Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 16:57, контрольная работа
Была предпринята попытка решения продовольственной проблемы и вывода сельского хозяйства из кризиса за счет повышения урожайности (т.е. интенсификации производства) и использования фактора личной заинтересованности колхозника. Для этого было намечено снижение налогов на личное подсобное хозяйство, повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию, списание колхозам недоимок по сельхозналогу (1,5 млрд. пудов зерна), были увеличены приусадебные участки и расширены возможности для колхозного рынка. За период 1950-1955 гг. валовая продукция пищевой промышленности увеличилась в 1,6 раза. Промышленное производство за эти годы возросло на 85%, сельскохозяйственное - на 20,5%.
Вторая половина 50-х годов была периодом самого динамичного в послевоенное время развития Советского государства.
«Социально-экономическое
развитие СССР в середине
1950-х середине 60-х годов»
Новый экономический курс
после смерти Сталина (1953-1955 гг.) заключался
в социальной переориентации экономики
и был связан с именем Председателя
Совета Министров СССР Г.М. Маленкова,
который предложил перенести
центр тяжести на развитие легкой
и пищевой промышленности, а также
сельского хозяйства. Была предпринята
попытка решения
Вторая половина 50-х годов была периодом самого динамичного в послевоенное время развития Советского государства.
Сельское хозяйство. Сельское хозяйство переживало подъем. Он был обеспечен возросшими после сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС капиталовложениями, поставками техники и другими мерами по организационно-хозяйственному укреплению колхозов.
Программа преобразований сельского
хозяйства, осуществлявшаяся Н.С. Хрущевым,
отличалась от стратегического замысла
Г.М. Маленкова. Хрущев предполагал
обеспечить подъем сельского хозяйства
путем повышения
Большое значение придавалось
освоению целинных и залежных земель.
В 1954 – 1958 г. в Казахстане, на Южном
Урале, в южных областях Сибири, частично
на Северном Кавказе было распахано
почти 36 млн. га, что превышало посевную
площадь 9 европейских государств. В
1956 г. валовой сбор зерна достиг рекордной
за все предшествующие 40 лет цифры.
Более половины заготовленного государством
хлеба сдали вновь освоенные
районы. Однако уже через несколько
лет начались проблемы: верхний плодородный
слой почвы оказался слишком тонким
и был разрушен степными ветрами.
Начался падеж скота. Затраты
перестали окупаться, и освоение
целины вскоре перестало приносить
предполагаемую прибыль. Неудачным
оказалось и решение 1958 г. о расформировании
МТС. Колхозам не хватало средств, а
еще в большей степени
Вместо традиционных культур
везде стали сеять кукурузу, в
результате резко сократилось производство
сельскохозяйственной продукции. С 1 июня
1962 г. были повышены цены на ряд продовольственных
товаров, что вызвало волну народного
возмущения по всей стране. Акция протеста
в Новочеркасске против повышения
цен привела к расстрелу
Н.С.Хрущев поставил перед тружениками села невыполнимую задачу – догнать и перегнать США по производству мяса и молока на душу населения. Стремление любой ценой выполнить эту задачу подорвало производительные силы сельского хозяйства.
В начале 60-х годов стал заметен спад не только сельскохозяйственного, но и промышленного производства. Нарастала дефицитность рынка, увеличились очереди за товарами и продовольствием, в ряде районов были введены карточки.
Не дали эффекта и административные
реформы – ни создание Министерства
сельского хозяйства, ни разделение
парторганизаций (на сельские и городские)
не помогли решить сельскохозяйственные
проблемы. В 1963 г. в крупных городах
с прилавков магазинов исчез
хлеб. С этого года СССР стал закупать
зерно и другую продукцию сельского
хозяйства за границей. Итогом многочисленных
административных реформ стало возвращение
к прежней системе
В конце 50-х гг. был совершен переход от пятилетнего к семилетнему планированию (1959-1965 гг.). С этого времени начинается процесс вытеснения экономических стимулов в развитии сельского хозяйства административным принуждением. В 1959 г. в ходе реорганизации хозяйственного аппарата были ликвидированы машинно-тракторные станции (МТС), а вся техника должна была выкупаться колхозами, что подорвало финансовое положение сельских производителей. В целях индустриализации сельского хозяйства было проведено укрупнение колхозов (в результате их численность сократилась почти в два раза), а также массовое преобразование совхозов в колхозы. В том же году началось наступление на личные подсобные хозяйства (борьба с т.н. "дачным капитализмом"), когда у колхозников вновь отрезали земельные участки и насильственно выкупали скот. В итоге произошел упадок личного подсобного хозяйства и обострение продовольственной проблемы. Не дала позитивных результатов "кукурузная эпопея", в 1962-1963 гг. усугубился кризис в освоении целинных земель. В результате семилетний план в части развития сельского хозяйства выполнен не был: вместо запланированных 70% прирост сельского хозяйства составил лишь 15%. Кризис сельского хозяйства привел к первым массовым закупкам зерна за границей (12 млн. т).
Промышленность. В эти годы в промышленности страны и на транспорте широко внедрялись технические новшества. В Советском Союзе быстрыми темпами развивались радиоэлектронная, атомная, химическая промышленность, приборостроение. Именно в эти годы в стране был создан ядерный и ракетный потенциал, запущен первый в мире спутник, а затем – космический корабль, совершен первый полет человека в космос, построены первые атомные электростанции и морские атомные корабли.
На этом этапе в стране была осуществлена коренная перестройка топливного баланса: возросла добыча нефти и газа, их доля в общем объеме энергоресурсов повысилась в три раза, с 19,7 до 60,2%. Для транспортировки этих ценных видов топлива были построены трубопроводы на дальние расстояния самых больших диаметров в мире с высокой пропускной способностью.
Существенное развитие получил морской транспорт, по тоннажу которого Советский Союз вышел на пятое место в мире.
Такое достижение НТР, как
изобретение реактивного и
В эти годы осуществлялась
техническая реконструкция
Получил развитие автомобильный транспорт, увеличились масштабы автодорожного строительства. Все это обусловило кардинальные изменения в структуре транспортной системы – в ней стали ведущими прогрессивные средства передвижения.
Партийное руководство обращало
внимание на отставание отечественной
промышленности в научно-техническом
соперничестве с Западом. Была поставлена
задача всемерного повышения технического
уровня производства на основе электрификации,
комплексной механизации и
В целом среднегодовые
темпы прироста промышленного производства
в СССР превышали 10%, что обеспечивалось
исключительно благодаря
Административные реформы. В 1957 г. Н.С. Хрущев предпринял попытку создать новую структуру исполнительной власти. В соответствии с реорганизацией управления промышленностью и транспортом начался переход от отраслевого принципа управления. через министерства, к управлению по территориальному принципу на основе экономических административных районов.
На место централизованных министерств, пришли территориальные органы управления – советы народного хозяйства.
Это дало определенный эффект, позволило разумнее расходовать средства, сократить мелкие дублировавшие друг друга производства. Однако после нескольких лет работы число совнархозов на местах увеличивалось, что вело к раздуванию бюрократического аппарата, усложнению управления и снижению эффективности. Созданные в 1962 г. госкомитеты по отраслевому принципу, основная задача которых заключалась во внедрении техники, означали двоевластие в промышленности.
На их базе фактически возрождались прежние министерства. Не улучшило ситуацию и создание Высшего совета народного хозяйства СССР (1963 г.).
Реорганизация системы управления
дала определенные результаты: усилилась
производственная специализация, межотраслевое
кооперирование, происходил процесс
технической реконструкции
Централизация возрождалась, и количество управленцев в промышленности росло.
С 1958 г. Н.С. Хрущев стал совмещать пост Первого секретаря ЦК КПСС с должностью Председателя Совета Министров СССР. Наметился процесс развития вертикальной централизации совнархозов (СНХ). В июне 1960 г. были созданы республиканские СНХ, в марте 1963 г. - Высший совет народного хозяйства. Последовательно усложнялась система общегосударственного планирования народного хозяйства. В марте 1962 г. была перестроена система управления сельским хозяйством - создавались колхозно-совхозные управления (КСУ). Административная реформа коснулась и самой партии. В сельских районах были упразднены парткомы (с передачей их функций парторганизациям КСУ), в областях парткомы были разделены по производственному принципу - на промышленные и сельскохозяйственные. В целом реформа по перестройке управления сохранила сущность административно-хозяйственного механизма, территориальная система управления привела вскоре к отраслевой несбалансированности и росту местнических тенденций совнархозов.
Социальная политика. Несмотря на противоречия, экономическая политика постсталинского руководства носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х гг. была разработана программа мер, нацеленная на подъем жизненного уровня населения. Это нашло выражение в законе о пенсиях, в снижении налогов, в отмене оплаты за обучение в средней школе и вузах, во введении минимальной гарантированной зарплаты в сельскохозяйственном производстве, в повышении зарплаты в других отраслях. Был принят закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих, по которому их размер увеличивался вдвое, а пенсионный возраст снижался. Отменялись все виды платы за обучение, сокращалась продолжительность рабочей недели с 48 до 46 часов, были отменены обязательные государственные займы. Рабочая неделя уменьшалась на 2 часа. Регулярно повышались оклады в промышленности. Реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, колхозников - на 90 %.
С 1958 г. казна перестала брать с одиноких женщин налог за бездетность. Президиум Верховного Совета СССР отменил взимание налога с холостяков, одиноких и малосемейных граждан, имевших детей. С конца 50-х годов началась продажа товаров в кредит. В июле – ноябре 1964 г. был принят комплекс мер по пенсионному обеспечению колхозников.
Особых успехов удалось добиться в решении жилищной проблемы. В 50-е годы стали предоставлять льготные кредиты застройщикам индивидуальных домов. Это улучшило положение с жильем в малых и средних городах и сельской местности.
Одним из важных завоеваний социальной политики стало жилищное строительство (городской жилищный фонд с 1955 до 1964 гг. увеличился на 80%, новоселами стали 54 млн. человек).
Укреплялась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры.
Повысился уровень народного образования. Созданная сеть школ, техникумов, вузов позволила сформировать хороший кадровый потенциал страны, что положительно отразилось на развитии науки, культуры.
В социальной сфере происходили
позитивные сдвиги. Улучшилось материальное
положение городских трудящихся
и колхозников, возросли общественные
фонды потребления. К 1960 г. был закончен
перевод рабочих и служащих на
7-часовой рабочий день. В 1964 г. впервые
были введены пенсии колхозникам. Жилой
фонд вырос за годы семилетки (1959-1965
гг.) на 40%, в результате была снята
острота жилищного кризиса. Однако
социальная политика не была последовательной.
Правительство заморозило на двадцать
лет выплаты по внутренним займам,
выпущенным до 1957 г. (с целью снижения
бюджетного дефицита). К концу 50-х
годов обострилась
Информация о работе Социально-экономическое развитие СССР в середине 1950-х середине 60-х годов