Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 19:13, реферат
Основной целью работы является: исследование развития снайперского искусства в России, на основе опыта специалистов данной области при участии в Великой Отечественной войне.
Введение 2
1. Определение сути понятия снайпер 3
2. Изучение исторических основ снайперского искусства 5
Снайперы в русско - финской войне. 5
3.Советские снайперы во Второй мировой войне. 8
3.1Тактика снайперов 11
3.2 Женщины – снайперы во Второй мировой войне. 13
3.3 Снайперы - Герои Советского Союза учавствовавшие в Великой Отечественной войне 16
Заключение 21
Список использованной литературы 23
На протяжении первых месяцев наша страна была не готова к войне, и обученных снайперов в Красной Армии практически не было. Солдатами и офицерами происходило обучение снайперскому мастерству по ходу боевых действий.
Только в 1942 году, начали свою работу курсы, рассчитанные на три месяца, а затем и шестимесячные снайперские курсы. Опыт первых месяцев работы школ показал, что важно целенаправленно готовить рядовых снайперов высокой квалификации, а не только инструкторов. Так, 15 мая 1942 года было принято решение о сформировании при школе 3-месячных курсов для обучения снайперов. А сроки подготовки инструкторов-снайперов с 18 июля 1942 года увеличились с 3 до 6 месяцев.
Ко второй половине 1942 года снайперы были неотъемлемой частью всех фронтов Великой Отечественной войны. Снайперский террор со стороны советских войск наводил страх на немецкие части. морально подавлял дух немецких солдат. Из работы Мелентьева В.[8]: В личных дневниках и письмах, которые были найдены у убитых солдат и офицеров вермахта, встречались такие фразы: "Русский снайпер – это что-то очень ужасное, от него не скроешься нигде! В траншеях нельзя поднять голову. Малейшая неосторожность – и сразу получишь пулю между глаз… Снайперы русских часами лежат на одном месте в засаде и берут на мушку всякого, кто покажется. Только в темноте можно чувствовать себя в безопасности".
Обмундирование снайпера советских войск периода Великой Отечественной войны была не богатым. Кроме наличия оптического прицела обеспечивающего наблюдение за немецкими солдатами имелись разнообразные полевые бинокли (чаще 6– и 8-кратные) и окопные перископы ТР и ТР-8. Для того, чтобы иметь возможность защищаться при ведении ближнего боя, снайперами часто брались с собой на задание пистолет, нож и несколько ручных гранат,. Если в засаду шла группа снайперов, то вооружение дополнялось еще и пистолетом-пулеметом ППШ или ППС.
На базе фронтовых частей также было организовано обучение снайперов - стрелков. Например, на Ленинградском фронте это происходило так. 5 октября 1941 года известного ленинградского стрелка-спортсмена Н. В. Богданова вызвали к руководителю партийной организации городского масштаба. Ему было предложено организовать снайперскую школу и подобрать лучших стрелков, которые могли бы обучать солдат снайперскому искусству. Позднее Богданов были привлек таких специалистов и мастеров стрелкового спорта, как Д. П. Иванов, И. Г. Вайнюнский, В. Ф. Тращиков, Г. И. Гильбо, Г. А. Приходько, И. Я. Егунов, Г. А. Рокотов, И А. И. Приходько,. М. Хамеляйнен и другие. Подобные снайперские школы функционировали в масштабе армий, обучение длилось около трех месяцев, и зависело от условий и боевой обстановки. За время обучения снайперы изучали: правила обращения с оружием и оптическим прицелом; основы определения дальности до цели, проверку боя оружия; основы баллистики, выбора позиции для ведения огня и приемы маскировки.
Снайперская школа 55-й армии, оборонявшей
Ленинград, была создана в январе
1942 года приказом командующего фронтом
генерала В. П. Свиридова и проработала
почти полтора года. Начальником
и ведущим преподавателем здесь
был мастер спорта Григорий Гильбо.
В этой школе учились такие
известные ленинградские
Советские командиры относились
серьезно к возможности использования
снайперов в составе частей пехотных
подразделений. На Западе интерес к
снайперам распределялся
Русские снайперы[7] чаще действовали в парах и обладали относительно большой свободой действий. Они прикреплялись к определенным полевым подразделениям на уровне роты или взвода, поэтому даже командирами низшего звена могли быть задействованы в значительном количестве снайперы, при проведении боевых действий в соответствии со своим усмотрением.
От снайперов в Красной
Армии ожидалось проявление большей
инициативы и предприимчивости, в
сравнении с другими солдатами.
Была необходима немалая хитрость,
чтобы противником были обнаружены
свои замаскированные позиции. Снайперы
брали с собой на задание бутылки
с зажигательной смесью и гранаты,
и прятали их вблизи позиций противника,
при этом изменяя свое местоположение.
Далее выстрелом оставленные
боеприпасы поджигались. В большинстве
случаев в ответ начинался
артиллерийский и минометный обстрел.
Тогда снайпером точно
Первая задача снайпера[7], и наиболее важная, «ослепить» противника своими действиями, посеять панику в его рядах и дезорганизовать. Сорвать все планы противника было основной целью снайпера, за выполнение которой ему объявлялась благодарность руководства.
Независимо от расположения позиции снайпера – на межграничной полосе или на переднем крае, – снайпер обязан исследовать местность с выявлением огневых средств противника. Снайпером в любом случае, должен вестись в произвольной форме журнал наблюдения, в котором указываются точные координаты и время обнаружения различных объектов, значимые события, возникновение в тех или иных местах солдат и офицеров противника выполнение шанцевых и других оборонительных работ и прочие.
Снайпер должен уничтожить
дальномерщика, наблюдателей, артиллерийского
дежурного пулеметчика, корректировщика,
а так же офицера, который наблюдает
за местностью в бинокль. Снайпер
должен испортить оптические приборы
наблюдения – стереотрубы и перископы
противника, разбив их. Снайпер должен
обнаружить и уничтожить имеющиеся
наблюдательные посты, а также посты
артиллерийской разведки, кабелеукладчиков
(в некоторых снайперских
Если проанализировать проблему с точки зрения психологии, то для осуществления физической победы необходимо первоначально одержать психологическую, а для этого: нужно отучить противника ходить в полный рост – надо заставить его ползать на животе; его необходимо приучить к мысли что опасно даже на мгновение высунуться из траншеи; противнику необходимо испортить настроение, посредством анализа плодов снайперского труда утром. Подобной тактики необходимо придерживаться ежедневно, с конкретными результатами, то есть обеспечивая жестокую непреклонность деморализующую противника. Такого рода боевую работу может осуществить только снайпер, который в состоянии быстро «подавить» все цели, которые внезапно появляются и тут же исчезают.
В сентябре 1939 года с принятием закона «О всеобщей воинской обязанности», служба в армии СССР приобрела статус почетной обязанности каждого гражданина страны, вне зависимости от пола. Согласно статье 13-й, народные комиссариаты обороны и ВМФ имели право брать на учет и осуществлять прием женщин на службу в армию и флот, а также осуществлять их привлечение на учебные сборы. Так начался период участия советских женщин в военных действиях то, что так и не смогли понять ни противники в той войне, ни союзники. Немцы или англичане не могли представить себе, что женщина может взять в руки автомат, выйти на передовую, что она может быть разведчицей, пулеметчицей или в качестве снайпера. Таким образом, в числе советских снайперов насчитывалось более тысячи женщин. За период войны ими было уничтожено более 12000 немцев. По словам А. А. Потапова[9] «На войне время спрессовывалось. Жестокая необходимость обостряла восприимчивость и заставляла человеческий организм работать на грани невозможного. На что в мирное время требовались годы, на войне уходили месяцы и недели».
Наиболее показательными были результаты Людмилы Михайловны Павличенко, снайпера 25-й Чапаевской стрелковой дивизии [7]. В первые же дни начала войны написала заявление с просьбой о направлении ее на фронт, участвовала в боях под Молдавией, при оборонительных действиях Одессы и Севастополя. Счет убитых ею фашистов 309.человек. Тридцать шесть из них – были немецкими снайперами.
Летом 1942 года ее тяжело ранило, она находилась на лечении в тылу. После лечения она рвалась на фронт, но руководством для нее уже было определено несколько другое задание: сержант Павличенко была в составе делегации в США. Лично президент Рузвельт принял тогда Советскую делегацию. Людмила Павличенко, была одна из первых женщин СССР, которую принимали в Белом Доме. После возвращения она работала в качестве инструктора в снайперской школе «Выстрел».
Мария Поливанова и Наталья Ковшова в довоенные годы вместе работали в научно-исследовательском институте Москвы. Девушки вместе поступили на снайперские курсы, и по окончании направились на фронт. Они были разные по характеру — Мария была скромной девушкой, а Наталья- активная, яркая— подруги составляли замечательню снайперскую пару. К концу лета 1942 года на их «общем счету» было около трехсот убитых фашистов[7].
Четырнадцатого августа батальон, к которому относился снайперский взвод, в составе которого находились ходили Наталья и Мария, отражал атаку воинской пехотной части немцев вблизи деревни Сутоки в Новгородской области. Батальон выдержал около пятнадцати атак немцев. Не хватало боеприпасов, патронов. Командира взвода убили, его место заняла Наталья, она остановила солдат, которые готовы были уже отступить. Они держались до конца, до последнего патрона, до последнего солдата. И вот в живых остались только двое — Ковшова и Поливанова. Девушки сближались, отстреливаясь, пока не сошлись спина к спине. В запасе у них остались только две гранаты, девушки решились. Взрыв унес жизни не только двух бесстрашных советских снайперов. Но и жизни тех немцев, которые надеялись захватить их в плен.
Лидия Семеновна Гудованцева, являющаяся выпускницей центральной Подольской школы снайперской подготовки, дошла почти до Берлина. Остановить ее смогло только ранение в дуэли с немецким снайпером, которую она позже опишет так [12]:
«Утром появился немец и направился к деревьям. Но почему без снайперской винтовки, вообще без оружия? Мысли работали: значит, думаю, он оборудовал себе место на дереве, уходит на ночь ко своим, а утром возвращается и щелкает наших бойцов. Решила не спешить, понаблюдать. Он действительно влез на дерево, но странно, ни единого выстрела. А вечером, уже в сумерки, слез и пошел восвояси. Какая-то загадка.
Три дня я вела усиленное наблюдение. Все повторялось как по расписанию. На четвертый день, уставшая, да и нервишки, чувствую, не те, решаю: «Сегодня я его сниму». Как только фриц появился, я взяла его на мушку и собралась произвести выстрел. Раздался глухой щелчок, и я почувствовала во рту привкус крови, а на приклад винтовки стала капать кровь. Прижала подбородок к вороту шинели, чтобы хоть как-то задержать кровотечение. А в голове тревожная мысль: «Неужели конец?!» Но отогнала ее, мобилизовала свою волю: «Я должна отомстить ему, а потом можно и умирать». Замерла у прицела. Порой мне казалось, что вот-вот потеряю сознание. Откуда брались силы — не знаю.
Наступила вторая половина дня. Еще немного, и сумерки. Меня начала одолевать тревога. Вдруг левее дерева, куда влезал три дня подряд тот фашист, с одного из деревьев спрыгнул немец, а в руках у него снайперская винтовка. Вот, оказывается, где он был! Прижался к дереву и смотрит в мою сторону. Тут я и нажала спусковой крючок. Вижу, по стволу дерева оседает гитлеровец.
Так кончился победой мой смертельный поединок. Лежала до темноты, временами в каком-то забытьи. Ко мне подполз разведчик и помог добраться ко своим».
3.3 Снайперы - Герои Советского Союза учавствовавшие в Великой Отечественной войне.
За годы войны годы около 87 снайперов стали Героями Советского Союза, а 39 – получили кавалера ордена Славы.
Василий Григорьевич Зайцев[4], один из наиболее ярких примеров, являлся снайпером 1047-го стрелкового полка 284-й стрелковой дивизии 62-й армии Сталинградского фронта.
Зайцев родился в селе
Елининск Челябинской области в
1915 году. В 1937 году его призвали в
армию. Он проходил службу на Тихоокеанском
флоте. До начала войны служил в
бухте занимая должность
Большую известность приобрел
случай, когда для осуществления
противодействия советским