Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:39, реферат

Краткое описание

Работа содержит ответы на 45 вопросов по "Истории".

Файлы: 1 файл

История.docx

— 266.44 Кб (Скачать)

 

   Разгром мятежных  поляков завершился в 1795 г.  третьим разделом страны. Речь  Посполитая как государство перестала существовать. К России на этот раз отошли Курляндия, Литва, Западная Белоруссия и западная часть Волыни. Исконно польские земли были поделены между Австрией и Пруссией.

 

 

 

 

 

  1. Царствование Александра I.

 

Годы правления: 1801-1825.

Александр 1 – сын императора Павла I и княгини Марии Фёдоровны, внук Екатерины 2. Родился 23 декабря 1777 г. С самого раннего детства он начал жить у бабушки, которая  хотела воспитать из него хорошего государя. После смерти Екатерины  на престол вошел Павел. Будущий  император имел множество положительных  черт характера. Александр был не доволен правлением отца и вступил  в заговор против Павла. 11 марта 1801 г. царя убили (не смотря на протест  его сына) и править стал Александр. При вступлении на престол Александр 1 обещал следовать политическому курсу Екатерины 2.

 

1 этап преобразований.

Начало правления Александра 1 ознаменовалось проведением реформ, он хотел изменить политический строй  России, создать конституцию, гарантировавшую  всем права и свободу. Но у Александра было много противников. 5 апреля 1801 г. создается Непременный совет, члены которого могли оспаривать указы царя. Александр хотел освободить крестьян, но многие этому противились. Тем не менее, 20 февраля 1803 г. был  выпущен в свет указ о свободных  хлебопашцах. Так в России в первый раз появилась категория свободных  крестьян.

 

Также Александр провел реформу  образования, суть которой состояла в создании государственной системы  образования, главой которой являлось Министерство народного просвещения. Кроме этого, проводилась административная реформа (реформа высших органов  управления) - было учреждено 8 министерств: иностранных дел, внутренних дел, финансов, военных сухопутных сил, морских  сил, юстиции, коммерции и народного  просвещения. Новые органы управления обладали единоличной властью. Каждое отдельное ведомство управлялись  министром, каждый министр подчинялся Сенату.

 

2 этап реформ.

Александр вводит в свое окружение  М.М. Сперанского, которому поручает разработку новой государственной реформы. Согласно проекту Сперанского в  России необходимо создать конституционную  монархию, в которой власть государя была бы ограничена двухпалатным органом  парламентского типа. Осуществление  этого плана началось в 1809 г. К  лету 1811 г. закончилось преобразование министерств. Но в связи с внешней  политикой России (напряженные отношения  с Францией) реформы Сперанского  восприняли как антигосударственные  и в марте 1812 г. он был отправлен  в отставку.

 

Надвигалась угроза со стороны  Франции. 12 июня 1812 г. началась Отечественная  война. После изгнания войск Наполеона  усилился авторитет Александра 1.

 

Послевоенные реформы.

В 1817-18 гг. близкие императору люди занимались поэтапной ликвидацией крепостного права. К концу 1820 г. был подготовлен проект «Государственной уставной грамоты Российской империи» и утвержденный Александром, но ввести его не было возможности.

 

Особенностью внутренней политики Александра 1 был ввод полицейского режима, создание военных поселений, которые позже стали называться «аракчеевщиной». Такие меры вызывали недовольство широких масс населения. В 1817 г. было создано «Министерство духовных дел и народного просвещения» возглавляемый А.Н. Голицыным. В 1822 г. император Александр 1 запретил в России тайные общества, включая масонство.

 

Смерть Александра 1 произошла  от брюшного тифа 1 декабря 1825 г. в Таганроге. За годы своего правления Александр 1 многое сделал для страны: Россия одержала победу над французской армией, была проделана огромная работа по отмене крепостного права, а также проведена  реформа высших органов власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правление Николая I.

 

1. Николай I Павлович, брат  Александра 1, ставший императором  в 1825 г., находился у власти 30 лет  (до 1855 г.). 30-летняя эпоха Николая  1, пришедшего к власти в день  восстания декабристов, отличалась  крайней консервативностью и  реакционностью. Николай I был убежден  во вредности любых революционных  и реформаторских процессов и  видел спасение страны в стабильности  и консерватизме, усилении самодержавия. В годы правления Николая I были сделаны следующие крупные  политические шаги:

- создана собственная  его императорского величества  канцелярия;

- проведена кодификация  законодательства;

- проведена реформа образования;

- усовершенствовано помещичье  землевладение;

- введена цензура.

 

2. Собственная его императорского  величества канцелярия — мощная  бюрократическая структура, взявшая  под контроль различные сферы  внутренней жизни страны. Данная  организация состояла из нескольких  отделений, наиболее важными из  которых были и III отделения:

- отделение руководило  работой по кодификации законодательства;

- отделение стало органом  политического надзора и сыска.  Фактически III отделение стало "государством  в государстве", стоящим над  всеми иными органами — Сенатом,  Государственным советом, министрами. Оно имело широкие полномочия  и при Николае Т стало играть решающую роль в жизни страны. Жандармы III отделения, в чьи обязанности было вверено искоренять любое вольнодумие и революционные идеи, стали опорой режима Николая I. Агенты III отделения были внедрены почти во все сферы жизни общества. Первым руководителем III отделения был назначен граф А.Х. Бенкендорф, ставший символом эпохи. В стране сложилась атмосфера подозрительности, доносительства, тотального сыска. Россия официально стала полицейским государством. Созданная при Николае I в 1826 г. политическая полиция стала одним из ведущих государственных органов на протяжении столетия и просуществовала до 1917 г.

 

3. II отделение собственной  его императорского величества  канцелярии в течение почти  10 лет провело работу по кодификации  всего законодательства России. Данной работой руководил вьшедший из тени известный при Александре I реформатор М.М. Сперанский. Результатом работ отделения и М.М. Сперанского стал выход в 1833 г. 15 томов "Свода законов Российской Империи", где было собрано все законодательство России: с Соборного Уложения 1649 г. до современных Сперанскому законов.

 

4. При Николае I была  проведена реформа образования,  суть которой состоит в следующем:

- все школы были разделены  на три вида строго по сословному  принципу, приходские — для крестьян, уездные — для горожан, гимназии  — для дворян;

- в 1835 г. был введен  новый Университетский устав,  в результате которого  университетское  образование было жестко подчинено  государству, образовательные программы  очищались от вольнодумных идей, а сами университеты фактически  переходили на казарменное положение.

 

5. В годы правления Николая  I также было усовершенствовано  помещичье землевладение и предпринята  попытка решить крестьянский  вопрос:

- был создан секретный  комитет для рассмотрения вариантов  решения крестьянского вопроса  во главе с П.Д. Киселевым;

- П.Д. Киселевым ставился  вопрос об отмене крепостного  права, однако он не нашел  поддержки императора и дворянства;

- компромиссом стало решение  о нераспространении крепостных  порядков на крайне западные районы России — Польшу, Финляндию и Прибалтику, а также о праве помещика давать "вольную" некоторым крестьянам по своему усмотрению (впервые была создана возможность официального освобождения части крестьян);

- улучшилось и положение  помещиков — были сокращены  подати; помещики и дворяне освобождены  от телесных наказаний, получивших  распространение при Павле I.

 

6. Несмотря на то, что  эра Николая 1 стала временем  расцвета русской культуры, в  частности, таланта А.С. Пушкина,  М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и  др., в стране вводилась жесточайшая  и обязательная цензура, которая  имела два уровня:

- предварительная, когда отсеивались неугодные для режима произведения и публикации;

- карательная — цензура  вышедших произведений, в ходе  которой "просеивались" вышедшие  произведения и наказывались  цензоры и авторы вольнодумных  произведений, случайно или умышленно  прошедших первоначальную цензуру.

  1. Великие реформы 60-х – 70-х гг. ХIХ в. Контрреформы конца столетия.

 

К середине XIX в. явственно  проявилось отставание России от передовых  капиталистических государств в  экономической и социально-политической сферах. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Поражение в Крымской войне сыграло роль важной политической предпосылки отмены крепостного права, т.к оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны.

 

Старший сын Николая I - Александр II вступил на престол в 1855г. Он был  достаточно хорошо подготовлен к  управлению государством и прекрасно  осознавал назревшую потребность  в отмене крепостного права. В  начале 1857 г. был учрежден Секретный  комитет для подготовки реформы. Дворянам было предложено организовать по губерниям губернские комитеты для  обсуждения условий освобождения крестьян и для выработки «положений»  об устройстве крестьянского быта.

 

Так как проекты губернских комитетов во многом отличались между  собой, то для их рассмотрения и согласования была организована при Главном комитете особая редакционная комиссия под председательством  Я. И. Ростовцева (1859).

 

В конце 1860 г. редакционные комиссии закончили составление «положений», которые были затем рассмотрены Главным комитетом по крестьянскому делу.

 

19 февраля 1861 г. император  Александр II подписал знаменитый  манифест об отмене крепостного  права и утвердил «Положения  о крестьянах, вышедших из крепостной  зависимости». 5 марта «воля» была  обнародована.

 

После отмены крепостного  права возникла необходимость изменения  местного управления в 1864 г. была проведена  земская реформа. В губерниях  и уездах создавались земские  учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Сфера их деятельности ограничивалась решением хозяйственных вопросов местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и  больниц, заботы о торговле и промышленности. Земства находились под контролем  центральной и местной власти, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания.

 

Реформа в области образования:

(1864) Фактически было введено  доступное всесословное образование  Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Женщин начинают допускать в ВУЗы в качестве вольных слушателей.

Александр 2 предоставил университетам  большую свободу:

1. студенты могли создавать  студенческие организации

2. получали право создавать  свои газеты и журналы без  цензуры

3. в университеты допускались  все вольножелающие

4. студентам предоставлялось  право на выбор ректора

5. было введено студенческое  самоуправление в виде совета  факультета

6. создавались системы  корпоративности студентов и  преподавателей.

 

Судебная реформа:

(1864) - обнародованы новые  суд уставы.

Положения:

1. ликвидировалась сословная  система судов

2. было объявлено равенство  всех перед законом

3. была введена гласность  судопроизводства

4. состязательность судопроизводства

5. презумпция невиновности

6. несменяемость судей

7. единая система судопроизводства

 

Особо важные государственные  и политические преступления рассматривались  в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат.

 

Городская реформа.

(1870) «Городовое положение» создало в городах всесословные органы - городские думы и городские управы во главе с городским головой. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Находилась под строгим контролем правительственной администрации. Кандидатура городской головы утверждалась губернатором.

 

Военная реформа:

(1874) - Устав о воинской  повинности о всесословной воинской  повинности мужчин, достигших 20 лет.  Сроки действительной военной  службы определялись образовательным  цензом. Для подготовки офицерских  кадров создавались военные гимназии, юнкерские училища и академии. От воинской обязанности освобождались,  если был единственным ребенком  в семье, если имел 2 детей или  если на его содержании были  престарелые родители.

 

Значение реформ:

1. способствовали более  быстрому развитию капиталистических  отношений в России.

2. способствовали началу  формирования в Российском обществе  буржуазных свобод (свобода слова,  личности, организаций и т.п.). Были  сделаны первые шаги по расширению  роли общественности в жизни  страны и превращении России  в буржуазную монархию.

3. способствовали формированию  гражданского самосознания.

4. способствовали быстрому  развитию культуры и образования  в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Первая российская буржуазная революция (1905-1907 гг.).

 

Революция – это коренной переворот в развитии жизни общества.

 

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"