Русь и Византия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 18:08, реферат

Краткое описание

Внимание к судьбе Византии, более полутысячи лет назад исчезнувшей с карты мира, и к ее давним связям с Древней Русью не затухает ни в России, ни за рубежом и по сей день .В 1988-1989 гг. широко отмечалось тысячелетие крещения Руси.. В августе 1991 г. в Москве проходил 18-й Всемирный конгресс византиноведческих исследований, в котором приняли участие около 700 ученых почти из 40 стран мира и на котором проблема отношений Руси и Византии была одной из самых приоритетных. И наконец , отмечавшееся совсем недавно 1150 летие российской государственности снова сделало эту тему одной из самых актуальных.

Файлы: 1 файл

русь и византия.docx

— 42.39 Кб (Скачать)

В 60-х годах XII в., таким образом, наметился союз между Византией и Киевской Русью. Галицкая Русь, напротив, разорвала при Ярославе Осмомысле дружественные связи с империей,

Дружественные отношения Византии с русскими сохранялись при представителях династии Ангелов. Политика доброго согласия с Русью стала с середины XI в. традиционной для византийских государственных деятелей, несмотря на все превратности внутренней политической жизни империи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В отношениях с Русью Византия искала такие формы связей которые соответствовали бы ее целям, но не вызывали раздражения Руси. Хотя договоры с ней обязывали партнеров оказывать империи союзную помощь, ее политическая независимость признавалась как факт.

Византия весьма редко обращалась к христианской Руси с просьбой об экстраординарной военной помощи, тогда как у языческой Руси просила ее неоднократно. Крещение Руси не внесло, на первый взгляд, коренных перемен в ее политические отношения с империей. Сохранение контактов с Византией стало на Руси древней традицией, питаемой исторической памятью не только о том, что именно Византия избавила руссов от язычества, но и вступила одновременно с Русью в кровное родство через брак князя-крестителя с порфирородной царевной.

Языческая Русь ходила походами против Византии, но она же часто оказывала ей и военную помощь.

Имелись, однако, три коренных отличия в отношениях Византии с Русью после ее крещения, сравнительно с отношениями империи с Болгарией и Сербией в христианскую эпоху их истории. Во-первых только крещеная Русь не ставила цели овладеть Константинополем (разоряя его окрестности, русы ни разу не штурмовали его стен). Во-вторых, только князья Руси никогда официально не посягали на титул василевса. Русь находилась вне борьбы за престижное преобладание в ойкумене.

В-третьих, наконец, наиболее тесными были действительно только узы между Византией и Русью. Именно христианская Русь (и только она) оказывала империи военную помощь в течение почти столетия, шеститысячный русский отряд стал постоянным союзным подразделением византийского войска. Со времен крещения Руси правительство империи рассматривало воинов-русов не как частных наемников, а как представителей дружественного (союзного) Древнерусского государства, условия службы которых были установлены межгосударственным договором.

То обстоятельство, что Русь никогда не была (и не могла быть) в какой-либо политической зависимости от Византии, обусловило ее более лояльную в течение почти полутысячелетия позицию в отношении к империи. Используя затруднения империи, Русь вынудила ее к крупному вкладу в утверждение своего имиджа на мировой арене в период упрочения Древнерусского государства. Заключив почетный династический союз с правящим в империи домом, получив от нее христианство, а вместе с ним ( в основном - через посредство болгар) и изобретенную в Византии письменность на родном для славян языке и другие феномены высокой культуры, Русь испытала, как до нее Болгария в первое полустолетие после крещения, бурный расцвет культуры и искусства. Используя богатый опыт древней христианской державы, правители Руси укрепили центральную власть и систему управления огромной страной с разным уровнем развития ее регионов, с этнически разнородным населением и крайне трудными коммуникациями. Русь усматривала огромные выгоды в том, чтобы не только поддерживать, но и демонстрировать перед другими странами свои связи с империей в качестве ее друга и союзника. Наконец, ныне широко признано в историографии, что русские князья до середины XII в. никогда (кроме спорного случая с Илларионом) не возражали против поставления во главе русской церкви митрополитов - греков и никогда эти митрополиты не были в чужой и далекой странепроводниками выгодной империи политики. 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. IX – первая половина X в. - М.: Мысль, 1980. – 426 с.

2. Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава.  
М, «Международные отношения», 1982

3. Успенский Ф.И. История Византийской империи. – М., 1997. – 527 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.МОГУЩЕСТВО ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

ГЛАВА 2.ТОРГОВЫЕ ДОГОВОРЫ РУСИ С ВИЗАНТИЕЙ X В.

ГЛАВА 3. РУСЬ И ВИЗАНТИЯ ПРИ СВЯТОСЛАВЕ И ВЛАДИМИРЕ

ГЛАВА 4. РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В XI-XII ВВ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ                                    РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

 

 

КАФЕДРА ИСТОРИИ , ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

 

 

 

 

Контрольная работа по курсу «История средних веков» на тему :

« КИЕВСКАЯ РУСЬ И ВИЗАНТИЯ»

 

 

 

 

Выполнила  : слушатель курсов

переподготовки  специальности 032600 «История»

Сулейманова Н.Н.

Проверил : ст.преподаватель Банников А.Л.

 

 

 

 

 

Уфа,2015


Информация о работе Русь и Византия