Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 01:08, контрольная работа
Цель моей контрольной работы рассмотреть соцгород 30-годов. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
o Изучить понятие соцгорода.
o Рассмотреть соцгород 30-х.
o Познакомиться с комплексом Соцгородка в городе Горький в 1930г.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Понятие Соцгорода…………………………………………………………….4
2. Соцгород 30-х годов……………………………………………………………7
3. Комплекс Соцгородка в городе Горький в 1930г……………...……………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..19
В
своей книге «Соцгород» Н. Милютин,
занимавший в тот период пост наркома
финансов РСФСР, по поводу размещения
новых городов говорит следующее: «…В
основе решения вопроса о выборе пунктов
нового строительства должно лежать создание
не промышленных и иных центров, а производственно-хозяйственных
точек, на основе которых и создается населенный
пункт с соответствующими культурными,
социально-бытовыми, научными, учебно-воспитательными
и тому подобными учреждениями и подсобными
предприятиями». Развивая свою мысль,
он утверждает, что «…(преимущественно,
первоочередное внимание) следует отдавать
интересам правильной организации производства
(промышленного и сельскохозяйственного),
причем одновременно должны учитываться
интересы населения». Основным принципом
организации соцгородов, по мнению Н. Милютина,
является единичность, говоря современным
языком – «монологичность» – градообразующего
предприятия: «Всякое нагромождение в
одном пункте отдельных предприятий, которые
непосредственно не связаны между собой
производственными процессами, должно
быть немедленно прекращено как явно нецелесообразное».2
3. Комплекс
Соцгородка в городе Горький в 1930г.
Нижний Новгород — областной центр России, порт на Волге, расположен у слияния Волги и Оки. 1361,5 тыс. жителей
В 1932 он был переименован в Горький в честь писателя Максима Горького, уроженца Нижнего Новгорода. В 1991 городу было возвращено историческое название.
Именно с микрорайона «Соцгород-1» в начале 30-х годов началась застройка самого большого района – Автозаводского в городе Горький. Сейчас «Соцгород-1» не только историческая, но и центральная часть «города в городе», лицо всего района.
Началось всё с всесоюзного конкурса проектов. В нём приняли участие ведущие архитектурные институты страны и американская фирма «Остин компании», которая проектировала сам завод. К исполнению приняли проект, выполненный коллективом из 18 студентов МВТУ под руководством архитектора А.Г. Мордвинова. В основе их плана – 3 магистрали. Средняя – центральная, парадная улица. Две другие связывают Автозавод с другими районами и окским берегом. Одна из этих магистралей пролегает вдоль завода. Между ними – прямоугольные кварталы. Все улицы направлены к заводу по диагонали – так у каждого жителя есть возможность быстро добраться на работу и обратно. В центре соцгорода – парк. На берегу Оки – зона отдыха. Застраивать соцгород победители конкурса предлагали домами-коммунами. А чтобы застройка не была монотонной – добавить беседки, киоски, скульптуры…
В итоге проект был доработан, и не раз. Но основной принцип остался неизменным. Именно поэтому в соцгороде и по сей день невозможно заблудиться. Со временем район разросся. Появился Соцгород II, добавились новые микрорайоны.
В 1931 году были заселены первые пять жилых домов Соцгорода, началось строительство хлебозавода, фабрики-кухни, школы, прачечной, бани, клуба, столовой.3
Наряду со строительством жилья и объектов соцкультбыта проявляется забота о здоровье людей, организовывается квалифицированная медицинская помощь жителям района. Так, в 1933 году больница № 1 получает самостоятельное здание на проспекте Ильича и становится многопрофильной. Начинают функционировать такие отделения как: терапия, хирургия, гинекология, детство и родовые койки. В этом же году переезжает в новое здание центральная районная поликлиника
В 1932 году вступил в строй автомобильный завод, давший жизнь и ставший неотъемлемой частью района. Предыстория его строительства такова. На месте будущего завода, затерявшись среди болот и пустырей, одиноко стояла глухая деревушка Монастырка. В июле 1929 года в Монастырку прибыла правительственная комиссия, которая должна была выбрать место для строительства самого большого в Европе и первого в Советском Союзе автозавода.
2 мая 1930 года в торжественной обстановке в присутствии рабочих - строителей завода, рабочих делегаций из Нижнего Новгорода, Москвы, Дзержинска, представителей партийных, профсоюзных и общественных организаций города состоялась закладка будущего завода. В фундамент замуровали капсулу с актом, в котором было написано: «Нижегородский автомобильный завод станет одной из важнейших социалистических крепостей на Волге».
Завод гигант был построен в рекордно короткие сроки. 1 января 1932 года он вступил в строй действующих предприятий страны. А уже 29 января с конвейера сошел первый грузовик ГАЗ-АА. Строительство, создание производства и обучение персонала велись в тесном сотрудничестве с американской фирмой “Форд”. Сегодня завод обладает своими прекрасно подготовленными кадрами: талантливыми инженерами, высококвалифицированными рабочими, опытными руководителями.
Горьковский автомобильный завод - крупнейшее предприятие, прославившее Автозаводский район и Нижний Новгород далеко за пределами области. Продукция ОАО “ГАЗ” пользуется большим спросом, как в ближнем, так и дальнем зарубежье.
ОАО “ГАЗ” - один из крупнейших экспортеров Нижегородской области. Ведущее место в товарной структуре экспорта предприятия занимают легковые и грузовые автомобили.
В начале 30-х годов, одновременно со строительством завода, строится крупный жилой массив - Соцгород автозавода, Северный и другие поселки. Одни из первых улиц района - проспекты Кирова и Ильича. Сохранившиеся на этих улицах дома кажутся старыми, потемневшими от времени, сейчас они уступают место новым по высоте и красоте, но именно они приняли первых жителей Соцгорода. Острейшая нужда в жилье в те далекие годы привела к тому, что наряду с капитальным жильем было построено большое количество временных жилищ барачного типа.
Наряду с такими постройками было возведено ряд зданий, до сих пор поражающих своей величественной красотой, своеобразной архитектурой. К ним, в первую очередь, нужно отнести так называемый радиусный дом (построен в 1935-1937 гг.), здание кинотеатра “Мир” (1933 год) и Дворец культуры, построенный несколько позже.
В 1934-1935 гг. проектирование отдельных кварталов Соцгорода Автозавода вели проектные отделы Автопрома и других московских организаций.4
Не смотря на то, что работы велись по единому проекту с однотипными квартирами, отсутствие связи привело к тому, что стилистически кварталы №3,4 и №8 оказались мало связаны между собой и расположенной рядом застройкой 1930-1932 гг. Кроме того, практика строительства и дальнейшая эксплуатация домов-коммун показала достаточную слабость идеи существования комбината-коммуны плане организации и удобства проживания людей в подобном типе жилища. Строительством квартала №8 в 1935-1937 гг. занимался «Автогорстрой» №13 Государственного строительного треста Наркомата тяжелой промышленности СССР г. Горького.
Памятник в целом сохранил свой исторический облик. Большинство балконов и лоджий стихийно остеклены. Из-за нарушенной в некоторых местах герметизации стыков балконных плит и лоджий, а также примыкания к стенам козырьков над подъездами в результате продолжительного намокания стены от снега наблюдаются нарушения и частичные отслаивания слоя штукатурки.
Квартал №8 имеет правильную прямоугольную форму, несколько вытянутую в меридиональном направлении, и занимает площадь около 8,07га. По периметру квартал закреплен и ограничен шестью домами : №32 «радиусный» дом по пр. Молодежный, №1 по ул. Краснодонцев, №3 по ул. Краснодонцев, №33 по пр. Ильича, №2 и №4 по ул. Ватутина.
Композиционным центром квартала №8 является радиусный дом. Он не только выделяется этажностью (семь этажей) среди остальных пятиэтажных домов квартала, но и стилистикой и декором фасадов. В уровне первого этажа радиусный дом соединен пространственной арочной конструкцией из ж/б с домом №1 по ул. Краснодонцев. Фасады жилых домов, выходящих на пр. Молодежный представляют собой симметричную трехчастную композицию: семиэтажный радиусный центральный объем (дом №32) и два пятиэтажных боковых объема (дом №2 по ул. Ватутина и №1 по ул. Краснодонцев). Семиэтажная центральная часть имеет дугообразную конфигурацию в плане. На вогнутой части фасада со стороны проспекта на 2-5-м этажах в шахматном порядке расположены полукруглые в плане балконы. Галерея центральной части, имеющая выходы из каждой квартиры шестого этажа, украшена колоннадой на высоту двух этажей и обращена на южную сторону дома.
В первом, высоком этаже, размещаются нежилые помещения: магазин «Пряжа», вход в который организован с главного фасада, также со двора организован вход в нежилое помещение стоматологического кабинета.
Боковые (западная и восточная) части зданий являются продолжением со сдвижкой в одну световую ось пятиэтажных блок-секций, расположенных по периметру квартала. Боковые пятиэтажные ризалиты имеют на 2 – 4-м этажах лоджии-веранды на столбах. В первом высоком этаже располагаются помещения торгового и клубно-развлекательного назначения.
Жилые дома квартала №8 построены на ж/б фундаментах из кирпича с последующей штукатуркой фасадов, в каждом здании имеются подвалы, перекрытия деревянные. Крыши домов односкатные, с уклоном в сторону дворовой части, покрыты кровельным железом. Лестничные клетки с ж/б маршами имеют вторые (запасные) выходы, обращенные на противоположную сторону фасадов зданий. Освещение лестниц осуществляется через систему вертикальных остекленных витражей.
Все фасады зданий обработаны штукатуркой с рустом. Цветовое решение фасадов построено на сочетании трех цветов – терракотовый первый этаж, охра светлая – выше лежащие этажи. Детали фасадов – колонны, откосы окон, карнизы, пояски – окрашены в белый цвет.5
Фасады домов № 3, №4 по ул. Краснодонцев и домов № 2, №4 по ул. Ватутина объединены легко прослеживаемыми линиями членений по этажам на несколько основных частей. Горизонтальные узкие пояски штукатурного тянутого профиля 2-4 этажей отделяют рустованную часть от цоколя. Венчающие, сильно выступающие карнизы – одна из характерных деталей архитектурного решения фасадов домов данного квартала. Обращают на себя внимание несколько повторяющихся типов балконов и лоджий: сильно выступающая линия балконов-террас 2 этажа; вертикальные спаренные балконы 2-5 этажей, имеющие сложную в плане форму балконной плиты, Спаренные лоджии- ниши 2-5 этажей, украшенные колоннами подчеркивают членения фасадов по вертикали.
Дворовые (восточные и западные) фасады жилых домов квартала №8 повторяют архитектуру основных фасадов, в которой присутствуют сходные по пропорциям вертикальные линии балконов, начинающихся
Дом № 33 (по пр. Ильича) выходит своим главным фасадом на северную сторону квартала. Дом трехчастный в плане, имеет симметричную композицию. Состоит из протяженной центральной части и двух боковых объемов, оформленных двухэтажными арками проездов внутрь двора. Трехчастная композиция дома прослеживается и в деталях оформления фасадов. Единая горизонтальная линия гладкого фризового пояса между первым, рустованным, этажом и вышележащими 2-5-м этажами продолжает линию фасадов домов № 1 и № 3 по ул. Краснодонцев.
Центральную часть венчает более развитый, по сравнению с боковыми частями, карниз с крупными формами прямоугольных вертикальных членений и сухариков. Ряд выступающих балконов чередуется со спаренными в уровне 3-го и 4-го этажей четырьмя балконами, оформленными колоннами.
На пр. Ильича выходят запасные выходы четырех лестничных клеток центральной части, обозначенные рамами, выявленными штукатурным тянутым профилем, и козырьком на кронштейнах. Стены оштукатурены и окрашены в светлые тона, цоколь отделен пояском полукруглого сечения и окрашен краской более темного тона.
Дворовый (южный) фасад продолжает горизонтальные членения внутриквартальной застройки. Два ряда балконов прямоугольной формы плана чередуются с вертикальным остеклением лестничных клеток.
Входы во все восемь подъездов дома обозначены рамами, выявленными штукатурным тянутым профилем, с небольшим прямоугольным центральным элементом. Четыре прямоугольных слуховых окна соответствуют ритму остекления лестничных клеток.
На период строительства квартала №8 1935-1937 гг. помещения внутриквартального обслуживания не были осуществлены, их участок оказался свободен, что позволило позже – в 1960 годы – возвести типовое 2-3 этажное здание средней школы (МОУСОШ №160). Здание и участок школы с необходимыми площадками ограждены по периметру металлической решеткой забора.
Въезд на территорию квартала №8 решается со всех магистральных улиц, ограничивающих квартал по периметру. С пр. Ильича въезды осуществляется через арки высотой в два этажа.
Внутриквартальные тротуары примыкают непосредственно к фасадам домов и объединены с отмосткой каждого из зданий.