Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:39, реферат

Краткое описание

Работа содержит ответы на 45 вопросов по "Истории".

Файлы: 1 файл

История.docx

— 266.44 Кб (Скачать)

 

Такой объем полномочий Президента вполне соответствует историческим традициям высшей власти в России. Некоторые противники сильной президентской  власти иногда называют этот режим  выборной монархией. Однако при всей полноте полномочий главы государства  его власть в достаточной степени  ограничена системой сдержек и противовесов.

 

От Советов к парламентаризму.

Основным политическим событием 90-х гг. стал демонтаж советской системы  власти и замена ее разделением властей  — законодательной, исполнительной, судебной.

Используя исторический опыт парламентаризма в России начала XX в., Конституция 1993 г. завершила начатый еще в годы перестройки процесс становления нового российского парламентаризма.

 

Российским парламентом  является Федеральное собрание, состоящее  из двух палат — Совета Федерации (верхняя) и Государственной думы (нижняя). Верхняя палата назначает  выборы Президента и решает в случае необходимости вопрос о его отрешении  от должности; утверждает решение главы  государства о введении военного или чрезвычайного положения; назначает  и освобождает от должности Генерального прокурора и членов Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда России. Основными предметами ведения Государственной думы являются утверждение состава Правительства  и принятие законов страны. Обе  палаты парламента утверждают федеральный  бюджет и общегосударственные налоги и сборы; ратифицируют подписанные  Россией международные соглашения; объявляют войну и заключают  мир. Все эти решения подлежат утверждению Президентом.

 

Правительство.

Исполнительную власть в  стране осуществляет Правительство  России. Оно разрабатывает и реализует  после утверждения федеральный  бюджет; обеспечивает проведение в  стране единой государственной финансовой, кредитной и денежной политики; определяет параметры развития культуры, науки, образования, здравоохранения, социального  обеспечения, экологии; обеспечивает реализацию оборонной и внешней политики страны; заботится о соблюдении законности и правопорядка, прав и свобод граждан. В его ведении находится также  распоряжение федеральной собственностью.

Деятельность Правительства, в отличие от дореволюционного и  советского периодов истории России, находится не только в прямой зависимости  от указаний и распоряжений главы  государства, но и под существенным контролем со стороны парламента.

 

Судебная власть.

Судебная власть в стране осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства. Конституционный  суд выносит по запросам органов  власти окончательное решение о  соответствии Конституции страны федеральных  и региональных законов и распоряжений; указов Президента страны, руководителей  субъектов Федерации. По запросам граждан  он решает вопрос о нарушении их конституционных прав и свобод. При  необходимости он дает толкование тех  положений Конституции, которые  не регламентированы специальными законами и другими документами.

Верховный суд является высшей судебной инстанцией по гражданским, уголовным  и административным делам.

Высший арбитражный суд  является высшим судом по разрешению экономических споров.

Прокуратура осуществляет контроль за соблюдением законов страны как гражданами, так и государственными и общественными органами.

 

Центр и регионы.

Россия является федерацией, состоящей из 88 субъектов. Политические и экономические права, предоставленные  федеральными властями регионам в начале 90-х гг., привели к значительному ослаблению роли Центра. Принятые на местах законы и даже собственные конституционные акты входили в противоречие с федеральной Конституцией и законами федерации. Началось создание сети губернских банков и даже собственного «золотого запаса» субъектов Федерации. В отдельных районах страны не только прекратилось перечисление средств в федеральный бюджет, но и вводился запрет на вывоз различных видов продукции за пределы краев и областей. Раздавались голоса о придании административным границам (особенно национальных регионов) статуса государственных. Русский язык в ряде республик перестал признаваться государственным. Все это порождало опасную тенденцию трансформации федерации в конфедерацию и даже возможность ее распада.

 

Особенно тревожным было положение в Чечне, где была провозглашена  «государственная независимость», а  власть перешла, по сути, в руки криминальных и экстремистски настроенных групп. Ослабленный федеральный Центр, не сумев политическими средствами добиться выполнения здесь федерального законодательства, предпринял силовые действия. В ходе первой (1994—1996) и второй (с лета 1999 г.) военных кампаний в Чечне удалось обеспечить контроль центральных властей над территорией этого субъекта Федерации. Но производственная и социальная сфера региона в ходе затяжных боевых действий оказалась полностью разрушена. Значительными оказались потери как среди военнослужащих федеральных сил, так и среди местного населения. Однако наметившаяся в 90-е гг. тенденция к выходу Чечни из Российской Федерации была пресечена.

 

Местное самоуправление.

Развивая традиции местного самоуправления, заложенные в ходе земской (1864) и городской (1870) реформ, Конституция 1993 г. предоставила местным  властям право самостоятельного решения вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Основными  формами местного самоуправления являются референдумы (всенародные волеизъявления) и выборы глав депутатов муниципальных  образований. В ходе референдумов населения  решаются также вопросы изменения  границ и принадлежности города или  села тому или иному району или  области. Органы местной власти самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный  бюджет, определяют статьи и размеры  местных налогов и сборов, осуществляют охрану общественного порядка и  т. п. В 1998 г. Россия ратифицировала Европейскую  хартию местного самоуправления, в  которой органы местного самоуправления признаны одной из базовых основ  демократического строя. Важным событием стало учреждение муниципалитетами Конгресса муниципальных образований  Российской Федерации для координации  усилий органов местного самоуправления в отстаивании их интересов перед  региональной и центральной властью.

 

Таким образом, в 90-е гг. в  России была создана легитимная основа российской государственности, построенная  на демократических принципах, и  апробирована новая система отношений  между Центром и регионами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономика и политика России на современном этапе.

 

Россия – самое большое  по территории государство мира. Поэтому  особо нуждается в контроле власти, которая должна обеспечивать экономическую  безопасность и эффективность,  создавать  условия экономической свободы, обеспечивать экономический рост.

 

В  России, как и в  большинстве стран объем годового производства экономики измеряют через показатель валового национального продукта (ВНП) и валового внутреннего продукта (стоимость товаров, произведенных внутри страны). Конечно уровень ВВП в России очень велик, но это не значит что наша страна сильно развита. Существует еще один показатель экономического роста – это ВВП на душу населения. Поэтому показателю Россия значительно отстает от европейских стран. Это происходит из-за больших недостатков в экономике нашей страны.

 

Во – первых Россия в основном является поставщиком сырья, но не перерабатывает его для дальнейшего производства, а это не рационально; во- вторых у нас сильно развита коррупция и воровство, что сильно тормозит развитие, в – третьих в стране высокий уровень безработицы.

 

Но не все так плохо. В данный момент Россия является развивающимся  государством поэтому доходы страны хоть и медленно, но возрастают. Также Россия развивая свою экономику пытается соответствовать европейским странам, что тоже правильно. Я считаю, чтобы наша страна лучше развивалась, нужно создать больше государственных предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Тенденции развития современного мира. Место и роль России в мировом сообществе.

При определении  места и роли России в мировом  сообществе и в мировой политике важно учитывать основные тенденции, действующие в современном мире:

1. Укрепление  экономических и политических  позиций значительного числа  государств и их интеграционных  объединений, развитие глобализации, совершенствование механизмов многостороннего  управления международными процессами, формирование многополярного мира. При этом все более значительную  роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические  и информационные факторы. 

2. Усиление стремления к созданию системы международных отношений, основанной на доминировании в мире развитых западных стран при лидерстве США, рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход норм международного права.

3. Возрастание  конкурентной борьбы в мире  за перераспределение и контроль  над сырьевыми ресурсами планеты,  стремление ряда государств усилить  свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания  оружия массового уничтожения. 

  Все эти процессы не могут  обойти стороной Россию - крупнейшую  державу мира, всегда игравшую  огромную роль в мировой политике. Этому способствует ее политический, экономический, духовный и военный  потенциал. 

  В политическом плане Россия  выступает державой с многовекторными глобальными интересами и общепризнанным международным авторитетом. Являясь постоянным членом Совета Безопасности (СБ) ООН, представителем других влиятельных международных организаций, она активно участвует в развитии и укреплении на демократической основе содружества наций, реформировании модели международных отношений в соответствии с новыми политическими реалиями.

  Принципиальным показателем положения  России в мировом сообществе  остается состояние и уровень  ее отношений с США как наиболее  могущественным государством мира. Трагические события 11 сентября 2001 года сблизили интересы двух  стран, прежде всего в сфере  решения глобальных проблем, борьбы  с новыми вызовами и угрозами  национальной и международной  безопасности. В то же время многие факты и события международной политики в наступившем тысячелетии свидетельствуют, что в отличие от 90-х годов XX века Россия не только не следует в фарватере американской политики, но и стремится отстаивать свои интересы, выстраивать свою линию поведения, которая, как показывает ситуация с Афганистаном, Ираком, Ираном и т.д., более реалистична и продумана. Все это не исключает столкновения интересов, противоборства между двумя державами и свидетельствует о росте мощи России и возрастании проблем у США с установлением однополярного мира.

  В своем стремлении к многополярному  миру Россия не одинока и  находит все больше поддержки  среди ведущих стран Европы, что  обусловило одну из политических  причин усиления ее популярности  в европейском сообществе. Более  того, участие и позиция России  в различных европейских форумах  усиливает значимость всей Европы  в глобальных процессах. 

  Параллельно с развитием новых  отношений со странами Запада, Россия активизировала свои отношения  со странами Востока. Наша страна  стремится вернуть себе былой  авторитет и строить взаимовыгодные  отношения с крупнейшими государствами  этого региона. В свою очередь,  ряд наиболее динамично развивающихся  стран Азии нуждаются в политической  и экономической поддержке России, что усиливает их международный  статуе. Например, за последние 15 лет только между Россией и КНР подписано более 180 соглашений. В 2006 г. в Китае прошел Год России, а 2007 год объявлен Годом Китая в России.

  Россия как евразийская держава  объективно претендует на важнейшее  место геополитического моста  и роль активного игрока и  посредника в отношениях между  странами Запада и Востока.  Более того, в последние годы  характерной чертой активности  российской дипломатии стало  интенсивное развитие сотрудничества  со странами Азиатско-Тихоокеанского  региона, Персидского залива, Латинской  Америки, Южной Африки, традиционно  считавшихся сферой американских  интересов. 

  Статус России в мировом сообществе  проявляется также через ее  место и роль в СНГ. Став  правопреемницей бывшего Советского  Союза, Россия фактически возложила  на себя ответственность за  будущее постсоветского пространства, обеспечение стран СНГ политической  и экономической поддержкой. Благодаря  своему потенциалу и авторитету, она стала консолидирующей силой  для большинства бывших союзных  республик, активно противодействуя  попыткам внутри и извне расколоть  Содружество. В сложнейших условиях  Россия не раз становилась  гарантом стабилизации обстановки  на постсоветском пространстве. Она выступает инициатором совершенствования  модели СНГ с конечной целью  создания оптимальной военно-политической  и экономической системы, которая  должна обеспечить эффективное  развитие каждого из ее участников.

  Политическая значимость России  подкреплена ее экономическим  потенциалом, что особенно важно  в условиях глобализации. Российские  просторы и природные богатства  всегда привлекали взоры многих  стран. 

  Россия обладает огромным природным  потенциалом (около 15 - 17% мировых  запасов полезных ископаемых, 25% мировых запасов леса, питьевой  воды), что автоматически отводит  ей значимое место в развитии  мировой экономики. Она является  одним из мировых лидеров в  добыче и экспорте полезных  ископаемых, особенно в энергетическом  секторе. Это позволяет России  традиционно влиять на экономику  и безопасность Европы, а в  последнее время значительно  активизировать свою энергетическую  роль и в "восточном" векторе  политики.

  Место России как ведущего  поставщика стабильной и дешевой  энергии на значительную часть  Евразийского рынка усиливается  ключевой ролью России в формировании  единой европейской энергетической  стратегии. Уже сегодня Германия  обеспечивает свои потребности  российским газом на 42%, Италия - на 32%, Франция - на 30%, Австрия - на 75%, а в целом его получает каждый  четвертый европейский потребитель.  Предполагается, что только за 15 ближайших лет объем общих  поставок газа в ЕС будет  удвоен. Такая же ситуация характерна  и для других видов энергетического  сырья. 

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"