Русско-шведская война 1741-1743 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы выступает анализ, и рассмотрение хода военных действий в его многочисленных вариантах каждому из которых соответствует свое собственное начало и причины начала военных действий.
С этой целью ставятся следующие задачи:
- исследовать причину возникновения и начало военных действий
- рассмотрения ряда военных действий и событий, произошедших как на суше, так и на море
- рассмотреть при каком условии мирный договор был заключен и, что привело в конечном итоге к ослаблению Швеции

Оглавление

Введение………………………………………………………3
Причины возникновения войны……………………………..4
Боевые действия в Финляндии………………………………8
Боевые действия на море 1741-1743гг. …………………….16
Абоский мирный договор со Швецией
и его последствия ……………………………………………29
Заключение…………………………………………………...33
Библиография………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

курсовая работа русско-шведская война 1741-1743.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Эскадра Мишукова, болтаясь у острова Лавенсаари, ухитрилась потерять 32-пушечный фрегат "Гектор", который сел на мель в двух милях севернее острова Готланд. Командовавшего фрегатом князя Урусова позже оправдали, так как мель, на которую наскочил "Гектор", не была отмечена на картах. Эту потерю компенсировало прибытие из Кронштадта к флоту четырьмя днями ранее нового корабля "Святой Петр". 18 июля из Кронштадта к эскадре Мишукова отправился флейт (транспортное судно) "Соммерс". По пути шведы захватили флейт, на борту которого оказался ценный груз — 8731 ведро пива.

В ночь с 9 на 10 августа русский флот наткнулся на шведов. Противники имели по 14 кораблей. Шведы, ожидая атаки русского флота, стали формировать линию баталии, но русские повернули к востоку и легли в дрейф. 11 августа Мишуков собрал очередной военный совет, который постановил ограничиться пребыванием на фарватере у финского берега, а пока "стараться чрез крейсеров еще осмотреть неприятеля обстоятельно". На следующий день разразилась сильная гроза, и русский флот ушел в Рогервик (современный Палдиски), откуда днем позже перешел к Наргену. Там он и оставался до 26 сентября (Только четыре корабля уходили на неделю в Ревель для починки).

У Наргена Мишуков получил приказ вести флот к Гельсингфорсу "для утеснения и поиска над неприятелем", что фактически означало его подчинение фельдмаршалу Ласси. Как мы уже знаем, Ласси к этому времени окружил шведские войска в районе Гельсингфорса. Ласси несколько раз требовал прибытия эскадры Мишукова к Гельсингфорсу, но тот упрямо не хотел идти — то туман, то ветер не туда дует. Заметим, что русская корабельная эскадра все это время болталась в радиусе 75 верст от Гельсингфорса. Мудрость адмирала Мишукова была вознаграждена 11 сентября, когда он получил приказ Ласси не идти к Гельсингфорсу "за учиненной капитуляцией". Ради справедливости нужно сказать, что и шведский флот не хотел помогать осажденному Гельсингфорсу.

Куда более активно действовал русский галерный флот, которым командовал генерал-аншеф В.Я. Левашов. В середине мая 1742 года Левашов вышел из Невы с тридцатью галерами. В Кронштадте к ним присоединилось еще 14 галер. 25 мая галерный флот и 15 провиантских судов вышли из Кронштадта к Выборгу. Их прикрывали вышедшие на следующий день 12-пушечные пакетботы "Меркуриус", "Новый Почтальон" и шнява "Вестен-шлюп". 44 галеры (по другим данным — 43) доставили в Финляндию 10 тысяч солдат из общего числа в 35 тысяч. Так как русская армия двигалась вдоль побережья залива, то галеры одновременно обеспечивали прикрытие с моря и доставку продовольствия. В середине июня, когда Ласси узнал, что рядом с сильным укреплением шведов стоят их галеры, он приказал генерал-лейтенанту де Брилли двинуться с частью галер и отогнать неприятельские корабли. Впрочем, шведы сами бросили это укрепление.

27 июня 1742 года три шведские  галеры обстреляли русские сухопутные войска. В середине июля русские галеры выходили на поиск неприятельского гребного флота в район Борго. На буксире десяти галер шли 36-пушечные прамы "Олифант" и "Дикий Бык", бомбардирские корабли "Юпитер", "Самсон" и "Дондер". 27 июля галерный флот Левашова увидел в четырех верстах шведскую галерную эскадру. Но неприятель боя не принял, а отошел на запад. 29 июля галеры Левашова подошли к Борго. На следующий день в Борго без боя вошли русские сухопутные войска.

3 августа два прама и два бомбардирских корабля были отправлены к корабельной эскадре Мишукова, а "Дондер" ушел в Кронштадт.

В конце 1742 года командование разделило галерный флот на три части, которые зимовали, соответственно, в Борго, Фридрихсгаме и Гельсингфорсе. Кроме того, в Гельсингфорсе зимовали прамы и бомбардирские корабли. Корабельный флот в 1742-1743 годы зимовал в Ревеле и Кронштадте. В Ревеле были оставлены все семь 54-пушечных кораблей, фрегат "Россия" и бомбардирский корабль "Самсон". Командовал этой эскадрой Яков Барш. В Кронштадте находилось восемь кораблей (один 70-пушечный и семь 66-пушечных).

Уже после окончания кампании русский флот неожиданно получил приятный сюрприз. 24 октября на Ревельском рейде появился шведский корабль, который немедленно был захвачен. Трофеем оказался 24-пушечный фрегат "Ульриксдаль" под командованием поручика Густава-Адольфа Бликса. Странное появление "Ульриксдаля" в Ревеле объяснилось почти поголовной болезнью экипажа и испортившейся провизией. Пленных офицеров посадили "в квартиры под честный арест", матросов распределили по госпиталям, а взятый корабль сразу даже не удалось осмотреть. Как сообщал Головину Барш, "за великою духотою от болящих и от мокрого провианта невозможно приступиться, и сперва надлежит фрегат вымыть и вычистить".

В это же время шведы понесли еще одну (и самую серьезную) потерю — у Борнхольма разбился корабль "Оланд" из состава сил Кронхавена. Виновным в этом признали  лейтенанта Фремлинга, который ночью во время шторма совершил ошибочный маневр. Фремлинга приговорили к смертной казни, но король заменил ее трехнедельным арестом на хлебе и воде и увольнением со службы. Остальные корабли Кронхавена пробыли в море до декабря.

26 октября 1742 года за проявленную пассивность императрица Елизавета отстранила адмирала Мишукова от командования корабельным флотом и перевела его на должность командира Кронштадского порта. 21 апреля 1743 года вышел высочайший указ Н.Ф. Головину "иметь главную команду над Нашим корабельным флотом" и немедленно отправиться в Кронштадт.

28 апреля 1743 года ревельская  эскадра под командой контр-адмирала  Барша, флагманским кораблем которого  стал "Астрахань", вышла в море, но сразу же стала на якорь  у Наргена из-за многочисленных  льдин в заливе. 29 апреля к ней  присоединились пришедшие из Гельсингфорса линейный корабль "Воин", прамы "Олифант" и "Дикий Бык". На следующий день эскадра пришла к Гангуту, где встретила галеры генерал-лейтенанту Хрущева. Хрущеву были переданы прамы и лоц-галиот "Лоцман".

Ночью 7 мая эскадра Барша в зоне Дагерорта (западная оконечность острова Даго) обнаружила восемь неприятельских кораблей. В восьмом часу утра русская эскадра, прибавляя паруса, начала сближаться с противником. Впереди шли "Архангельск" и "Азов". К двум часам дня стало ясно, что у шведов пять кораблей (в том числе два 60-пушечных), два фрегата и шнява (это были силы коммодора Штаудена). Ветер постепенно усиливался, и на отставшем "Кронштадте" переломило грот-стеньгу. Так как остальные корабли ушли далеко вперед, с "Кронштадта", корпус которого уже скрылся за горизонтом, о повреждении сообщили двумя пушечными выстрелами. Барш, все еще имея превосходство шесть к пяти, не стал прерывать погони. Но вскоре начал отставать и "Святой Андрей". С других кораблей видели, как на нем вели какие-то работы на фор-марсе (это закрепляли треснувшую фор-стеньгу). Вдобавок на флагманском корабле "Астрахань" в носу открылась сильная течь (по другим сведениям, там тоже треснула стеньга). Барш, оставшись с пятью кораблями, из которых один был неисправен, и считая, что у шведов есть два более сильных корабля, приказал прекратить погоню.

9 мая в море вышли  корабли, зимовавшие в Кронштадте. 14 мая они соединились с эскадрой  Барша, зимовавшей в Ревеле. Объединенная  эскадра простояла возле острова  НарГен до 21 мая. Тем временем шведский корабельный флот встал у полуострова Гангут и отрезал основные силы гребного флота от семи галер и двух прамов, ушедших под командованием Я.В. Кейта к Аландским островам.

23 мая русский флот  подошел к полуострову Гангут  и стал маневрировать в визуальной близости от шведских кораблей. Силы противников были приблизительно равны. 30 мая разыгрался сильный шторм. Мелководье и подводные камни у Гангута создавали в этих условиях опасность для русского флота, который поэтому перешел в Рогервик. Любопытно, однако, что этот сильный шторм не помешал шведской эскадре остаться у Гангута, не теряя боеспособности. Лишь 2 июня русский флот снова показался у Гангута, а 6 июня он подошел поближе к шведам. Вечером 6 июня произошла перестрелка с тремя шведскими кораблями и двумя фрегатами. Дистанция между противниками была столь велика, что ни одна сторона не достигла попаданий.

Ночью 8 июня шведский бомбардирский корабль "Тордон" заплыл в боевой порядок русского флота. Корабли эскадры в беспорядке открыли огонь. Через некоторое время "Тордон" ушел, причем без особых повреждений. В 11 часов утра того же дня шведский адмирал Утфаль повел свою эскадру в атаку, но Головину удалось оторваться на север. Шведы продолжали преследование до вечера, а затем ушли. Пока оба корабельных флота маневрировали, галерному флоту удалось проскочить Гангут. Таким образом, корабельный флот сыграл роль приманки.

9 июня русский корабельный  флот перешел в Ревель. Война  для него фактически закончилась. Здесь он простоял вплоть до сообщения о заключении мира.

На 1743 год русское командование запланировало лишь одну операцию — высадку большого десанта на территории самой Швеции. Решающую роль в высадке должен был сыграть галерный флот.

26 марта назначенные в  поход 82 галеры разделили на две  эскадры, поручив командование ими генералам В.Я. Левашову и Я.В. Кейту. Левашову предстояло в Петербурге взять на галеры 7 полков, 11 гарнизонных рот и некоторые части, ожидавшиеся из Москвы. Кейт должен был разместить на своих галерах 13 полков. Еще 10 полков посылались в Финляндию сухим путем. Четыре полка на всякий случай оставались в Петербурге и у Красной Горки.

Шведы знали или, по крайней мере, догадывались о замыслах русских и лихорадочно собирали сухопутные и морские силы на Аландских островах. Эти острова являлись ключом к Швеции, поскольку галеры и другие гребные суда не могли пересечь Балтийское море или Ботнический залив без риска быть перехваченными шведским корабельным флотом. В связи с усилением шведов на Аландских островах русское командование решило изменить первоначальный план и не ждать галер из Петербурга, а подготовить девять галер, остававшихся в Борго и Фридрихсгаме и отправить их "без всякого замедления, как допустит лед", к Гельсингфорсу. Соединившись с зимовавшими там двенадцатью галерами и загрузив имеющиеся армейские части, можно идти к Або.

7 мая 1743 года русский галерный  флот двинулся к Аландским  шхерам. Утром 8 мая русские заметили  шведские суда у входа в  пролив Юнгфрузунд. Они насчитали  у шведов семь галер, одну бригантину, одну шняву, несколько шлюпок и дубель-шлюпок. У русских было 16 галер ("Бодрая", "Валфиш", "Волхов", "Днепр", "Дон", "Дракон", "Единорог", "Елень", "Ижора", "Ильмень", "Карась", "Непобедимая", "Ока", "Осетр", "Страус", "Щука"), прамы "Олифант" и "Дикий Бык", три галиота и два шмака. Всего на эскадре насчитывалось 5070 человек — 575 морских и 4495 армейских офицеров и нижних чинов Пермского, Кексгольмского, 1-го и 2-го Ландмилицейских и Черниговского полков. В среднем на галерах находилось от 205 до 380 человек. На "Олифанте" (командир — лейтенант Александр Соймонов) — 245 человек, на "Диком Быке" (командир — лейтенант Петр Прончищев) — 257 человек.

Русская эскадра не могла преследовать шведов на малом юнгфрузундском фарватере, а для прохода прамов он вообще оказался слишком тесен. Кейт решил пройти левее большим фарватером и перехватить шведов, однако его план сорвала погода — сильный ветер мешал буксировке прамов. 8 и 9 мая русские корабли отстаивались на якоре возле урочища Иттис-Гольм (у Гитискирхи). 9 мая, воспользовавшись затишьем, эскадра попыталась продолжить движение. Но уже через полмили ветер снова усилился, и пришлось опять стать на якорь.

11-14 мая эскадра Кейта  медленно двигалась в Аландских  шхерах. На рассвете 15 мая дозорные  заметили в шести верстах несколько шведских галер, в том числе галеру под вице-адмиральским флагом. Из-за лежавших впереди островов точное число галер установить не удалось. Кейт сразу же дал сигнал к походу всему флоту. Шведы и в этот раз не решились принять бой, предпочитая отойти по направлению к Аландским островам. За отступающим противником "для высматривания его сил" были отправлены 10 шлюпок и кончебас под прикрытием двух галер. Получивший это задание офицер насчитал у шведов 17 галер, одну полугалеру, два шмака и галиот в сопровождении большого количества мелких судов. Все они уходили на веслах. Концевой шла галера адмирала Фалькенгрена.

К середине дня 15 мая русский галерный флот стал на якорь у острова Корпо в 45 верстах от Або. Вечером 18 мая появились шведские галеры, шедшие тремя колоннами. Не дойдя трех верст до русских позиций, они в 11-м часу вечера тоже стали на якорь. Тогда Кейт выдвинул оба своих прама в узкий проход между островами. На берегу вблизи прамов он распорядился установить батарею из четырех полковых пушек и послать туда 300 солдат. Но на следующий день разыгралась сильная гроза, и сражение, к которому готовились русские и шведы, пришлось отложить. Русские успели поставить еще одну береговую батарею. Для этого с конных галер сняли четыре 8-фунтовых орудия. Батарею даже защитили бруствером. Было ясно, что тесный проход между островами позволит использовать русскому флоту помимо прамов лишь небольшое количество галер. Это играло на руку шведам, у которых имелось 18 галер и 1 прам против 21 русской галеры и двух прамов.

20 мая около трех часов  дня со шведского прама "Геркулес" взлетели сигнальные ракеты, а  затем были сделаны первые  пристрелочные выстрелы. Ядра не  достигли даже береговых батарей  русских. Прамы стояли на 200 метров  дальше. Тогда шлюпки отбуксировали "Геркулес" ближе к острову Карпо. В одной линии с прамом шли шведские галеры в сопровождении мелких судов. В 4 часа шведы сблизились с русскими судами на расстояние пушечного выстрела. Командиры Соймонов и Прончищев запросили разрешения открыть огонь, но Кейт ждал, когда шведы подойдут на ружейный выстрел. Однако шведы так близко подходить не собирались и поставили свой прам на шпринг. Справа и слева от него стояли шведские галеры. Видя, что "Геркулес" подставил борт, Кейт приказал сделать два пристрелочных выстрела с верхней батареи прамов. Одно ядро дало перелет, другое попало в корму "Геркулеса". Теперь можно было вести огонь полными залпами.

Информация о работе Русско-шведская война 1741-1743 гг