Социальный состав учащихся Тобольской повивальной школы в первые годы ее работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 09:37, доклад

Краткое описание

Одним из первых медицинских училищ Западной Сибири стала повивальная школа при женском отделении больницы Приказа Общественного Призрения, открытая в г. Тобольске в 70-х гг. XIX в.
Мы попытаемся дать характеристику социального состава учащихся Тобольской повивальной школы в первые годы ее работы.

Файлы: 1 файл

Социальный состав учащихся Тобольской повивальной школы.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

Степаненкова З.В.

СурГПУ, г. Сургут

 

Социальный состав учащихся Тобольской повивальной школы 
в первые годы ее работы.

 

Одним из первых медицинских училищ Западной Сибири стала повивальная школа при женском отделении больницы Приказа Общественного Призрения, открытая в г. Тобольске в 70-х гг. XIX в.

Мы попытаемся дать характеристику социального состава учащихся Тобольской повивальной школы в первые годы ее работы.

Впервые о необходимости открытия повивального училища в г. Тобольске, которое стало бы готовить акушерок для работы в деревне, власти заговорили еще в 60-х гг. XIX в. [1]. Уже тогда встал вопрос о социальной принадлежности будущих учениц. Тогда предполагалось набирать 15-20 учениц из крестьянок, не имеющих «таких физических недостатков, которые могли бы препятствовать исполнению их обязанностей в повивальной практике» [2]. В том случае, если такое количество крестьянок, желающих обучаться повивальному искусству, не наберется, вакантные места могут замещаться женщинами других сословий. Они в этом случае должны будут дать обязательство прослужить повитухой в назначенном им месте не менее двух лет.

В «видах сближения ссыльных с крестьянами» было предложено обучать повивальному искусству нескольких женщин из ссыльных. По мнению чиновников Тобольского Приказа Общественного Призрения такая мера должна была способствовать также «улучшению благосостояния» ссыльных [3].

Тогда же был выдвинут тезис о том, что слишком молодые девушки, занимающиеся повивальным искусством, не смогут завоевать доверия крестьян. Поэтому изначально планировалось набирать в школу лиц от 20 до 40 лет и при выборе учениц отдавать предпочтение более взрослым и особенно вдовам. Высказана была и мысль о «предпочтительном привлечении в училище таких женщин, которые уже занимаются в деревнях повивальной практикой» [4]. Учениц из городских сословий предполагалось набирать лишь сверх имеющегося штата за 60 руб. в год в качестве пансионерок и бесплатно в качестве вольноприходящих. Однако действительность внесла некоторые коррективы в эти планы.

Бюрократическая машина того времени работала довольно медленно. Положение об утверждении в г. Тобольске ветеринарно-фельдшерской и повивальной школ было Высочайше утверждено только 30 мая 1878 г. [5]. На месте дело обстояло тоже не лучшим образом. Достаточно упомянуть лишь фразу из рапорта оператора Тобольской Врачебной управы Зацвилиховского от 25 июля 1878 г. «Обзор всего вышесказанного можно кратко выразить следующими словами: много соображений и никакого дела, так как до сих пор ни помещения, ни воспитанников, ни каких приспособлений для них. Имеется только один Директор Повивальной школы» [6]. Тем не менее, не взирая на все трудности, в августе 1878 г. Тобольская повивальная школа была, наконец, открыта.

Директором ее и одновременно преподавателем акушерства был назначен инспектор Тобольской Врачебной Управы доктор медицины М. Петржкевич. При этом он оказался в странной ситуации. Будучи инспектором Врачебной Управы, он сам должен был проверять себя как директора повивальной школы. Возможно, именно в связи с этим обстоятельством он довольно быстро оставил занимаемый пост [7]. Уже ко времени первого выпуска обязанности директора Тобольской повивальной школы исполнял И.Ю. Березницкий, а чуть позднее, в 1883 г. на эту должность был назначен доктор Л.Ф. Линевич. Надзирательницей повивальной школы стала повивальная бабка К.И. Протопопова, окончившая курс в Мариинском родовспомогательном доме. Круг ее обязанностей был довольно широк. В него входили и надзор за воспитанницами в свободное от занятий время, и повторение с ними пройденного на уроках материала, и закупка необходимых продуктов. Кроме того, К.И. Протопопова руководила практическими занятиями учениц в родильном покое при больнице [8].

Обучение в повивальной школе продолжалось два года (в первом и втором специальных классах).  
В эти классы должны были приниматься «по возможности умеющие читать и писать по-русски, физически здоровыя и умственно достаточно развитыя» девушки [9]. Также не возбранялось принимать в школу малограмотных и вовсе неграмотных. В этом случае они должны были поступать в приготовительный класс школы и лишь по его окончании переводиться на основании экзаменов по всем изучавшимся предметам  
в первый специальный класс [10]. Изучались в приготовительном классе Закон Божий, русский язык и арифметика. В первом и втором специальных классах к ним добавлялись акушерство [11], а чуть позднее  
и фельдшерские знания [12].

В первый год работы (1878-1879 уч. г.) в школе действовали только 2 класса – приготовительный и первый специальный.

Кого же предполагалось набирать во вновь открывшуюся повивальную школу? Уже Устав ее демонстрирует некоторые расхождения с первоначальным планом. В первую очередь они касаются возраста  
и сословной принадлежности учащихся.

Согласно Уставу в повивальную школу предполагалось принимать учениц (женщин или девиц) не моложе восемнадцати и не старше тридцати лет от роду. Для подтверждения возраста все они при поступлении должны были предоставлять метрические свидетельства [13].

Преимущества при поступлении по-прежнему предоставлялись лицам из сельских сословий. Однако теперь уже не возбранялось принимать на казенный счет и воспитанниц из других сословий при условии уплаты ими 80 руб. в год. Годовая оплата для вольноприходящих учениц составляла 20 рублей [14].

В 1878 г. в школу было подано 62 заявления. Для прохождения приемного экзамена явилось 48 человек, принято из них было 30 учениц. Из них 20 было зачислено на казенное содержание, 10 пожелали быть вольноприходящими. Остальные абитуриентки оказались «или вовсе безграмотными, или умственно неразвитыми» [15].

Поступившие в училище распределились по классам следующим образом: в приготовительный класс было зачислено 8 человек (6 казеннокоштных и 2 вольноприходящих), в первый специальный класс –  
22 человека (14 казеннокоштных и 8 вольноприходящих).

В основном все набранные ученицы были жительницами Тобольска и Тобольского округа (все вольноприходящие и 16 казеннокоштных). Лишь 2 девушки прибыли из Тюкалинска и по одному человеку их Кургана и Туринска.

Возраст учениц колебался от 18 до 35 лет: шесть человек – моложе 18 лет, двадцать человек – от 18 до 30 лет, четыре человека – от 30 до 35 лет. Из них только двое были замужними.

Четверо учащихся до поступления в повивальную школу окончили Тобольскую Мариинскую школу, двое обучались в женских прогимназиях, одна – в уездном училище, четверо – в сиропитательном заведении, двое – в Александровском детском приюте, 13 человек имели домашнее образование, а четверо ранее нигде не обучались.

По сословиям и званиям ученицы распределились следующим образом [16]:

 

Сословия и звания

Казеннокоштных

Вольноприходяших

Дворян

 

1

Гражданских чиновников

3

4

Военных

3

-

Купцов

 

1

Духовных

 

1

Канцелярских служителей

2

2

Мещан

4

1

Крестьян

4

-

Тобольского сиротского заведения

4

-


 

При рассмотрении приведенной выше таблицы нельзя не заметить, что количество крестьянок, поступивших в училище, невелико, особенно с учетом заявленных в Уставе школы льгот при поступлении для лиц сельских сословий. На наш взгляд, это связано с целым рядом причин.

Во-первых, явно недостаточен был уровень подготовки крестьянских девушек. Только одна из четырех принятых в повивальную школу крестьянок (А. Крутикова) до поступления обучалась в Туринском женском уездном училище. Три девушки (А. Батенева, Е. Горчакова и Г. Лепехина) не имели до этого никакого образования, и были определены в приготовительный класс. Даже после годичного обучения Е. Горчакова была оставлена на второй год, не сумев выдержать экзамен по русскому языку [17]. Отметим при этом, что программа приготовительного класса по этому предмету предполагала лишь обучение чтению и письму [18]. 

Во-вторых, вероятно, играло свою роль и нежелание крестьян отпускать дочерей в город и тем самым лишаться рабочих рук.

В-третьих, можно предположить, что в спешке, предшествовавшей открытию повивальной школы, крестьяне вряд ли были хорошо информированы о начавшемся наборе, об условиях поступления и обучения. Скорее всего, эти сведения были доступнее представителям городских сословий.

Кроме того, следует учитывать и тот факт, что на казенное содержание старались принимать лишь наиболее подготовленных учениц, получивших на вступительных испытаниях более удовлетворительные отметки [19]. А даже столь незначительная сумма как 20 руб. в год, определенная Уставом школы для вольноприходящих воспитанниц, оказывалась зачастую неподъемной для их семей. Об этом свидетельствует рапорт директора повивальной школы от 28 сентября 1878 г. В нем М. Петржкевич просит позволения освободить от платы за обучение «учениц, обнаруживших хорошие успехи и способности в науках». Другим же он предлагает разрешить вносить плату за обучение в два приема, по полугодиям, так как «некоторые из учениц недостаточны, а другие по совершенной бедности вовсе лишены возможности производить установленный взнос и поэтому должны быть исключены из школы» [20]. Финансовые возможности основной массы крестьян также были не слишком высоки.

Уже в 1880-81 уч. г. ситуация несколько меняется. На 1 сентября 1880 г. в повивальной школе обучалось 37 учениц, 30 казеннокоштных и 7 приходящих. В первый специальный класс было зачислено 17 человек казеннокоштных и 5 приходящих, во второй – 13 казеннокоштных и 2 вольноприходящих.

Несколько расширилась география набора. Увеличилось также количество учениц, не проживающих  
в Тобольске (12 человек). Три девушки приехали для обучения из Кургана и его округа (казеннокоштные), три – из Ялуторовска и его округа (казеннокоштные), две (1 на казенном содержании и 1 вольноприходящая) –  
из Туринска и его округа и по две девушки из Тюмени и Ишима. Тем не менее, большинство воспитанниц по-прежнему составляли жительницы Тобольска и Тобольского округа (17 казеннокоштных и 6 приходящих).

По возрасту и семейному положению учащиеся распределились следующим образом: 15 человек  
в возрасте от 18 до 20 лет, 10 человек – от 20 до 25 лет, 10 человек – от 25 до 30 лет и 2 человека – от 30  
до 32 лет. Замужней была лишь одна вольноприходящая ученица, трое обучавшихся за казенный счет воспитанниц были вдовами.

До поступления в повивальную школу шесть учениц закончили Тобольскую Мариинскую школу, четыре – женские прогимназии, три – сельские училища. Трое ранее обучались в Тобольском сиропитательном заведении, двое – в Тобольском Александровском детском приюте. Восемнадцать человек получили домашнее образование. Одна девушка нигде ранее не обучалась.

Приведенная ниже таблица характеризует сословный состав учащихся [21].

 

Сословия и звания

Казеннокоштных

Вольноприходяших

Гражданских чиновников

4

4

Военных

5

1

Духовных

3

-

Почетных граждан

1

-

Купцов

1

-

Мещан

3

2

Крестьян

9

-

Разночинцев

1

-

Крестьян из ссыльных

3

-


 

Сопоставляя данные 1880-1881 уч. г. со сведениями, приведенными в предыдущей таблице (за 1878-1879 уч. г.), можно зафиксировать увеличение количества обучающихся в повивальной школе жен и дочерей военных, духовных лиц и крестьян. Вероятно, эти изменения имеют под собой целый ряд оснований.

В первую очередь следует, видимо, отметить рост популярности Тобольской повивальной школы. Этому способствовало, прежде всего, то, что основная часть воспитанниц находилась на казенном содержании. Данное обстоятельство не могло не привлечь внимания лиц, обладающих невысоким уровнем доходов. Немаловажную роль играл и тот факт, что выпускницы повивальной школы по окончанию обучения получали возможность самостоятельно обеспечивать себя. Получив свидетельства на звание повивальных бабок, девушки, обучавшиеся за свой счет, могли заниматься частной акушерской практикой. Воспитанницы, находившиеся на казенном содержании, должны были отработать за год пребывания в школе полтора года  
по назначению начальства. После этого они могли либо продолжать службу, либо завести частную практику [22]. Кроме того, по окончанию курса им полагалось выдать верхнюю и нижнюю одежду [23] и по 60 руб. (из них 35 руб. на книги и инструменты) каждой [24]. Тем самым казеннокоштные ученицы оказывались даже в несколько более выгодном положении, чем вольноприходящие, поскольку хотя бы на некоторое время были гарантированно обеспечены работой, жильем [25] и некоторыми вещами.

Информация о работе Социальный состав учащихся Тобольской повивальной школы в первые годы ее работы