Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:45, реферат
Структурированное общество может быть представлено как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных областей социальной жизни: экономической, политической, духовной, общественной, в которой иногда выделяют семейно-бытовую сферу. В каждой из указанных сфер социальной жизни имеет место собственное социальное расслоение, собственная структура. Социальные различия между людьми определяют социальную структуру. В ней проявляется в первую очередь экономическая структура общества. Основные элементы этой структуры - классы, социальные и профессиональные группы,страты.
Введение
1. Социальная структура общества
1.1. Понятие социальной структуры общества
1.2. Изменение социальной структуры российского общества в переходном периоде
2. Социальная структура современного российского общества
3. Социологические исследования структуры Российского общества на современном этапе
4. Особенности социологического изучения
4.1. Марксизм-Ленинизм
4.2. Демократический социализм
4.3. Леворадикальный социализм
4.4. Критика и защита идей Социализма
4.5. Общая социологическая идеология
5. Заключение
6. Список используемой литературы
Социальную трансформацию общества сегодня характеризует не только появление ранее не существовавших позиций в системе стратификации – прежде всего класса крупных и средних собственников, возникновение слоя «новых бедных», маргиналов, безработных, но и их соответствующая адаптация к вновь возникающим статусно-ролевым функциям, переориентация социальной и личной идентификации.
Перед социологами стоят
сложные задачи по выявлению тех
элементов стратификационной
4.1.Марксизм-Ленинизм
Это одна из разновидностей марксизма, который К.Маркс и Ф.Энгельс разработали философскую, экономическую и социально политическую теорию, согласно которой Социализм – это не утопия и не мечта, а неизбежная и закономерная фаза исторического становления этапа развития общества коммунизма – подлинной цели прогресса человека. В их понимании капитализм сам создает предпосылки для социальной революции, ликвидации частной собственности и перехода к Социализму; Основные принципы марксизма-ленинизма являются:
Свобода индивида возможно лишь в условиях преодоления отчуждения человека от результатов его труда.
Индивид получит необходимые условия для своего свободного развития лишь тогда, когда все накопленное обществом богатство превратится в индивидуальную собственность каждого;
Социализм станет реальностью лишь с преодолением нынешнего разделения труда, вытеснением человека из непосредственного процесса и превращением науки в непосредственную производительную силу;
Социализм порождается в ходе естественноисторического процесса, действия социальных сил;
Рабочий класс объективно является силой, призванной устранить господство буржуазии и всякое господство, включая своё собственное.
Завоевание власти рабочим классом произойдет одновременно во всех развитых странах;
Придя к власти, рабочий класс преобразует политическую систему, приспособив ее к интересам трудовых слоев общества.
И в результате получилось,
что в Советском Союзе
И важно вспомнить, что марксизм ленинизм смотрит на Социализм как первую фазу коммунизма.
4.2. Демократический Социализм
Направление Социализма, выступающее за идеалы в рамках конституционной парламентской демократии или прямой демократии. Сторонники этой идеологии являются категорическими противниками авторитаризма и полагают, что народовластие начинается с местного уровня и с активной вовлечённости людей в деятельность местных общественных организаций, таких как рабочие советы, профессиональные союзы, общества защиты прав потребителей, попечительские советы, кредитные товарищества и т. д.; другими словами, демократический Социализм является как более либеральная версия из ленинского Социализма.
Благодаря либеральному диалекту находящихся в демократическом Социализме, этот последний достиг гигантских успехов и невероятной популярности, во всех странах мира – начиная с социал-демократических партии, появившихся в средине XIX-ого века во многих европейских странах (Германии, Венгрии, Австрии и др.) и распространение этой волны до сегодняшнего дня в успешных экспериментах современной социал-демократии, Например: (Защиту прав человека, Политический и идеологический плюрализм, Защиту интересов трудящихся — рабочих, и среднего класса, Систему защиты экономических прав рабочих и др.)
4.3. Леворадикальный Социализм
В конце 19 – начале 20 в.
В борьбе с марксизмом появились
леворадикальные концепции
Анархизм: а. анархо-индивидуализм, б. анархо-коммунизм;
Анархо-синдикализм;
Троцкизм;
Анархизм – социально-
Анархизм представлен двумя ведущими направлениями: анархо-индивидуализмом и анархо-коммунизмом.
Анархо-индивидуализм утверждает, что новое общество должно базироваться на приоритете личности, на эгоизме; будущее общество – это общество обмена услуг, соглашение мелких собственников, в котором нет антагонизма классов и насилия, достигнут «взаимный договор».
Анархо-коммунизм главной целью считает освобождение человека от насилия. Осуществление ее возможно с уничтожением государства, построением без государственного Социализма, при котором народ избавится от принуждения какой бы то ни было власти – политической, экономической, духовной.
В начале ХХ-ого века сформировалось течение анархо-синдикализм. Анархо-синдикалисты утверждают, что не политические партии, а профсоюзы (синдикаты) являются ударной силой в борьбе против капитализма.
Троцкизм как идейно-
4.4. Критика и защита идей Социализма:
Уже в XX веке образец критики идей Социализма предоставил Л. Ф. Мизес в своём труде «Социализм» Либ. Социализм.
Мизес один из самых ярких представителей неолиберализма — сторонник невмешательства государства в экономику. В 1922 году вышла в свет книга «Социализм», в которой автор подверг критике идеи Социализма и впервые попытался доказать невозможность существования Социализма по многим причинам — в частности, из-за невозможности корректного экономического расчёта.
Хайек явился продолжателем идей Людвига Мизеса и на протяжении всей жизни выступал с критикой идеи Социализма, подразумевая под ней внедрение планирования в экономику в противовес «рынку», а также примат общества над личностью. Так, лейтмотивом его труда под названием «Дорога к рабству» служит утверждение, что планирование непосредственно влечёт за собой рабское подчинение индивидов государственной машине. Так или иначе, практически вся основная критика сводится к критике государственного планирования.
Среди элементов критики Социализма можно выделить следующее:
Внешнее подавление свободы личности, принуждение к определённому виду деятельности, определённым товарам, которые надлежит покупать;
Негибкость, неэффективность планирования, невозможность эффективно распределять ограниченные ресурсы и удовлетворять потребности общества;
Конформизм, порождённый душением инициативы;
Дискриминация (государство решает, как распределять ресурсы, самостоятельно выдвигая критерии справедливости), что порождает систему привилегий.
Кроме того, критикуется попытка сознательного создания общественного строя, его «проектирования», в отличие от эволюционизма — пути, по которому возникали все типы общественного устройства.
4.5. Общая социалистическая идеология
В общем смысле идеология социалистического общества характеризуется укреплением марксистско-ленинской идеологии, утверждением принципов коммунистические морали, ростом культуры и образования членов общества, всесторонним расцветом литературы и искусства. Построение социалистических глубоких преобразований происходит не только в экономической и социально-политической жизни, но и во всей многообразной сфере духовной деятельности.
Со своей стороны, идеи
Людвига Мизеса и Фридриха Хайека
встречали и встречают постоянн
В ответ на критику
Социализма его сторонники выдвигают
следующую трактовку его
Планомерное развитие обеспечивает
возможность максимально
все экономические расчёты — за исключением расчёта эквивалента рабочих часов ex officio (по должности (лат.)) в условиях всеобщего изобилия — несовершенны и неточны. …Функция рынка именно в том и состоит, чтобы подавать сигналы бизнесу, предоставлять ему информацию для того, чтобы он мог соответственно модифицировать свои расчёты и проекты. и далее: …обе системы, исходя из невозможности делать точные расчёты и проекты, на практике применяют гибкий метод последовательного приближения. Эрнест Мандель, бельгийский учёный-экономист, представитель неомарксизма.
Возможность встать над производством образуется благодаря исчезновению рынка, человек получает возможность избавиться от постоянной озабоченности материальной стороной жизни. Исчезает «болезнь» капитализма — товарный фетишизм;
Возможность активно участвовать в производстве всему обществу, участие в распределении продуктов своего труда противопоставляется «обезличенному» потреблению;
Ликвидация неравенства путём ликвидации иерархизированности капиталистического общества (Иштван Месарош).
Возможность сознательно творить свою историю противопоставляется слепой подчинённости обстоятельствам. Люди совместно творят свою историю, и индивидуальность нисколько не страдает, а даже наоборот, выигрывает, когда люди совместно движутся к какой-то цели.
Таким образом, вокруг понятия «Социализм» ведётся в настоящее время очень острая полемика, и спектр убеждений чрезвычайно широк: от полного отрицания возможности перехода к такому обществу и до полной уверенности в неизбежности победы Социализма.
Социализм это не кротко временное состояние относительно длительно период в развитии коммунистический общественной экономической формации. Яркий пример этому был Советский Союз.
Заключение
За 15 лет реформ
россияне в целом адаптировались
к новым экономическим отношени
По словам ученого, "90% населения считает, что должно быть священным". Социолог констатировал особенность понимания демократии в России в отличие от западного понимания. "У нас в понятие демократии вкладывается не социально-политическое, а социально-экономическое содержание", - сказал Горшков и пояснил, что "вдобавок к западным критериям (равенство всех перед законом, обеспечение объективного судопроизводства и другим) для россиян демократично все, что служит повышению жизненного уровня людей, обеспечивает принципы социальной справедливости, порядок".
Вместе с тем российское общество еще далеко от желаемой социальной структуры, при которой средний класс составлял бы 60-70% населения. По данным социологических исследований, 21% россиян находится ниже черты бедности, а 17% балансируют на грани этой черты. Четверть населения относится к категории бедных, а средний класс составляет только одну треть. Богатыми являются 5% россиян. Социологи отмечают, что средний класс растет со скоростью только около 0,8% в год. "Мы не видим признаков изменения социальной структуры в ближайшие 10 лет, с этой структурой мы должны работать. Иерархия ценностных ориентаций российской молодежи остается такой же, как и десятилетия назад, хотя они не решаются признаться в этом своим сверстникам"
Список используемой литературы:
1.Средние классы в России: экономические и социальные стратегии. М.: Гендальф, 2003
2 Клзырева П. М. Процессы адаптации и эволюции социального самочувствия россиян на рубеже XX – XXI веков. М., 2004.
3. Горшков М. Социальная структура российского общества и ценности демократии.
4. Векипедия - свободная энциклопедия