Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:51, шпаргалка

Краткое описание

1. Восточные славяне и соседи в 6-8в. Хозяйственный и общественный строй восточных славян.
2. Образование Древнерусского государства, его социально-политический строй. Критика норманской теории.
3. Принятие христианства и его значение.
...
49. Перестройка политической системы СССР (1987-1991гг.)
50. Экономическое и политическое развитие России в 90е гг. XXв.

Файлы: 1 файл

история.doc

— 380.50 Кб (Скачать)

43. Общественно-политическая  жизнь страны в послевоенный  период.

Война сумела изменить общественно-политическую атмосферу, сложившуюся в СССР в 30-е гг. Сама экстремальная обстановка на фронте и в тылу заставляла людей мыслить творчески, действовать самостоятельно, принимать на себя ответственность в решающий момент. Победа советского народа в войне породила надежды у крестьян на роспуск колхозов, у интеллигенции - на ослабление политического диктата, у населения союзных республик (особенно в Прибалтике, Западной Украине и Белоруссии) - на изменение национальной политики. В 1946-1947гг., в ходе закрытого обсуждения проектов новой Конституции СССР, Программы и Устава ВКП(б), были высказаны весьма характерные предложения, направленные на относительную демократизацию режима. Сразу после завершения второй мировой войны, в сентябре 1945г., было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946г. Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров. В это же время прошли выборы в местные советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, в результате чего обновился депутатский корпус, не менявшийся в годы войны. В соответствии с Конституцией были впервые проведены прямые и тайные выборы народных судей и заседателей. Однако вся полнота власти по-прежнему оставалась в руках партийного руководства. После тринадцатилетнего перерыва в октябре 1952г. состоялся 19 съезд ВКП(б), принявший решение о переименовании партии в КПСС. В 1949г. прошли съезды профсоюзов и комсомола (также не созывавшиеся 17 и 13 лет). Однако, несмотря на внешне демократические изменения, в эти самые годы в стране ужесточался политический режим, нарастала новая волна репрессий. Один из первых ударов пришелся по военнопленным, большинство из которых (около 2 млн.) после освобождения из фашистской неволи были направлены в сибирские и ухтинские лагеря. Наряду с политзаключенными в лагерях после войны оказалось и немало тех тружеников, которые не выполняли существовавшие нормы выработки. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1948г. местным властям было предоставлено право выселять в отдаленные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве. Репрессии затронули и часть партийных функционеров, особенно тех, кто стремился к самостоятельности и большей независимости от центральной власти. В начале 1948г. были арестованы почти все лидеры ленинградской парторганизации. Общее число арестованных по "ленинградскому делу" составило около 2000 человек. "Ленинградское дело" должно было стать суровым предостережением всем, кто хоть в чем-то мыслил иначе, чем "вождь народов". Последним из готовившихся процессов стало "дело врачей" (1953г.), обвиненных в неправильном лечении высшего руководства, повлекшем смерть ряда видных деятелей. В послевоенные годы началась ревизия истории национальных отношений в России и СССР, в ходе которой любые национальные движения рассматривались как реакционные и вредные. За участие в них только в Западной Украине к 1950г. было депортировано, сослано или арестовано около 300 тыс. человек. В Прибалтике депортации было подвергнуто 400 тыс. литовцев, 150 тыс. латышей, 50 тыс. эстонцев. Параллельно здесь шел насильственный процесс сплошной коллективизации, прерванный войной. Особого размаха национальная нетерпимость достигла в отношении представителей еврейской нации. С ноября 1948г. начались аресты членов Антифашистского комитета и других еврейских интеллигентов. В мае-июле 1952г. состоялся закрытый судебный процесс, приговоривший лидеров комитета к расстрелу. Откровенный национализм проявлялся не только в назначении руководителями многих союзных и автономных республик русских, а не национальных кадров, но и в усиленном "научном" обосновании исключительной роли и значения всего русского (в то время как политические и культурные достижения других народов замалчивались). Если война пробудила в интеллигенции надежды на ослабление партийно-идеологического пресса, то этим надеждам не суждено было сбыться. С лета 1946г. власти развернули широкое наступление против "западного влияния" на развитие отечественной культуры. По существу речь шла о наступлении на свободомыслие и любое проявление творческой самостоятельности интеллигенции, о возвращении безраздельного партийно-политического контроля над ней. Страна вновь оказалась не только в идеологической, но и в культурной изоляции от остального мира. Один из первых ударов был нанесен по отечественной литературе. Резкой критике были подвергнуты даже те писатели, творчество которых вполне отвечало требованиям партии. Итогом "борьбы за чистоту литературы" стало закрытие ряда журналов, запрещение литературных произведений, "проработка", а порой и репрессирование их авторов, а главное - застой в отечественной литературе. Вслед за литературой было "усилено партийное руководство" театром и кино. Специально созданный властями еженедельник "Культура и жизнь" в конце 1946г. начал массированную кампанию против "декадентских тенденций" в театре и потребовал исключения из репертуара театров всех пьес зарубежных авторов. В конце 1947г. жесткий идеологический пресс обрушился и на советских музыкантов. В феврале 1948г. ЦК ВКП(б) издал постановление "О декадентских тенденциях в советской музыке". После выхода этого постановления началась чистка и в Союзе композиторов. Произведения опальных композиторов перестали исполняться, консерватории и театры отказались от их услуг. Вместо их произведений звучали хоровые и сольные восхваления Сталина и счастливой жизни советских людей, строящих под руководством партии райскую жизнь на земле. И все же, несмотря на диктат и идеологические шоры, культурная жизнь имела и положительные черты, в первую очередь - в освоении огромного классического наследия. В годы войны знания ученых были востребованы властью, многих из них возвратили из заключения. Постепенно, хотя и в известных рамках, шло возрождение свободомыслия в науке, без которого она обречена на загнивание. Творческая атмосфера не была утрачена и после победы, когда развернулись оживленные дискуссии среди историков, философов, биологов, физиков, кибернетиков, экономистов. Однако эти дискуссии были использованы партийным руководством для "усиления партийной направленности науки", а отдельными ее представителями - для сведения счетов с научными оппонентами.

44. Реформы Н.С. Хрущева,  их значение.

По инициативе Н.С. Хрущева, является закон 1957г., согласно которому все общесоюзные  и союзно-республиканские промышленные и строительные министерства, за исключением  электростанций, оборонной, авиационной, судостроительной, радиотехнической и химической промышленности, были упразднены. Управление промышленностью и строительством в рамках крупных административных районов было организовано по территориальному принципу. В каждом из них создавался совет народного хозяйства (совнархоз), которому передавались функции планирования и непосредственного руководства деятельностью предприятий и строек. Однако бесконечная цепочка непродуманных реорганизаций не дала нужного эффекта. Дело в том, что со второй половины 50-х гг. стало ясно, что механизм хозяйствования в значительной степени устарел. Он сложился в конце 20-х - начале 30-х гг. в чрезвычайных, во многом экстремальных обстоятельствах. Однако с 50-х гг. перестали действовать чрезвычайные факторы. Резко изменились масштабы советской экономики. Так, в 1966г. промышленность СССР имела уже более 300 отраслей. Поэтому стало экономически нецелесообразным, да и технически невозможным осуществлять управление методами прямого административного воздействия, регламентировать, как и прежде, деятельность предприятий. Кроме того новая экономическая ситуация определялась начавшейся в стране научно-технической революцией. Она была связана с овладением ядерной энергией, освоением космоса, развитием химии, автоматизацией производства. Однако существующий механизм хозяйствования, практика планирования сдерживали техническое перевооружение производства. Интересы научно-технического прогресса требовали перестройки планирования, создания условий, стимулирующих заинтересованность предприятий в техническом перевооружении. Таким образом, сложилось серьезное противоречие между достигнутым уровнем развития производства, возможностями, которые открывал научно-технический прогресс, новыми явлениями в экономике, с одной стороны, и изжившими себя административно-командными формами и методами управления, старой практикой планирования с другой стороны.

45. Экономическая реформа  1965г. и причины ее незавершенности.

В сентябре 1965г. принимается решение  о начале экономической реформы. Суть предполагавшейся реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей, доводимых до предприятия; создание на предприятии фондов материального стимулирования; введение твердой, но зависящей от прибыли платы за используемые предприятиями производственные фонды, т.е. своего рода введение продналога в промышленности; финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а через кредит; недопущение изменения планов без согласования с предприятиями. В сфере сельскохозяйственного производства устанавливался многолетний (на 5 лет) план, исключавший произвольные его изменения, выдачу колхозам и совхозам дополнительных, внеплановых заданий. Было усилено экономическое стимулирование труда: изменены условия заготовок и закупок сельскохозяйственной продукции, введено материальное поощрение ее сверхплановой продажи, усовершенствована оплата труда колхозников и работников совхозов. Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл ставший в те годы Председателем Совета Министров А.Н. Косыгин. В ходе реализации основных положений реформ в экономике Советского Союза, в том числе и в России, произошли положительные изменения. Так например объём продукции увеличивался в 1966-1970 гг. в среднем в год примерно на 4%, тогда как в 1961-1965 гг. только на 2%. В сфере промышленного производства совершенствовалась территориальная система управления. Были образованы Госкомитет по науке и технике СССР, Госснаб СССР, Госкомцен СССР. Ход хозяйственной реформы в 1966-1970 гг. свидетельствовал о том, что она придала определенный импульс экономическому развитию страны. Реформа развязала инициативу предприятий, повысила их ответственность за результаты труда, за выявление внутренних резервов. Реформа стимулировала появление производственных объединений. Однако реформа середины 60-х гг. потерпела поражение. Неудачи реформы 1965г. во многом определялись просчетами в ходе ее практического осуществления. Перевод на новую систему хозяйствования шел медленно, по группам предприятий и отраслям, неравномерно. В ряде отраслей (в торговле, коммунальном хозяйстве, снабжении, сбыте) реформа осуществлялась лишь в виде опыта на группах предприятий. Слабо оказались затронуты реформой такие участки экономики, как финансы, ценообразование и др. Реформа не захватила эшелоны управления. Материальное стимулирование в органах управления практически не зависело от результатов работы отраслей. Не дошел хозрасчет и до конкретного рабочего места. Одна из существенных причин неудачи реформы 1965г. состояла в том, что она была заблокирована силами бюрократического консерватизма. Министерства и ведомства по инерции продолжали предъявлять к предприятиям старые требования. Так, Министерство легкой промышленности в 1968г. продолжало планировать производство по 15 показателям вместо 9. Многие кадры управленцев были недостаточно компетентны. Они не только не хотели, но и не могли быстро перестроиться на работу в новых условиях.

46. Негативные явления  в советском обществе 70-80х гг.

С 1970 г. началось снижение основных экономических  показателей. Темпы прироста национального дохода упали. Соответственно упали темпы роста производительности труда. Получаемые от экспорта сырья "нефтедоллары" государство использовало крайне неэффективно: они вкладывались в "долгострои" (незавершенное строительство), тратились на закупку западного оборудования и импорт продовольствия. Увеличение производства и содержания военной техники остановили рост уровня жизни советских людей. Период 70-х - начала 80-х гг. в истории советского общества получил определение "застойного". Причины застоя и кризисных явлений наряду с субъективным фактором (личность Л.И. Брежнева и его окружение), заключались в социально-экономических отношениях, господствовавших в стране, той модели общества, которая сформировалась еще в 30-е годы. В новой Конституции СССР 1977 г. В 6-й статье юридически было закреплено монопольное положение КПСС в политической системе, а сама партия определялась как "руководящая и направляющая сила советского общества, ядро политической системы. Обновление руководящего состава госаппарата имело место сразу после смерти Сталина. В дальнейшем, назначенные в 60-е и, особенно, в 70-е гг. руководители занимали свои посты в течение 15-20 лет. В 70-80-е г. произошла прочная стабилизация партийно-государственной элиты. Отсутствие гласности и атмосфера всепрощенчества способствовала разложению части партийно-государственного аппарата. Такие явления как коррупция, криминализация и другие все более углубляли разрыв между рядовыми гражданами и властью, окончательно подрывали авторитет последней, что негативно сказалось на духовном состоянии общества. Радикальным выражением несогласия с существующей обстановкой в стране было диссидентское движение, которое затронуло, главным образом, представителей творческой интеллигенции. Власти вели борьбу против всех его форм, используя аресты, судебные преследования, высылку за границу и др. В конце 70-х гг. произошел новый виток напряженности, связанный, в первую очередь, с вводом советских войск в Афганистан в 1979г. Используя "афганский фактор", в конце 70-х гг. Запад развернул широкую антисоветскую кампанию. В 1979-1980 гг. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия. В свою очередь, Советский Союз в 1994 г. на территории ЧССР и ГДР разместил ядерные ракеты. В результате на протяжении 1981-1984 гг. мир находился в состоянии острой конфронтации. Попытки брежневского руководства совместить административно-командную систему с материальным стимулированием выявили неэффективность безрыночной экономической модели. К первой половине 80-х гг. СССР втягивался в очередной виток гонки вооружений, которая подрывала состояние советской экономики.

47. Объективная необходимость  и сущность перестройки.

Перестройка (1985-1991). Необходимость  в экономике складывалась из того, к середине 80-х годов СССР оказался в состоянии глубокого экономического, политического и социального кризиса системы. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Сложилась кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов. Для экономики был характерен остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. Обозначился кризис в социальной сфере. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. уменьшились в 2,8 раза. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения пришла в противоречие с охраняемой системой привилегий слоя управляющих. Необходимость перестройки нужна была в политике в связи с тем, что люди оказались отчуждены от политической власти, лишены важнейших гражданских прав. Происходила деградация правящей верхушки общества - номенклатуры, являвшейся оплотом консерватизма. У власти оказались стареющие лидеры. Все это привело к социальной апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности. Необходимость перестройки была вызвана международными отношениями. Продолжавшаяся гонка вооружений не только изматывала экономику СССР, но и подрывала международный престиж государства. Бессилие советской военной мощи демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран мира. Сущность политики перестройки. Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований (перестройки) относится к апрелю 1985г. Лидером начавшихся преобразований выступил новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев, избранный на этот пост на мартовском 1985г. Пленуме ЦК КПСС. Новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы. В идеологию перестройки были включены некоторые либерально-демократические принципы: разделения властей, парламентаризма, гражданские и политические права человека. Ставилась задача создания в СССР гражданского (правового) общества. Демократизация рассматривалась как основа для осуществления радикальных экономических реформ. На начальном этапе перестройки широкое развитие получила гласность, критика "деформаций социализма" в экономике, политике, духовной сфере. Демократизация коснулась политической системы. В 1990г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе. Это открыло возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. В 1989-1991 гг. были сформированы основные политические партии и блоки. Основными политическими объединениями стали: президентский блок "Выбор России", блок "Яблоко", Либерально-демократическая партия, Аграрная партия России, Коммунистическая партия Российской Федерации, политическое движение "Женщины России". Вводились альтернативные выборы народных депутатов СССР. Наметилась тенденция производственной демократизации. Был принят закон о трудовых коллективах, вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений. Составной частью политической реформы стало создание института президента в СССР. 3 Съезд народных депутатов (март 1990г.) избрал Президентом СССР М.С. Горбачева (он не избирался всенародным голосованием). 12 июня 1991г. в результате выборов на альтернативной основе президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. В условиях нестабильного положения и усиления центробежных сил одной из важнейших задач политики М.С. Горбачева стала проблема реформирования СССР и заключения нового соглашения между республиками. Союзный договор суверенных государств в Ново-Огарёво (апрель 1991г.), а также последующий проект соглашения о создании Союза Советских Суверенных Республик предоставлял значительные права республикам и превращал центр из управляющего в координирующий. 17 марта 1991г. в СССР прошел референдум, в ходе которого абсолютное большинство граждан высказалось за сохранение союзного государства в обновленном виде.

48. Попытка экономических  преобразований и причины их  неудач в период перестройки.

Ключевым понятием в стратегии  экономических реформ М.С. Горбачева являлось ускорение производства, средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Проект реформы перестройки предусматривал: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; возрождение частного сектора экономики (через развитие кооперативного движения); отказ от монополии внешней торговли и интеграцию в мировой рынок; децентрализацию управления (сокращение числа отраслевых министерств и ведомств); развитие на селе основных форм хозяйствования: колхозов, совхозов, агрокомбинатов, арендных кооперативов, фермерских хозяйств. Итоги первых преобразовании. В 1987г. был принят закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, включая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большинство производимой продукции включалось в госзаказ и, следовательно, исключалось из свободной продажи. Реформа способствовала формированию частного сектора. В 1988г. были приняты закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). Обратной стороной этого процесса стала легализация "теневой экономики". Изменения в сельском хозяйстве начались с реорганизации совхозов и колхозов. В аграрном секторе получили развитие арендные отношения на основе договора об аренде земли (на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). В целом в аграрной политике также не удалось добиться серьезных изменений. С 1988г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров. Концепция ускорения не дала ожидаемого эффекта. Летом 1990г. в постановлении Верховного Совета СССР "О концепции перехода к регулируемой экономике в СССР" был провозглашен курс на поэтапный (в течение нескольких лет) переход к рыночной экономике, намеченный на 1991г. Проведение экономической реформы второй половины 1980-х гг. характеризовалось в целом непоследовательностью половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. С 1990г. началось общее сокращение производства в промышленности. Однако, несмотря на это, реформа способствовала складыванию в экономике новых форм собственности, изменению социальной структуры государства.

49. Перестройка политической  системы СССР (1987-1991гг.)

Причины распада СССР. Распад СССР явился результатом воздействия  следующих причин: неудачи экономических  реформ; кризис коммунистической идеологии; отсутствие разработанной национальной политики; движение за национальное самоопределение республик; менталитет самого лидера перестройки, и связанные с этим ошибки, непоследовательность в проведении курса реформ; раскол внутри демократических сил; политический выбор лидеров трех славянских республик. К концу 80-х гг. политическая борьба вокруг содержания, темпов и методов реформ вступила в решающую стадию. Тем временем центристская политика Горбачева все больше смыкалась с позицией консерваторов. К осени 1988г. произошел раскол в лагере демократов. В нем выделилось радикальное крыло (во главе с лидерами - А.Д. Сахаровым и Б.Н. Ельциным). Радикалы оспаривали власть у Горбачева, требовали демонтажа унитарного государства и образования добровольной федерации. После весенних выборов 1990г. к власти в Москве и Ленинграде пришли силы, оппозиционные КПСС, представленные движением "Демократическая Россия". 1989-1990 гг. стали периодом активизации деятельности неформальных движений, организации оппозиционных партий. В течение 1989-1990 гг. из состава КПСС вышли компартии прибалтийских республик. В 1991г. была создана КП РСФСР. Подписание нового союзного договора было намечено на 20 августа. Накануне, 19 августа, с целью сорвать заключение соглашения и восстановить власть центра и КПСС консервативные руководители СССР - Янаев (вице-президент), Павлов (премьер-министр), Язов (министр обороны СССР), Пуго (министр внутренних дел) и другие создали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) и попытались устранить Горбачева от власти путем заговора (19-21 августа 1991г.) Однако решительное неприятие путчистов широкими кругами общественности и твердая позиция российского правительства во главе с Б.Н. Ельциным привели к их поражению. 23 августа 1991г., после подавления путча в Москве, был подписан указ о роспуске КПСС. М.С. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК. Был распущен также союзный кабинет министров. В сентябре был распущен Съезд народных депутатов СССР. Сразу после подавления августовского путча о своем выходе из СССР заявили три республики Прибалтики. Другие республики также приняли законы, провозгласившие суверенитет и сделавшие их фактически независимыми от Москвы. Реальная власть в них концентрировалась в руках республиканских президентов. 8 декабря 1991г. на Минской встрече глав трех республик - России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л.Ж. Кравчук) и Белоруссии (С.С. Шушкевич) без участия М.С. Горбачева было заявлено о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате одиннадцать бывших союзных республик поддержали "Беловежское соглашение". 25 декабря президент СССР сложил свои полномочия. Последствия распада СССР имели тяжелый характер для народов всех бывших союзных республик. Нарушились политические и экономические контакты между республиками (суверенными государствами). Произошло обострение межнациональных отношений, что вызвало территориальные конфликты во многих регионах (между Азербайджаном и Арменией, Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией). В гражданскую войну перерос этнический конфликт в Таджикистане. Возникла проблема беженцев. В период перестройки (1985-1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена система тоталитарного режима. Общество стало открытым внешнему миру. На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начали формироваться элементы гражданского общества. Таким образом за очищением социализма от тоталитаризма последовал крах самой социалистической системы. Крушением СССР завершился "горбачевский период" перестройки.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"