Россия в начале 20-го века

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:45, реферат

Краткое описание

Структурированное общество может быть представлено как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных областей социальной жизни: экономической, политической, духовной, общественной, в которой иногда выделяют семейно-бытовую сферу. В каждой из указанных сфер социальной жизни имеет место собственное социальное расслоение, собственная структура. Социальные различия между людьми определяют социальную структуру. В ней проявляется в первую очередь экономическая структура общества. Основные элементы этой структуры - классы, социальные и профессиональные группы,страты.

Оглавление

Введение
1. Социальная структура общества
1.1. Понятие социальной структуры общества
1.2. Изменение социальной структуры российского общества в переходном периоде
2. Социальная структура современного российского общества
3. Социологические исследования структуры Российского общества на современном этапе
4. Особенности социологического изучения
4.1. Марксизм-Ленинизм
4.2. Демократический социализм
4.3. Леворадикальный социализм
4.4. Критика и защита идей Социализма
4.5. Общая социологическая идеология
5. Заключение
6. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

МБз12.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Социальную  трансформацию общества сегодня характеризует не только появление ранее не существовавших позиций в системе стратификации – прежде всего класса крупных и средних собственников, возникновение слоя «новых бедных», маргиналов, безработных, но и их соответствующая адаптация к вновь возникающим статусно-ролевым функциям, переориентация социальной и личной идентификации.

Перед социологами стоят  сложные задачи по выявлению тех  элементов стратификационной структуры  современного общества, которые потенциально могут создавать условия для  более эффективной реализации человеческого капитала в процессе взаимодействия экономического и социально-культурного неравенства в обществе, социально-демографического потенциала социальных слоев, социальной маргинальности, особенно характерной для некоторых «старых» и нарождающихся новых слоев.4. Характеристика социализма - общественного строя, исключающего эксплуатацию человека человеком. Изучение направлений социалистической мысли: марксизм-ленинизм; марксизм-социал-демократия, леворадикальные концепции (анархизм, анархо-синдикализм, троцкизм).

 

4.1.Марксизм-Ленинизм

 

Это одна из разновидностей марксизма, который К.Маркс и Ф.Энгельс  разработали философскую, экономическую  и социально политическую теорию, согласно которой Социализм –  это не утопия и не мечта, а неизбежная и закономерная фаза исторического становления этапа развития общества коммунизма – подлинной цели прогресса человека. В их понимании капитализм сам создает предпосылки для социальной революции, ликвидации частной собственности и перехода к Социализму; Основные принципы марксизма-ленинизма являются:

Свобода индивида возможно лишь в условиях преодоления отчуждения человека от результатов его труда.

Индивид получит необходимые  условия для своего свободного развития лишь тогда, когда все накопленное  обществом богатство превратится в индивидуальную собственность каждого;

Социализм станет реальностью  лишь с преодолением нынешнего разделения труда, вытеснением человека из непосредственного  процесса и превращением науки в  непосредственную производительную силу;

Социализм порождается  в ходе естественноисторического процесса, действия социальных сил;

Рабочий класс объективно является силой, призванной устранить  господство буржуазии и всякое господство, включая своё собственное.

Завоевание власти рабочим  классом произойдет одновременно во всех развитых странах;

Придя к власти, рабочий  класс преобразует политическую систему, приспособив ее к интересам  трудовых слоев общества.

И в результате получилось, что в Советском Союзе сокращался разрыв между богатыми и бедными: где к концу 1975ого года количество рабочего класса населении достигло 82,9%, в тот же самое время уменьшалось количество не кооперированных кустарей до 0,0%, и следовательно, увеличилось общественное качество и количество, продукционная активность.

И важно вспомнить, что марксизм ленинизм смотрит на Социализм как первую фазу коммунизма.

 

4.2. Демократический Социализм

 

Направление Социализма, выступающее за идеалы в рамках конституционной  парламентской демократии или прямой демократии. Сторонники этой идеологии являются категорическими противниками авторитаризма и полагают, что народовластие начинается с местного уровня и с активной вовлечённости людей в деятельность местных общественных организаций, таких как рабочие советы, профессиональные союзы, общества защиты прав потребителей, попечительские советы, кредитные товарищества и т. д.; другими словами, демократический Социализм является как более либеральная версия из ленинского Социализма.

Благодаря либеральному диалекту находящихся в демократическом Социализме, этот последний достиг гигантских успехов и невероятной популярности, во всех странах мира – начиная с социал-демократических партии, появившихся в средине XIX-ого века во многих европейских странах (Германии, Венгрии, Австрии и др.) и распространение этой волны до сегодняшнего дня в успешных экспериментах современной социал-демократии, Например: (Защиту прав человека, Политический и идеологический плюрализм, Защиту интересов трудящихся — рабочих, и среднего класса, Систему защиты экономических прав рабочих и др.)

 

4.3. Леворадикальный Социализм

 

В конце 19 – начале 20 в. В борьбе с марксизмом появились  леворадикальные концепции Социализма. Среди них выделяют:

Анархизм: а. анархо-индивидуализм, б. анархо-коммунизм;

Анархо-синдикализм;

Троцкизм;

Анархизм – социально-политическое учение, отрицающее позитивную роль государства  и политической борьбы и проповедующее  освобождение личности от всех форм политической, экономической и духовной власти.

Анархизм представлен  двумя ведущими направлениями: анархо-индивидуализмом и анархо-коммунизмом.

Анархо-индивидуализм  утверждает, что новое общество должно базироваться на приоритете личности, на эгоизме; будущее общество – это  общество обмена услуг, соглашение мелких собственников, в котором нет  антагонизма классов и насилия, достигнут «взаимный договор».

Анархо-коммунизм главной  целью считает освобождение человека от насилия. Осуществление ее возможно с уничтожением государства, построением  без государственного Социализма, при  котором народ избавится от принуждения какой бы то ни было власти – политической, экономической, духовной.

В начале ХХ-ого века сформировалось течение анархо-синдикализм. Анархо-синдикалисты утверждают, что не политические партии, а профсоюзы (синдикаты) являются ударной силой в борьбе против капитализма.

Троцкизм как идейно-политическое течение возник в начале ХХ-ого века. В основу идеологии и практики троцкизма положена теория «перманентной революции», отрицавшая возможность победы социалистической революции и построения Социализма в одной стране.

 

4.4. Критика и защита идей Социализма:

 

Уже в XX веке образец критики  идей Социализма предоставил Л. Ф. Мизес  в своём труде «Социализм»  Либ. Социализм.

Мизес один из самых ярких  представителей неолиберализма — сторонник  невмешательства государства в экономику. В 1922 году вышла в свет книга «Социализм», в которой автор подверг критике идеи Социализма и впервые попытался доказать невозможность существования Социализма по многим причинам — в частности, из-за невозможности корректного экономического расчёта.

Хайек явился продолжателем  идей Людвига Мизеса и на протяжении всей жизни выступал с критикой идеи Социализма, подразумевая под ней  внедрение планирования в экономику  в противовес «рынку», а также  примат общества над личностью. Так, лейтмотивом его труда под названием «Дорога к рабству» служит утверждение, что планирование непосредственно влечёт за собой рабское подчинение индивидов государственной машине. Так или иначе, практически вся основная критика сводится к критике государственного планирования.

Среди элементов критики  Социализма можно выделить следующее:

Внешнее подавление свободы  личности, принуждение к определённому  виду деятельности, определённым товарам, которые надлежит покупать;

Негибкость, неэффективность  планирования, невозможность эффективно распределять ограниченные ресурсы и удовлетворять потребности общества;

Конформизм, порождённый  душением инициативы;

Дискриминация (государство  решает, как распределять ресурсы, самостоятельно выдвигая критерии справедливости), что  порождает систему привилегий.

Кроме того, критикуется  попытка сознательного создания общественного строя, его «проектирования», в отличие от эволюционизма —  пути, по которому возникали все  типы общественного устройства.

 

 

4.5. Общая социалистическая идеология

 

В общем смысле идеология социалистического общества характеризуется укреплением марксистско-ленинской идеологии, утверждением принципов коммунистические морали, ростом культуры и образования членов общества, всесторонним расцветом литературы и искусства. Построение социалистических глубоких преобразований происходит не только в экономической и социально-политической жизни, но и во всей многообразной сфере духовной деятельности.

 

Со своей стороны, идеи Людвига Мизеса и Фридриха Хайека встречали и встречают постоянно большое количество критики.

В ответ на критику  Социализма его сторонники выдвигают  следующую трактовку его элементов:

Планомерное развитие обеспечивает возможность максимально эффективного распределения ресурсов, тогда как  капитализм тратит ресурсы впустую. (Этим обеспечивается самовозрастание капитала — тезис Иштвана Мессароша), кроме того, ещё известный экономист Пол Самуэльсон указывает, что производители на рынке не всегда способны точно определить, как изменяются потребности покупателей. Негативные же стороны процесса планирования компенсируются механизмами встречного планирования. Эрнест Мандель следующим образом комментирует один из основополагающих тезисов Мизеса о невозможности корректного планирования:

все экономические расчёты — за исключением расчёта эквивалента рабочих часов ex officio (по должности (лат.)) в условиях всеобщего изобилия — несовершенны и неточны. …Функция рынка именно в том и состоит, чтобы подавать сигналы бизнесу, предоставлять ему информацию для того, чтобы он мог соответственно модифицировать свои расчёты и проекты. и далее: …обе системы, исходя из невозможности делать точные расчёты и проекты, на практике применяют гибкий метод последовательного приближения. Эрнест Мандель, бельгийский учёный-экономист, представитель неомарксизма.

Возможность встать над  производством образуется благодаря  исчезновению рынка, человек получает возможность избавиться от постоянной озабоченности материальной стороной жизни. Исчезает «болезнь» капитализма  — товарный фетишизм;

Возможность активно участвовать в производстве всему обществу, участие в распределении продуктов своего труда противопоставляется «обезличенному» потреблению;

Ликвидация неравенства  путём ликвидации иерархизированности  капиталистического общества (Иштван Месарош).

Возможность сознательно творить свою историю противопоставляется слепой подчинённости обстоятельствам. Люди совместно творят свою историю, и индивидуальность нисколько не страдает, а даже наоборот, выигрывает, когда люди совместно движутся к какой-то цели.

Таким образом, вокруг понятия «Социализм» ведётся в настоящее время очень острая полемика, и спектр убеждений чрезвычайно широк: от полного отрицания возможности перехода к такому обществу и до полной уверенности в неизбежности победы Социализма.

Социализм это не кротко временное состояние относительно длительно период в развитии коммунистический общественной экономической формации. Яркий пример этому был Советский Союз.

 

 

 
Заключение

За 15 лет реформ россияне в целом адаптировались к новым экономическим отношениям. Такое мнение высказал член-корреспондент РАН, директор Института социологии РАН Михаил Горшков. Он выступил на пресс-конференции, посвященной 50-летию возрождения в нашей стране социологической науки.

По словам ученого, "90% населения считает, что  должно быть священным". Социолог констатировал особенность понимания демократии в России в отличие от западного понимания. "У нас в понятие демократии вкладывается не социально-политическое, а социально-экономическое содержание", - сказал Горшков и пояснил, что "вдобавок к западным критериям (равенство всех перед законом, обеспечение объективного судопроизводства и другим) для россиян демократично все, что служит повышению жизненного уровня людей, обеспечивает принципы социальной справедливости, порядок".

Вместе с тем российское общество еще далеко от желаемой социальной структуры, при которой средний класс составлял бы 60-70% населения. По данным социологических исследований, 21% россиян находится ниже черты бедности, а 17% балансируют на грани этой черты. Четверть населения относится к категории бедных, а средний класс составляет только одну треть. Богатыми являются 5% россиян. Социологи отмечают, что средний класс растет со скоростью только около 0,8% в год. "Мы не видим признаков изменения социальной структуры в ближайшие 10 лет, с этой структурой мы должны работать. Иерархия ценностных ориентаций российской молодежи остается такой же, как и десятилетия назад, хотя они не решаются признаться в этом своим сверстникам"

 

Список используемой литературы:

1.Средние классы в России: экономические и социальные стратегии. М.: Гендальф, 2003

2 Клзырева П. М. Процессы адаптации и эволюции социального самочувствия россиян на рубеже XX – XXI веков. М., 2004.

 3. Горшков М. Социальная структура российского общества и ценности демократии. 

4. Векипедия - свободная  энциклопедия


Информация о работе Россия в начале 20-го века