Россия в начале ХIX века: выбор пути общественного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:36, реферат

Краткое описание

В наше время реформы Александра I исследуются в работах А. Н. Архангельского «Александр I”, А. Валлотона «Александр I” и др.
Таким образом, в данной контрольной работе будут освещены попытки реформ в первой половине XIX века, которые послужили в некотором смысле базой для эпохи Великих реформ Александра II.
Помимо описания основных вех правления Александра I в работе будут рассмотрены правительственные идеологии XIXв.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3



1 Административные преобразования 1801-1807 гг. Социальная

политика самодержавия. Александр I и его окружение……………………...6



2 Правительственная идеология (М.М.Сперанский,

Н.М.Карамзин, С.С.Уваров, Н.М.Катков)

2.1 Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского………...16

2.2 Охранительная идеология. Политико-правовые идеи Н.М. Карамзина…27

2.3 Великая триада Уварова……………………………………………………32

2.4 Политико-правовые идеи М.Н. Каткова…………………………………..36



ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………....42

Файлы: 1 файл

история.doc

— 183.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

 

1  Административные преобразования 1801-1807 гг. Социальная

   политика самодержавия. Александр I и его окружение……………………...6

 

2 Правительственная идеология (М.М.Сперанский,

   Н.М.Карамзин, С.С.Уваров, Н.М.Катков)

2.1  Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского………...16

2.2 Охранительная идеология. Политико-правовые идеи Н.М. Карамзина…27

2.3 Великая триада Уварова……………………………………………………32

2.4 Политико-правовые идеи М.Н. Каткова…………………………………..36

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………....42

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Первая четверть XIX в. - наиболее сложный, насыщенный противоречиями и своеобразным драматизмом период в истории императорской России. Общую характеристику этого периода можно было бы озаглавить: «Россия на распутье» - между самодержавно-крепостническим строем русской государственности и русских общественных отношений и поисками новых форм социально-политической организации страны. В центре интереса к этой эпохе стоит у историков личность императора Александра I, независимо от того, преувеличивают ли они роль личности властителя в судьбах страны или ставят ее в надлежащие рамки как создание условий данного времени, как индивидуальную призму, сквозь которую можно просмотреть скрещение, в определенном, конечно, преломлении, тех или иных основных жизненных тенденций данной эпохи.

Преобразованиям Александра I и в настоящее время уделяется огромное значение. Многочисленными авторами пишутся статьи о его деятельности, изучается то колоссальное влияние проведенных преобразований на социально-экономическое развитие страны в целом. То, что люди спустя столько лет не только помнят, но и анализируют, пытаются сопоставить сдвиги прошлых лет с ситуацией на сегодняшний день, заслуживает уважение и подтверждает то, что Александр I по праву занимает столь высокое место в истории России.

Проблемам преобразований во внутренней политике России начала ХIХ в. посвящено немало трудов. Первый опыт освещения этих проблем относится ко 2 - й половине ХIХ века, когда военный историк генерал М.И. Богданович выпустил в свет 6 - ти томную историю Александра I. М.И. Богданович принадлежит к числу тех дворянских историков, для которых личность царя была главным двигателем исторического процесса, а история России - историей того или иного самодержца. В представлении М.И. Богдановича Александр I хотел водворить в стране «государство справедливости и общего спокойствия».

Будучи свидетелем «злоупотреблений администрации» своей бабки, а потом и отца, царь проникся идеалами законности; ненавидя деспотизм, он стремился «навсегда охранить от престола права всех и каждого».             

Объективная ценность книги М.И. Богдановича состоит в богатом фактографическом материале, который она содержит.

В 1897 году историк охранительного направления генерал Н. К. Шильдер выпустил в свет четырёхтомную биографию Александра I. Историк разделял мнение М. И. Богдановича о стремлении Александра к законности как главном мотиве его преобразовательной деятельности. Идеал Шильдера - это гуманный и либеральный царь. И. М. Богданович и Н. К. Шильдер не писали об Александре I как о выразителе естественной потребности конституционного преобразования России. Составив подробнейший очерк первых правительственных мероприятий начала ХIХ века, Н. К. Шильдер заключил, что Александр «представлял собой явление, необычное в русской истории».

Из трудов советского времени наиболее интересными по истории реформирования в 1 - й половине ХIХ века для нас явились монографии А. В. Предтеченского «Очерки общественно - политической истории России в первой четверти ХIХ века» и М. М. Сафонова «Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже ХVIII и ХIХ вв.».

А. В. Предтеченский дал политике Александра I классовую оценку и рассматривал её как попытку в условиях разложения феодально-политической системы защитить интересы господствующего класса крепостников - помещиков от буржуазной революции.

В монографии М.М. Сафонова показано, как в результате острой внутриполитической борьбы широко задуманная программа социально - политических реформ свелась к преобразованиям государственного устройства, которые способствовали дальнейшему царствованию самодержавия. Такой подход к оценке реформ Александра I представляется нам наиболее приемлемым.

В наше время реформы Александра I исследуются в работах А. Н. Архангельского «Александр I”, А. Валлотона «Александр I” и др.

 

Таким образом, в данной контрольной работе будут освещены попытки реформ в первой половине XIX века, которые послужили  в некотором смысле базой для эпохи Великих реформ Александра II.

Помимо описания основных вех правления Александра I  в работе будут рассмотрены правительственные идеологии XIXв.


1 Административные преобразования 1801-1807 гг. Социальная политика самодержавия. Александр I и его окружение

 

Вступление на престол Александра I было встречено столичным обществом как праздник. И хотя все понимали подоплеку "скоропостижной смерти" Павла I, новое царствование было встречено надеждами на возвращение екатерининского политического курса, достоинства которого оттенило павловское царствование. Действительно, Екатерина II сделала все, чтобы ее "политическое послание" в виде ее любимого внука и наследника престола стало политической действительностью. Ею было вдохновлено то оживление начала нового века, которое А.С. Пушкин назовет "дней Александровых прекрасное начало". Обратим внимание и на то, что В.О. Ключевский особо подчеркивал значение мировоззренческих начал в российском государственном правлении[1].

Александр вступил на престол в 23-летнем возрасте, но уже со сложившимися взглядами и намерениями. В изданном 12 марта 1801 г. Манифесте он объявил, что будет управлять "Богом врученным" ему народом "по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей императрицы Екатерины Великия", тем самым подчеркнув свою приверженность политическому курсу Екатерины II, особенно много сделавшей для расширения дворянских привилегий. Он начал с того, что восстановил отмененные Павлом I Жалованные грамоты 1785 г. дворянству и городам; дворянские выборные корпоративные органы - уездные и губернские собрания дворян, освободил дворян и духовенство от телесных наказаний, введенных Павлом. 2 апреля была упразднена наводившая ужас Тайная экспедиция и освобождены содержавшиеся в Петропавловской крепости ее узники. Были возвращены из ссылки до 12 тыс. опальных или репрессированных Павлом чиновников и военных, объявлена амнистия всем бежавшим за границу от павловских репрессий. Были отменены и другие раздражавшие дворянство павловские указы, вроде запрета носить круглые французские шляпы, выписывать иностранные газеты и журналы, выезжать за границу. В городах исчезли виселицы, к коим прибивали доски с именами опальных. Владельцам частных типографий было разрешено свободно печатать книги и периодические издания.

Пока это еще не были реформы, а лишь отмена наиболее тиранических распоряжений Павла I, вызывавших всеобщее недовольство, но эти действия нового царя оказали огромное влияние на умы современников и породили надежды на дальнейшие перемены. От Александра ждали "нового правления", где "на место произвола и насилия явились бы наконец законы и справедливость". В серьезность реформаторских намерений Александра верили не только в России, но и за ее пределами.

Несмотря на то, что Александр I подчеркивал преемственность между своим царствованием и царствованием Екатерины II, однако его правление не было ни возвратом к "золотому веку" Екатерины II, ни полным отказом от политики, проводимой Павлом, направленной на усиление самодержавной власти царя. Демонстративно подчеркивая свое отрицание характера и методов павловского правления, он все же воспринял немало черт его царствования, причем в главной его направленности - к дальнейшей бюрократизации и централизации управления как меры укрепления самодержавной власти монарха. В нем глубоко укоренились и такие "гатчинские привычки", как приверженность к воинской муштре, любовь к парадам.

Однако Александр I не мог не считаться с новым "духом времени", в первую очередь с влиянием французской революции на умы. В новых условиях он стремился, не меняя основного направления политики Екатерины II и Павла I на укрепление абсолютизма, найти такие способы разрешения назревших политических проблем, которые соответствовали бы духу времени. Уже в самом начале своего царствования Александр I торжественно провозгласил, что отныне в основе его политики будет не личная воля монарха, а строгое соблюдение законов. При каждом удобном случае Александр I любил говорить о приоритете законности, о своем стремлении "привнести ясность и порядок" в систему управления и поставить отношения между властью и подданными на "законную основу". Населению были обещаны правовые гарантии от произвола. Все эти заявления Александра имели большой общественный резонанс, ибо они отвечали главной идее представителей всех направлений общественной мысли того времени.

В первые годы царствования перед Александром I стояли, таким образом, задачи не только устранения последствий тирании Павла I, но и усовершенствования государственного строя в новой исторической обстановке, когда вообще всем европейским монархам приходилось считаться с ростом прогрессивных сил, проводить гибкую политику либеральных обещаний, отдельных уступок и даже преобразований.

Для проведения этого курса Александру I нужны были энергичные и деятельные советники. Естественно, он не хотел искать их среди убийц своего отца, которые многое знали и на многое претендовали. Поэтому после событий 12 марта 1801 г. участники заговора один за другим были удалены от двора. Не желал новый царь слушать и нравоучения престарелых екатерининских вельмож, также на многое претендовавших. Он приблизил к себе друзей юности - представителей молодого поколения родовитой дворянской знати: П. А. Строганова ("первого якобинца" и поклонника Бонапарта), его двоюродного брата Н. Н. Новосильцева (старшего из всех, отличавшегося энциклопедической образованностью), молодого графа В. П. Кочубея (который хотя и "не блистал талантами", но был полезен "чиновничьей изощренностью") и А. А. Чарторыйского (бескорыстного, честного, мечтавшего о восстановлении независимости Польши, приходившегося двоюродным братом последнему польскому королю А. Понятовскому). Эти люди и составили летом 1801 г. так называемый Негласный комитет (его называли также "Интимным комитетом"). Он не имел официального статуса государственного учреждения, но в первые годы царствования Александр I оказывал большое влияние на его политику и определил в основных чертах программу преобразований.

Этот "дружеский" кружок сложился еще в царствование Павла I, когда его члены собирались тайно, опасаясь павловских репрессий, говорили о необходимости устранения деспотизма в России, отмене "рабства" крестьян, о предпочтительности республики. Так начало формироваться ядро будущих реформаторов начала XIX столетия[2].

Но с воцарением Александра I тон разговоров переменился. Члены Негласного комитета, хотя и понимали необходимость преобразований, строили планы реформы государственного аппарата, говорили о необходимости издания Жалованной грамоты народу, однако исходили из незыблемости основ абсолютизма. Хотя Комитет был "негласным", но о нем знали и говорили многие. Впрочем, и сам Александр I не делал из него тайны. Сановная екатерининская оппозиция окрестила Комитет "якобинской шайкой". С июня 1801 г. по май 1802 г. было проведено 35 заседаний Комитета. Признавалось необходимым "прежде всего узнать действительное положение дел, затем реформировать различные части администрации и, наконец, обеспечить государственные учреждения конституцией, основанной на истинном духе народа". Но изучение состояния дел в государстве свелось к собиранию сведений о функционировании высшего государственного аппарата и выявлению его недостатков. Учреждение конституции путем издания "Жалованной грамоты российскому народу" никоим образом не должно было ограничить самодержавной власти царя. Обсуждались также вопросы о повышении обороноспособности страны, об основных направлениях ее внешней политики, о правах Сената, а также и крестьянский вопрос в плане постепенной ликвидации крепостного права. В 1803 г. Негласный комитет, проведя всего 4 заседания, был закрыт. Александр I уже прочнее чувствовал себя на троне; программу намеченных Комитетом мер в дальнейшем проводил уже сам, не нуждаясь в советниках.

Задуманную в первые годы царствования Александра I программу либеральных преобразований не удалось выполнить полностью, да и эти преобразования, особенно в социальной сфере, носили непоследовательный и противоречивый характер. Так, намерение обнародовать в день коронации царя осенью 1801 г. "Жалованную грамоту российскому народу" было отложено, в крестьянском вопросе все дело свелось к ряду частных мер. Во время коронации Александр торжественно заявил, что отныне прекращается раздача казенных крестьян в частные руки. Изданный 20 февраля 1803 г. указ о вольных хлебопашцах предусматривал освобождение крепостных крестьян с землей за выкуп, целыми селениями или отдельными семействами, по обоюдной договоренности их с помещиком. Ничтожные практические результаты указа видны из того, что до конца царствования Александра I отпущено на основании указа 47 тыс. д. м. п. (0,5% ко всему крепостному населению). За все же время действия указа (до 1858 г.) выкупилось всего 152 тыс. д. м. п. (или 1,5%).

Был принят ряд мер по ограничению произвола помещиков. Так, указы 1808 - 1809 гг. запрещали продавать крестьян на ярмарках, давать объявления в газетах о продаже дворовых, отменялось право помещиков ссылать по своей прихоти крепостных в Сибирь, подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь "укреплен" за помещиком, а крестьянам, незаконно записанным во владение помещика, предоставлялось право возбуждать иск о предоставлении свободы.

Уступкой новым экономическим процессам явилось издание в 1801 г. указа о покупке земли недворянами - купцами, мещанами, государственными крестьянами. Помещичьи и удельные крестьяне такое право получили в 1848 г. Тем самым нарушалась, хотя и незначительно, монополия дворян на земельную собственность. Практика показала, что до отмены крепостного права дворяне продали лицам других сословий менее 3% своей земли.

В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ. Все учебные заведения подразделялись на 4 ступени: одноклассные приходские училища, уездные училища с трехклассным обучением, гимназии и университеты. Всей системой образования ведало Главное управление училищ (позднее Министерство народного просвещения). Было образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Однако попечителям принадлежал лишь общий надзор за учебными заведениями во вверенных им округах. Всеми делами в учебном округе ведал университет через посредство своего ученого совета. Университетский устав 1804 г. предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

Информация о работе Россия в начале ХIX века: выбор пути общественного развития