Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 00:07, реферат
В результате раскопок в Двуречье были обнаружены все древнейшие города, упо-минающиеся в Библии, такие как Вавилон, Аккада, Эриду, Лагаш, Мари, Урук, Ур и дру-гие. Причём Ур упоминается в библии как город Авраама. Обнаруженные в Уре дома оказались буквально набитыми сокровищами: украшения из золота, лазурита, сердолика (его добывали в Индии). Но самое главное, из руин были извлечены тысячи глиняных табличек с записями и тысячи цилиндрических печатей с иллюстрациями, на которых была запечатлена история Шумерской цивилизации и история Земли, уходящая в прошлое на сотни тысяч лет. Несколько поколений учёных работали над расшифровкой клинописи. Сегодня шумерская клинопись в значительной степени расшифрована и совершенно не понятно, почему эти уникальные и в высшей степени интереснейшие сведения так мало известны миру
Введение ……………………………………………………. 2
Кто такие «Шумеры» ……………………………………….
Появление шумеров ………………………………………...
Первые исследователи ………………………………………
Древнешумерский язык …………………………………….
Клинопись – шумерское письмо ………………………….. 3
4
5
6
6
Высокоразвитая цивилизация…………………………….
«Сошедшие с небес» – миф или реальность? ……………...
Шумерская мифология и религиозные представления……
Первые города. ………………………………………………
Урук в 2900 г. до н. э………………………………………..
Период Джемдет-Насра……………………………………
Легенда о всемирном потопе……………………………….
Поэма «Гильгамеш и Ака»………………………………….
Политические распри………………………………………..
Гибель шумерской цивилизации……………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………………...
9
10
10
12
14
15
16
16
17
18
19
Вторым путешественником, который наткнулся на следы шумеров, был датчанин Карстен Нибур, который 7 января 1761г. отправился на Восток. Он мечтал собрать и изучить как можно больше клинообразных текстов, загадка которых волновала лингвистов и историков того времени. Судьба датской экспедиции оказалась трагичной: все её участники погибли. Остался в живых только Нибур. Его «Описание путешествий в Аравию и соседние страны», изданное в 1778 г. стало чем-то вроде энциклопедии знаний о Месопотамии. Ею зачитывались не только любители экзотики, но и учёные. Главным в этом труде были тщательно выполненные копии персепольских надписей. Нибур первым определил, что надписи, состоящие из трёх отчётливо разграничительных колонок, представляют собой три рода клинописи. Он назвал их 1, 2 и 3 классами. Хотя прочесть надписи Нибуру не удалось, его рассуждения оказались необычайно ценными и в основном правильными. Он, например, утверждал, что 1 класс представляет собой староперсидскую письменность, состоящую из 42 знаков. Тому же Нибуру потомки должны быть благодарны за гипотезу, что каждый из классов письменности представляет иной язык.
Древнешумерский язык
Шумеры
сильно отличались от
окружавших их народов-и
прежде всего своим
языком. В наши дни учёные
умеют читать шумерские
тексты, уже составлены
многотомные словари
шумерского языка. Для
этого потребовалось
много десятилетий упорного
труда, но учёные не
раз ошибались. Постепенно
стало ясно, что древнешумерский
язык не похож ни на
один из древних и современных
языков. Поэтому мы можем
сказать, с какими народами
древности шумеры 'состояли
в родстве', хотя учёные
пытались подыскать
им 'родню' и на Кавказе,
и в Гималаях, и на Памире.
Всю правду об их далёкой
родине мы вряд ли когда-нибудь
узнаем.
И вот17января 1869 г. видный французский лингвист Жюль Опперт на заседании Французского общества нумизматики и археологии заявил, что языком, увековеченным на многих табличках, найденных в Месопотамии является шумерский! А это значит, что должен был существовать и шумерский народ! Таким образом, не историки и археологи первыми чётко сформулировали доказательство существования Шумера. Это «вычислили» и доказали лингвисты.
Слова Опперта были восприняты сдержанно и недоверчиво. Вместе с тем кое-кто в научных кругах высказался в поддержку его гипотезы, которую сам учёный считал аксиомой. Гипотеза Опперта побудила археологов начать поиски материальных доказательств существования Шумера в Месопотамии. Много в этом плане мог дать тщательный анализ древнейших надписей. И вот в 1871г. Арчибальд Генри Сайс публикует первый шумерский текст – одну из надписей царя Шульги. Два года спустя Франсуа де Ленорман выпускает в свет первый том своих «Аккадских исследований» с разработанной им шумерской грамматикой и новыми текстами. С 1889г. весь учёный мир признал шумерологию областью науки и определение «шумерский» принимается повсеместно для обозначения истории, языка и культуры этого народа.
Нет ничего удивительного в том, что не археологи, вырывающие у песков месопотамских пустынь тайны минувших веков, и не историки так уверенно заявили всему миру: здесь находится Шумер. Память о Шумере и шумерах умерла тысячи лет назад. О них не упоминали греческие летописцы. В доступных для нас материалах из Месопотамии, которыми человечество располагало до эры великих открытий, мы не найдём ни слова о Шумере. Даже Библия – этот источник вдохновения для первых искателей колыбели Авраама – говорит о халдейском городе Уре. Ни слова о шумерах! То, что произошло, по-видимому, было неизбежно: первоначально возникшее убеждение о существовании шумерского города лишь впоследствии получило документальное подтверждение. Это обстоятельство ни в коем случае не умаляет заслуг путешественников и археологов. Напав на след шумерских памятников, они не имели ни малейшего понятия о том, с чем имеют дело. Ведь они искали не Шумер, а Вавилон и Ассирию! Но если бы не эти люди, лингвисты никогда бы не смогли открыть Шумер.
"Клинопись"-
шумерское письмо
Обилие глины, из которой делали дома и посуду, предметы утвари и детские игрушки, подсказало шумерам мысль о том, чтобы писать на глиняных табличках. Писец работал так: из сырой глины изготавливалась небольшая плоская табличка, на которую острой палочкой наносились письмена. На вязкой глине трудно проводить линии одинаковой толщины, поэтому они получались похожими на треугольники или клинышки. Историки называют шумерское письмо 'клинописью' . Не очень нужные записи потом можно было стереть, а таблички с важными документами обжигали на огне, и они становились твёрдыми, как камень. Самые ранние записи принадлежат храмовым чиновникам - они должны были считать, сколько зерна, масла и мяса произведено в хозяйстве, сколько выдано работникам на пропитание, сколько осталось в распоряжении храма. Археологи научились складывать даже разбитые таблички и читать написанное на них. Обладая плодородными землями, шумеры со временем поняли, какие высокие урожая можно получать, если осушить болота и провести воду к сухим участкам.
Изобретение письменности – один из важнейших этапов в развитии цивилизации. Она знаменует начало человеческой истории. Это объясняется тем, что письменность позволяет людям, записывая информацию, сохранять знания о своем прошлом, передавать их другим поколениям, хранить сколь угодно долго. Первые шаги по созданию письменности, как предполагают ученые, были сделаны в Шумере в период Урукской культуры, между III –м и IV-м тыс. до н.э. Быстро росли новые города и возникала потребность в записи многих сведений.4 Для обозначения предметов и количественных данных (количества зерна или скота) использовались пиктограммы (или примитивные рисунки). Позднее пиктограммы становились все более и более стилизованными и постепенно приобретали вид абстрактных символов.
Попытки
хотя бы приблизительно датировать время
возникновения письменности у шумеров
ведут к таким же запутанным и ожесточённым
спорам, как и вопрос об их происхождении
или времени появления в Месопотамии.
Предметом дискуссии является, например,
датировка упомянутого выше письменного
документа – камня с пиктографическими
знаками. Однако, поскольку в археологических
слоях, относящихся приблизительно к 2900
г. до н.э. находится уже много табличек
с идеографическими знаками вместо рисуночного,
можно сделать вывод, что с момента возникновения
древнейших записей прошло, по меньшей
мере, 200-300 лет. Если допустить, что письменность
шумеров не могла развиться за такой короткий
срок – а они пришли в Месопотамию незадолго
до эпохи Урука, - то возникает предположение,
что шумеры владели искусством письма
ещё на своей прародине.
Первые пиктограммы записывались заостренными тростинками на сырых глиняных табличках в виде вертикальных колонок. Затем писцы стали писать горизонтальными строками, что значительно ускорило процесс письма. Писцы- люди, специально нанятые для переписывания текстов или ведения регистрационных книг. Эта профессия высоко ценилась в древние времена, когда относительно мало людей умели читать и писать. Работа писца хорошо оплачивалась и считалась весьма престижной. Тростинкой писец выдавливал специальные клинописные знаки на сырой глине. Такое письмо получило название клинописи. Пиктограммами и клинописью писали на глиняных табличках, которые затем обжигали в печах.
Копии, выполненные Нибуром, а также его аргументированные предположения были использованы Гротенфендом при расшифровке клинописи. Эти материалы оказались ключём к решению загадки существования Шумера. На пороге 19 столетия научный мир уже располагал достаточным количеством клинописных текстов, чтобы перейти от первых, робких попыток к окончательной расшифровке таинственной письменности.
.Гротефенд
безошибочно расшифровал
Однако учёным не давала покоя тайна письмен 2 и 3 классов, да и древнеперсидские тексты ещё плохо читались. В то же время, проходивший службу в Персии майор и дипломат Генри Кресвик Раулинсон также принимает попытку расшифровать клинописные надписи. Его личной страстью были археология и достигшее в то время первых успехов сравнительное языкознание. Для того чтобы продолжать исследование древних языков, увековеченных в клинописных надписях, требовались новые тексты. Раулинсон знал о том, что на старом тракте, около города Керманшах, находится высокая скала, на которой видны колоссальные таинственные изображения и знаки. И Раулинсон отправился в Бехистун. Рискуя жизнью, он взобрался на отвесную скалу, на которой были выбиты огромные барельефы, и приступил к копированию надписи. За лето и осень 1835 г., стоя над пропастью на шаткой приставной лестнице, Раулинсон перерисовал большую часть древнеперсидского текста, клинописной надписи из Бехистуна. Вскоре, в 1837 г., Раулинсон отослал в Лондонское азиатское общество скопированный и переведённый текст двух отрывков. Из Лондона эту работу немедленно переправляют в Парижское азиатское общество, чтобы с ней ознакомился выдающийся учёный Бюрнуф. Труд Раулинсона был оценен очень высоко: безвестному майору из Персии присваивают звание почётного члена Парижского азиатского общества.
Однако Раулинсон не считает свой труд законченным: две оставшиеся нерасшифрованными части Бехистунской надписи не дают ему покоя. Дело в том, что надпись на Бехистунской скале, также как и надпись в Персеполе, высечена на трёх языках. В 1844 – 1847 гг. Раулинсон, повиснув на канате над глубокой пропастью, срисовывает остальную часть надписи. Теперь в руках учёных оказалось два пространных текста, изобилующих собственными именами, причём содержание их было известно по древнеперсидскому варианту. К 1855 г. Эдвину Норрису удалось дешифровать и второй тип клинописи, состоящий примерно из сотни слоговых знаков. Эта часть надписи была на эламском языке.
Трудности по дешифровке двух первых типов клинописи оказались всё же сущим пустяком по сравнению с теми сложностями, которые возникли при чтении третьей части надписей, заполненной, как выяснилось, вавилонским идеографически - слоговым письмом. Один знак здесь обозначал и слог, и целое слово. Больше того, одним и тем же знаком могли передаваться различные слоги и даже различные слова. В качестве примера можно привести простейший случай: слог содержащий звук « р », мог быть передан шестью различными знаками, в зависимости от того, с какой гласной он соседствовал (ра, ар, ри, ир, ру, ур). Согласные выступали только в составе слога, тогда как гласные иногда фигурировали как отдельные знаки.
Поэтому не удивительно, что никто не хотел верить, что когда-то кто-то мог изобрести столь запутанный способ письма. А смельчакам, допускавшим существование подобной системы письменности, расшифровка этих знаков, передающих всю многозначность мёртвого, давно забытого языка, казалась невозможной.
Между
тем к середине 19 века языкознание
сделало большие успехи и лингвисты,
исследующие структуру древних
языков, уже имели за плечами немалый
опыт. Дискуссии велись не только вокруг
попыток расшифровать клинописные знаки
3-го класса, но и вокруг их происхождения
и характера языка, на котором был составлен
этот текст. Исследователи задумались
над тем, сколь древна клинопись и каким
изменениям она подвергалась за многовековой
период своего существования. Совместными
усилиями целого ряда учёных были преодолены
огромные трудности в изучении вавилонского
языка. Неоценимую помощь в этой работе
оказали археологи, доставлявшие многочисленные
таблички с надписями. В середине 19 века
человеческий гений одержал ещё одну победу:
родилась новая наука – ассириология,
занимающаяся изучением всего комплекса
проблем, связанных с древней Месопотамией.
Удивительная многозначность клинописи
побудила учёных заняться вопросом о её
происхождении. Само собой напрашивалось
предположение, что письмо, которым пользовались
семитские народы (вавилоняне и ассирийцы),
было позаимствовано у какого-то другого
народа несимитского происхождения.
Высокоразвитая цивилизация
Именно
в шумере был заложен фундамент
знаний по математике: вычисление площадей
сложных фигур, извлечение корня, решение
уравнений с двумя и тремя неизвестными
и даже сведения о золотой пропорции и
числах Фибоначчи. Учёными Шумера были
известны элементы вычислительной математики
и кодирование информации – наук, открытие
которых в середине 20-го столетия привело
к развитию кибернетики. Шумерская система
исчисления базировалась на комбинации
чисел 6 и 10 и называлась шестидесятеричной.
Мы пользуемся ею до сих пор.