Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 16:16, контрольная работа
Архивы , Цели и задачи исследования. Цель исследования - рассмотреть и проанализировать особенности архивного проекта Д.Я. Самквасова и егосудьбы. Цель исследования предопределила решение следующих задач:
1. Описание Состояние архивного дела в России на рубеже веков.
2. Анализ содержания проекта Д.А. Самоквасов в контексте архивного дела в России на рубеже XIX –XX вв. и его дальнейшей судьбы
еятельность самоквасова
В рапорте министру юстиции 5 мая 1893г. Самоквасов привёл факты, свидетельствовавшие о недостатках прежней постановки обеспечения сохранности документов.
Самоквасов не разделял распространённого пренебрежительного отношения к начальному периоду деятельности МАМЮ.
Многие проекты и идеи Самоквасов проводил в жизнь благодаря свои помощникам, таким как Н. Н. Ардашев. Он помог сформулировать Самоквасову три посильные для архива задачи. Во-первых, «приведение в пригодный для пользования вид» 707 несводных алфавитов и 932 переплетённых вместе с алфавитами реестров из отдела записных книг поместно-вотчинных учреждений, чтобы восполнить « полное отсутствие каких-либо общих указателей, которые могли бы служить путеводной нитью по архивному лабиринту, не говоря уже о чем-нибудь подобно генеральному алфавиту, который мог бы произвести настоящий переворот в архивном деле». Первостепенной необходимостью представлялось также составление алфавитов 63 томам сдаточных описей дел местных судебных учреждений, чтобы справки по ним не наводились путем полистного просмотра.
Во-вторых,
предлагалось составить алфавиты к
тем «записным книгам» и
В-третьих, Ардашев и Самоквасов говорили о составлении подробных описей всем документам 16-17 вв., поступившим в МАМЮ из местных учреждений. А «затем из вновь составленных описей без большого труда могут быть извлечены соответствующие алфавиты».
При руководстве Самоквасова в МАМЮ было сделано немало полезного, а подчас и необходимого для старинных документов. Это «инвентарное» описание книг и столбцов разрядного приказа, обзоры грамот коллегии экономии С.А. Шумакова, которые, правда, Д.Я. Самоквасов не оценил, а поставил на этой работе крест, подвергнув критике и саму работу и её автора; описание и издание документов литовской метрики, подготовка и издание Н.Н. Оглоблиным «Обозрения столбцов и книг Сибирского приказа» и многие другие не столь значительные, но также немаловажные мероприятия.
Таким
образом, вступив в должность
управляющего МАМЮ, Самоквасов первые
несколько лет занимался в основном делами
своего архива, а затем стал играть все
более заметную роль в реформаторских
начинаниях широкого масштаба. В тяжелых
условиях Самоквасов разработал проект
архивной централизации, предусматривавший
создание центрального органа управления
всеми архивами в России и разветвленную
сеть архивов на местах. Для этого он успешно
провел предварительную работу: собрал
материал о состоянии архивов, написал
продуманный и детальный проект, многое
сделал для его популяризации.
Глава 2 Проект архивной реформы Самоквасова
Проект архивной реформы Самоквасов оформил в своей речи на 11 Археологическом съезде. Её второй вариант – на 24 Археологическом съезде. Этот съезд принял постановление, в основу которого был положен проект Самоквасова. В постановлении было признано необходимым добиваться учреждения центрального архивного управления, ведению которого должны подлежать государственные архивы по всем вопросам их жизни и деятельности: по вопросам о штатах, о порядке хранения, описания и использования архивных материалов, а также о контроле архивной службы.
Что же должны были представлять собою все подведомственные центральному управлению архивы?
Вся система архивов мыслилась в постановлении съезда в виде трехступенчатой сети. Наверху ее должен был находиться единый центральный государственный архив, в котором сосредоточивались бы архивные материалы всех высших государственных учреждений как действующих, так и упраздненных, за исключением учреждений, уже обладающих благоустроенными архивами, причем предельной датой для таких материалов был признан не 1800-й год, как первоначально проектировалось Самоквасовым, а 1825-й год. Вопрос о том, где должно было быть постоянное место пребывания этого центрального архива, в постановлении затронут не был, но Самоквасов настаивал на своем первоначальном плане о превращении в единый центральный государственный архив Московского архива Министерства юстиции. Вторая ступень архивов – это центральные областные архивы, находящиеся в 12 крупных губернских городах. В них должны были концентрироваться документы провинциальных учреждений до 1775 года, то есть до установления нового губернского строя.
В
виду предполагавшегося съезда наибольшего
притока материала в эти
В отношении же губернских архивных комиссий было принято съездом следующее постановлений: «Ныне существующие и вновь открываемые губернские ученые архивные комиссии сохраняют самостоятельное значение местных ученых обществ по хранению научной разработки местных древностей, приглашаются центральным архивным управлением к содействию в централизации издания и научной разработке государственных архивных материалов, ведают делом хранения, описания и научной разработки архивов общественных учреждений, а также и частных, в случае согласия владельцев этих последних».
Таим образом, архивные комиссии не были отстранены от задуманного переустройства всего архивного дела.
Мало
того, по предложению директора
Этот пункт в решениях съезда, на первый взгляд довольно безобидный, имел, однако, серьезные последствия, так как в дальнейшем рассматривался противниками централизации архивного дела, как второй возможный вариант в разрешении архивной проблемы.
Наконец, перед съездом стал тот же вопрос, который стоял в свое время перед комиссией Калачова. Отсюда вытекает заключительный пункт постановления съезда, гласивший: «издать немедленно циркулярное распоряжение по всем ведомостям о прекращении уничтожения каких бы то ни было бумаг…, пока не будет учреждено центральное архивное управление в России, ни будут выработаны и изданы общие правила уничтожения не нужных актов делопроизводства государственных и общественных учреждений».
Рассмотренный нами проект архивной реформы Самоквасова не получил осуществления, несмотря и на дальнейшие его уступки требованиям губернских архивных комиссий, как это мы сейчас увидели.
Далее несколько слов о судьбе проекта Самоквасова и покровительственной политики самодержавия в отношении губернских архивных комиссий.
Приняв рассмотренное выше компромиссное решение о проекте архивной реформе Самоквасова, одиннадцатый Археологический съезд постановил обратиться с ним непосредственно к верховной власти, но почетный председатель съезда, один из великих князей, передал проект на предварительное рассмотрение Министерства внутренних дел и вместе с проектом представил заключение директора Археологического института о том, что архивную реформу можно произвести при посредстве губернских комиссий.
Так о дальнейшем движении проекта долго не удавалось ничего узнать, Московская археологическое общество обратилось в 1900 году к министру внутренних дел с запросом о судьбе проекта, и тогда началась изощренная министерская волокита. Несмотря на то, что все материалы по этому проекту имелись в министерстве, оно потребовало от Общества новой докладной записки. Записка была предоставлена в 1903 году вместе с новым изложением проекта Самоквасова под заглавием «проект архивной реформы» и со ссылкой на постановление двенадцатого Археологического съезда состоявшегося в 1902 году в Харькове и постановившего вновь обратиться к верховной власти с просьбою спасти архивные материалы, «гибнущие массами от сырости, огня, движения на бумажной фабрике и частного расхищения». В новом варианте проекта Самоквасов сделал еще одну уступку поборникам губернских архивных комиссий: он отказался от требования организации областных архивов, против которых архивные комиссии возражали с самого начала, и ограничился предложением создать 90 губернских центральных архивов.
Но, несмотря и на эти уступки проект был все же не приемлемым для защитников комиссий и самого правительства, особенно два его пункта: во- первых, требование учредить школы архивоведения при государственных архивах древних актов в Москве и Киеве и кафедр архивоведения в Московском и Киевском университетах, что подрывало монополию идеологического руководителя комиссий – Петербургского археологического института, и, во-вторых, требования создать для обсуждения проекта особую вневедомственную комиссию при Государственном совете, так как «министерство занято своими специальными задачами и не имеют в своей среде лиц, располагающих временем и знаниями, потребными для разработки общего и сложного законодательства по архивной реформе».
Таким образом, и новый еще более компромиссный вариант проекта Самоквасова дальнейшего благоприятного движения так же не получил.2
Данные шаги способствовали определению основных направлений реформирования архивного дела.
В результате деятельности Самоквасова в архивном деле России произошли следующие изменения:
Заключение
В заключении необходимо сказать, что в отношении проекта архивной реформы Д.Я. Самоквасов мнение большинства организаций было отрицательно солидарным, прежде всего, по причине того, что в его проекте для них было неприемлемо «господство бюрократической централизации», которую они предлагали заменить подчинением губернских комиссий какому-либо «административно-ученому органу». В пользу губернских комиссий высказались и прочие ученые организации и общества.
Но один ответ весьма характерен как по оценке значимости, так и по бюрократическому приему уклонения от ответа на главный вопрос о пригодности комиссий для проведения архивной реформы – это ответ Русского исторического общества:
«Предлагаемый профессором Самоквасовым проект представляется слишком обширным и требующим чрезмерных затрат, не оправдываемых значением архивной реформы сравнительно с другими, более настоятельными и серьезными нуждами русского просвещения…».
Это был шедевр
бюрократической отписки, в которой
ни словом не упомянута пригодность
губернских комиссий для реорганизации
архивного дела, и в то же время
это пример молчаливого согласия
на задуманное министерством привлечение
к этому деду комиссий – налицо.
Список литературы
1.http://ru.wikipedia.org/
2. http://diplomant-spb.ru/
3. http://300knig.ru/nauka-i-
Информация о работе Самоквасов Дмитрий Яковлевич. Архивное дело в России