Социальная структура киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:32, реферат

Краткое описание

1. Киевская Русь. Общая характеристика . Во времена правления Владимира Великого (980-1015 гг.) было завершено формирование территории Киевской Руси. Она занимала территорию от Чудского, Ладожского и Онежского озер на севере до рек Дон, Рось, Сула, Южный Буг на юге, от Днестра, Карпат, Немана, Западной Двины на западе до междуречья Волги и Оки на востоке; ее площадь составляла около 800 тыс км кв.

Оглавление

1) Введение
2) Основные личности в истории Киевской Руси
3) Культура Киевской Руси
4)Крещение Киевской Руси

Файлы: 1 файл

ИАТЭ НИЯУ МИФИ.docx

— 57.47 Кб (Скачать)

Владимир Мономах

Владимир II Всеволодович (Мономах) (1053-1125, 19 МЙ) - внук византийского императора Константина Мономаха и Ярослава Мудрого, Великий князь киевский в 1113, 3 МЙ-1125. Сторонник укрепления единства Руси. В условиях, когда наследники Ярослава Мудрого боролись за Киев, он продолжал княжить в южном Переяславле и охранять границы государства. Проводил активную внешнюю политику. Совершил 83 военных похода. Этим Владимир завоевал авторитет среди киевлян, что предопределило его приглашение горожанами на престол. Отразил опасность со стороны половцев; одна из орд во главе в сыном Шарукана Отроком, была вынуждена уйти из Подонья на Северный Кавказ. В 1116-1118 Владимиром было организовано масштабное военное и политическое наступление на Византию. Византийский историк Михаил Пселл писал: "Это варварское племя всё время кипит злобой и ненавистью к Ромейской державе и… ищет предлога для войны с нами". Киевский князь ставил своей целью посадить на Константинопольский престол своего зятя Леона, выдававшего себя за сына византийского императора Романа IV Диогена, а после его гибели в результате инспирированного императором Алексеем I Комнином убийства сына Леона - Василия (своего внука). Эти попытки не удались, но их результатом было упрочение влияния Руси на левом берегу Нижнего Дуная. Рзгромил половцев и уничтожил их столицу - Шарукань (Урукан - Харьков); вынудил их уйти на Южный Урал и в Северный Казахстан. Созвал княжеский съезд в Выдобичах, где было решено предложить иудеям покинуть пределы Киевской Руси. Летопись называет его "братолюбцем, нищелюбцем и добрым страдальцем за Русскую землю". "Поучение детям" Владимира Мономаха - яркий пример светской моралистической литературы ХII в. В "Поучении" он советует не нарушать клятвы, не убивать ни правого, ни виноватого и не повелевать убивать.

4. Крещение и культура Киевской Руси

И





скусственные  захоронения на территории Восточной  Европы свидетельствуют и наличии  религиозных верований. Эти верования  носили мистическую окраску, а сами славяне были язычниками, поклоняясь идолам, олицетворявшим явления природы  и почитая культ предков. Служителями  культа, толкователями воли богов  при языческих святилищах - капищах  были волхвы и кудесники.

В 983 Владимир I попытался  упорядочить пантеон языческих  богов, проведя первую религиозную  реформу, окончившуюся неудачей. Во второй пол.IX в. сформировались предпосылки. Поводом  к началу крещения послужила корсунская история князя Владимира.

Начатая в 988 христианизация Руси была принудительной. Сопротивление  православию проявилось в форме  народных восстаний (в Новгороде - 990, Суздале - 1024, 1071) и первых ересей.

Значение принятия христианства: укрепление великокняжеской и иной государственной власти ; возникновение  православной церкви со своей иерархией; появление духовных феодалов и монастырских (церковных) крестьян; толчок развитию древнерусской культуры; развитие новых  ремёсел; развитие самосознания древнерусского общества; укрепление международных  связей Древней Руси.

Развивается живопись: фресковая  живопись; мозаика не получила широкого распространения; иконопись. Русские иконописцы XI в.: Олимпий, Олесий, Георгий и др.

Существовали десятки  видов ремесленных производств. В области жилищного строительства  на Руси сложилось два типа построек: северные  Среди зрелищ преобладали  дохристианские сюжеты, воплощаемые  скоморохами.

Среди последствий крещения Руси можно выделить такие:

-          укрепилась государственной великокняжеской власти

-          религия защитила частную собственность и права феодалов

-          началось приобщение к византийской культуре

-          ускорилось развитие ремесла, в первую очередь строительного и ювелирного

-          церковь сплотила население, земли, укрепила семейные отношения на основе христианской морали

-          появились церковные крестьяне, положение которых было легче, так как они платили десятину

-          окрепли международные связи Киевской Руси

Культура Киевской Руси IX–XI вв

Культура народа неразрывно связана с его историей. Отправным  моментом развития русской культуры (возникшей на основе культуры восточнославянской) является эпоха возвышения городов (IX–X вв.), ставших сначала центрами союзов племен, а затем основой  первых русских государств – земель-волостей.


Славяне издревле были земледельческим  народом. В южной части ареала их расселения было распространено пашенное земледелие. Основным орудием труда  были соха и плуг. Выращивались пшеница, рожь, гречиха, ячмень и просо. В северных лесистых районах восточнославянской территории долгое время сохранялось  подсечно-огневое земледелие. О развитости земледелия свидетельствуют частые находки при археологических  раскопках железных наральников (наконечников для сох), мотыг, серпов, кос и прочего  сельскохозяйственного инвентаря. Об уровне земледелия у славян красноречиво говорит тот факт, что в языке  соседей славян, венгров, сравнительно поздно перешедших от кочевого скотоводства к оседлому образу жизни, вся земледельческая  терминология заимствована из славянских языков.


Среди огородных культур  самой популярной в Древней Руси была репа. Она заменяла в рационе  средневекового человека нишу современной  картошки. Кроме того, имели широкое  распространение капуста, лук, чеснок, хмель и технические культуры: лен, конопля.


Разводили славяне и скот. Наибольшей популярностью пользовался  крупный рогатый скот и свиньи (весьма популярное домашнее животное в средневековой Европе). В меньшей  степени был распространен мелкий рогатый скот – овцы и козы. При  археологических раскопках найдены  останки разнообразной домашней живности – кур, кошек, собак. Лошадь древними славянами использовалась редко, но по мере развития общества и  становления государства значение ее в жизни человека сильно возросло: ее использовали в качестве упряжного  животного и для верховой езды.


Важной сферой хозяйственной  деятельности восточного славянства была охота. Она не только служила подспорьем в хозяйстве земледельца, но имела  промысловое значение. На рынках Византии высоко ценились меха бобров, куниц, соболей, белок, привезенные из славянских земель. Меха были одной из основных статей экспорта.


Восточнославянские языки  относятся к славянской группе индоевропейской  языковой семьи. Считается, что в  глубокой древности они составляли некое единство, один язык. Затем  восточнославянская ветвь распалась  на ряд близких друг другу племенных  диалектов. Разница между языком различных племенных объединений  была не очень сильна, представитель  племени полян вполне мог понимать, например, кривича, но не без труда. С возникновением русского государства  возникла потребность в выработке  среднего наречия, одинаково понятного  для всех племен. Потребность эта  была обусловлена необходимостью центральной  власти поддерживать связь с регионами. И такой диалект сложился на основании  диалекта полян, жителей столичного Киева. Этот усредненный диалект, так называемое киевское койне, стал основой древнерусского литературного языка.


Обычно считается, что  древние славяне не имели письменности. Однако, по некоторым данным утверждение  это не совсем верно. Так, например, болгарский автор Х в. Черноризец Храбр свидетельствует, что в  древности славяне использовали для записи «черты и резы» (очевидно, примитивная азбука наподобие скандинавских  рун), а также буквы греческого и латинского алфавитов. Настоящая  письменность появилась у них  только после принятия христианства. Получившая распространение на Руси азбука кириллица была изобретена в IX в. братьями Кириллом и Мефодием по заказу западнославянского князя Ростислава, правителя Великоморавской державы. При помощи этой азбуки были записаны переведенные на славянский язык греческие  богослужебные книги. С тех пор  кириллица распространилась по всему  славянскому миру, а после крещения Руси вошла в обиход и восточнославянского  населения.


Азбука – не единственное приобретение, которое Русь получила вместе с христианством. Крещение Руси князем Владимиром (988 г.) является одним  из самых значительных, поворотных событий в русской культуре. Выбором  греческого православия был во многом определен путь развития России на много столетий вперед. Христианство, развивавшееся в одном из самых  культурных государств средневекового мира – Византии, вобрало в себя огромный потенциал, унаследовав достижения многих цивилизаций. Эта религиозная  система по многим параметрам превосходила традиционное славянское язычество. Вместе с письменностью на Русь пришла обширная литература: множество переводных (с  греческого) сочинений, прежде всего, конечно, богословского характера: Библия, богослужебные  книги, произведения «отцов церкви» (Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Василия Великого), жития святых. Книги эти были написаны в основном на древнеболгарском языке. Болгария приняла христианство раньше, чем Русь, и к концу Х в. там  было сделано большое количество переводов необходимой в церковном  обиходе литературы. Этот язык, (который  часто именуется церковнославянским) хотя и отличался от древнерусского весьма существенно, но был хорошо понятен  русским читателям. Он стал официальным  языком богослужения в русской православной церкви и оказал огромное влияние  на литературный язык Древней Руси.


Знакомство с переводной литературой дало толчок развитию литературы оригинальной. Самое, пожалуй, древнее  из известных произведений древнерусской  литературы – «Слово о Законе и  Благодати». Его автором был митрополит киевский Иларион, оратор, писатель, церковно-политический деятель. Это был первый русский  человек, занявший киевский митрополичий престол, до него на это место патриархом константинопольским обычно назначались  греки. «Слово» отличается исключительной важностью идейно-политического  содержания и совершенством формы. Это блестящий религиозно-философский  трактат в лучших традициях византийской образованности. В нем, помимо вопросов сугубо богословских, рассматриваются темы церковно-политические. Иларион пишет ярко и убедительно, использует многочисленные библейские метафоры и исторические примеры. Основной идеей «Слова» является апология Русской земли и утверждение превосходства совсем еще молодого русского православия над старым византийским. Митрополит возносит хвалы князю Владимиру, крестителю Руси, уподобляя его знаменитому императору Константину.


 

 

Золотым веком древнерусской  культуры киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого. Именно его стараниями бы возведен на киевскую кафедру митрополит Иларион. Ярослав  организовал перевод и переписку  книг, создавая тем самым при киевском Софийском соборе первую русскую  библиотеку. Большое внимание князь  уделял развитию православия на Руси. При нем были канонизированы первые русские святые – князья братья Борис и Глеб, погибшие во время  усобицы, разгоревшейся в годы молодости Ярослава, когда шла борьба за княжеский престол (1015 г.). Культ святых Бориса и Глеба активно пропагандировался и имел важное политическое значение для своего времени: по мнению академика Д. С. Лихачева, он призван был укрепить единство Руси. Кроме того, культ способствовал возвеличиванию и самого Ярослава, т. к. он приходился братом «невинно убиенным» князьям и выступал как мститель за них. С подачи и под покровительством Ярослава Мудрого было создано «Сказание о Борисе и Глебе», являющееся, по существу, житием святых князей. В «Сказании» воплотились представления о святости братских уз, о ценности братолюбия, весьма распространенные в общественном сознании Древней Руси.


В княжение Ярослава недалеко от Киева возникает Киево-Печерский  монастырь, на долгое время ставший  одним из главных духовных и культурных центров Русской земли. Замечательным  произведением древнерусской литературы является житие св. Феодосия Печерского, одного из первых и самых почитаемых игуменов, составленное в монастыре  в конце XI в. Сам Феодосий тоже оставил  след в литературе. Им были написаны многочисленные «Слова» богословского  содержания: о смирении, о любви  и посте, о душевной пользе и т. д.


Одна из характерных черт культуры Древней Руси – большой  интерес к истории. В исторический контекст так или иначе вписывались  сюжеты почти всех литературных произведений. Большой популярностью на Руси пользовались переведенные с греческого исторические сочинения: Хроника Георгия Амартола, Хроника Иоанна Малалы и др., на основании  которых в XI в. составляются своды  всемирной истории, получившие названия хронографов. Записи исторического  характера велись и на Руси. Предположительно самая первая летопись (т. н. Древнейший свод) была создана уже в конце  Х – начале XI в. За ней последовало  еще несколько летописных сводов: Никоновский свод 1073 г. и Начальный  свод 1095, ставший предтечей знаменитой Повести временных лет (1113 г.). Значительная доля исторической информации сохранялась в устных преданиях, часть из которых затем использовалась летописцами, а часть вошла в фольклорную традицию, став основой формирования русского героического эпоса – былин.

Информация о работе Социальная структура киевской Руси