Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 00:44, контрольная работа

Краткое описание

Резко усиливается эксплуатация крестьян. В черноземных районах усиление эксплуатации выразилось в расширении барской запашки за счет крестьянских наделов и увеличении барщины. Максимальным проявлением усиления эксплуатации в этих регионах становится перевод крестьян на месячину – поек или мизерное денежное содержание, выплачиваемое крестьянину за работу на земле феодала. При этом, крестьянин полностью лишался своего хозяйства, превращаясь, практически, в плантационного раба.

Файлы: 1 файл

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX ве.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Особое место  в общественном движении занимает П.Я. Чаадаев, участник войны 1812 г. и Северного  общества декабристов. В своих «Философических письмах» (1829-1831 гг.) он говорил об отлученности России от всемирной истории, об обусловленном особенностями православия духовном застое, препятствующем историческому развитию страны. За публикацию «Писем» в журнале «Телескоп» (1836 г.) Чаадаев был объявлен сумасшедшим. В 1837 г. он пишет «Апологию сумасшедшего», в которой он выражает надежду на включение России в западную христианскую цивилизацию.

Культура  первой половины XIX века – «Золотой век русской культуры»

Одним из важнейших  явлений в истории русской  культуры этого времени стало  преобразование системы народного  просвещения в 1803 г. Нижней ступенью в ней стали 2-классные приходские училища для крестьянских детей; следующей – 4-классные уездные училища для детей мещан; в губернских городах учреждались гимназии для дворянских отпрысков, откуда открывался путь в университет. Система, таким образом, носила сословный характер, но в принципе была открыта, незамкнута: существовала возможность перехода с одной ступени на другую. При Николае I положение изменилось: переход с одной ступени на другую стал практически невозможен. В 1835 г. был издан и новый университетский устав, который свел на нет их автономию.

Значительные  успехи были достигнуты в науке. Мировое  признание в области математики получили труды Н.И. Лобачевского (создал неевклидову геометрию) и П.Л. Чебышева (доказал закон больших чисел). Выдающиеся открытия были сделаны в области органической химии Н.Н. Зининым и А.М. Бутлеровым. Успехи в изучении электричества и магнетизма связаны с именами В.В. Петрова (изучение свойств электрической дуги), Э.X. Ленца и Б.С. Якоби (метод гальванопластики). В медицине большое значение имели труды Н.И. Пирогова, впервые применившего гипсовую повязку и эфирный наркоз. С именем В.Я. Струве связано начало работы Пулковской обсерватории и крупные открытия в астрономии. П.П. Аносов разгадал секрет дамасской стали.

Важнейшей вехой на пути развития отечественной исторической науки стала 12-томная «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Оформление дворянского направления в историографии связано с именами историков Н.Г. Устрялова и М.Н. Погодина. В этот период получают широкую известность труды по всеобщей истории профессора МГУ Т.Н. Грановского.

В первой половине XIX в. предпринимаются многочисленные кругосветные путешествия. Первое в  истории России кругосветное путешествие  было совершено под командованием  И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского в 1803 - 1806 гг. Были открыты новые острова в Тихом и Ледовитом океанах, получены и зафиксированы ценные этнографические сведения о жизни коренного населения Сахалина и Камчатки. В 1821 г., также во время кругосветного путешествия, совершенного под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.И. Лазарева, была открыта шестая часть света – Антарктида. Экспедиции Ф.П. Врангеля, Ф.Ф. Матюшина составили описание северо-восточных берегов Азии, П.К. Пахтусова, Ф.П. Литке – островов Северного Ледовитого океана.

В первой половине XIX в. в русской литературе появляются новые черты, наиболее ярко проявившиеся в романтизме (В.А. Жуковский и  К.Н. Батюшков), который в начале века постепенно вытеснял унаследованные от XVIII в. классицизм и сентиментализм.

С именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Н.В. Гоголя связана победа нового и  самого значительного в русской  литературе XIX в. направления – реализма.

В изобразительном искусстве  также упрочивается романтическое  восприятие мира, великолепные образцы которого даны в работах О.А. Кипренского (портреты Пушкина и Жуковского) и К.П. Брюллова («Последний день Помпеи», «Всадница», «Автопортрет»).

В 1830 - 1840-х гг. в живописи также происходит постепенное становление  реализма. Первые шаги в этом направлении были сделаны В.А. Тропининым («Кружевница», портрет Пушкина) и А.Г. Венециановым («На гумне», «На пашне»). Вершиной же реализма в живописи 1840-х гг. стали жанровые картины П.А. Федотова («Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Анкор, еще анкор»). Особняком стоит трагическая фигура А.А. Иванова – глубоко верующего художника, всю жизнь посвятившего воплощению своих мыслей и чувств в яркой картине «Явление Христа народу».

В архитектуре позиции  позднего классицизма (ампира) для которого характерны торжественная монументальность, строгость и простота, оказались очень прочными. Лучшие его творения первой половины XIX в.: здание Адмиралтейства (А.Д. Захаров),Исаакиевский собор (О. Монферран), Казанский собор, Горный институт (А.Н. Воронихин), и ансамбль Главного штаба, Сената и Синода (К.И. Росси) в Петербурге, Большой театр (А.А. Михайлов - О. Бове) и отстроенное после пожара здание Московского университета (Д. Жилярди).

С конца 1830-х гг. под влиянием теории официальной народности возникает  эклектичный русско-византийский стиль (Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя, Московский вокзал в Петербурге и Петербургский в Москве– все К.А. Тон).

Первая половина XIX в. характеризуется  развитием искусства скульптуры, и в первую очередь монументальной. Главной темой остаются героические страницы отечественной истории: памятники Минину и Пожарскому в Москве (И.П. Мартос), Кутузову и Барклаю де Толли в Петербурге у Казанского собора (Б.И. Орловский). Всемирную известность принесла П. К. Клодту скульптурная группа «Укрощение коня» на Аничковом мосту в Петербурге.

Начало XIX в. отмечено достаточно интенсивным ростом количества театров  и театральных трупп. В 1824 г. в  Москве образовались Большой и Малый  театры. В 1832 г. в Петербурге начинает свою деятельность Александрийский театр. Основоположником реализма в актерском искусстве по праву считается М.С. Щепкин. Выдающиеся актеры-трагики П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин, М.С. Щепкин создали запоминающиеся образы в пьесах Шекспира, Шиллера, Гоголя, Островского, Тургенева.

С именем М. И. Глинки связано  становление и развитие русской  классической музыки и национальной музыкальной школы. Композитор стал автором первых русских опер «Жизнь за царя» (другое название «Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила», симфонических произведений, многих романсов. Традиции и музыкальную эстетику Глинки продолжал и развивал Д.С. Даргомыжский (опера «Русалка»). Народные мотивы пронизывают также песни и романсы А. Н. Верстовского, А.А. Алябьева, А.Л. Гурилева, А.Е. Варламова, пользовавшиеся широкой популярностью в самых различных


Информация о работе Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века