Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 23:46, реферат
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине 19 в. позволил назвать это время «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.
1. Русская культура XIX века. Особенности «Золотого века» классического русского искусства.
2. Культурология как наука: методы и основные направления.
Тестовое задание
Используемая литература.
На рубеже 18-19
вв. классицизм уступил место сентиментализму.
В конце своего творческого пути
к этому методу пришел Г.Р.Державин.
Главным представителем русского сентиментализма
был писатель и историк Н.М.Карамзин (повесть
«Бедная Лиза»).
Русский сентиментализм
просуществовал недолго. Героические
события войны 1812 года способствовали
появлению романтизма. Он был широко
распространен и в России, и
в других европейских странах. В русском
романтизме существовало два течения.
В творчестве В.А.Жуковского проявился
«салонный» романтизм. В балладах он воссоздал
мир поверий, рыцарских легенд, далеких
от реальной действительности. Другое
течение в романтизме представляли поэты
и писатели-декабристы (К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер,
А.А.Бестужев-Марлинский). Они призывали
к борьбе против самодержавно-крепостнических
порядков, выступали за идеалы свободы
и служения Родине. Романтизм оказал заметное
влияние на раннее творчество А.С.Пушкина
и М.Ю.Лермонтова.
Во второй четверти
19 в. в европейской литературе начал
утверждаться реализм. В России его
основоположником стал А.С.Пушкин. После
создания романа «Евгений Онегин» этот
художественный метод стал доминирующим.
В творчестве М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя,
Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова
отчётливо проявились характерные черты
реализма: правдивое отображение действительности
во всем её многообразии, внимание к простому
человеку, обнажение отрицательных явлений
жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины
и народа.
Развитие литературы
происходило в сложных
2. Культурология
как наука: методы и основные
направления
Культурология
(от латинского cultura и греческого logia)
- наука, изучающая культуру как целостную
систему, исследующая все многообразие
культурных явлений и связей между ними,
стремящаяся дать научное описание различных
форм культуры.
Культурология
стала формироваться в сфере
гуманитарного знания в ХХ веке,
хотя еще в ХIХ веке английский
религиовед и антрополог Эдуард Бернетт
Тайлор выдвинул идею создания особой
«науки о культуре». В 1871 году книга Тейлора
«Первобытная культура» была прямо посвящена
изучению культуры.
Впервые термин
«культурология» как название
особой науки, предметом
Культурология
рассматривается сегодня как
интегративной научная область
знания, рожденная потребностями
современной эпохи на стыке культурфилософии,
культурпсихологии, культурной и социальной
антропологии, этнологии, теологии культуры,
этнологии, истории культуры.
Базисом культурологического
знания выступают отдельные науки
о культуре, в рамках которых формируется
первоначальный аналитический синтез
разнообразных фактов и феноменов
культуры. Культурология, выступает в
качестве интегративной методологической
основы, объединяющей всё многообразие
аспектов изучения культуры в целостную
систему.
Культурология
опирается на единство теоретического
и исторического аспектов познания
форм культурной жизни и изучает культурные
объекты и процессы.
Основные задачи
культурологического
Анализ культуры
как системы культурных феноменов.
Исследование
ментального (мироощущение, совокупность
психологических, поведенческих установок
индивида или социальной группы, сформированных
на глубоком психологическом уровне сознания)
содержание культуры.
Выявление типов
связей между элементами культуры.
Исследование
типологии культуры и культурных
единиц.
Разрешение проблем
социокультурной динамики.
Исследование
культурных кодов и коммуникаций.
Культурологическое
знание представляет собой целостный
взгляд на бытие человека, т.е. каждый
элемент имеет своё значение, функцию
и содержание по отношению к целому.
Раскрывая общие основы разнообразных
фактов культуры, порядок их системообразования
и взаимодействия как формы существования
культурологическое знание, определяет
ориентиры и способы поведения в различных
ситуациях в социокультурной практике.
Этимология термина
«культура» восходит к античности и
имеет латинское происхождение - cultura,
что значит «возделывание», «обработка»,
«уход». Соответственно «культура» - это
обработка земли, разведение растений
и животных и т.п., а cultor - это возделыватель,
землепашец, скотовод, т.е. поселянин и
земледелец.
Однако данный
термин уже в римской античности
имел и другое значение, переносное
- воспитанность, просвещенность. Понятие
культуры отождествлялось с понятием
«пайдейя», т.е. «образованность». Пайдейя
(pais - ребенок), по определению Платона,
означает руководство к изменению человека,
всего его существа. Отсюда термин cultor
имеет еще одно значение - воспитатель,
наставник. Трансформация данного термина
в римской античности свидетельствует
о его наполнении общечеловеческом содержании.
Слово «культура»
было метафорически соотнесено с разумностью.
Римский оратор, политик и философ Марк
Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.), говоря
о возделывании, имел в виду не землю, а
духовность. Он говорил о необходимости
культуры души, считая таковой философию.
В работе «Тускуланские беседы» (Тускулан
пригород Рима) Цицерон не только описал
ряд явлений, но и попытался понять, в чем
суть культуры, что отличает теорию от
обыденных представлений. Именно в его
работе намечается путь к классическому
пониманию культуры, которое окончательно
сложилось в классической философии XVIII-XIX
вв.
Слово «культура»
имело и другой перевод - почитание,
поклонение божеству. Поэтому латинские
слова «культура» и «культ» являются
однокоренными.
Кроме слова
«культ» к понятию культура близок
и термин «оккультизм» (лат. occultis - тайный,
сокровенный).
В древнем Китае
термин «культура» (вэнь) - культурность,
цивилизованность, письменность, гражданственность
и др. - является одним из центральных.
В учении Конфуция (551-479 до н.э.) обосновывалась
сущностная роль языка в познании и принятии
правильных решений.
Понятие «культура»
в переносном значении (и производное
от него понятие «культ») аналогично
понятию «хозяйство» изначально
соотносилось с культурой чего-то:
культура души, культура разума, культ
богов или культ предков. Такие сочетания
существовали в течение многих столетий,
пока в латинских странах не стал входить
в употребление термин «цивилизация»
(лат. civilis - гражданский, государственный).
Он охватывал совокупность социального
наследия в области техники, науки. Искусства
и политических учреждений.
В эпоху средневековья
слово «культ» употреблялось
чаще, чем слово «культура». Оно
выражало способность человека раскрыть
собственный потенциал в любви
к Богу. Рождалось представление
о рыцарстве как своеобразном культу
доблести, чести и достоинства. В эпоху
Возрождения воскрешалось античное представление
о культуре. Оно выражало, прежде всего,
активное творческое начало в человеке,
который тяготеет к гармоничному, возвышенному
развитию. В современном значении слово
«культура стало употребляться в XVII в.
В качестве самостоятельного оно появилось
в трудах немецкого юриста и историографа
Самуэля Пуфендорфа (1632-1694).
Культура- это
весьма сложная, многоуровневая система.
Принято подразделять культуру по ее
носителям. В зависимости от этого вполне
правомерно, прежде всего, выделять мировую
и национальную культуру.
Мировая культура-
это синтез лучших достижении всех
национальных культур различных
народов, населяющих нашу планету.
Национальная
культур, в свою очередь, выступает синтезом
различных классов, социальных слоев и
групп соответствующего общества. Своеобразие
национальных культур, ее неповторимость
и оригинальность проявляется как в духовной
(язык, литератур, музык, живопись, религия),
так и в материальной (особенности экономического
уклада, ведение хозяйства, традиции труда
и производства) сферах жизни и деятельности.
В соответствии
с конкретными носителями выделяют
также культуры социальных общностей
(классовая, городская, сельская, профессиональная,
молодежная), семьи, отдельного человека.
Культура делится
на определенные виды и роды. Основанием
для подобного деления является
учет многообразия человеческой деятельности.
Отсюда выделяются материальная и духовная
культура.
Важная особенность
материальной культуры - ее нетождественность
ни материальной жизни общества, ни материальному
производству, ни материально преобразующей
деятельности.
Материальная
культура характеризует эту деятельность
с точки зрения ее влияния на развитие
человека, раскрывая, в какой мере она
дает возможность применить его способности,
творческие возможности, дарования.
Материальная
культура- это культура труда и
материального производства; культура
быта; культура топоса, т.е. места жительства;
культура отношения к собственному телу;
физическая культура.
Духовная культура
выступает многослойным образованием
и включает в себя: познавательную
и интеллектуальную культуру, философскую,
нравственную, художественную, правовую,
педагогическую, религиозную.
По содержанию
и влиянию культуры на человека ряд исследователей
предлагают делить ее на прогрессивную
и реакционную. Культура как формирующее
может воспитывать личность не только
нравственную, но и безнравственную.
Исторически культуру
связывают с гуманизмом. В основе
культуры лежит мера развития человек.
Цель культуры - всестороннее развитие
человека.
Существует деление
еще по одному признаку- актуальности.
Актуальная - это
та культура, которая находится в
массовом обиходе. Каждая эпоха создает
сваю актуальную культуру. Актуальность
культуры - это живой непосредственный
процесс, в котором что-то нарождается,
набирает силу, живет, умирает.
Культура имеет
огромное значение для жизни общества
и человека, выполняет многообразные
функции.
Функции культуры
- это совокупность ролей, которые выполняет
культура по отношению к сообществу людей.
Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают
коллективный характер жизнедеятельности
людей, определяют и корректируют почти
все формы индивидуальной деятельности
человека в силу его связи с социальным
окружением. Назовем наиболее общие функции
культуры:
- творческая - создание
произведений культуры;
- познавательная
- познание мира;
- трансляционная
- передача культурных
- регулятивная
- формирование норм поведения;
- ценностная
или аксиологическая - создание
системы ценностей,
- знаковая - создание
языка культуры;
- синтезирующая
- соединение больших масс
- смысловая -
обретение смысла жизни
Особое внимание
следует обратить на то, что каждому
элементу культуры (науке, искусству, морали,
праву, экономике и др.) могут быть
свойственны различные функции.
Однако не все
в культуре может быть объяснено
с помощью функционального анализа.
Функциональная интерпретация показывает
лишь то, как культура обслуживает человека
и общество.
3. Тестовое задание
1. Какой стадией
культуры, по мнению Шпенглера,
является цивилизация: