Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:49, шпаргалка
1Основными принципами исторического исследования являются: – принцип объективности – требует изучения каждого явления в совокупности его положительных и отрицательных сторон, независимо от отношения к ним; – принцип историзма – рассматривает каждое событие только в историческом развитии, в связи с другими событиями и конкретным опытом истории; – принцип социального подхода – рассматривает проявления различных социальных, классовых и партийных интересов, их противоречия и пути преодоления.
Северная война закончилась подписанием в финском городе Ништадте в 1721 г. мирного договора, согласно которому Эстляндия, Лифляндия, Ингрия и часть Карелии отошли к России. Позже соответствующие договоры Швеция подписала с Саксонией и Речью Посполитой.
Разделы
Главной причиной катастрофы стала неспособность государственных институтов выработать централизованную политику, таким образом территория Беларуси после 3 раздела Речи Посполитой полностью вошла в состав Российской империи, и, как результат, сохранение крепостного права, ликвидация междоусобицы и восстановление экономики
19 февраля 1772, в Вене было подписано конвенция о разделе
Россия завладела частью
Прибалтики (Ливония, Инфлянт), до этого находившейся
под властью Польши, и Белоруссией до Двины, Друч и Днепра, включая
районы Витебска,Полоцка и Мсти
23 января 1793 Пруссия и Россия
подписали конвенцию о втором
разделе Польши, которая была
утверждена на созванном
Согласно этому соглашению Россия получила белорусские земли до линии Динабург(Двинск)-Пинск-Збруч, восточную часть Полесья, украинские области Подолию и Волынь. Под власть Пруссии перешли территории, населенные этническими поляками: Данциг, Торн, Великая Польша, Куявия и Мазовия, за исключением Мазовецкого воеводства.
1795год – 3 раздел
9 До XIV в. в Беларуси нераздельно господствовала православная церковь. Кревская уния эту монополию нарушила. Католическая вера стала вероисповеданием руководящих кругов государства. Ягайло обязал окатоличить все население Литвы. К середине XVI в. католическая церковь укрепилась в Литве и пограничных с ней районах северо-западных белорусских земель. Несмотря на то, что позиции православия все более потеснялись, оно по-прежнему задавало тон в духовной жизни общества.
В XVI в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился Реформацией, а в православии - ересями. С 50-х гг. XVI в. идеи протестантизма стали распространяться в Великом княжестве Литовском. Основным направлением реформации в Беларуси стал кальвинизм. Его социальной основой была феодальная знать, часть средней и мелкой шляхты. Среди простого народа идеи западноевропейской Реформации не получили сколько-нибудь широкого распространения.
Первую реформаторскую общину создал в Бресте магнат Николай Радзивилл Черный. Затем такие общины были созданы в Несвеже, Клецке, Заславле, Минске, Витебске, Полоцке и других городах и местечках. Реформация содействовала повышению духовно-культурной жизни. В это время распространились гуманистические идеи, увеличилось число грамотных. Особую роль в этом играли школы и книгопечатание. Увидев, что движение выходит из-под контроля, феодалы в 70-х гг. стали отходить от Реформации. В XVII в. она сходит с исторической арены в Великом княжестве Литовском. Программу выхода из реформационного кризиса Ватикан разрабатывает на Тридентском соборе. Ставку в спасении католической церкви он сделал на Орден иезуитов, созданный в 1534 г. Иезуиты входили в сферы жизни европейских стран, охваченных Реформацией, и влияли на мир в угодном для римской курии направлении.
Впервые в Великом княжестве (в Вильно) они появились в 1569 г. по приглашению католического епископа В. Протасевича. Хорошо организованные, грамотные, отличные ораторы, они сразу же завоевали авторитет у определенной части зажиточных слоев населения. В Вильно ими была создана бесплатная школа, так называемый коллегиум. Через какое-то время коллегиумы возникли в Полоцке, Несвиже, Мстиславле, Витебске, Минске, Орше, Могилеве.
Католицизм в иезуитах нашел как бы второе дыхание и стал вытеснять лютеранство, кальвинизм, унитаризм и другие религиозные течения.
Балансирование Беларуси на протяжении столетий между христианским Востоком и католическим Западом обусловило необходимость поиска компромиссов и живучесть здесь идеи церковно-религиозной унии. Подготовка унии продолжалась 5 лет. В 1591 г. группа православных епископов обратилась к Королю и Великому князю Сигизмунду III с письмом о необходимости заключения унии. Летом 1595 г. епископы К. Тарлецкий и И. Пацей, подписав вместе с другими иерархами акт об унии, выехали с этим документом к Папе в Рим. Климент VIII с радостью принял послов и дал свое благословение и согласие на унию. В честь этого была выбита медаль с надписью «На соединение русских». Сигизмунд III Король Польский, в свою очередь, в 1595 г. издал универсал, в котором православная церковь в Речи Посполитой объявлялась соединенной с католической.
В
1596 г. в Бресте состоялся Собор
белорусско-украинского
Папа Римский и правительство Речи Посполитой сочли унию состоявшейся. По ее условиям, православная церковь подчинялась Папе Римскому, приняла католическую догматику, сохранив православную обрядность. Новая вера отделилась от православной и не слилась с католичеством. В этом была ее специфика. Брестская церковная уния была призвана заложить основу объединения народов-поляков и белорусов, католиков и православных. Принятие церковной унии осложнило общественно-политическую обстановку в Беларуси. Оно способствовала более активному проникновению польского религиозно-культурного влияния, что в конечном итоге привело к упадку белорусско -язычной культуры
Школьная справа да сярэдзіны XVIII ст. была аддадзена ў рукі царкоўных устаноў. Пачатковыя школы існавалі пры цэрквах і касцёлах. Большасць школ належала езуітам, асветнцкія установы адчынялі таксама базыльяне, дамініканцы. Туды ішлі спасцігаць навуку пераважна шляхецкія дзеці. Тэарэтычна школьную адукацыю маглі атрымліваць прадстаўнікі ўсех саслоўяў. Але для сялянства першаснай была іншая навука – навука працы. У школах вучыліся толькі хлопчыкі, а дзяўчаты атрымлівалі хатнюю адукацыю. У першай палове ХVІІст. адчыняюцца так званыя брацкія школы, спачатку ў Вільні(1584), а потым і ў другіх гарадах Беларусі(Брэст, Магілёў, Мінск, Пінск і інш.). Навучэнцам прапаноўваліся курсы граматыкі, рыторыкі, арыфметыкі, геаметрыі, астраноміі, а таксама музыкі. Выкладанне мела багаслоўскі ухіл.
Складаным і разнастайным было культурнае і літаратурнае жыццё на Беларусі ў эпоху барока (канец XVI — сярэдзіна XVIII ст.). У літаратуры, абнаўляліся і трансфармаваліся жанры, узбагачаліся выяўленчыя сродкі і стылі, змяняліся прынцыпы адлюстравання жыцця і чалавека, з'явіўся новы герой — прадстаўнік простага народа (селянін, рамеснік). Актыўна развівалася кніжная паэзія, пачатак якой паклалі яшчэ Скарына. Яна вызначалася ідэйна-тэматычнай і жанрава-стылявой разнастайнасцю. Працягвала развівацца паэма. Важныя змены перажывала гістарычная проза. Агульнадзяржаўнае летапісанне занепадае, але пачынаюць складацца мясцовыя летапісы. Самы значны з іх Баркулабаўскі летапіс. Арыгінальным помнікам гістаграфіі і грамадска-палітычнай думкі ВКЛ першай пал. 16 ст. з'являецца Хроніка ВКЛ і Жамойцкага. У яе аснову пакладзена лягенда аб паходжанні старажытных літоуцау ад рымлян. Помнікам летапісання ВКЛ з'яуляецца Хроніка Быхауца, заснаваная на матэрыялах папярэдніх бел-іх летапісау і хронік.
Вялікую каштоунасць мае хроніка складзенная у канцы 17 ст. жыхарамі Магілева, Трубніцкім і Суртай. Прыкметныя першыя крокі Беларускай драматургіі. Яна была прадстауленна камічнымі інтэрмедыямі дашкольных драм, якія ставіліся на сцэнах мясцовых іезуітскіх каллегій. Значнае развіцце дасягнула лірычная паэзія – духоуная і свецкая. Духоуная лірыка была прадстауленна рэлегійнымі гімнамі, псалмамі, вершамі, крыніцамі для іх былі бібліі, жыцці святіх, рэлегійная літаратура. Аднымі з найбольш значных прадстаунікоу Беларускай літаратуры з’яуляліся С.Полацкі і Аендрэ Белабоцкі
Заснавальнікам беларускага і ўсходнеславянскага кнігадрукавання стаў вучоны і пісьменнік, доктар філасофіі і медыцыны з горада Полацка Францыск Скарына. У 1562 г. у Нясвіжы ён стварыў друкарню, у якой была выдадзена праца Буднага "Катэхізіс" - першая беларускамоўная кніга на тэрыторыі Беларусі. У 70 - 80-я гг. XVI ст. пачаў перакладаць і друкаваць на беларускай мове "Евангелле" Васіль Цяпінскі.
грамадска-палітычная думка
беларускага Адраджэння ўключае
ў сябе наступныя этапы: 1. Філасофія
ранняга Адраджэння, пачала ХVI ў
сацыяльна-эканамічным плане
У другой палове XVII - XVIII ст. у Беларусі далейшае развіццё атрымала тэатральнае мастацтва. Асабліва хуткімі тэмпамі развіваўся школьны тэатр. Яго ўзнікненне было звязана з дзейнасцю ордэна езуітаў. Акцёрамі ў іх была моладзь з ліку прыгонных сялян. Першы ў Беларусі прыгоннай тэатр быў заснаваны яшчэ ў 40-я г. XVIII ст. у Нясвіжы. У іх рэпертуары былі творы заходнееўрапейскай класікі і мясцовых кампазітараў - М.Огинского, Я.Голонда, Э.Михалевича, Р.Вордоцкого, О.Бобровского, М.Ковалевского і інш. Вялікае распаўсюджанне ў XVII-XVIII стст. атрымала кафля. У афармленні кафлі выкарыстоўвалі геаметрычныя матывы, кветкі, расліны, фрукты, птушак, жывёл, гербы, выявы людзей, бытавыя жыцейскія і біблейскія матывы, тэксты.
Выяўленчае мастацтва багата жанрамі.Гэта іканапіс,
10 В составе Российской империи
В конце XVIII века в результате трёх разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795), практически вся территория современной Белоруссии отошла к Российской империи.
В Польше в 1794 произошло национально-
Кризис феодально-
1. С 20-х гг. XIX в. в России усиленно росли
сельскохозяйственные общества, появилась
обширная агрономическая литература.
Все новое в сельском хозяйстве, что появляется
за границей, в России обсуждается и пропагандируется.
Здесь испытываются новинки европейской
сельскохозяйственной техники. В ряде
городов появляются сельскохозяйственные
выставки. Некоторые помещики вводят научные
севообороты, разводят породистый скот,
устраивают в именьях мастерские по изготовлению
машин. Сельское хозяйство из натурального,
каким ему положено быть при "чистом"
феодализме, становится все более товарным.
В середине XIX в. товарность земледелия
достигла 18%.
Крепостничество тормозило
развитие и той части промышленности,
в которой крепостной труд не применялся.
Оно повышало стоимость рабочей
силы. Свободных рабочих не хватало.
К тому же контингент наемных рабочих
составляли в основном оброчные крестьяне,
но они могли быть только сезонными,
причем преимущественно
11 Белорусские крестьяне
были окончательно закрепощены в XVI веке,
что юридически отразили Статуты Великого
Княжства Литовского.
С XIX века в царской империи начали разрабатываться
различные проекты ограничения и упразднения
крепостничества. 19 февраля 1861 года император
Александр II подписал манифест об отмене
крепостного права.
Согласно Общему положению о реформе крестьяне
получали личную свободу и право распоряжаться
своим имуществом. В руках помещиков оставалась
вся земля, однако они должны были отдать
крестьянам в постоянное пользование
(за повинности) усадьбу и полевой надел
— «для обеспечения их быта и исполнения
их обязанностей перед правительством
и помещиком». Крестьяне имели право выкупить
усадьбу и надел, однако установленная
цена земли была значительно выше рыночной.
Размеры наделов, повинности и порядок
их выполнения устанавливали сами помещики.
Иными словами, реформа оставляла большинство
крестьян ограбленными.
В Беларуси реформа 1861 года проводилась
с учетом двух специальных местных положений
и имела ряд особенностей.
В восьми уездах Могилевской и Витебской
губерний помещики имели право отрезать
у крестьян землю, если дореформенный
надел был больше высшей нормы (4—4,5 десятины)
и если у пана оставалось меньше трети
пригодной земли. В Менской, Городенской
и Виленской губерниях крестьяне получили
право на землю, которой пользовались
во времена крепостничества, но и тут допускались
отрезки.
Волнения после царского манифеста и особенно
восстание 1863 года вынудили царское правительство
изменить условия реформы в Беларуси.
Чтобы не допустить участия крестьян в
вооруженной национальноосвободительной
борьбе, 1 марта 1863 года был издан указ
о прекращении обязанных отношений крестьян
к помещикам в Виленской, Менской,
Городенской и частично Витебской губерниях,
а также о сокращении на '/5 выкупных платежей
(в том же году эти правила были распространены
и на остальные белорусские земли).
Но это не изменило грабительского характера
реформы, так как более половины лучшей
земли осталось в руках помещиков.
В экономике и общественнополитическом
строе после реформы сохранялись многочисленные
пережитки феодализма. Крестьянство оставалось
в империи наиболее ограниченным в личных
и имущественных правах сословием. Оно,
например, не могло свободно распоряжаться
своими наделами, менять место жительства.
Согласно статистике, в начале XX века приблизительно
70 процентов белорусского крестьянства
относилось к беднякам, 20 процентов —
к зажиточным хозяевам и 10 — к богатым.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории Республики Беларусь"