Социально-экономическое развитие городов Беларуси во второй половине XIX – начале XX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 20:22, реферат

Краткое описание

Таким образом, целью моей работы является изучение условий социально-экономического развития городов Беларуси в период с конца XIX по начало XX в., а также особенностей промышленного переворота на территории Беларуси.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а это значит осветить:
становление промышленности;
влияние промышленного переворота на рост городов, развитие транспорта;
роль городов в развитии торговли;
особенности торговли белорусских городов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОСТ ГОРОДОВ 5
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ 12
3. ТОРГОВЛЯ БЕЛОРУССКИХ ГОРОДОВ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

реферат история.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

    Ремесло Минска переплеталось с монополистическим  капиталом. Ремесленники находились в  зависимости от «хозяев-оптовиков», которые в большинстве случаев были связаны с монополистическими объединениями.   [6, с. 20]

    Таким образом, крупное промышленное производство Минска в конце XIX – начале XX в. находило в городе благоприятные условия: квалифицированную рабочую силу,  доступный железнодорожный транспорт, электричество, водопровод. Строительство фабрик становилось здесь экономически выгодным делом. В отличие от сельской местности в Минске формировался многоотраслевой промышленный комплекс. Машинное производство превращалось в мощный фактор роста города, обеспечивая ему прочную экономическую связь с деревней. Местная промышленность включалась в процесс монополизации, создавая необходимые материально-организационные предпосылки для обобществления средств производства.

    Пример  Минска показывает, что в городах  эпохи капитализма накапливался крупный экономический потенциал, служивший своеобразным локомотивом  капиталистического развития близлежащих  округ. По уровню экономического развития Минск был крупнейшим городом Белоруссии. К началу Первой мировой войны он превратился в ведущий торгово-промышленный центр всего белорусского национального рынка.

 

2. ОСОБЕННОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ

      В 60 – 90-х г.г. ХIХ в. промышленность Беларуси сохранила свою специализацию по переработке преимущественно местного минерального, лесного и сельскохозяйственного сырья. На протяжении первых двух десятилетий после реформы 1861 г. промышленный рост был замедленный. По-прежнему по всем показателям преобладало мелкое производство и мануфактура. В 80-90-х гг. значительно ускорился процесс развития фабрично-заводской промышленности Беларуси, однако вместе с фабриками и заводами продолжало расти мелкое и мануфактурное производство. За последнее десятилетие прошлого столетия среднегодовой прирост промышленной продукции составлял в среднем 8,2%, что в два раза больше, чем за 30 предыдущих лет.

    В 1860 г. в Беларуси насчитывалось 29 тыс. ремесленных мастерских, 7,8 тыс. немеханизированных мелких предприятий (с количеством  рабочих до 16 человек), 140 мануфактур и 76 фабрик и заводов. Большая часть ремесленного производства Беларуси была сконцентрирована в городах и местечках. За четыре десятилетия произошло увеличение его объёма, что было обусловлено прежде всего спросом крестьян местечкового и городского населения на предметы ежедневного потребления и услуги, которыми не могли обеспечить фабрики. Быстрыми темпами развивались новые виды ремесла – химические, метало- и деревообрабатывающие и др. В конце ХIХ в. насчитывалось более 50 тыс. ремесленных мастерских, однако доля их в общем объёме промышленного производства снизилась за пореформенный период с 18,7 до 9,0%. Обычно мастерские ремесленников были небольшими. В них работали сами хозяева с 2-3 наёмными рабочими, а не редко и без них.

      Мелкое производство в форме  простой кооперации, в которое  в условиях развития денежных  отношений перерастало ремесло,  в 1860г. составляло 9% от общего  количества предприятий и 62% производственной  продукции. Однако в связи с  интенсивным увеличением мануфактурно-фабричного производства удельный вес мелкого уменьшился до 28,2% в конце ХIХ в. [1, с. 19]

    Во  второй половине ХIХ в. отмечался  значительный рост мануфактурного производства. Удельный вес его в этот период увеличился по объёму производства с 7,2 до 15,1%, по количеству предприятий с 0,2 до 0,7%. В 1890 г. в Беларуси работало 760 мануфактур, в том числе 193 деревообрабатывающие, 185 силикатных, 166 пищевкусовых и др. Мануфактуры заложили основы роста фабричной промышленности, формирование пролетариата и буржуазии.

      Машинное производство во второй половине XIX в. развивалось наиболее интенсивно. Количество фабрик и заводов увеличилось в Беларуси с 1860г. в 15 раз и к концу XIX в. составило 1137. Объем производства на них вырос в 37 раз, количество рабочих – в 9 раз. Начали работать новые фабрики: спичечная а Борисове (1881 г.) и Пинске (1882 г.), табачная в Гродно (1862 г.) бумажная в Добруше (1871 г.) и др. Темпы роста объёма производства и количества занятых наёмных рабочих в мануфактурной и машинной промышленности в 4-7 раз превышали соответственные показатели в мелкой.

    Реформы 60-90-х годов значительно улучшили политические и правовые условия  для развития производительных сил  и капиталистических отношений. Другим непременным условием перестройки  народного хозяйства на рыночных отношениях было создание соответствующей инфраструктуры — комплекса вспомогательных отраслей хозяйства (шоссейных и железных дорог). Широкое железнодорожное и промышленное строительство способствовали ускорённому развитию отраслей по производству средств производства. Железнодорожное строительство началось в Беларуси еще при Николае I. Первой на территории Беларуси вошла в строй в 1862 г. Петербургско-Варшавская магистраль (белорусский участок от Кузницы до Поречья составил 50 верст). К 1866 г. были проложены еще 245 верст по линии Двинск - Полоцк - Витебск, а в 70-е годы - две важнейшие для Беларуси железные дороги: Московско-Брестская (ее участок Смоленск - Минск - Брест был введен в строй 28 ноября 1871 г.) и Либаво-Роменская, которые соответственно пересекли ее территорию с северо-востока на юго-запад и с северо-запада на юго-восток. В 80-е годы начали действовать линии Вильно - Барановичи - Лунинец; Гомель - Лунинец - Пинск - Жабинка; Барановичи - Слоним - Волковыск - Белосток. Общая протяженность железных дорог в начале XX в. составила 2837 верст. [7, c. 246]

    Отмена  крепостного права вызвала короткую заминку в промышленном развитии страны. Многие отрасли, прежде всего металлургическая, должны были перейти с принудительного труда на вольнонаемный. Но вскоре промышленное развитие пошло по восходящей. В середине 60-х годов в Беларуси наблюдался подъем предпринимательства.

    Самых значительных успехов в эти годы достигло текстильное производство, которое тогда было ведущей отраслью белоруской промышленности. За 20 пореформенных лет потребление хлопчатобумажных тканей на душу населения в Беларуси удвоилось. Этот рост был достигнут за счет вытеснения домотканых льняных тканей.

    Особенно  ускорено развивались новые отрасли  производства: тяжелое машиностроение, химические производства, электроиндустрия.

    Значительный  рост наблюдался в пищевой промышленности, особенно в сахарной. Среднее потребление сахара на душу населения за эти же годы также удвоилось (до 2-х кг в год в начале 80-х годов). Начался экспорт сахара.

    В целом же промышленное развитие Беларуси в первое пореформенное 20-летие шло  успешно. Оно отличалось органичностью, естественностью. Торговля выявляла потребности рынка, потребности человека. На их основе формировалась легкая промышленность. На основе ее потребностей в машинах, а торговли — в средствах доставки товаров развивались транспорт и тяжелая промышленность.

    На  рубеже ХIХ-ХХ вв. в экономическом развитии России произошли значительные качественные  изменения. Высокого уровня достиг процесс концентрации промышленного производства, рабочей силы и централизации капитала. Экономический кризис 1901-1903 гг. привел к дальнейшему росту монополий. Но развитию экономики в целом противостояло наличие помещичьего землевладения, в котором в основном применялись отсталые формы организации труда.

    Промышленность  Беларуси в это время развивалась  главным образом на базе использования  лесных богатств, переработки сельскохозяйственного и минерального сырья. Главными отраслями были пищевая, деревообрабатывающая, силикатно-кирпичная, кожевенная. Преобладали небольшие и мелкие промышленные предприятия. Металлообрабатывающая и тяжелая отрасли только начинали зарождаться.

    С 1901 г. промышленность Беларуси практически  находилась в состоянии упадка, преодоление которого началось только в 1908 г., когда объем промышленной продукции увеличился на 8 %, количество рабочих возросло на 7,6 %. За счет вытеснения мелких ремесленно-кустарных производств крупными на 4,6 тыс. уменьшилось число предприятий.

    Это способствовало более эффективной  организации труда. Экономический кризис усилил процесс концентрации капитала, способствовал росту акционерных товариществ и обществ. В 1900-1908 гг. в Беларуси образовалось 13 акционерных обществ с участием местного, российского и иностранного капиталов. 17 крупных промышленных предприятий, и в том числе Витебская льнопрядильная фабрика «Двина», Шкловская бумажная фабрика, Минская конно-железная дорога и др., в 1908 г. принадлежали акционерным товариществам. [2, c. 94]

    Появились и первые монополистические союзы. В 1905-1907 гг. были созданы синдикат спичечной  промышленности при Минском отделении  Северного банка, дрожже-винокуренный синдикат, союз лесопромышленников Северо-Западного края и др. Крупный, преимущественно иностранный капитал, проникал в текстильную промышленность. За 1900- 1908 гг. появилось 8 новых текстильных фабрик, которые давали три четверти всей продукции отрасли.

    Темпы развития промышленности в Беларуси в условиях подъема экономики были несколько выше общероссийских. В 1912 г. белорусские предприятия давали 24,4 % общероссийского производства дубовых шпал, 23,5 % фанеры, 44,8 % спичечной соломки, 55,7 % оконного стекла, почти треть одноцветного кафеля, около 50% облицовочных карнизов. Минская обойная фабрика выпускала 14,5 % всех обоев, которые производились тогда в России. Возрастала и энерговооруженность предприятий. Мощность двигателей с 1908 по 1913 гг. увеличилась с 27,3 до 44,9 тыс. л.с., а энерговооруженность одного рабочего - с 0,71 до 0,82 л.с.

    В отраслевой структуре промышленности Беларуси за годы подъема существенных изменения не произошло. По-прежнему доминирующее положение занимали производство строительных материалов, деревообрабатывающая и пищевая промышленность. Мелкие (до 16 рабочих) предприятия в 1913 г. давали более половины валовой промышленной продукции. На них было занято 184,8 тыс. рабочих, т. е. в 3,4 раза больше, чем в цензовой промышленности. [7, с. 293]

    Как и в других странах, следствием промышленного  переворота было формирование двух классов капиталистического общества: буржуазии и наемных рабочих. Промышленная буржуазия на территории Беларуси формировалась главным образом из помещиков, которые являлись владельцами частных лесопильных, винокуренных, мукомольных и ряда других предприятий, находившихся в сельской местности.

  Класс промышленной буржуазии пополнялся выходцами из других сословий: купцов, мещан, разбогатевших ремесленников. По данным переписи 1897 г., в пяти губерниях Беларуси к мелкой буржуазии относились 103 тыс. человек, к средней - 47 тыс., к крупной — 33 тыс. человек. По национальному составу класс мелкой буржуазии представляли белорусы (17 %), русские и поляки (по 10 %), евреи (60 %), другие (около 3 %).

  Класс наемных рабочих формировался из разорившихся крестьян, ремесленников, мелких торговцев и потомственных рабочих. К началу XX в. в Беларуси насчитывалось 178,8 тыс. рабочих, в том числе 33,6 тыс. занятых в фабрично-заводской и 116,3 тыс. в ремесленной и мелкой капиталистической промышленности. В хозяйствах помещиков и зажиточных крестьян были заняты 130 тыс. сельскохозяйственных рабочих. Таким образом, армия наемных работников насчитывала около 430 тыс. человек, или 6,7 % от численности населения. В 90-е гг. в промышленности Беларуси сформировались кадры постоянных рабочих, к началу XX в. они составляли более половины работающих.

  Рабочий класс Беларуси отличался многонациональным составом. Большинство рабочих, занятых на лесоповале, в строительстве и ремонте шоссейных дорог, железнодорожных магистралей, предприятий в сельской местности, были белорусами. Среди рабочих железнодорожных мастерских и депо, паровозных машинистов, телеграфистов значительную часть составляли русские. В мелкой промышленности и ремесленном производстве, в торговле преобладали рабочие еврейской национальности. В промышленности Беларуси работали также поляки, латыши, литовцы, татары.

  В конце XIX в. все население Беларуси по классовому составу распределялось следующим образом: крупная буржуазия, помещики, высшее чиновничество - 147 тыс. человек (2,3 %), зажиточные мелкие собственники - 670 тыс. (10,4 %), беднейшие мелкие хозяева - 1993 тыс. (30,8 %), пролетарии и полупролетарии - 3674 тыс. (56,5 %) человек. [3, с. 158]

    В целом же промышленное развитие Беларуси в 1900-1913 гг. сделало значительный шаг вперед. Количество цензовых фабрично-заводских предприятий увеличилось с 799 до 1282. Число рабочих на них выросло с 31,1 тыс. до 54,9 тыс. Объем промышленной продукции увеличился на 129 %, а ее удельный вес в общем производстве поднялся с 33 до 46, 5 %. Выросли относительно крупные промышленные центры. По численности предприятий и рабочих города Беларуси размещались следующим образом: Минск, Витебск, Гродно, Пинск, Гомель, Могилев, Бобруйск, Борисов, Речица. Наряду с концентрацией производства, происходила и централизация капитала. В 1912 г. 34 крупных предприятия входили в 20 акционерных обществ, действовавших на территории Беларуси и за ее пределами. Одновременно возросла роль иностранного капитала, которому в 1913 г. принадлежало 19 крупных предприятий, дававших 6,7 % промышленной продукции. [1, с. 34] Все эти изменения свидетельствуют о значительном развитии капиталистических производственных отношений, о начавшемся повышении уровня промышленного развития Беларуси.

Информация о работе Социально-экономическое развитие городов Беларуси во второй половине XIX – начале XX веке