило — в православном храме центральная люстра, светильник со множеством свечей или лампад.
Список используемой литературы:
Брунов Н., Травин. Н. Собор Софии в Новгороде//Сообщения института Истории и Теории архитектуры. Вып. 7, 1947, Стр. 1-41
Комеч А. И. Роль пределов в формировании общей композиции Софийского собора в Новгороде // Средневековая Русь: М., 1976. С. 147—150.
Никитина Ю. И. Софийский собор. — 4-е изд., перераб. и доп. — Л.: Лениздат, 1980. — 80 с.
Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. — Л.:Наука, Ленинградское отделение, 1986
Сайты:
http://ru.advisor.travel/poi/
http://www.russiancity.ru/
http://www.novgorod.ru/read/