Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:29, контрольная работа
Россия в середине 19 века находилась на перекрестке между самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм организации социально-экономической и политической жизни.
Великие реформы явились новым рубежом, точкой отсчета начала новой истории, новой эпохи России.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Кризис феодально-крепостнических отношений в России в первой половине XIX в…4-5
2. Подготовка реформ и проведение социально-экономических преобразований Александром II………………………………………………………………………………....6-9
Заключение……………………………………………………………………………………...10
Список литературы……………………………………………………………………………..11
Реформа не привела к окончательному отказу помещичьих земель от крепостнических отношений, сохранилось крупное помещичье землевладение. Крестьянская земля передавалась в руки общины, служившей тормозом для развития рыночных отношений, формирования наемного труда. Ставка в крестьянской реформе 1861 г. делалась на общинное землеустройство.
Ответная реакция крестьян на закон об освобождении была резко негативной. Особенно негативно на восприятие реформы сказалось то обстоятельство, что никто не потрудился объяснить ее крестьянам. В 1861 г. по стране прокатилась волна крестьянского протеста против условий, по которым они получали волю. Крестьяне не могли понять, почему еще на два года они остаются в прежнем подчинении у помещиков, отрабатывая барщину или выплачивая оброки.
Крестьянская реформа была юридическим актом, обозначавшим хронологическую границу между феодализмом и капитализмом в России. За этой реформой в 60-х гг. последовали другие, в результате которых Россия встала на путь буржуазного развития.
Земская реформа
После отмены крепостного права возникла необходимость местного самоуправления. 1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог.
16 июня 1870 года было издано
«Городовое положение», по которому
вводилось выборное
Судебная реформа
Из всех реформ того времени она была самой последовательной и одной из самых значительных. Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Присяжные заседатели, участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, меры наказания же определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными, в противном случае могли быть обжалованы в судебной палате. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи –Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от должности на какое-то время, а лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об их отстранении от должности выносил суд. Таким образом, закон вводил важный принцип несменяемости судей.
Военная реформа
В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ.
Новая система предполагала
не только военное обучение солдат,
но в то же время проводился ряд
мероприятий с целью
Реформы в сфере образования
Преподавание в университетах
получило больше свободы, они стали
доступны для вольнослушателей, как
мужчин, так и женщин. Однако новизна
положения привела в 1861 году к
некоторым беспорядкам, после чего
свободу университетов пришлось
несколько ограничить. В 1863 году был
издан устав, согласно которому профессорская
корпорация получила самоуправление.
Студенты же не получили права влиять
каким-либо образом на порядок в
университете, что являлось поводом
для частых «студенческих беспорядков».
Классическая гимназия была сделана
единственным типом общеобразовательной
и всесословной средней школы, выпускники
которой имели право
Этой реформой было создано полное преобладание классической школы. Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка, пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы.
Заключение
Основным содержанием социально-экономического развития этого периода было нараставшее разложение крепостнической системы хозяйствования и постепенное формирование капиталистических отношений, прежде всего в промышленности и торговле, и в сельском хозяйстве.
В этот период экономика Россия не стояла на месте. Несколько выросло сельскохозяйственное производство. Динамично развивались торговля и промышленность.
Результатом экономического развития стали изменения социальной структуры: начали формироваться наемный рабочий класс и слой предпринимателей, выросло городское население (5,7 млн. чел. - 8% всего населения).
В то же время крепостное
право и сословный строй
Причем развитие капиталистических рыночных отношений приводило к деформации крепостничества и началу его постепенного вытеснения, а крепостной строй воздействовал на формы капиталистических отношений.
Реформа 1861 года не сняла
аграрный вопрос в России, который
оставался центральным и
Современники эту реформу назвали великой, так как она принесла свободу более чем 30 млн. крепостных крестьян, было уничтожено крепостное право, которое в Европе прямо называли «русским рабством», была расчищена дорога для становления буржуазных отношений, экономической модернизации страны.
Список литературы
Информация о работе Россия в начале 19в.Начало правления АлександраII