Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:42, контрольная работа
Россия XVII в. – централизованное феодальное государство. Основой хозяйства
оставалось земледелие, в котором было занято подавляющее большинство
населения. К концу XVI века происходит значительное расширение посевных
площадей, связанное с колонизацией русскими людьми южных районов страны.
Господствующей формой землевладения было феодальное поместное землевладение.
Укреплялась и расширялась феодальная собственность на землю, происходило
дальнейшее закрепощение крестьян.
1.Россия в XVII
2.Особенности социально-экономического развития России в XVII в. могущественное 3.Политическое развитие.
4.Церковный раскол
5.Крестьянская война под предводительством С.Т. Разина
Значительная часть ремесленников работала на государство, казну. Часть
ремесленников обслуживала нужды дворца (дворцовые) и живших в Москве и других
городах феодалов (вотчинные ремесленники). Остальные входили в посадские
общины городов, несли различные повинности и платили налоги, совокупность
которых называлась тяглом.
Политическое развитие. Укрепление самодержавной власти
Во второй половине 17 века в развитии русской государственности стали
преобладать абсолютистские тенденции. Данные тенденции получили своё
выражение в политических учениях о "просвещённой" абсолютной монархии,
способной наилучшим образом обеспечить наивысшее благо всех её подданных.
Подобные доктрины тесно связывали в один узел экономические и политические
преобразования, предлагая пути их осуществления.
С обоснованием правомерности абсолютной монархии выступил Симеон Петровский-
Ситнианович (1629-1680). Главной проблемой его творчества было разрешения
вопросов, связанных с верховной властью, формой её организации и
деятельности. Он один из первых в истории отечественной политико-правовой
мысли дал политическое обоснование необходимости установления просвещённой
монархии. Симеон активно возвышал авторитет царской персоны, сравнивая царя с
солнцем. Царь и бог у него почти равные величины. В понимании Симеона
Полоцкого царь и государство отождествляются.
Соборное уложение 1649 года, закрепившее социально-экономические сдвиги
Русского государства, отразило и возросшую власть самодержавного монарха . 2
и 3 главы Уложения устанавливали жёсткую кару за преступления, направленные
против личности царя, его чести, здоровья, за преступления, совершаемые на
территории царского дворца. Все эти преступления отождествлялись с вводимым
впервые в право Русского государства понятием государственного преступления.
Смертная казнь устанавливалась за прямой умысел («злое умышление») против
жизни и здоровья царя, а также за обнаружения умысла, направленного против
царя и государства (восстание, измена, заговор) .
Процесс бюрократизации государственного аппарата превращал Боярскую думу из
органа боярской аристократии в орган приказной бюрократии (судей приказов,
воевод, дьяков); всё это не могло не ослаблять самостоятельность Боярской
думы.
В практике законодательной деятельности Русского государства появилось
понятие «именной указ», т.е. законодательный акт, данный только царем, без
участия боярской думы. Все именные указы носили характер второстепенных
актов верховного управления и суда. Боярские же приговоры были наиболее
важными законодательными актами, связанными с феодальным землевладением,
крепостным правом, основами финансовой политики и прочими важнейшими
сторонами деятельности государства. Особенно возрастало число боярских
приговоров после различных социальных потрясений. В царствование
слабовольного Фёдора Алексеевича (1676 - 1682) значение Боярской думы
временно возросло: из 284 указов его правления 114 были даны с боярским
приговором.
Свидетельством возраставшей власти царя к середине XVII века явилось создание
Приказа тайных дел. Ещё в первые годы правления царь Алексей Михайлович имел
при себе несколько подьячих из приказа Большого дворца для личной переписки.
Этот штат в конце 1654 или в начале 1655 года получил определённую
организацию Приказа тайных дел - личной канцелярии царя, органа, позволяющего
царю в разрешении важнейших государственных вопросов обходиться без Боярской
думы.
Цари «всея Руси» разделяли свою власть с боярской аристократией в высшем
органе централизованного государства - Боярской думе. Этот орган управления
разрешал
важнейшие государственные
вместе с царём она утверждала различные «уставы», «уроки», новые налоги и
т.д. Заседания Боярской думы проводились в Кремле: в Гранатовитой палате,
иногда в личной половине дворца.
Несмотря на возросшее к середине XVII века значение поместного дворянства,
боярство сохранило своё экономическое и политическое могущество. Состав думы
за век удвоился. Особенно заметно возросло число окольничьих думных дворян и
дьяков. В 1681 году в Боярской думе было 15 одних только думных дьяков. Таким
образом, Боярская дума представляла собой собрание представителей старинных
боярских
фамилий и выслужившихся
современника, царь Михаил Фёдорович, «хотя самодержцем писался, однако без
боярского совету не мог делати ничего». Алексей Михайлович, несмотря на
наличие более узкой по составу «ближней думы» и личной канцелярии (Тайного
приказа), по всем основным вопросам советовался с Думой; более мелкие вопросы
Боярская дума обсуждала без царя.
Характерной особенностью XVII века явилась более тесная связь личного состава
Боярской думы с приказной системой. Многие члены Думы выполняли обязанности
начальников (судей) приказов, воевод, находились на дипломатической службе по
совместительству.
С появлением
новых слоёв в среде
поместного дворянства (дворян и детей боярских), тесно связано возникновение
земских соборов - эпизодически созываемых совещаний для обсуждения и
разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Кроме Боярской
думы и верхушки духовенства («освящённый собор»), земские соборы включали
представителей поместного дворянства и посадских верхов.
Появление земских соборов означало установление в России сословно-
представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских
государств. Спецификой сословно-представительных органов в России было то,
что роль «третьего сословия» (городских буржуазных элементов) в них была
гораздо слабее и в отличие от некоторых аналогичных западноевропейских
органов. Земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха.
Представляя более широкие, чем Боярская дума, слои господствующих верхов,
земские соборы в своих решениях поддерживали царей. Существование земских
соборов, как и Боярской думы, означало известную слабость не только носителя
верховной власти - царя, но и государственного аппарата централизованного
государства, в силу чего верховная власть вынуждена была прибегать к прямой и
непосредственной помощи феодального класса и верхов посада.
В первые годы правления царя Михаила Романова в условиях разрухи и тяжёлого
финансового положения после интервенции и социальных потрясений правительство
особо нуждалось в опоре на основные группировки господствующего класса.
Земские соборы заседали почти непрерывно: с 1613 года по конец 1615 года, в
1616-1619 годах, в 1620-1622 годах. На этих соборах основными вопросами были:
изыскание финансовых средств для пополнения государственной казны и
внешнеполитические дела.
С 20-х годов 17 века государственная власть несколько окрепла, и земские
соборы стали собираться реже. Соборы 30-х годов также связаны с вопросами
внешней политики: в 1632-1634 годах в связи с войной в Польше, в 1636-1637
годах в связи с войной с Турцией. На этих соборах были приняты решения о
дополнительных налогах на ведение войны.
Одним из важнейших земских соборов был собор, собравшийся в условиях
городских восстаний летом 1648 года. На соборе были поданы челобитные от
дворян с требованием усиления феодальной зависимости крестьян (сыска их без
урочных лет); посадские в своих челобитных выражали желание уничтожить белые
(т.е. не обложенные налогами и сборами) слободы, жаловались на непорядки в
управлении и в суде.
Специальная комиссия Боярской думы во главе с боярином князем Н.И. Одоевским
подготовила проект «Соборного Уложения» - кодекса законов самодержавной
монархии XVII века, в котором были учтены пожелания помещиков и посадской
верхушки. Проект «Соборного Уложения» обсуждался членами Земского собора,
созванного в сентябре 1648 года, и был окончательно утверждён 29 января 1649
года.
Земские соборы 1651 и 1653 годов были связаны с разрешением вопроса о войне с
Польшей. На соборе 1653 года был положительно решён вопрос о воссоединении
Украины с Россией.
Все последующие земские соборы были неполными и являлись фактически
совещаниями царя с представителями определённых сословий. Земские соборы
способствовали укреплению самодержавной власти царя и государственного
аппарата. Созывая Земский собор, правительство рассчитывало на получение от
его членов информации о положении дел на местах, а также на моральную
поддержку с их стороны различных внешнеполитических, финансовых и прочих
мероприятий правительства.
Падение роли земских соборов тесно связано с глубокими социально-
экономическими сдвигами, произошедшими в Русском государстве к концу XVII
века. Восстановление экономики страны и дальнейшее развитие феодального
хозяйства позволили укрепить государственный строй России с самодержавной