Система судебных органов в годы Великой Отечественной войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 18:14, доклад

Краткое описание

Советское право во время войны считалось действующим. Поэтому лица, нарушившие советское законод-во, признавались совершившими преступление. Само право ужесточилось и чаще всего выступало в виде указов Президиума Верховного Совета.

Файлы: 1 файл

Система судебных органов в годы Великой Отечественной войны.doc

— 30.50 Кб (Скачать)

     Система судебных органов в годы Великой  Отечественной войны.

     Советское право во время войны считалось действующим. Поэтому лица, нарушившие советское законод-во, признавались совершившими преступление. Само право ужесточилось и чаще всего выступало в виде указов Президиума Верховного Совета.

  1. Гражданское право. Все г-п сделки, совершенные на оккупированной территории и несоответствующие советским законам или нарушившие интересы Советского государства, признавались недействительными.
  2. Обязательственное право. Основанием для выполнения обязательств стал приказ.
  3. Семейное право. Меры направлены на защиту брака (двухступенчатый развод: примирение, потом развод), материнства, охрану детства.
  4. Трудовое право. Вводились чрезвычайные меры. Фактически была объявлена всеобщая трудовая мобилизация, и трудящиеся приравнены к военнослужащим. Указ «О военном положении», т е военные власти могли привлекать граждан к трудовой повинности. Указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», увеличивал меру труда, разрешал сверхурочные работы до 3 часов в день, отменял отпуска.
  5. Колхозное право. Повышен обязательный минимум трудней в году. Вводилась плановая экономика.
  6. Уголовное право. Карательный указ от 6.06.1941 г. «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения», карали заключением от 2 до 5 лет. Другой указ для воинских начальников за незаконное награждение. Третий – за утрату знамени воинских частей, часть расформировывали, виновные шли под трибунал. Указ «Об ответственности за разглашение Гос. тайны или за утрату документов, содержащих Гос. тайну» (10 лет тюрьмы, гражданину – до 3 л). Когда стали освобождать свои земли, появился указ о фашистских преступниках и их пособниках (смертная казнь через повешение или ссылка на каторжные работы до 20 лет)

     Через неделю после начала Великой Отечественной  войны в июне 1941 г. Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) приняли  совместное постановление о создании высшего чрезвычайного органа -- Государственного комитета обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Возглавил Комитет И. В. Сталин. Все граждане и организации были обязаны выполнять решения и распоряжения ГКО. 

     ГКО не имел своего аппарата и действовал через существующие государственные, партийные, общественные органы и своих уполномоченных. В некоторых городах создавались местные комитеты обороны, которые возглавлялись первыми секретарями обкомов или горкомов партии. В их состав также входили представители партийных органов, работники органов НКВД и военного командования и другие лица. 

     Для эвакуации промышленных предприятий  в восточные районы страны был  создан Совет по делам эвакуации  при ГКО. В октябре 1941 г. был образован  Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре 1941 г. оба этих органа сменило Управление по делам эвакуации. Эвакуацией людей занималось Управление по эвакуации населения.

      
 

     Судопроизводство  в военных условиях (1941–1945 гг.).

     На  годы Великой Отечественной войны  пришёлся наиболее сложный и драматичный  этап в развитии советской судебной системы и советского государства  в целом.

     Условия военного времени потребовали укрепления государственной дисциплины и общественного  порядка, мобилизации всех сил общества. В решении этих задач важное место принадлежало деятельности судебных органов, реорганизованных на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР.

     В местностях, объявленных на военном  положении, расширялась подсудность  военных трибуналов. Все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, были изъяты из ведения общих судебных органов и переданы в военные трибуналы. Сохранилась подсудность народных судов и в области общеуголовного преступления. Военные власти имели право передавать в военные трибуналы дела о злостном хулиганстве, спекуляции и иных преступлениях.

     Условия военного времени потребовали реорганизации  в военные трибуналы линейных судов железнодорожного и водного транспорта. В местностях, объявленных на осадном положении, народные и областные суды преобразовывались в военные трибуналы.

     При рассмотрении уголовных дел военные  трибуналы руководствовались принципами правосудия, закреплёнными в Конституции  и Законе о судоустройстве СССР. Однако для них были установлены и некоторые особые правила, обеспечивающие быстроту и меткость судебной репрессии по отношению к лицам, посягавшим на обороноспособность страны. Так, члены военных трибуналов не избирались, а назначались совместными приказами НКЮ СССР и .наркома обороны. Дела в военных трибуналах рассматривались постоянными судьями без участия народных заседателей. Приговоры трибуналов, действовавших в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий, не подлежали кассационному обжалованию. Для приближения надзора к местным военным трибуналам право пересмотра приговоров, вступивших в законную силу, было предоставлено военным трибуналам округов и фронтов.  

Информация о работе Система судебных органов в годы Великой Отечественной войны