Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 21:47, курсовая работа
Целью представленной работы выступает анализ, и рассмотрение хода военных действий в его многочисленных вариантах каждому из которых соответствует свое собственное начало и причины начала военных действий.
С этой целью ставятся следующие задачи:
- исследовать причину возникновения и начало военных действий
- рассмотрения ряда военных действий и событий, произошедших как на суше, так и на море
- рассмотреть при каком условии мирный договор был заключен и, что привело в конечном итоге к ослаблению Швеции
Введение………………………………………………………3
Причины возникновения войны……………………………..4
Боевые действия в Финляндии………………………………8
Боевые действия на море 1741-1743гг. …………………….16
Абоский мирный договор со Швецией
и его последствия ……………………………………………29
Заключение…………………………………………………...33
Библиография………………………………………………...34
Эскадра Мишукова, болтаясь у острова Лавенсаари, ухитрилась потерять 32-пушечный фрегат "Гектор", который сел на мель в двух милях севернее острова Готланд. Командовавшего фрегатом князя Урусова позже оправдали, так как мель, на которую наскочил "Гектор", не была отмечена на картах. Эту потерю компенсировало прибытие из Кронштадта к флоту четырьмя днями ранее нового корабля "Святой Петр". 18 июля из Кронштадта к эскадре Мишукова отправился флейт (транспортное судно) "Соммерс". По пути шведы захватили флейт, на борту которого оказался ценный груз — 8731 ведро пива.
В ночь с 9 на 10 августа русский флот наткнулся на шведов. Противники имели по 14 кораблей. Шведы, ожидая атаки русского флота, стали формировать линию баталии, но русские повернули к востоку и легли в дрейф. 11 августа Мишуков собрал очередной военный совет, который постановил ограничиться пребыванием на фарватере у финского берега, а пока "стараться чрез крейсеров еще осмотреть неприятеля обстоятельно". На следующий день разразилась сильная гроза, и русский флот ушел в Рогервик (современный Палдиски), откуда днем позже перешел к Наргену. Там он и оставался до 26 сентября (Только четыре корабля уходили на неделю в Ревель для починки).
У Наргена Мишуков получил приказ вести флот к Гельсингфорсу "для утеснения и поиска над неприятелем", что фактически означало его подчинение фельдмаршалу Ласси. Как мы уже знаем, Ласси к этому времени окружил шведские войска в районе Гельсингфорса. Ласси несколько раз требовал прибытия эскадры Мишукова к Гельсингфорсу, но тот упрямо не хотел идти — то туман, то ветер не туда дует. Заметим, что русская корабельная эскадра все это время болталась в радиусе 75 верст от Гельсингфорса. Мудрость адмирала Мишукова была вознаграждена 11 сентября, когда он получил приказ Ласси не идти к Гельсингфорсу "за учиненной капитуляцией". Ради справедливости нужно сказать, что и шведский флот не хотел помогать осажденному Гельсингфорсу.
Куда более активно действовал русский галерный флот, которым командовал генерал-аншеф В.Я. Левашов. В середине мая 1742 года Левашов вышел из Невы с тридцатью галерами. В Кронштадте к ним присоединилось еще 14 галер. 25 мая галерный флот и 15 провиантских судов вышли из Кронштадта к Выборгу. Их прикрывали вышедшие на следующий день 12-пушечные пакетботы "Меркуриус", "Новый Почтальон" и шнява "Вестен-шлюп". 44 галеры (по другим данным — 43) доставили в Финляндию 10 тысяч солдат из общего числа в 35 тысяч. Так как русская армия двигалась вдоль побережья залива, то галеры одновременно обеспечивали прикрытие с моря и доставку продовольствия. В середине июня, когда Ласси узнал, что рядом с сильным укреплением шведов стоят их галеры, он приказал генерал-лейтенанту де Брилли двинуться с частью галер и отогнать неприятельские корабли. Впрочем, шведы сами бросили это укрепление.
27 июня 1742 года три шведские галеры обстреляли русские сухопутные войска. В середине июля русские галеры выходили на поиск неприятельского гребного флота в район Борго. На буксире десяти галер шли 36-пушечные прамы "Олифант" и "Дикий Бык", бомбардирские корабли "Юпитер", "Самсон" и "Дондер". 27 июля галерный флот Левашова увидел в четырех верстах шведскую галерную эскадру. Но неприятель боя не принял, а отошел на запад. 29 июля галеры Левашова подошли к Борго. На следующий день в Борго без боя вошли русские сухопутные войска.
3 августа два прама и два бомбардирских корабля были отправлены к корабельной эскадре Мишукова, а "Дондер" ушел в Кронштадт.
В конце 1742 года командование разделило галерный флот на три части, которые зимовали, соответственно, в Борго, Фридрихсгаме и Гельсингфорсе. Кроме того, в Гельсингфорсе зимовали прамы и бомбардирские корабли. Корабельный флот в 1742-1743 годы зимовал в Ревеле и Кронштадте. В Ревеле были оставлены все семь 54-пушечных кораблей, фрегат "Россия" и бомбардирский корабль "Самсон". Командовал этой эскадрой Яков Барш. В Кронштадте находилось восемь кораблей (один 70-пушечный и семь 66-пушечных).
Уже после окончания кампании русский флот неожиданно получил приятный сюрприз. 24 октября на Ревельском рейде появился шведский корабль, который немедленно был захвачен. Трофеем оказался 24-пушечный фрегат "Ульриксдаль" под командованием поручика Густава-Адольфа Бликса. Странное появление "Ульриксдаля" в Ревеле объяснилось почти поголовной болезнью экипажа и испортившейся провизией. Пленных офицеров посадили "в квартиры под честный арест", матросов распределили по госпиталям, а взятый корабль сразу даже не удалось осмотреть. Как сообщал Головину Барш, "за великою духотою от болящих и от мокрого провианта невозможно приступиться, и сперва надлежит фрегат вымыть и вычистить".
В это же время шведы понесли еще одну (и самую серьезную) потерю — у Борнхольма разбился корабль "Оланд" из состава сил Кронхавена. Виновным в этом признали лейтенанта Фремлинга, который ночью во время шторма совершил ошибочный маневр. Фремлинга приговорили к смертной казни, но король заменил ее трехнедельным арестом на хлебе и воде и увольнением со службы. Остальные корабли Кронхавена пробыли в море до декабря.
26 октября 1742 года за проявленную пассивность императрица Елизавета отстранила адмирала Мишукова от командования корабельным флотом и перевела его на должность командира Кронштадского порта. 21 апреля 1743 года вышел высочайший указ Н.Ф. Головину "иметь главную команду над Нашим корабельным флотом" и немедленно отправиться в Кронштадт.
28 апреля 1743 года ревельская
эскадра под командой контр-
Ночью 7 мая эскадра Барша в зоне Дагерорта (западная оконечность острова Даго) обнаружила восемь неприятельских кораблей. В восьмом часу утра русская эскадра, прибавляя паруса, начала сближаться с противником. Впереди шли "Архангельск" и "Азов". К двум часам дня стало ясно, что у шведов пять кораблей (в том числе два 60-пушечных), два фрегата и шнява (это были силы коммодора Штаудена). Ветер постепенно усиливался, и на отставшем "Кронштадте" переломило грот-стеньгу. Так как остальные корабли ушли далеко вперед, с "Кронштадта", корпус которого уже скрылся за горизонтом, о повреждении сообщили двумя пушечными выстрелами. Барш, все еще имея превосходство шесть к пяти, не стал прерывать погони. Но вскоре начал отставать и "Святой Андрей". С других кораблей видели, как на нем вели какие-то работы на фор-марсе (это закрепляли треснувшую фор-стеньгу). Вдобавок на флагманском корабле "Астрахань" в носу открылась сильная течь (по другим сведениям, там тоже треснула стеньга). Барш, оставшись с пятью кораблями, из которых один был неисправен, и считая, что у шведов есть два более сильных корабля, приказал прекратить погоню.
9 мая в море вышли
корабли, зимовавшие в Кронштадте.
14 мая они соединились с
23 мая русский флот
подошел к полуострову Гангут
и стал маневрировать в визуаль
Ночью 8 июня шведский бомбардирский корабль "Тордон" заплыл в боевой порядок русского флота. Корабли эскадры в беспорядке открыли огонь. Через некоторое время "Тордон" ушел, причем без особых повреждений. В 11 часов утра того же дня шведский адмирал Утфаль повел свою эскадру в атаку, но Головину удалось оторваться на север. Шведы продолжали преследование до вечера, а затем ушли. Пока оба корабельных флота маневрировали, галерному флоту удалось проскочить Гангут. Таким образом, корабельный флот сыграл роль приманки.
9 июня русский корабельный
флот перешел в Ревель. Война
для него фактически
На 1743 год русское командование запланировало лишь одну операцию — высадку большого десанта на территории самой Швеции. Решающую роль в высадке должен был сыграть галерный флот.
26 марта назначенные в поход 82 галеры разделили на две эскадры, поручив командование ими генералам В.Я. Левашову и Я.В. Кейту. Левашову предстояло в Петербурге взять на галеры 7 полков, 11 гарнизонных рот и некоторые части, ожидавшиеся из Москвы. Кейт должен был разместить на своих галерах 13 полков. Еще 10 полков посылались в Финляндию сухим путем. Четыре полка на всякий случай оставались в Петербурге и у Красной Горки.
Шведы знали или, по крайней мере, догадывались о замыслах русских и лихорадочно собирали сухопутные и морские силы на Аландских островах. Эти острова являлись ключом к Швеции, поскольку галеры и другие гребные суда не могли пересечь Балтийское море или Ботнический залив без риска быть перехваченными шведским корабельным флотом. В связи с усилением шведов на Аландских островах русское командование решило изменить первоначальный план и не ждать галер из Петербурга, а подготовить девять галер, остававшихся в Борго и Фридрихсгаме и отправить их "без всякого замедления, как допустит лед", к Гельсингфорсу. Соединившись с зимовавшими там двенадцатью галерами и загрузив имеющиеся армейские части, можно идти к Або.
7 мая 1743 года русский галерный флот двинулся к Аландским шхерам. Утром 8 мая русские заметили шведские суда у входа в пролив Юнгфрузунд. Они насчитали у шведов семь галер, одну бригантину, одну шняву, несколько шлюпок и дубель-шлюпок. У русских было 16 галер ("Бодрая", "Валфиш", "Волхов", "Днепр", "Дон", "Дракон", "Единорог", "Елень", "Ижора", "Ильмень", "Карась", "Непобедимая", "Ока", "Осетр", "Страус", "Щука"), прамы "Олифант" и "Дикий Бык", три галиота и два шмака. Всего на эскадре насчитывалось 5070 человек — 575 морских и 4495 армейских офицеров и нижних чинов Пермского, Кексгольмского, 1-го и 2-го Ландмилицейских и Черниговского полков. В среднем на галерах находилось от 205 до 380 человек. На "Олифанте" (командир — лейтенант Александр Соймонов) — 245 человек, на "Диком Быке" (командир — лейтенант Петр Прончищев) — 257 человек.
Русская эскадра не могла преследовать шведов на малом юнгфрузундском фарватере, а для прохода прамов он вообще оказался слишком тесен. Кейт решил пройти левее большим фарватером и перехватить шведов, однако его план сорвала погода — сильный ветер мешал буксировке прамов. 8 и 9 мая русские корабли отстаивались на якоре возле урочища Иттис-Гольм (у Гитискирхи). 9 мая, воспользовавшись затишьем, эскадра попыталась продолжить движение. Но уже через полмили ветер снова усилился, и пришлось опять стать на якорь.
11-14 мая эскадра Кейта
медленно двигалась в
К середине дня 15 мая русский галерный флот стал на якорь у острова Корпо в 45 верстах от Або. Вечером 18 мая появились шведские галеры, шедшие тремя колоннами. Не дойдя трех верст до русских позиций, они в 11-м часу вечера тоже стали на якорь. Тогда Кейт выдвинул оба своих прама в узкий проход между островами. На берегу вблизи прамов он распорядился установить батарею из четырех полковых пушек и послать туда 300 солдат. Но на следующий день разыгралась сильная гроза, и сражение, к которому готовились русские и шведы, пришлось отложить. Русские успели поставить еще одну береговую батарею. Для этого с конных галер сняли четыре 8-фунтовых орудия. Батарею даже защитили бруствером. Было ясно, что тесный проход между островами позволит использовать русскому флоту помимо прамов лишь небольшое количество галер. Это играло на руку шведам, у которых имелось 18 галер и 1 прам против 21 русской галеры и двух прамов.
20 мая около трех часов
дня со шведского прама "Геркулес"
взлетели сигнальные ракеты, а
затем были сделаны первые
пристрелочные выстрелы. Ядра не
достигли даже береговых