"Самозванство" — понятие,
которое определяет прежде всего
действия конкретного человека,
который решил объявить себя
царем или мессией, а также
факторы, определяющие поведение
самозванца, пока он не получил
поддержку народа. Исходя из
этого, самозванство никак нельзя
назвать исключительно российским
феноменом, но ни в одной
другой стране это явление
не было таким распространенным
и не играло столь значительной
роли во взаимоотношениях общества
и государства.
Самозванцы, претендовавших на
российский престол, "соглашались"
как за границей, так и среди
местного населения. Термин "самозванство"
относится к области социальной
психологии. Самозванство начинается
тогда, когда лжецар или псевдомесия
самопроголошуеться, формирует группу
соратников или становится во
главе движения социального протеста.
Изучая природу самозванства, нужно
акцентировать особое внимание,
прежде всего, на реакции общества
на появление самозванца. В основе
российского самозванства лежала
вера в богоизбранность "настоящего"
царя. Это можно принять за
основу объяснения природы самозванства,
т.е. выявлению тех идейно-психологических
факторов, побудивших человека на
то, чтобы выдать себя за посланника
небес или члена царской династии.
1. Поскольку в народном сознании
доминировало представление о
Божественное призвание настоящего
царя, то нет ничего удивительного
в том, что человек, который
нашел на своем теле какие-либо
"знаки", начинала считать
себя богоизбранным.
2. В случае нарушения естественного
(родового) порядка наследования
престола, тот, кто занимал
таким образом царский трон,
сам воспринимался как самозванец.
"Открытие" такого самозванца
на троне провоцирует появление
других: в народе происходит
как бы конкурс самозванцев,
каждый из которых претендует
на свою видзначенисть. Основой
этого процесса является убеждение,
что делать выводы о том,
кто есть настоящий царь, должны
не люди, а Бог.
3. Одним из факторов самозванства
есть такая черта традиционной
общественного сознания, как "мифологическое
отождествление", которое "...
с наибольшей выразительностью
проявляется у хлыстов и скопцов,
видящих в конкретных людях
непосредственное воплощение Бога
Саваоха, Христа или Богородицы
и называющих этих людей соответствующими
именами"
Б. А. Успенский определил три
обстоятельства, которые могли заставить
простого человека поверить в
то, что она является "истинным
государем":
Лжедмитрий I, официально именовавший
себя царевич Дмитрий Иванович
(ум. 17 мая 1606) — царь России с 1
июня 1605, по устоявшемуся в историографии
мнению — самозванец, выдававший
себя за чудесно спасшегося
младшего сына Ивана IV Грозного .
Григорий Отрепьев принадлежал
к знатному, но обедневшему роду
Нелидовых. Родился в Галиче. Спасаясь
от смертной казни во время
расправы с романовским кружком
постригся в Железноборковском
монастыре.
В начале 1604 года братья Вишневецкие,
доставили Лжедмитрия ко двору
Сигизмунда в Кракове. Король
признал его наследником Ивана
IV, назначил ежегодное содержание
в 40 тысяч злотых и позволил
вербовать добровольцев на польской
территории.
20 июня 1605 года Лжедмитрий
I въехал в Москву. 30 июня,
он короновался «венцом» Годунова.
Спустя несколько дней в Москве
был раскрыт заговор, направленный
на свержение и убийство Дмитрия.
- Возвращение бояр и князей, бывших в опале при Годуновых, из ссылок.
- Служилым людям удвоили содержание.
- Увеличение земельных наделов помещикам.
- На Юге страны на 10 лет было отменено взимание налогов.
- Крестьянам разрешили уходить от помещика
- Срок преследования беглых установлен в пять лет.
- Изменен состав Думы.
- Стремление ввести в России абсолютное самодержавие.
- Убраны препятствия к выезду из государства и передвижению внутри него.
- Планирование войны с Турцией.
- В уезды направлялись воеводы для проведения дворянских смотров.
- Поиск союзников на Западе.
- Отказ на ранее обещанные территориальные уступки Речи Посполитой.
- Отказ от войны со Швецией.
Свадьба первоначально была
назначена на 4 мая 1606 года, но затем
отложена, так как требовалось
выработать ритуал хотя бы
внешнего принятия Мариной православия.
8 мая 1606 года Марина Мнишек была коронована
царицей и совершилось бракосочетание.
- 14 мая 1606 года Василий Шуйский собрал верных ему купцов и служилых людей, вместе с которыми составил план ответных действий полякам.
- 17 мая 1606 года на рассвете по приказу Шуйского ударили в набат на Ильинке, другие пономари также принялись звонить, ещё не зная, в чем дело. Шуйские, Голицын, Татищев въехали на Красную площадь в сопровождении около 200 людей, вооруженных саблями, бердышами и рогатинами.
Лжедмитрий II, также Калужский или
Тушинский вор (год и место
рождения неизвестны — умер 11
(21) декабря 1610, Калуга) — самозванец,
выдававший себя за сына Ивана
Грозного царевича Димитрия и,
соответственно, за спасшегося 17 мая
1606 г. Лжедмитрия I.
Впервые Лжедмитрий II появился
в 1607 г. в белорусском местечке
Пропойске, где был схвачен как
лазутчик.
Постепенно у Лжедмитрия II в
Стародубе стали собираться сторонники.
В начале июня подступил к
Москве, став лагерем в Тушино
Лжедмитрия II признают многие города:
Великие Луки, Псков, Суздаль, Углич, Ростов,
Ярославль, Владимир и многие другие.
В 1609 г. возникает недовольство
политикой Лжедмитрия II.
Польша начала открытую интервенцию
против России, поляки оставили
Лжедмитрия II и перешли в армию
Сигизмунда.
Во время одной из прогулок
Лжедмитрия II за пределы Калуги, Пётр Урусов
отомстил Лжедмитрию II за то, что тот посадил
его на 6 недель в тюрьму, и, прискакав к
саням на коне, рассек царя саблей, а младший
брат его отсек царю руку.