Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:32, реферат
1. Киевская Русь. Общая характеристика . Во времена правления Владимира Великого (980-1015 гг.) было завершено формирование территории Киевской Руси. Она занимала территорию от Чудского, Ладожского и Онежского озер на севере до рек Дон, Рось, Сула, Южный Буг на юге, от Днестра, Карпат, Немана, Западной Двины на западе до междуречья Волги и Оки на востоке; ее площадь составляла около 800 тыс км кв.
1) Введение
2) Основные личности в истории Киевской Руси
3) Культура Киевской Руси
4)Крещение Киевской Руси
Владимир Мономах
Владимир II Всеволодович (Мономах)
(1053-1125, 19 МЙ) - внук византийского императора Конст
4. Крещение и культура Киевской Руси
И |
скусственные захоронения на территории Восточной Европы свидетельствуют и наличии религиозных верований. Эти верования носили мистическую окраску, а сами славяне были язычниками, поклоняясь идолам, олицетворявшим явления природы и почитая культ предков. Служителями культа, толкователями воли богов при языческих святилищах - капищах были волхвы и кудесники.
В 983 Владимир I попытался упорядочить пантеон языческих богов, проведя первую религиозную реформу, окончившуюся неудачей. Во второй пол.IX в. сформировались предпосылки. Поводом к началу крещения послужила корсунская история князя Владимира.
Начатая в 988 христианизация Руси была принудительной. Сопротивление православию проявилось в форме народных восстаний (в Новгороде - 990, Суздале - 1024, 1071) и первых ересей.
Значение принятия христианства: укрепление великокняжеской и иной государственной власти ; возникновение православной церкви со своей иерархией; появление духовных феодалов и монастырских (церковных) крестьян; толчок развитию древнерусской культуры; развитие новых ремёсел; развитие самосознания древнерусского общества; укрепление международных связей Древней Руси.
Развивается живопись: фресковая живопись; мозаика не получила широкого распространения; иконопись. Русские иконописцы XI в.: Олимпий, Олесий, Георгий и др.
Существовали десятки
видов ремесленных производств.
В области жилищного
Среди последствий крещения Руси можно выделить такие:
- укрепилась государственной великокняжеской власти
- религия защитила частную собственность и права феодалов
- началось приобщение к византийской культуре
- ускорилось развитие ремесла, в первую очередь строительного и ювелирного
- церковь сплотила население, земли, укрепила семейные отношения на основе христианской морали
- появились церковные крестьяне, положение которых было легче, так как они платили десятину
- окрепли международные связи Киевской Руси
Культура Киевской Руси IX–XI вв
Культура народа неразрывно связана с его историей. Отправным моментом развития русской культуры (возникшей на основе культуры восточнославянской) является эпоха возвышения городов (IX–X вв.), ставших сначала центрами союзов племен, а затем основой первых русских государств – земель-волостей. |
Славяне издревле были земледельческим
народом. В южной части ареала
их расселения было распространено пашенное
земледелие. Основным орудием труда
были соха и плуг. Выращивались пшеница,
рожь, гречиха, ячмень и просо. В северных
лесистых районах восточнославянской
территории долгое время сохранялось
подсечно-огневое земледелие. О развитости
земледелия свидетельствуют частые
находки при археологических
раскопках железных наральников (наконечников
для сох), мотыг, серпов, кос и прочего
сельскохозяйственного |
Среди огородных культур самой популярной в Древней Руси была репа. Она заменяла в рационе средневекового человека нишу современной картошки. Кроме того, имели широкое распространение капуста, лук, чеснок, хмель и технические культуры: лен, конопля. |
Разводили славяне и скот.
Наибольшей популярностью пользовался
крупный рогатый скот и свиньи
(весьма популярное домашнее животное
в средневековой Европе). В меньшей
степени был распространен |
Важной сферой хозяйственной деятельности восточного славянства была охота. Она не только служила подспорьем в хозяйстве земледельца, но имела промысловое значение. На рынках Византии высоко ценились меха бобров, куниц, соболей, белок, привезенные из славянских земель. Меха были одной из основных статей экспорта. |
Восточнославянские языки
относятся к славянской группе индоевропейской
языковой семьи. Считается, что в
глубокой древности они составляли
некое единство, один язык. Затем
восточнославянская ветвь распалась
на ряд близких друг другу племенных
диалектов. Разница между языком
различных племенных |
Обычно считается, что
древние славяне не имели письменности.
Однако, по некоторым данным утверждение
это не совсем верно. Так, например,
болгарский автор Х в. Черноризец
Храбр свидетельствует, что в
древности славяне использовали
для записи «черты и резы» (очевидно,
примитивная азбука наподобие скандинавских
рун), а также буквы греческого
и латинского алфавитов. Настоящая
письменность появилась у них
только после принятия христианства.
Получившая распространение на Руси
азбука кириллица была изобретена в
IX в. братьями Кириллом и Мефодием по
заказу западнославянского князя Ростислава,
правителя Великоморавской |
Азбука – не единственное
приобретение, которое Русь получила
вместе с христианством. Крещение Руси
князем Владимиром (988 г.) является одним
из самых значительных, поворотных
событий в русской культуре. Выбором
греческого православия был во многом
определен путь развития России на
много столетий вперед. Христианство,
развивавшееся в одном из самых
культурных государств средневекового
мира – Византии, вобрало в себя
огромный потенциал, унаследовав достижения
многих цивилизаций. Эта религиозная
система по многим параметрам превосходила
традиционное славянское язычество. Вместе
с письменностью на Русь пришла обширная
литература: множество переводных (с
греческого) сочинений, прежде всего, конечно,
богословского характера: Библия, богослужебные
книги, произведения «отцов церкви» (Иоанна
Златоуста, Ефрема Сирина, Василия Великого),
жития святых. Книги эти были написаны
в основном на древнеболгарском языке.
Болгария приняла христианство раньше,
чем Русь, и к концу Х в. там
было сделано большое количество
переводов необходимой в |
Знакомство с переводной
литературой дало толчок развитию литературы
оригинальной. Самое, пожалуй, древнее
из известных произведений древнерусской
литературы – «Слово о Законе и
Благодати». Его автором был митрополит
киевский Иларион, оратор, писатель, церковно-политический
деятель. Это был первый русский
человек, занявший киевский митрополичий
престол, до него на это место патриархом
константинопольским обычно назначались
греки. «Слово» отличается исключительной
важностью идейно- |
|
Золотым веком древнерусской
культуры киевского периода является
время княжения Ярослава Мудрого. Именно
его стараниями бы возведен на киевскую
кафедру митрополит Иларион. Ярослав
организовал перевод и |
В княжение Ярослава недалеко
от Киева возникает Киево- |
Одна из характерных черт культуры Древней Руси – большой интерес к истории. В исторический контекст так или иначе вписывались сюжеты почти всех литературных произведений. Большой популярностью на Руси пользовались переведенные с греческого исторические сочинения: Хроника Георгия Амартола, Хроника Иоанна Малалы и др., на основании которых в XI в. составляются своды всемирной истории, получившие названия хронографов. Записи исторического характера велись и на Руси. Предположительно самая первая летопись (т. н. Древнейший свод) была создана уже в конце Х – начале XI в. За ней последовало еще несколько летописных сводов: Никоновский свод 1073 г. и Начальный свод 1095, ставший предтечей знаменитой Повести временных лет (1113 г.). Значительная доля исторической информации сохранялась в устных преданиях, часть из которых затем использовалась летописцами, а часть вошла в фольклорную традицию, став основой формирования русского героического эпоса – былин. |