Соборное уложение 1649 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:46, реферат

Краткое описание

Наличие проезжих пошлин не только тормозило торговлю, но и негативно сказывалось на государственных делах – дворяне и служилые люди, выполнявшие казенные поручения в дальних поездках вынуждены были платить проезжие пошлины за собственный проезд, за провозимые припасы и сопровождавших их людей. Добавим сюда еще и произвол и злоупотребления со стороны таможенных служащих и откупщиков.

Файлы: 1 файл

Соборное уложение 1649 г.docx

— 13.53 Кб (Скачать)

Соборное уложение 1649 г.

                                                                                                                                    Наличие проезжих пошлин не только тормозило торговлю, но и негативно сказывалось  на  государственных  делах  –  дворяне  и  служилые  люди, выполнявшие  казенные  поручения  в  дальних  поездках  вынуждены  были платить проезжие пошлины за собственный проезд, за провозимые припасы и сопровождавших их людей. Добавим сюда еще и произвол и злоупотребления со стороны таможенных служащих и откупщиков. Неслучайно, что еще Иван IV  собирался  отменить  мыт,  компенсировав  эту  статью  доходов  в  казну увеличением торговых пошлин. Однако это намерение только намерением и осталось.  Статейный  список  23  июля  1641  г.  запрещал  взимать  проезжие пошлины с дворян и служилых людей, с сопровождавших их лиц и провозимых ими припасов. Ограничивалось взимание проезжих пошлин с торговых людей «сверх государева указу и сверх уставных грамот».

Соборное Уложение 1649 г. вобрало  в себя ранее предпринятые меры в  этом  направлении,  дополнив  их  рядом  других  мер.  Это  был  первый общегосударственный  документ,  который  в  законодательстве  России  в рассматриваемый  период  занимал  ведущее  место  среди  других правительственных  актов,  посвященных  таможенному  делу.  Регламентация проезжих  сборов,  а  также  мер  по  сохранению  и  благоустройству  дорог 24содержалась  в IX главе Соборного Уложения «О мытах, и о перевозах, и о мостах».  Согласно  ей  законодательно  закрепилось  освобождение  дворян  и служилых людей, выполнявших государевы поручения, от уплаты проезжих пошлин за собственный проезд, за провозимые припасы и сопровождавших их людей.  Для  мытчиков  и мостовщиков,  не  выполняющих эти требования,  предусматривалась мера наказания. Если с лиц, освобожденных от пошлины, она была  взята,  то  лица,  виновные  в нарушении установленных правил, обязаны были  возвратить  взятое  в тройном размере,  а также подвергались телесным наказаниям.

Другие нормы устанавливали  порядок беспошлинного провоза  «людьми», и,  прежде  всего,  крестьянами,  товаров  не  на  продажу,  а  для  личного пользования. К служителям таможни, которые не соблюдали установленный  порядок,  применялись  санкции  в  виде  тройной  уплаты  и  предания  суду. Предусматривались  наказания  и  тем,  кто  злоупотреблял  своими  правами (московских чинов люди, городовые дворяне, дети боярские и иноземцы) и пытался провозить товары торговых и других чинов людей: «Тех людей бити

кнутом,  да  на  них  же  взять  мыт  и  мостовщину  и перевоз втрое,  и отдати мытовщиком и перевозщиком и мостовщиком». В свою очередь, если торговые и всяких чинов люди попытаются прикрыться именами имеющих льготы и таким образом провезти беспошлинно товары, то согласно ст. 5 «тем людем по тому же чинити наказание, бити кнутом и имати на Государя пени по пяти рублев с человека; а имати пеню с таких людей на Москве и в городех, где на них о том будет челобитье». В силе оставлялись только те таможенные пункты, на  которые ранее были  выданы  жалованные  грамоты.  Учреждение  новых таможенных пунктов запрещалось под угрозой изъятия их в пользу государя. В зимнее  время торговые  люди  имели право объезжать мытные  заставы на мостах, и перевозах по льду, освобождаясь от уплаты мостовщины. Мытчикам же запрещалось откалывать лед по берегам. Ряд пунктов главы «О мытах, и о перевозах, и о мостах» был посвящен ответственности вотчинников за  соблюдение  исправного  состояния дорог, мостов  и переправ.  Кроме  того,  помещикам  и  вотчинникам  запрещалось создавать новые дороги в место старых, если это не было выгодно для торговых людей. Строительная деятельность вотчинников оговаривалась особо: если она могла привести к порче указанных дорог, мостов и переправ, то в этом случае вотчинник обязан был сооружать новые дороги. Также запрещалось вводить дополнительно, к установленному ранее, мыт и другие пошлины. Анализируемая глава явилась важным  документом,  закрепившим права господствующего класса на таможенные привилегии, обозначила обязанности феодалов  по  поддержанию в исправности дорог,  мостов  и переправ,  что способствовало  перемещению товаров,  развитию  торговли  и складыванию всероссийского рынка.


Информация о работе Соборное уложение 1649 года