Русская правда

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:37, контрольная работа

Краткое описание

На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права. С усилием роли государства все в большей мере возрастало значение законодательной деятельности князей, появлялись письменные правовые документы, более четко определявшие привилегии господствующих классов и защищавшие их интересы. Наиболее интересным правовым документом (памятником права) Древнерусского государства был сборник правовых норм, называемый Русской Правдой.

Файлы: 1 файл

история.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

  В древнерусском  обществе огромное значение имела  собственность. Отношение к личности определялось в первую очередь именно наличием собственности. Человек, лишенный собственности или промотавший ее, мог обеспечить имущественные связи с другими лицами единственным, что у него осталось, собственной личностью. В феодальном обществе право собственности в среде феодалов определяется их взаимной связью и связью с государством, то есть системой вассальной зависимости, а в крестьянской среде системой запретов на распоряжение. От различий этих отношений зависит и различия в статусе собственности. В дореволюционных исследованиях шло в основном обсуждение вопросов о существовании родовой и частной собственности, мнение о коллективных формах земельной собственности преобладало.

  В статьях Русской  Правды говорится об установлении  права феодальной собственности не только на землю и угодья, но и на движимое имущество коней бобров орудия производства и др.

  Русская Правда  всегда указывает при необходимости  на принадлежность к конкретной  социальной группе (дружинник, холоп  и т.д.). В массе статей о свободных людях, именно свободные и подразумеваются, о смердах речь заходит лишь там, где их статус необходимо специально выделите.

Нормы Русской Правды защищают частную  собственность (движимую и недвижимую), регламентируют порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам.

  Не сложившись  в глобальную систему производства, рабство Руси получило распространение  как общественный уклад. Именно  поэтому  данный социальный  феномен нашел свое отражение  в статьях свода.

  В науке существует  ряд мнений о смердах, их считают свободными крестьянами, феодальнозависимыми, лицами рабского состояния, крепостными и даже категорией, сходной с мелким рыцарством. Но основная полемика ведется по линии: свободные зависимые (рабы).

  Свободные жители  городов пользовались правовой защитой Русской Правды, на них распространялись все статьи о защите чести, достоинства и жизни. Особую роль играло купечество. Оно рано начало объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно «купеческое сто» действовало при какой-либо церкви. «Ивановское сто» в Новгороде было одной из первых купеческих организаций в Европы.

  На данном этапе  еще не существовало абстрактного  понимания государства и его  интересов, вред государству отождествлялся  с вредом князю, и посягательства против князей рассматривались как тяжкие деяния. К участникам восстаний применялась казнь на  месте преступления, часто - массовая. Князья в борьбе за  власть порой прибегали к весьма недостойным приемам но вопрос об ответственности решался в их среде. Измена князю так же рассматривалась в княжеском окружении ответственность  во многом зависела от расстановки политических сил.

  В Русской Правде  доминируют штрафы, хотя на практике  арсенал уголовных кар был  довольно велик. Утвержденный вскоре после принятия христианства кодекс, будучи государственным законодательством, порывал с морально нравственными установками язычества, но новые христианские ценности усваивались постепенно. В таких условиях единственным критерием интересов индивидуума мог быть только денежный эквивалент причиненного ущерба, что и закрепляла система штрафов. Сыграло роль и то, что жесткие виды наказаний противоречили христианской доктрине гуманности, они в кодекс не вошли. По этой же причине Русская Правда является сугубо светской, уголовные наказания против интересов церкви устанавливались в церковных уставах.

Русская Правда не знает  смертной казни, но она применялась  на практике за антигосударственную  деятельность, за участие в восстаниях, разбойничьих шайках. Любопытно, что  уже в Х-Х1 вв. это наказание регулировались государством.

Карательные нормы Русской  Правды продолжали действовать, но к  концу XV в. была подготовлена база для  качественно нового уровня уголовного права. Это связано с тем, что  появились новые виды преступлений против государства, его аппарата, и должностных лиц, преступность стала более масштабной, и уголовное законодательство отреагировало на это усилением репрессий.

В Русской Правде упоминаются договоры: купли-продажи (людей, вещей, коней, самопродажи); займа (денег, вещей); кредитования (под проценты или без);   личного найма (в услужение, для выполнения определенной работы);  хранения, поручения (выполнять определенные действия) и пр.

 

2.1.Краткая Правда

Наиболее древняя, состояла из двух частей. Ее первая часть, связанная с именем великого князя Ярослава (Правда Ярослава), относилась к 30-м годам Х1в.1 Вторая, более поздняя, называемая Правдой Ярославичей, была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов в последней четверти Х1в. после подавления восстания низов 1068г.

«Краткая Правда» состоит из следующих правовых текстов:

  • «Правда Ярослава», от 1016 или 1036 г. (ст. 1-18);
  • «Правда Ярославичей» (Изяслава, Святослава, Всеволода),

от 1072 г. (ст. 19-41);

  • Покон вирный — определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-е или 1030-е гг. (ст. 42);
  • Урок мостникам (регулировал оплату труда мостников (строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов), 1020-е или 1030-е гг. (ст 43).

Краткая редакция Русской Правды –  небольшой по объему документ, содержавший 43 статьи. Первая ее часть, наиболее древняя, говорила еще о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего.  Вторая часть (ст.19-43) отражала дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество феодалов ограждались повышенными мерами наказания, что характерно для права - привилегии.

 Краткая Правда включала в основном нормы уголовного права и процесса.

Не содержала общих определений  в уголовном праве, нормативный  материал в ней изложен казуально, довольно бессистемно, что типично для раннефеодальных правовых документов.

Русская Првда не знала понятия  государственного преступления и не предусматривала наказаний за деяния, которые позднее были так названы.

Из преступлений против личности наибольшее внимание уделялось убийству.

 

2.2. Пространная Правда

В  рукописях  Пространная  Правда разделена на две части:  первая часть начинается заголовком  «Суд Ярославль   Володимеричь.   Правда  Русьская»,  вторая  –  новым киноварным  заглавием  «Устав  Володимерь  Всеволодича».  Следует отметить,   что  такое  разделение  имеется  во  всех  древнейших рукописях.  Существуют даже такие рукописи,  в которых  первая  и вторая части Пространной Правды помещены не слитно,  а раздельно. Так,  в Годуновской Кормчей конца XVI в. вторая часть Пространной Правды (Устав Владимира) написана раньше первой. 

Существенно отличалась от Краткой  Правды и числом статей и содержанием. Это значительно более развитый кодекс права феодального государства, отразивший дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов.

Пространная Правда свидетельствовала  о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений  и необходимостью их правовой регламентации Пространная Правда определяла порядок заключения ряда договоров, передачи имущества по наследству.

     Пространная Правда      была     памятником     гражданского законодательства в Новгороде.   Авторы Пространной Правды ставили перед  собой задачу составления руководства,  в котором тщательно определялись

в первую очередь финансовые  права  князя.  Но  вместе  с  тем  в Пространной Правде есть  статьи,  отстаивающие интересы боярства.

Эта особенность Пространной Правды указывает на довольно  позднее  время ее возникновения,  когда  уже развилось боярское могущество, но князь не потерял еще окончательно своего прежнего значения.

     Большое количество  статей Пространной Правды,  относящихся  к торговле и ростовщичеству,  типичны для такого памятника,  который мог возникнуть в крупном  городе.  Пространная  Правда  говорит  о торге  и мытниках,  о «купле» и «гостьбе»,  о  процентах и товаре, отданном на хранение («поклажа»),  о месячных и третных резах,  о купцах,  торгующих в других землях и подвергающихся опасностям во время военных действий («рать возметь»),  различаются долги своим («домашним»)    и   чужеземным   купцам   («гостины   куны»).   С необыкновенной яркостью  Пространная  Правда  рисует  перед  нами жизнь  боярского  и  купеческого  дома,  связанного  с торговлей.

Имущество богатого человека заключается  в доме,  челяди и товаре.

Но  товар  –  не просто имущество: заранее уже мыслится,  что им можно «пригостить» и «срезить».  Следовательно,  перед нами  дом богатого человека,  вернее всего, купца или боярина, связанного с торговлей.  Другая статья говорит о холопе,  которого  господин «пустит   в   торг».  Являясь  памятником  классового  господства феодалов,  Пространная Правда рисует  нам  беспощадное  угнетениечелядинов и смердов.

Пространная Правда уделяла много внимания – закреплению бесправного положения закупа и холопа. Господин мог «бить закупа за дело» (ст. 56), холоп же был полностью бесправен – он не субъект, а объект права; устанавливались порядок задержания беглого холопа и ответственность за его укрывательство. Формулировала право сильного, право господина, «кулачное» право.

Большая часть статей Пространной редакции содержит нормы уголовного права и процесса.

 

2.3. Сокращенная Правда

Сокращенная Правда относилась к значительно  более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в ХVв. в  Московском государстве.

Списки Сокращенной Правды близки по тексту к Пространной,  но многие статьи  в  ней  пропущены,  а сохранившиеся  статьи  большей  частью короче и иногда напоминают как бы выдержки из Пространной.  Почти все исследователи на  этом основании   считают   Сокращенную  Правду  простой  выдержкой  из какого-то   списка   Пространной.   Однако    такое    заключение преждевременно,  так  как  текст Сокращенной Правды не может быть целиком выведен из какого-либо списка  Пространной.  Так,  помимо

других  особенностей  текста,  Сокращенная Правда имеет статьи (о кровавом муже), отсутствующие во всех списках Пространной Правды.

Сокращенная  Правда должна быть признана третьей особой редакцией

Русской Правды.

Русская Правда как свод древнерусского феодального права представляла собой пример типичного  кодекса раннего феодализма: нормы права изложены в ней без четкой системы, казуально, открыто, определены привилегии господствующего класса и неравное положение зависимых сословий.

С появлением письменного закона  Русь поднялась  еще на одну ступень  выше в своем развитии. Отношения между людьми в обществе стали регулироваться законами, что в значительной мере приводило в порядок общественную жизнь с ее бесчисленными трудностями.

Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса.    

Русская Правда является драгоценнейшим источником по истории феодальных отношений  Киевской Руси. Под этим названием  скрывается комплекс юридических документов XI-XII вв., отразивший сложность русской  социальной жизни и ее эволюции.

 

Список используемой литературы:

 

    1. «История государства и права России. Учебник/под. Ред. Ю.П. Титова.- М.: ООО «ТК Велби»,2003.-544с.
    2. Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. — М., 1956.
    3. Свердлов М.Б. «Русская Правда». — С-Пб., 1992.
    4. Свердлов М.Б. «От Закона Русского к Русской Правде» М., изд. «Юридическая литература», 1988.
    5. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XX века, т.1, М., 2001.
    6. Памятники русского права. М., 1956. Вып. IV. С. 232—261.

1 Время происхождения и место принятия древнейшей части Русской Правды спорно. Но большинство современных историков связывают ее с именем Ярослава Мудрого, и полагают, что местом ее создания был Киев.




Информация о работе Русская правда