Социально-экономическое развитие России в начале xx века

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 14:00, контрольная работа

Краткое описание

Введение
Вступление российской экономики в XX столетие было отмечено началом серьезного кризиса 1900—1903 гг. Экономический застой продолжался до 1909 г., когда он сменился новым подъемом. Неверно кризис начала века можно считать доказательством экономической отсталости России или неразрешимости стоявших перед ней проблем. Достижения и успехи в экономике были немалые. Впрочем, острые проблемы и трудности тоже были.

Оглавление

Введение.
Особенности развития монополистического капитализма в России.
Столыпинская аграрная реформа.
Заключение.
Использованная литература.

Файлы: 1 файл

ьМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 32.07 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гОСУДАРСТВЕННОЕ оБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ уЧРЕЖДЕНИЕ

вЫСШЕГО пРОФЕССИОНАЛЬНОГО  оБРАЗОВАНИЯ – 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

            Контрольная работа

            По Истории Экономики:

Социально-экономическое  развитие России в начале xx века.

 
 

Студент:

Михайлова Маргарита Сергеевна

 

Факультет:

Менеджмента и маркетинга

 

Специальность:

Государственное и муниципальное управление

 

Курс:

1

 

Форма обучения:

День 

 

Личное дело №:

10МГД12635

     

Проверил:

преподаватель

Разумов Дмитрий Сергеевич

 

 

Ярославль 2011г.

 

Содержание:

  • Введение.
  • Особенности развития монополистического капитализма в России.
  • Столыпинская аграрная реформа.
  • Заключение.
  • Использованная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Введение

  Вступление российской  экономики в XX столетие было  отмечено началом серьезного  кризиса 1900—1903 гг. Экономический  застой продолжался до 1909 г., когда  он сменился новым подъемом. Неверно  кризис начала века можно считать  доказательством экономической  отсталости России или неразрешимости  стоявших перед ней проблем.  Достижения и успехи в экономике  были  немалые. Впрочем, острые  проблемы и трудности тоже  были.                                                                                                                                     Россия в начале XX в. была страной  со средним уровнем развития  капитализма. Отмена крепостного  права в 1861 г., реформы 60—70-х  гг. не прошли бесследно: капиталистическая  промышленность росла высокими  темпами (первое место в мире), возникли новые отрасли (нефтедобывающая,  химическая, машиностроение) и новые  промышленные районы (в первую  очередь Донбасс-Криворожский). (Важные изменения происходили на транспорте: железные дороги связали Центр с окраинами и стимулировали экономическое развитие страны (в конце XIX в. вступила в строй первая очередь Транссибирской магистрали). В годы кризиса (1900—1903) ускорился процесс создания крупных промышленных монополий — картелей и синдикатов: «Продамет» (1902), «Продвагон» (1902), «Продуголь» (1904) и др)(1). Производство, особенно в тяжелой промышленности, концентрировалось на крупных и крупнейших предприятиях. По уровню концентрации российская экономика опережала экономику других стран. В области банковского дела и финансов также произошли значительные сдвиги. Возникли крупные банки, тесно связанные с промышленностью, —( Петербургский международный коммерческий банк (1896), Азовско-Донской банк (1871), Русско-Азиатский банк (1910))(2).                                                             Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран. Она встала на путь экономической модернизации, т. е. изживания остатков крепостничества, развития промышленности, создания основ индустриального общества, в котором промышленность преобладает над сельским хозяйством, а городское население — над сельским.                  

Обращение к данной теме исследования вызвано вновь вспыхнувшим  интересом общественных наук к проблеме капитализма в России, его своеобразия  и особенностей. Этот интерес определяется современными социально-экономическими реалиями в нашей стране: назревшей  необходимостью реформирования всех сторон российского общества, попыткой создания рыночной экономики, возрождением российского предпринимательства и т. д. В этих условиях естественным является обращение к историческим корням этих явлений. В этом и заключается актуальность данной контрольной работы, целью которой является изучение развития капитализма в нашей стране и выявление его особенностей.Предмет исследования является тема контрольной работы: Социально-экономическое развитие России в начале XX века.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие  задачи:

    • обобщить научную литературу по данному вопросу;
    • охарактеризовать развитие капитализма;
    • рассмотреть столыпинскую аграрную реформу;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Особенности  развития монополистического капитализма  в России.                                                            В конце ХIХ — начале ХХ в. европейские страны потряс мощный экономический кризис. Выход из него был мучительным и трудным, но в то же время он продемонстрировал высокие адаптационные способности капиталистического производства. Ответом капиталистической экономики на разрушающие последствия кризисов, обусловленных свободной конкуренцией, стало создание монополистических объединений. И если европейское индивидуализированное сознание с большим трудом воспринимало новые явления в экономике, то в России этот процесс принял как бы естественный характер. Российская экономическая система в силу своих особенностей (традиционно сильные позиции государственного сектора, изначально высокий уровень концентрации производства, широкое проникновение иностранного капитала и пр.)(3) оказалась очень восприимчива к монополистическим тенденциям.                                                                   Первые монополистические объединения и союзы появились в России еще в 80-х гг. ХIХ в. А в начале ХХ в. они становятся основой промышленной жизни страны. Монополистические союзы договариваются об условиях продажи товаров, сроках платежей, определяют количество производимых продуктов, устанавливают цены, делят между собой рынки сбыта и сырья, распределяют между предприятиями доходы и прибыль. В соответствии со своими основными функциями монополии имеют различные формы: (синдикаты, картели, тресты, концерны)(4). Преобладающей формой монополистических союзов в России были синдикаты. Они создавались в виде акционерных компаний, съездов и обществ фабрикантов и заводчиков, контор по продаже товаров и т. п. Однако перед первой мировой войной во многих отраслях промышленности стали создаваться тресты, преимущественно с участием иностранных компаний.                           (Возникшие в России монополии тотчас же повели борьбу за полное подчинение своему господству ведущих отраслей хозяйства. Так, синдикат «Продамет», объединявший в 1901 г., в момент своего возникновения, 12 металлургических заводов юга России, в 1904 г. контролировал сбыт 60%, а в 1912 г.—около 80% металлургической продукции страны. Синдикат «Прод-уголь» контролировал почти всю каменноугольную промышленность, синдикаты «Продвагон» и «Гвоздь» держали под контролем от 90 до 97% соответствующей продукции, производимой в России, картель «Нобель-Мазут» безраздельно господствовал в нефтяной промышленности.   Финансовый и государственно-монополистический капитал)(5).           Одновременно шел процесс монополизации банков. Пять крупнейших банков имели до сотни филиалов каждый, в том числе в Париже, Лондоне. К 1913 г. они сосредоточили до половины финансовых ресурсов всех российских банков. По мере укрепления позиций российских банков меняется и их место в экономике страны —они начинают теснить иностранные капиталы, закрепляя за собой роль основных инвесторов отечественной промышленности.                                                                 Вступление российских банков на путь финансирования промышленности положило начало сращиванию банковского и промышленного капиталов и появлению финансового капитала. Активней всего этот процесс шел в тяжелой промышленности. (Так, под эгидой Петербургского международного банка возникли тресты «Коломна-Сормово» и «Наваль-Руссуд»; в сфере интересов Русско-Азиатского банка оказался военно-промышленный концерн, организационным центром которого был Путиловский завод)(6).                                                                                   Облегченным оказался для России проходивший во всех индустриальных странах процесс сращивания интересов государства с интересами монополий, получивший название государственно-монополистического капитализма. Так, правительство, например, активно занималось регулированием сахарного производства, пойдя на этот шаг под влиянием настойчивых просьб крупнейших сахарозаводчиков.                  

Кустарная Россия. В то же самое время целые пласты русской  экономической жизни оказались  вне зоны модернизации. Речь идет о  той кустарной, ремесленной и  промысловой России, которая существовала как бы параллельно с фабрично-заводским  производством, являясь по сути придатком  сельского хозяйства. (И хотя крупная фабрично-заводская промышленность занимала в целом ведущее место (стоимость валовой продукции—7,3 млрд. рублей, число предприятий—29,4 тыс., мелкая промышленность имела устойчивые позиции в российской экономике. На 150 тыс. предприятий работало 600 тыс. ремесленников и кустарей, выпускающих продукции на 700 млн. рублей в год. А в зимние месяцы занимались промыслами еще 3,5—4 млн. человек. В таких отраслях, как хлебопекарная, обувная, строительная, швейная, кожевенная, преобладала продукция мелких заведений)(7).                                                                                                               Значительный удельный вес докапиталистических форм промышленности был обусловлен спецификой сельскохозяйственного производства, природно-климатическими условиями страны. Короткий цикл сельскохозяйственных работ делал неизбежным совмещение крестьянского труда с промыслово-ремесленным. Да и недостаточный уровень развития фабрично-заводского производства поддерживал устойчивый спрос на изделия кустарей и ремесленников.

 Особенностью развития российского капитализма есть основания считать слишком раннее возникновение здесь (по западноевропейским меркам) монополистических тенденций. Первый вывод относительно монополистического капитализма в России, сформулированный в середине-второй половине 1950-х годов, гласил, что основные закономерности развития отечественных монополистических объединений аналогичны западноевропейским. Вместе с тем углубление и уточнение этого вывода показало, что монополизация в России происходила при том уровне развития производительных сил, который в странах классического капитализма соответствовал периоду свободной конкуренции. Следствием такой ситуации было чрезвычайное усиление неравномерности экономического развития разных отраслей и разных регионов страны: стягивание, концентрация производительных сил общества в некоторых точках обусловливали как бы оголение остальных фрагментов экономического пространства. И если ("Продвагон" и "Продпаровоз"монополизировали до 90 процентов производства и сбыта соответствующей продукции, то в мостостроении монополизация охватила около 37 процентов сбыта, в сельхозмашиностроении - около трети производства и сбыта, а станкостроение было вообще почти не затронуто этими процессами. Кроме того, зарождение монополий второго типа (трестов, концернов) в России происходило одновременно с формированием картелей и синдикатов, т.е. монополий первого типа, что ломало классическую последовательность процессов монополизации)(8). Вместе с тем советские исследователи на российском материале установили и некую общую, видимо, закономерность волнообразного движения жизни монополий: в условиях кризиса и депрессии преобладала тенденция к горизонтальной концентрации (картели, синдикаты), а в период экономического подъёма - стремление к комбинированию, т.е. к вертикальной концентрации. (Россия) 

 

 

 

 

 

 

 

2.Столыпинская  аграрная реформа.

 

В августе 1892 г. министром  финансов был назначен С.Ю.Витте, который  являлся сторонником ускоренной индустриализации, основанной на государственной  поддержке и регулировании промышленности. Его программа требовала значительных капиталовложений из бюджета. Ее целью  было догнать промышленно развитые страны Запада, прочно укрепиться на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

Одним из источников получения  капитала было введение государственной  монополии на винно-водочные изделия, ставшей основной доходной статьей  бюджета.

Были увеличены налоги, (особенно косвенные на 42,7 %)(9). Витте осознавал, что увеличение налогов тяжело для народа, но неизбежно при проведении реформ. Он в своей политике считал необходимым проведение небольших социальных реформ, чтобы смягчить социальные конфликты. Например, для ограничения эксплуатации рабочих была создана государственная фабричная инспекция. Затем последовало сокращение рабочего дня.

Был введен золотой стандарт рубля взамен бумажного, что позволило  привлечь в российскую экономику  иностранный капитал. Успех проводимой Витте экономической реформы  обеспечивался тем, что инициатива частного предпринимательства удачно сочеталась с участием государственных  властных структур во всех преобразованиях (Государственный банк и Министерство финансов России). (Одним из итогов стало учреждение в 1890 г. для проникновения на рынки Китая, Монголии, Кореи, Персии русско-китайского, русско-корейского банков и учетно-ссудного банка Персии. От иностранной конкуренции отечественную промышленность защищал таможенный тариф)(10).

Правительство поощряло частное  предпринимательство. В годы экономического кризиса 1900-1903 гг. оно субсидировало  казенные и частные предприятия. Широкое распространение получила выдача казенных заказов предпринимателям на длительный срок по завышенным расценкам.

Данная программа Витте  пользовалась поддержкой Николая II: с  ее помощью он мог укрепить экономическое  могущество России, ничего не меняя  в самодержавной системе государственного управления.

Положительным результатом  экономической политики Витте стало  сооружение Сибирской железнодорожной  магистрали и вообще (широко велось железнодорожное строительство: в период с 1895 по 1899 гг. в среднем в стране строилось 3 тыс. километров путей в год)(11).

При проведении своих реформ Витте пришлось испытывать сопротивление  со стороны аристократии и высшего  чиновничества, которые отстаивали консервативный принцип развития, сохраняющего привилегии дворянства на власть и  сохранение феодальных пережитков. Эти  люди имели большое влияние на царя и противоборство реформ и контрреформ  на рубеже веков закончилось не в  пользу Витте.

Возглавляя в 1902-1905 гг. Особое совещание о нуждах сельхозпромышленности, Витте разработал аграрную программу: создание крестьян-собственников, разрушение общины, продажа крестьянам казенных, удельных и части помещичьих земель, уравнение в гражданских правах. Предложенные Витте изменения впоследствии воплотил в жизнь П.А.Столыпин.

    Суть аграрной реформы заключалась в закреплении правового статуса крестьянского сословия через личную земельную собственность . Реформа предполагала превратить крестьянина в собственника земли путем серии мероприятий по ликвидации архаичных крепостнических методов ведения сельского хозяйства, высвобождению крестьянской инициативы из пут общины. Предполагалось, что экономическое укрепление крестьянского хозяйства, создание слоя зажиточных мужиков укрепит и политический строй России. Для этого необходимо было, (по мнению П.А. Столыпина, повысить товарность крестьянского хозяйства, поднять покупную способность крестьян, ускорить процесс дифференциации крестьянства путем экономической конкуренции, увеличить приток рабочей силы в город из деревни, расширить емкость внутреннего рынка и ускорить темпы развития индивидуального землепользования. По закону П.А.Столыпина от 9 ноября 1906 г. который стал законом 14 июня 1910 г. все крестьяне делились на две категории: там, где не было передела общинной земли 24 года, крестьяне могли требовать предоставление ее в личную собственность в любое время; там, где был передел земли за последние 24 года, крестьянину, по его заявлению о выходе из общины, предоставлялась та земля, которою он имел после последнего передела)(12).

  Главное в аграрной реформе Столыпина заключалось в том, что крестьянин становился личным собственником земли, следовательно, от того, как он ею распорядится, зависело его богатство. Столыпин рассматривал крестьянскую реформу с социальной точки зрения, так как считал, что политическая реформа может осуществиться только в сочетании с социально - аграрной. Улучшение положения большинства населения России помогло бы, как представлялось П.А.Столыпину, стабилизировать сначала экономику, а затем и социально-политическую ситуацию в стране. Он был против национализации земли. Он считал, что любая программа национализации приведет к великим социальным потрясениям, от которых стране будет трудно оправиться.

  Для реализации основных положений реформы, деятельность правительства осуществлялась в нескольких направлениях. Расширилась деятельность крестьянского банка. (По указам 12 и 27 августа 1906 г. часть казенных и удельных земель была продана банку для продажи крестьянам по льготным ценам. К 1911 г. банком было продано около 3 млн. десятин земли (только помещичьей), а всего более 7 млн. десятин в личное пользование. Эти указы позволили начать постепенную передачу владений земли в руки наиболее заинтересованных в развитие прогрессивного хозяйства инициативных землевладельцев. Чтобы крестьянам приобрести землю одним куском и ликвидировать, таким образом, чересполосицу, которая снижала эффективность крестьянского хозяйства, в 1909 г)(13).

Информация о работе Социально-экономическое развитие России в начале xx века