Формирование класса наемных
рабочих шло, прежде всего, за счет
крепостных крестьян-отходников.
Их отличали такие черты, как зависимость
от помещика, который мог их
отозвать в деревню; связь с общиной; наличие
земельного надела; двойная
эксплуатация - со стороны предпринимателя
и
помещика; социальное и политическое
бесправие. Значительную часть наемных
рабочих составляли государственные крестьяне,
также связанные с общиной и наделом. Их
положение было несколько легче, хотя
они платили государству значительные
подати.
Российская буржуазия первой
половины XIX в. была преимущественно
торговой (купцы и "торгующие
крестьяне"). Промышленная буржуазия
формировалась медленно и была
относительно немногочисленной. Ряд династий
крупных фабрикантов (Морозовы, Гучковы,
Рябушинские, Гарелины) вышел изкрепостных
и государственных крестьян. Подавляющее
большинство владельцев промышленных
предприятий составляли хозяева мелких
и мельчайших заведений.
Важно отметить, что на первом
этапе промышленный переворот в нашей
стране проходил по той же схеме, что и
в Англии. Прежде всего он затронул текстильную
промышленность, где, в результате, ускорилось
накопление капиталов для дальнейшего
развития.
Внутренняя торговля быстро
росла на основе расширения продажи продукции
сельского хозяйства и крестьянских промыслов,
а также - крупной текстильной промышленности.
В провинции и на окраинах увеличивались
старые и возникали новые ярмарки (в Тифлисе,
Тюмени, Кишиневе), число которых к середине
века превышало 4 тыс.
Лидировала по-прежнему ярмарка,
перенесенная в 1817 г. из Макарьева в Нижний
Новгород. Ее оборот составлял более 40
млн. руб. Наиболее массовой была торговля
в разнос в городах и сельской местности.
Внешняя торговля к середине прошлого
века составляла около 20% внутреннего
товарооборота. Темпы ее роста отставали
от внутреннего рынка. За полвека внешнеторговый
оборот вырос в 2 раза. Кроме того, застой
и потеря темпов развития в горной и ряде
других отраслей промышленности привели
к большому сокращению вывоза промышленных
товаров, который составлял лишь 10% всего
экспорта. Импорт был меньше, главным образом
ввозились промышленные товары (хлопок,
пряжа, ткани, сахар, машины).
С развитием торговли и всероссийского
рынка все большее значение приобретала транспортная система.
В первой половине прошлого века основными
видами транспорта были водный и гужевой.
Север и Северо - Запад страны
с Центром и Поволжьем соединяли каналы.
Кроме построенной в XVIII в. Вышневолоцкой
системы каналов, в начале века начали
действовать Мариинская и Тихвинская.
По каналам ходили различные типы судов,
в том числе большие и малые баржи, передвигаемые
ватагами бурлаков. Все чаще использовались
пароходы, которых к середине столетия
насчитывалось свыше 330. В южных районах,
а также зимой по всей территории России
использовался гужевой транспорт.
К началу XIX в. бумажный
рубль серьезно обесценился. После
“наполеоновских” войн и вынужденного
участия России в “континентальной блокаде”
Англии его курс упал еще больше. В 1810 г.
1 рубль ассигнациями оценивался в 19 коп.
серебром.
Усилиями М.М. Сперанского и
министра финансов Д.А. Гурьева была намечена
реформа денежной системы, запрещено хождение
разменной иностранной монеты, повышены
сборы и подати в реальных ценах, но в условиях
войн 1812-1814 гг. это не принесло значительных
результатов.
Лишь министру финансов Е.Ф.
Канкрину (1823-1844) удалось в конце концов
ввести финансовую систему, основанную
на серебре. В 1840-х гг. ассигнации были
заменены государственными кредитными
билетами, обменивавшимися на серебро
в пропорции 1:1. Денежное обращение стабилизировалось,
укрепился государственный кредит, что
способствовало экономическому развитию
страны, подорванному лишь Крымской войной.
Итоги
Несмотря на реакцию (по словам
А.И. Герцена - “внешнее рабство”), благодаря
общественному движению в стране удалось
сохранить “внутреннюю свободу” - независимость
и свободомыслие духовной элиты. Происходило
усложнение общественной мысли, появились
самостоятельные и самобытные, учитывающие
национальную специфику идейные течения.
Началась дифференциация общественно-политических
направлений, которые подготавливали
интеллектуальную и нравственную почву
для дальнейшего развертывания освободительного
движения в России.
Общественное движение страны
оказывало значительное влияние на развитие
русской культуры и, особенно, литературы.
С другой стороны, русская литература,
взявшая на себя функции негласного “духовного
парламента” России, придавала общественно-политическим
идеям художественную форму и тем самым
усиливала их воздействие на общество.
2. Внутренняя политика
Александра I
XIX век в истории России
начался новым и последним
дворцовым переворотом. Император Павел
I был убит, и на престол вступил его старший
сын Александр (1777—1825 гг.). Обладая незаурядным
умом, изысканными манерами, он отличался
виртуозной способностью расположить
к себе людей различных взглядов и убеждений. [6]
В первые годы своего правления
Александр хорошо видел политическое
и экономическое отставание России от
передовых европейских государств, думал
о возможности и необходимости некоторой
модернизации страны. Однако его политическое
сознание с возрастом значительно изменилось.
Либерал в первые годы царствования, он
постепенно превращался в консервативного
и даже в последние годы жизни реакционного
политика. Его глубокая религиозность,
доходившая до мистицизма, отразилась
в конкретных внутри- и внешнеполитических
действиях в 1815-1825 гг.
Эра либерализма.
Вступив на престол, Александр
не рискнул прямолинейно проводить политику
абсолютизма. Первые его внутриполитические
мероприятия были связаны с исправлением
наиболее одиозных распоряжений Павла
I, вызывавших возмущение не только петербургской
аристократии, но и широкой русской общественности.
Он выступил против деспотизма и самодурства
отца, обещал проводить политику по законам
и сердцу» своей бабки Екатерины II. В этом
сочетались как его либеральные воззрения,
так и стремление завоевать популярность
в обществе. Александр восстановил отмененные
Павлом «Жалованные грамоты» дворянству
и городам, объявил широкую амнистию людям,
которые подверглись преследованиям при
Павле. Был вновь разрешен свободный въезд
и выезд за границу, ввоз иностранных книг,
отменялись ограничения на торговлю с
Англией и раздражавшие людей регламентации
в быту, одежде, общественном поведении
и т.д. Эти меры создали Александру славу
либерала. [3.21]
Вступив на престол, Александр
дал понять, что намерен провести реформы
по самым насущным общественно-политическим
проблемам. В 1801 г. был образован Непременный
совет — совещательный орган при императоре.
Однако основным центром, в котором разрабатывались
идеи преобразований, стал так называемый
Негласный комитет. В него вошли молодые
друзья царя — граф П.А. Строганов, польский
князь А. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей
и граф Н.Н. Новосильцев.Дело ограничилось
некоторыми частными преобразованиями,
которые лишь слегка подновили фасад Российской
империи.
Реформы государственного
управления.
В 1802 г. устаревшие коллегии,
которые еще с петровских времен являлись
главными органами исполнительной власти,
были заменены министерствами. Эта мера
завершила процесс разграничения функций
органов государственного управления.
Она привела к утверждению системы отраслевого
управления, смене коллегиальности на
единоначалие, к прямой ответственности
министров перед императором, усилению
централизации и укреплению самодержавия.
В России начала быстро складываться прослойка
бюрократии, всецело зависящей от милости
царя и получаемого за службу жалованья.
Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных
сил, военно-морских сил, иностранных дел,
юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции
и народного просвещения. В 1810-1811 гг. при
реорганизации министерств их количество
увеличилось, а функции были еще более
четко разграничены. Для совместного обсуждения
министрами некоторых вопросов был учрежден
Комитет министров. [6.49]
В 1802 г. был реформирован Сенат,
ставший высшим судебным и контролирующим
органом в системе государственного управления.
Его участие в законотворческой деятельности
выразилось в том, что он получил право
делать «представления» императору по
поводу устаревших законов.
Введение принципа единоначалия
затронуло и управление православной
церковью, которая по-прежнему была подчинена
государству. Духовными делами ведал Святейший
Синод, члены которого назначались императором.
Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек,
как правило, очень близкий к царю из военных
или гражданских чиновников. Его роль
и полномочия все больше усиливались.
При Александре I должность обер-прокурора
исполнял в 1803-1824 гг. князь А.Н. Голицын,
бывший с 1816 г. также и министром народного
просвещения. [2]
Наиболее активным сторонником
идеи реформы системы государственного
управления был статс-секретарь Непременного
совета М.М. Сперанский. В его проекте —
«Введение к уложению государственных
законов» — намечался принцип разделения
законодательной, исполнительной и судебной
ветвей власти путем созыва представительной
Государственной думы и введения выборных
судебных инстанций. Одновременно он считал
необходимым создать Государственный
совет, который стал бы связующим звеном
между императором и органами центрального
и местного управления.
Против либерального проекта М.М. Сперанского
выступила консервативно настроенная
часть дворян, которая увидела в нем опасность
для самодержавно-крепостнической системы
и для своего привилегированного положения.
Идеологом консерваторов стал известный
писатель и историк Н.М.Карамзин. В записке
«О древней и новой России», адресованной
царю, он настаивал на сохранении старых
порядков, незыблемости самодержавия
и крепостничества.
Единственным результатом было
учреждение Государственного совета в
1810 г., который состоял из министров и других
высших сановников, назначаемых императором.
Ему были приданы совещательные функции
при разработке важнейших законов. Реформы
1802-1811 гг. не изменили самодержавной сущности
политической системы России. Они лишь
усилили централизацию и бюрократизацию
государственного аппарата. Как и прежде,
император обладал верховной законодательной
и исполнительной властью.
В последующие годы реформаторские
настроения Александра I отразились во
введении конституции в Царстве Польском
(1815), сохранении сейма и конституционного
устройства в Финляндии, присоединенной
к России в 1809 г., а также в создании Н.Н.Новосильцевым
по поручению царя «Уставной грамоты Российской
империи» (1819— 1820). В проекте предусматривалось
разделение ветвей власти, введение представительных
органов, равенство всех граждан перед
законом и федеративный принцип государственного
устройства. Однако все эти предложения
остались на бумаге.
«Аракчеевщина».
В последнее десятилетие правления
Александра I во внутренней политике все
больше ощущалась консервативная тенденция.
По имени ее проводника она получила название
«аракчеевщина». Это была политика, нацеленная
на упрочение абсолютизма и крепостного
права. Она выражалась в дальнейшей централизации
и мелочной регламентации государственного
управления, в полицейско-репрессивных
мерах, направленных на уничтожение свободомыслия,
в «чистке» университетов, в насаждении
палочной дисциплины в армии. [6.76]
Наиболее ярким проявлением
«аракчеевщины» стали военные поселения
— особая форма комплектования и содержания
армии. Цель создания военных поселений
— добиться самообеспечения и самовоспроизводства
армии, облегчить для бюджета страны тяжесть
содержания огромной армии в мирных условиях.
Первые попытки их организации относились
к 1808-1809 гг., но в массовом порядке их начали
создавать в 1815-1816 гг. В разряд военных
поселян переводились казенные крестьяне
Петербургской, Новгородской, Могилевской
и Харьковской губерний. Здесь же расселяли
солдат, к которым выписывались их семьи.
Жены становились поселянками, сыновья
с 7 лет зачислялись в кантонисты, ас 18
— в действительную военную службу. Все
они своим трудом должны были добывать
себе пропитание, выполняя обычные сельскохозяйственные
работы, и одновременно нести военную
службу. Вся жизнь семьи крестьянина была
строго регламентирована. Главным начальником
над военными поселениями был назначен
А.А.Аракчеев. Крестьяне и передовые люди
России с возмущением встретили введение
военных поселений, но Александр твердо
заявил, что «военные поселения будут
во что бы то ни стало». К 1825 г. около трети
солдат было переведено на поселение.
Однако затея с самоокупаемостью армии
провалилась. На организацию поселений
правительство тратило огромные деньги.
Военные поселяне не стали особым сословием,
расширившим социальную опору самодержавия,
наоборот, они волновались и бунтовали.
Правительство от этой практики в последующие
годы отказалось.
Александр I умер в Таганроге
в ноябре 1825 г. Детей у него не было. Из-за
неясности в вопросе о престолонаследии
в России создалась чрезвычайная ситуация
— междуцарствие. В ходе переговоров между
вторым сыном императора Павла Константином,
жившим в Варшаве в качестве наместника
Царства Польского, и его братом Николаем
в Петербурге выяснилось, что Константин
давно уже отрекся от престола, так как
был женат на польской княгине Лович. Но
об этом отречении знали немногие, поэтому
Сенат и армия присягнули Константину.
К середине декабря вопрос о престолонаследии
бьш решен. Российским императором стал
третий сын Павла — Николай.
3. Внутренняя политика
Николая I
Император приступил к переустройству
системы государственного управления.
Огромную роль в его правление стала играть
Собственная его императорского величества
канцелярия. Она была создана Александром
I для рассмотрения прошений на высочайшее
имя. Николай I значительно расширил ее
функции, придав ей значение высшего органа
управления государством. В 1826 г. Канцелярия
была разделена на 5 отделений. Особое
значение приобрело III отделение - тайная
полиция под руководством графа А.Х. Бенкендорфа. [3]
В ведении III отделения находились: