Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 09:01, доклад
С.Ю. Витте родился 17 (29) июня 1849 года на Кавказе, в Тифлисе. Его предки по отцовской линии - выходцы из Голландии, переселившиеся в Прибалтику - лишь в 1856 году получили потомственное дворянство. Отец Витте - лютеранин, принявший православие, был крупным царским чиновником, служил директором департамента государственных имуществ на Кавказе.
Политическая деятельность С.Ю. Витте была действительно крайне противоречива. Но как бы ни оценивались итоги политики Витте, несомненно, одно: смыслом всей его жизни, всей деятельности было служение "великой России". И этого не могли не признать как его единомышленники, так и оппоненты. Интенсивное развитие капитализма Витте связывал с опережающим развитием транспортных коммуникаций, науки и образования. Именно он был инициатором строительства Сибирской железной дороги, а затем изыскивал значительные суммы на ее быстрейший ввод в эксплуатацию. Для организации торгового судоходства по Северному Морскому пути при его поддержке был построен ледокол "Ермак". Именно Витте пригласил Д.И. Менделеева заведовать Палатой мер и весов и за короткий срок великий ученый сумел упорядочить дела в этом ведомстве. Он "продавил" открытие трех политехнических институтов, 73 коммерческих училищ и множество других учебных заведений, без которых быстроразвивающаяся экономика страны захлебнулась бы из-за отсутствия квалифицированных кадров.
ВИТТЕ Сергей Юльевич (1849-1915)
С.Ю. Витте родился 17 (29) июня 1849 года на Кавказе, в Тифлисе. Его предки по отцовской линии - выходцы из Голландии, переселившиеся в Прибалтику - лишь в 1856 году получили потомственное дворянство. Отец Витте - лютеранин, принявший православие, был крупным царским чиновником, служил директором департамента государственных имуществ на Кавказе.
В 1866 году он поступил на физико-математический
факультет Новороссийского
Вскоре он перешел в акционерное
общество Юго-Западных железных дорог,
и сделался одним из ближайших
сотрудников директора Русского
общества пароходства и торговли
Н.М. Чихачева, в ведение которого
была и Одесская железная дорога.
Как практик, Витте был приглашен в Петербург, в комиссию графа Э.Т. Баранова, изучавшую состояние железных дорог в России. В ее рамках Витте подготовил проект "Общего устава российских железных дорог", а в 1883 году опубликовал книгу "Принципы железнодорожных тарифов по перевозкам грузов".
В 1877 году С.Ю. Витте становится уже начальником движения Одесской железной дороги, а в 1879 году, после окончания войны, - начальником эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог. Тогда же, в 1879 году, Витте женился на Н.А. Спиридоновой, дочери черниговского предводителя дворянства.
В 1888 году произошел резкий поворот в карьере
Витте В марте он был назначен начальником
только что образованного Департамента
железнодорожных дел при Министерстве
финансов и вопреки всем канонам Табеля
о рангах сразу произведен в чин действительного
статского советника (т.е. получил генеральский
чин). 15 февраля 1892 года его назначают министром
путей сообщения.
Однако пробыл он на этом посту совсем
недолго. В том же 1892 году тяжело заболел
министр финансов И.А. Вышнеградский. В
околоправительственных кругах началась
закулисная борьба за влиятельный пост,
в которой Витте принял самое активное
участие. 30 августа 1892 года Витте добился
места управляющего Министерством финансов.
А 1 января 1893 года Александр III назначил
его министром финансов с одновременным
производством в тайные советники. Карьера
43-летнего Витте достигла своей сияющей
вершины.
В 1892 году произошли изменения и в личной
жизни С.Ю. Витте. После скоропостижной
смерти осенью 1890 года его первой жены,
Витте женился на Матильде Лисаневич,
удочерив её ребёнка (своих детей у Витте
не было).
В 1893 году Витте был уже министром
в чине тайного советника и
Почетным членом Академии наук. По сути
дела, он возглавил второе по значимости
после МВД ведомство
В 1894 году Витте выступил за жёсткие
торговые переговоры с Германией, в
результате чего был заключён выгодный
для России 10-летний торговый договор.
В 1896 году он провёл успешные переговоры
с китайским представителем Ли Хунчжаном,
добившись согласия Китая на сооружение
в Манчжурии Китайско-Восточной железной
дороги (КВЖД), что позволило провести
дорогу до Владивостока в гораздо более
короткие сроки.
Он одним из первых понял
силу печатного слова и пользовался
газетами для проведения собственных
планов. Заказные статьи практиковались
и до него, но Витте стал делать это
с размахом. На него работали десятки
российских и зарубежных журналистов,
по его заказу издавались брошюры
и солидные труды. Через прессу вели
кампанию по дискредитации противников
Витте и продвигали его собственные
планы.
В 1894-1895 годах С.Ю. Витте добился стабилизации
рубля, а в 1897 году сделал то, что не удавалось
его предшественникам: ввел золотое денежное
обращение, обеспечив вплоть до первой
мировой войны стране твердую валюту и
приток иностранных капиталов. Введение
золотого стандарта, то есть свободного
размена рубля на золото было смелым решением
Витте. Он убеждал своих оппонентов, что
бумажный рубль является главнейшим препятствием
для нормального развития. Когда были
отчеканены новые золотые империалы, знатоки
предсказывали мгновенное вымывание их
из оборота. Но министр тщательно подготовил
реформу, предварительно накопив большой
золотой запас. Рубль из слабой валюты
превратился в одну из самых сильных и
устойчивых в мире. Единственный раз в
отечественной истории (в 1897-1914) русский
рубль был конвертируемой валютой, что
облегчило приток в страну иностранного
капитала.
Система Витте работала превосходно: в
стране было проложено небывалое количество
железных дорог; к 1900 году Россия вышла
на первое место в мире по добыче нефти;
облигации русских государственных займов
высоко котировались за границей.
Авторитет С.Ю. Витте вырос
неизмеримо. Министр финансов России
стал популярной фигурой среди западных
предпринимателей, привлек благосклонное
внимание иностранной прессы. Отечественная
же печать резко критиковала Витте.
Ни один государственный деятель
России не был предметом столь
разнообразных и
Одиннадцать лет, в течение которых Витте
был министром финансов, ознаменованы
огромным увеличением бюджета, развитием
государственного хозяйства и крупными
реформами в области финансового законодательства.
Общий баланс госбюджета за время Витте
возрос на 114,5%. Но события начала XX века
поставили под сомнение грандиозные начинания
Витте. Мировой экономический кризис резко
затормозил развитие промышленности в
России, сократился приток иностранных
капиталов, нарушилось бюджетное равновесие.
У Витте сложились непростые
Час Витте пробил, когда России потерпела
унизительное поражение в русско-японской
войне 1904-1905 годов. С устранением
его от государственной деятельности
усилилась его популярностью
в русском обществе, и когда
в июне 1905 года предстоял выбор
уполномоченного для ведения
мирных переговоров с Японией, то
общественное мнение выдвинуло кандидатуру
Витте, как самого авторитетного
и выдающегося из официальных
деятелей того времени. На назначение
Витте чрезвычайным послом Николай
II пошел с большой неохотой. Но
отправившись на переговоры в американский
Портсмут, Витте сумел в короткое
время приобрести сочувствие и уважение
влиятельных кругов американского
общества и народа; в совещаниях
с японскими делегатами в Портсмуте,
как и в предшествующих беседах
и переговорах, Витте показал
себя искусным и дальновидным дипломатом.
Ему пришлось проявить большое дипломатическое
искусство, чтобы свести к минимуму
потери России. В сущности, за столом
переговоров Витте даже вернул часть
потерянного на полях сражений. И
тем не менее ему пришлось согласиться
на уступку южной части Сахалина,
уже захваченной японцами.
Подписание договора 23 августа
1905 года доставило Витте всемирную
славу. Возложенная на него задача была
признана исполненною блистательно,
и рескриптом Николая II от 25 сентября
дарован ему титул графа. По возвращении
в Россию Витте сосредоточил на себе все
надежды правительства. В его рассматривали
как, кандидата на пост руководящего министра-распорядителя,
призванного осуществить коренную реформу
устарелого государственного строя.
9 октября 1905 года Витте представил Николаю
II записку, в которой указывалось на опасность
революционного развития событий. Витте
видел выход в немедленных реформах сверху,
подчеркивая, что естественное развитие
неизбежно приведет Россию к конституционному
устройству. Царь согласился с этими аргументами
и предложил подготовить соответствующий
манифест. Обстановка в столице была накалена
до предела и при дворе уже обсуждался
вопрос об эвакуации царской семьи на
немецком крейсере. Манифест готовился
в глубокой тайне. К работе не привлекли
ни одного из общественных деятелей. Два
помощника Витте - Н.И. Вуич и князь А.Д.
Оболенский подготовили несколько вариантов
манифеста "Об усовершенствовании государственного
порядка". Николай II колебался до последней
минуты, раздумывая над тем, пойти ли на
уступки или усилить репрессии. Однако
ни один из сановников не решился взять
на себя ответственность за наведения
порядка вооруженной рукой. Вечером 17
октября Николай II подписал манифест в
редакции Витте. Манифест 17 октября оказал
огромное влияние на внутреннюю политику.
Это был кульминационный пункт политической
карьеры Витте. Через два дня, 19 октября
1905 года, он назначается первым в истории
России председателем Совета Министров.
Витте очутился меж двух огней. Для демократической
части общества он был душителем свободы,
для консерваторов - чуть ли не вдохновителем
революции. На этом посту Витте продемонстрировал
удивительную гибкость и способность
к лавированию. Правительство под председательством
Витте занималось самыми разными вопросами:
переустраивало крестьянское землевладение,
вводило исключительное положение в различных
регионах, прибегало к применению военно-полевых
судов, смертной казни и других репрессий,
вело подготовку к созыву Думы, составляло
Проект Основных законов. Возглавляемый
С.Ю. Витте Совет Министров так и не стал
подобным европейскому кабинетом, а сам
Сергей Юльевич пробыл на посту председателя
всего полгода.
Все более усиливавшийся конфликт с царем
вынудил его подать 14 апреля 1906 года в
отставку. Почти сразу, 22 апреля 1906 года,
отставка была принята. В тот же день император
наградил его одним из высших российских
орденов - Александра Невского с бриллиантами
и солидным денежным вознаграждением.
С.Ю. Витте пребывал в полной уверенности,
что выполнил главную свою задачу - обеспечил
политическую устойчивость режима. Уход
Витте вызвал бурю восторга справа и слева.
Для правых отставка премьер-министра
символизировала долгожданный отказ от
реформаторского курса, левые, наоборот,
видели в этом признак слабости царского
самодержавия. Таков был финал шестимесячного
премьерства Витте, пытавшегося примирить
политические крайности. Отставка по сути
стала концом его карьеры, хотя Витте и
не отошел от политической деятельности.
Он все еще являлся членом Государственного
совета, часто выступал в печати. Сергей
Юльевич ожидал нового назначения и старался
приблизить его, вел ожесточенную борьбу
против Столыпина, занявшего пост председателя
Совета Министров. Витте рассчитывал,
что уход с государственной сцены его
влиятельных противников позволит ему
вернуться к активной политической деятельности.
Он вплоть до своей смерти оставался членом
Государственного Совета и председателем
его комитета финансов. Витте был почетным
гражданином множества городов России
- от Екатеринбурга до Сарапула и Великих
Лук.
В начале первой мировой войны, предсказывая,
что она закончится крахом для самодержавия,
С.Ю. Витте заявил о готовности взять на
себя миротворческую миссию и попытаться
вступить в переговоры с немцами. Но он
был уже смертельно болен. 28 февраля (13
марта) 1915 года Сергей Юльевич Витте, немного
не дожив до 65-летия, умер в своем доме
на Каменноостровском проспекте.
После смерти Витте его
политическая деятельность была оценена
крайне противоречиво. Одни искренне считали,
что Витте оказал родине "великую
услугу", другие утверждали, что "граф
Витте далеко не оправдал возлагавшихся
на него надежд", что "он ни в чем
не принес стране действительной пользы",
и даже, напротив, деятельность его
"скорее должна считаться вредной".
Политическая деятельность С.Ю. Витте
была действительно крайне противоречива.
Но как бы ни оценивались итоги
политики Витте, несомненно, одно: смыслом
всей его жизни, всей деятельности было
служение "великой России". И
этого не могли не признать как
его единомышленники, так и оппоненты.
Интенсивное развитие капитализма
Витте связывал с опережающим
развитием транспортных коммуникаций,
науки и образования. Именно он был
инициатором строительства