Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:39, реферат
Работа содержит ответы на 45 вопросов по "Истории".
Разгром мятежных поляков завершился в 1795 г. третьим разделом страны. Речь Посполитая как государство перестала существовать. К России на этот раз отошли Курляндия, Литва, Западная Белоруссия и западная часть Волыни. Исконно польские земли были поделены между Австрией и Пруссией.
Годы правления: 1801-1825.
Александр 1 – сын императора Павла I и княгини Марии Фёдоровны, внук Екатерины 2. Родился 23 декабря 1777 г. С самого раннего детства он начал жить у бабушки, которая хотела воспитать из него хорошего государя. После смерти Екатерины на престол вошел Павел. Будущий император имел множество положительных черт характера. Александр был не доволен правлением отца и вступил в заговор против Павла. 11 марта 1801 г. царя убили (не смотря на протест его сына) и править стал Александр. При вступлении на престол Александр 1 обещал следовать политическому курсу Екатерины 2.
1 этап преобразований.
Начало правления Александра
1 ознаменовалось проведением реформ,
он хотел изменить политический строй
России, создать конституцию, гарантировавшую
всем права и свободу. Но у Александра
было много противников. 5 апреля 1801
г. создается Непременный совет,
члены которого могли оспаривать
указы царя. Александр хотел освободить
крестьян, но многие этому противились.
Тем не менее, 20 февраля 1803 г. был
выпущен в свет указ о свободных
хлебопашцах. Так в России в первый
раз появилась категория
Также Александр провел реформу
образования, суть которой состояла
в создании государственной системы
образования, главой которой являлось
Министерство народного просвещения.
Кроме этого, проводилась административная
реформа (реформа высших органов
управления) - было учреждено 8 министерств:
иностранных дел, внутренних дел, финансов,
военных сухопутных сил, морских
сил, юстиции, коммерции и народного
просвещения. Новые органы управления
обладали единоличной властью. Каждое
отдельное ведомство
2 этап реформ.
Александр вводит в свое окружение М.М. Сперанского, которому поручает разработку новой государственной реформы. Согласно проекту Сперанского в России необходимо создать конституционную монархию, в которой власть государя была бы ограничена двухпалатным органом парламентского типа. Осуществление этого плана началось в 1809 г. К лету 1811 г. закончилось преобразование министерств. Но в связи с внешней политикой России (напряженные отношения с Францией) реформы Сперанского восприняли как антигосударственные и в марте 1812 г. он был отправлен в отставку.
Надвигалась угроза со стороны Франции. 12 июня 1812 г. началась Отечественная война. После изгнания войск Наполеона усилился авторитет Александра 1.
Послевоенные реформы.
В 1817-18 гг. близкие императору люди занимались поэтапной ликвидацией крепостного права. К концу 1820 г. был подготовлен проект «Государственной уставной грамоты Российской империи» и утвержденный Александром, но ввести его не было возможности.
Особенностью внутренней политики Александра 1 был ввод полицейского режима, создание военных поселений, которые позже стали называться «аракчеевщиной». Такие меры вызывали недовольство широких масс населения. В 1817 г. было создано «Министерство духовных дел и народного просвещения» возглавляемый А.Н. Голицыным. В 1822 г. император Александр 1 запретил в России тайные общества, включая масонство.
Смерть Александра 1 произошла от брюшного тифа 1 декабря 1825 г. в Таганроге. За годы своего правления Александр 1 многое сделал для страны: Россия одержала победу над французской армией, была проделана огромная работа по отмене крепостного права, а также проведена реформа высших органов власти.
1. Николай I Павлович, брат
Александра 1, ставший императором
в 1825 г., находился у власти 30 лет
(до 1855 г.). 30-летняя эпоха Николая
1, пришедшего к власти в день
восстания декабристов,
- создана собственная его императорского величества канцелярия;
- проведена кодификация законодательства;
- проведена реформа образования;
- усовершенствовано помещичье землевладение;
- введена цензура.
2. Собственная его
- отделение руководило
работой по кодификации
- отделение стало органом
политического надзора и сыска.
3. II отделение собственной
его императорского величества
канцелярии в течение почти
10 лет провело работу по
4. При Николае I была
проведена реформа образования,
- все школы были разделены
на три вида строго по
- в 1835 г. был введен
новый Университетский устав,
в результате которого университетское
образование было жестко
5. В годы правления Николая
I также было усовершенствовано
помещичье землевладение и
- был создан секретный
комитет для рассмотрения
- П.Д. Киселевым ставился
вопрос об отмене крепостного
права, однако он не нашел
поддержки императора и
- компромиссом стало решение
о нераспространении
- улучшилось и положение
помещиков — были сокращены
подати; помещики и дворяне
6. Несмотря на то, что
эра Николая 1 стала временем
расцвета русской культуры, в
частности, таланта А.С.
- предварительная, когда отсеивались неугодные для режима произведения и публикации;
- карательная — цензура
вышедших произведений, в ходе
которой "просеивались" вышедшие
произведения и наказывались
цензоры и авторы вольнодумных
произведений, случайно или умышленно
прошедших первоначальную
К середине XIX в. явственно
проявилось отставание России от передовых
капиталистических государств в
экономической и социально-
Старший сын Николая I - Александр
II вступил на престол в 1855г. Он был
достаточно хорошо подготовлен к
управлению государством и прекрасно
осознавал назревшую
Так как проекты губернских комитетов во многом отличались между собой, то для их рассмотрения и согласования была организована при Главном комитете особая редакционная комиссия под председательством Я. И. Ростовцева (1859).
В конце 1860 г. редакционные комиссии
закончили составление «
19 февраля 1861 г. император
Александр II подписал знаменитый
манифест об отмене
После отмены крепостного
права возникла необходимость изменения
местного управления в 1864 г. была проведена
земская реформа. В губерниях
и уездах создавались земские
учреждения (земства). Это были выборные
органы из представителей всех сословий.
Сфера их деятельности ограничивалась
решением хозяйственных вопросов местного
значения: устройство и содержание
путей сообщения, земских школ и
больниц, заботы о торговле и промышленности.
Земства находились под контролем
центральной и местной власти,
которые имели право
Реформа в области образования:
(1864) Фактически было введено
доступное всесословное
Александр 2 предоставил университетам большую свободу:
1. студенты могли создавать студенческие организации
2. получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры
3. в университеты допускались все вольножелающие
4. студентам предоставлялось право на выбор ректора
5. было введено студенческое самоуправление в виде совета факультета
6. создавались системы корпоративности студентов и преподавателей.
Судебная реформа:
(1864) - обнародованы новые суд уставы.
Положения:
1. ликвидировалась сословная система судов
2. было объявлено равенство всех перед законом
3. была введена гласность судопроизводства
4. состязательность
5. презумпция невиновности
6. несменяемость судей
7. единая система
Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.
Городская реформа.
(1870) «Городовое положение» создало в городах всесословные органы - городские думы и городские управы во главе с городским головой. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Находилась под строгим контролем правительственной администрации. Кандидатура городской головы утверждалась губернатором.
Военная реформа:
(1874) - Устав о воинской
повинности о всесословной
Значение реформ:
1. способствовали более
быстрому развитию
2. способствовали началу
формирования в Российском
3. способствовали формированию гражданского самосознания.
4. способствовали быстрому
развитию культуры и
Революция – это коренной переворот в развитии жизни общества.