Смута

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 04:30, реферат

Краткое описание

1). СМУТА (СМУТНОЕ ВРЕМЯ) – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16– начале 17 в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России.
К смуте Россию вели : Династический кризис, хозяйственный кризис, политика соседних государств(интервенция Речи посполитой и Польши), обострение отношений внутри служивого сословия, закрепощение крестьян!

Файлы: 1 файл

смута.docx

— 203.24 Кб (Скачать)

1). СМУТА (СМУТНОЕ ВРЕМЯ) – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16– начале 17 в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России.

К смуте Россию вели : Династический кризис, хозяйственный кризис, политика соседних государств(интервенция Речи посполитой и Польши), обострение отношений внутри служивого сословия, закрепощение крестьян!

Причины Смуты как эпохи  безвластия, согласно историографии 19 – начала 20 в., коренятся в пресечении династии Рюриковичей и вмешательстве сопредельных государств (особенно объединенной Литвы и Польши, отчего период иногда именовался «литовское или московское разорение») в дела Московского царства. Совокупность этих событий привела к появлению на русском престоле авантюристов и самозванцев, притязаний на трон с казаков, беглых крестьян и холопов (что проявилось в крестьянской войне Болотникова). Церковная историография 19– начала 20 в. считала Смуту периодом духовного кризиса общества, видя причины в искажении нравственных и моральных ценностей.

Первый этап

Смутного времени начался  династическим кризисом, вызванным  убийством царем Иваном IV Грозным  своего старшего сына Ивана, приходом к власти его брата Федора Ивановича  и смертью их младшего сводного брата  Дмитрия (по убеждению многих, зарезанного  приспешниками фактического правителя страны Бориса Годунова). Престол лишился последнего наследника из династии Рюриковичей.

Смерть бездетного царя Федора Ивановича (1598) позволила прийти к  власти Борису Годунову (1598–1605), правившему энергично и мудро, но неспособному пресечь интриги недовольных  бояр. Неурожай 1601–1602 и последовавший  за ним голод стали причиной вначале  первого социального взрыва (1603, восстание Хлопка). К внутренним причинам добавились внешние: объединенные в Речь Посполитую Польша и Литва спешили воспользоваться слабостью России. Появление в Польше молодого галичского дворянина Григория Отрепьева, объявившего себя «чудом спасшимся» царевичем Дмитрием стало подарком королю Сигизмунду III, поддержавшего самозванца.

В конце 1604, приняв католичество, Лжедмитрий I с небольшим войском  вступил в Россию. На его сторону  перешли многие города юга России, казаки, недовольные крестьяне. В  апреле 1605, после неожиданной смерти Бориса Годунова и непризнания его  сына Федора царем, на сторону Лжедмитрия I перешло и московское боярство. В июне 1605 самозванец почти на год  стал царем Дмитрием I. Однако боярский заговор и восстание москвичей 17 мая 1606, недовольных направлением его политики, смели его с трона. Через два дня царем был  «выкрикнут» боярин Василий Шуйский, давший крестоцеловальную запись править  с Боярской думой, не налагать опал и не казнить без суда.

К лету 1606 по стране распространились слухи о новом чудесном спасении царевича Дмитрия: в Путивле вспыхнуло  восстание под главенством беглого  холопа Ивана Болотникова, к нему присоединились крестьяне, стрельцы, дворяне. Восставшие дошли до Москвы, осадили ее, но потерпели поражение. Болотников летом 1607 был схвачен, сослан в Каргополь и там убит.

Новым претендентом на русский  трон стал Лжедмитрий II (происхождение  не известно), объединивший вокруг себя уцелевших участников восстания Болотникова, казаков во главе с Иваном Заруцким, польские отряды. Обосновавшись с июня 1608 в подмосковном селе Тушино (отсюда его прозвище «Тушинский вор»), он осадил Москву.

Второй этап

Смуты связан с расколом страны 1609: в Московии образовалось два  царя, две Боярские думы, два патриарха (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине), территории, признающие власть Лжедмитрия II, и территории, сохраняющие верность Шуйскому. Успехи тушинцев заставили Шуйского в феврале 1609 заключить договор с враждебной Польше Швецией. Отдав шведам русскую крепость Корела, он получил военную помощь, и русско-шведская армия освободила ряд городов на севере страны. Это дало польскому королю Сигизмунду III повод к интервенции: осенью 1609 польские войска осадили Смоленск, дошли до Троице-Сергиева монастыря. Лжедмитрий II бежал из Тушина, покинувшие его тушинцы заключили в начале 1610 договор с Сигизмундом об избрании на русский престол его сына королевича Владислава.

В июле 1610 Шуйский был свергнут боярами и насильно пострижен  в монахи. Власть временно перешла  к «Семибоярщине», правительству, подписавшему в августе 1610 договор с Сигизмундом III об избрании Владислава царем при  условии, что тот примет православие. В Москву вступили польские войска.

Третий этап

Смуты связан со стремлением преодолеть соглашательскую позицию Семибоярщины, не имевшей реальной власти и не сумевшей заставить Владислава выполнять условия договора, принимать православие. С нарастанием с 1611 патриотических настроений усилились призывы к прекращению раздоров, восстановлению единства. Центром притяжения патриотических сил стали московский патриарх Гермоген, кн. Д.Т.Трубецкой. В сформированном Первом ополчении участвовали дворянские отряды П.Ляпунова, казаки И. Заруцкого, бывшие тушинцы. В Нижнем Новгороде и Ярославле собирал войско К.Минин, формировалось новое правительство, «Совет всея земли». Первому ополчению освободить Москву не удалось, летом 1611 ополчение распалось. В это время полякам удалось после двухлетней осады овладеть Смоленском, шведам – взять Новгород, во Пскове объявился новый самозванец – Лжедмитрий III, который 4 декабря 1611 был там «оглашен» царем.

Осенью 1611 по инициативе К.Минина и приглашенного им Д.Пожарского в Нижнем Новгороде было сформировано Второе ополчение. В августе 1612 оно  подошло к Москве и 26 октября 1612 освободило ее. В 1613 Земский собор избрал царем 16-летнего Михаила Романова, в  Россию вернулся из плена его отец, патриарх Филарет, с именем которого народ связывал надежды на искоренение  разбоя и грабежей. В 1617 был подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 заключено Деулинское перемирие с Польшей: Россия уступила ей Смоленск, Чернигов и ряд других городов. Территориальные потери России смог возместить и восстановить лишь царь Петр I почти сто лет спустя.

Однако долгий и тяжелый  кризис был разрешен, хотя экономические  последствия Смуты – разорение  и запустение огромной территории, особенно на западе и юго-западе, гибель почти трети населения страны продолжали сказываться еще полтора  десятилетия.

Следствием Смутного времени стали изменения в системе управления страной. Ослабление боярства, возвышение дворянства, получившего поместья и возможности законодательного закрепления за ними крестьян имели следствием постепенную эволюцию России к абсолютизму. Переоценка идеалов предыдущей эпохи, ставшие очевидными негативные последствия боярского участия в управлении страной, жесткая поляризация общества привели к нарастанию идеократических тенденций. Они выразились в том числе в стремлении обосновать незыблемость православной веры и недопустимость отступлений от ценностей национальной религии и идеологии (особенно в противостоянии «латынству» и протестантству Запада). Это усилило антизападнические настроения, что усугубило культурную, а в итоге и цивилизационную замкнутость России на долгие столетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый  этап Крестьянской войны.

Восстание под предводительством Болотникова

Крестьянской войне начала XVII века выделяются три больших периода: первый период (1603-1605), важнейшим событием которого было восстание Хлопка; второй период (1606-1607) - крестьянское восстание  под руководством И. И. Болотникова; третий период (1608-1615) - спад Крестьянской войны, сопровождаемый рядом крупных выступлений крестьян, горожан, казачества и т.д. Как уже было сказано, в начале века положение в стране обострилось из-за неурожаев. В 1601 г. более двух месяцев шли дожди. Потом очень рано, в середине августа, ударили морозы и выпал снег, что привело к гибели урожая. В несколько раз увеличились цены. Началась спекуляция хлебом. В следующем, 1602 г. посевы озимых вновь не дали всходов. Снова, как ив 1601 г., наступили ранние холода. Цены выросли уже более чем в 100 раз. Народ голодал, начались массовые эпидемии.

Борис Годунов организовал государственные  работы. Он привлекал москвичей и  нахлынувших в столицу беженцев к строительству, используя уже  имевшийся опыт возведения колокольни Ивана Великого, раздавал хлеб из государственных  закромов, разрешал холопам уходить  от своих господ и искать возможности  прокормиться. Но все эти меры не имели успеха. Поползли слухи, что  на страну распространилось наказание  за нарушение порядка престолонаследования, за грехи Годунова.

В центре страны вспыхнуло (1603-1604) восстание  холопов под предводительством  Хлопка Косолапа. Оно было жестоко подавлено, а Хлопок казнен в Москве. Это восстание многие историки считают первым этапом Крестьянской войны начала XVII века.

В соседней Речи Посполитой только и ожидали повода вмешаться во внутренние дела ослабевшей России. В 1602 году в имении князя Адама Вишневецкого объявился человек, выдававший себя за сына Ивана IV, чудом уцелевшего царевича Дмитрия, погибшего в Угличе 15 мая 1591 года. В действительности это был галичский дворянин Григорий Отрепьев, расстриженный монах Чудова монастыря, принадлежавший к свите патриарха Иова и близко связанный с Романовыми.

К началу 1605 года под знаменами  “царевича” собралось более 20 тыс. человек. 13 апреля 1605 года внезапно умер царь Борис Годунов и на престол  вступил его 16-летний сын Федор. Боярство не признало нового царя. 7 мая на сторону  Лжедмитрия перешло царское войско. Царь Федор был свергнут и задушен  вместе с матерью.

Однако вскоре надежды на “доброго и справедливого” царя Дмитрия Ивановича  рухнули. На русский престол сел  польский ставленник, откровенный политический авантюрист. В ночь 17 мая 1606 года началось восстание горожан. Заговорщики  ворвались в Кремль и зверски  убили Лжедмитрия 1.

Через три дня новым царем  “выкликнули” с Лобного места  на Красной площади родовитого боярина  Василия Ивановича Шуйского, бывшего  организатором и вдохновителем  заговора, до этого осужденного за интриги и отравленного Лжедмитрием  в ссылку.

Человек, оказавшийся волею судьбы на московском престоле, не пользовался  ни авторитетом, ни народной любовью. Главным  качеством характера Шуйского было лицемерие, любимый способ борьбы - интрига и ложь. Подобно Годунову, он успешно усвоил все уроки правления  Ивана Грозного, был недоверчив, коварен, однако не обладал ни государственным  умом, ни опытом царя Бориса. Этот человек  не был способен остановить развал государственности и преодолеть раскол социальный.

С самого начала Шуйский не пользовался  широкой поддержкой. Знаменем оппозиции  вновь стало имя царя Дмитрия  Ивановича, который, по слухам, спасся от заговорщиков и на этот раз. Против Шуйского выступило население порубежных уездов, опальные сторонники Лжедмитрия, такие как воевода Путивля князь Г. Шаховский и воевода Чернигова князь А. Телятевский. Оппозиционные настроения охватили дворянские корпорации. Летом 1606 года движение стало приобретать организованный характер. Появился и руководитель - Иван Исаевич Болотников.

Начался второй этап Крестьянской войны.

Холопство было неоднородным социальным слоем. Верхи холопов, приближенные к своим владельцам, занимали достаточно высокое положение. Не случайно многие провинциальные дворяне охотно меняли свой статус на холопий. И. Болотников, по-видимому, принадлежал к их числу. Он был военным холопом А. Телятевского и, скорее всего дворянином по своему происхождению. Впрочем, не следует придавать этому слишком большого значения: социальная направленность взглядов человека определялась не одним только происхождением. “Дворянством” Болотникова можно объяснить его военные дарования и качества бывалого воина.

Восставшие, собравшиеся под знаменем “царя Дмитрия Ивановича”, представляли собой сложный конгломерат сил. Здесь были не только выходцы из низов, но и служилые люди по прибору  и отечеству. Едины они были в  своем неприятии новоизбранного царя, различны в своих социальных устремлениях. После успешной битвы  под Кромами в августе 1606 г. восставшие заняли Елец, Тулу, Калугу, Каширу и  к концу года подступили к Москве. Сил для полной блокады столицы  не хватало, и это дало возможность  Шуйскому мобилизовать все свои ресурсы. К этому времени в стане  восставших произошел раскол и отряды Ляпунова (ноябрь) и Пашкова (начало декабря) перешли на сторону Шуйского.

Сражение под Москвой 2 декабря 1606 года окончилось поражением Болотникова. Последний после ряда сражений отступил к Туле, под защиту каменных стен города. Сам В. Шуйский выступил против восставших и в июне 1607г. подошел к Туле. Несколько месяцев царские войска безуспешно пытались взять город, пока не перегородили реку Упу и не затопили крепость. Противники Шуйского, положившись на его милостивое слово, отворили ворота. Однако царь не упустил возможности расправиться с вождями движения.

В настоящее время историки рассматривают  крупнейшие народные выступления в  России XVII-XVIII вв., в том числе и  Разинское восстание, как восстания окраин против центральной власти. М.М. Сокольский и Г.Г. Нольте, указывают на наличие серьезных противоречий между центром и окраинами. При этом, по мнению Г.Г. Нольте, стремление их населения обеспечить большее самоопределение регионов было важным требованием нового времени, поскольку это могло способствовать ускоренному их развитию. По мнению Соловьева, такие противоречия и в самом деле являются одной из важнейших причин Разинского восстания. Он отмечает, что у донских казаков имелись "свои причины для недовольства, свои счеты с правительством”. Их не устраивало, что постепенно “Дон попадал во все большую зависимость от Российского государства”. Опасность потери вольницы “оборачивалась яростным сопротивлением” казаков, которое вылилось, в конечном счете, в Разинское восстание. Особые причины были и для выступления населения такой своеобразной окраины, как Астрахань, с ее развитой торговлей. Астраханцы надеялись с помощью Разина избавиться от налогов и вымогательств, наладить собственную торговлю и поживиться за счет чужого добра.

Восстание под предводительством С.Т. Разина

Движение С.Т. Разина зародилось в  станицах донского казачества. Донская  вольница всегда привлекала беглых из южных и центральных областей Российского государства. Здесь  они были защищены действием неписаного закона “с Дона выдачи нет”. Правительство, нуждаясь в услугах казаков для  обороны южных границ, платило  им жалованье и мирилось с существовавшим там самоуправлением.

Информация о работе Смута