Россия в годы первой мировой

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:08, контрольная работа

Краткое описание

В России главными противниками в предстоящей войне считали Германию и Австро-Венгрию. Не исключали выступления на их стороне Румынии и Турции, даже Швеции. В связи с этим русский Генеральный штаб разработал два варианта наступательного плана. По первому варианту предполагалось начать наступление на Австро-Венгрию, поскольку было известно, что свои основные силы Германия сначала бросит против Франции. Этот план предусматривал захват Галиции, выход на Балканы и в дальнейшем к Черноморским проливам. В Польше предполагалось ограничиться обороной. Однако высказывалось и обоснованные опасения, что при данном варианте в развитие событий может привести к быстрому поражению Франции и выходу ее из войны.

Файлы: 1 файл

Россия в годы первой мировой.docx

— 51.88 Кб (Скачать)

Чем сильнее  разгорался пожар войны, тем труднее  было другим странам оставаться в  стороне. Стремясь переманить на свою сторону нейтральные страны, оба  противостоявшие друг другу военных  блока не скупились на посулы и  обещания. Разгорались аппетиты и  у мелких империалистических хищников, которые хотели погреть руки на пожаре мировой войны и, стремясь не прогадать, беззастенчиво торговались то с  той, то с другой коалицией.

Характерно  было поведение Турции в начале войны. 2 августа 1914 г. Турция заключает секретный  военный договор с Германией, но одновременно ведет переговоры с  Россией. Англия и Франция проявляли  заинтересованность во вступлении Турции в войну на стороне австро-германского  блока, ибо это давало им в перспективе  основания для территориального ее раздела после военного поражения  этого блока.

Шла большая  дипломатическая борьба за Италию. Антанта обещала ей австрийские  территории на Адриатическом море, Германия - французские владения - Корсику, Савойю, Ниццу, Северную Африку. Для  России было желательно, чтобы Италия своим вступлением в войну  на стороне Антанты тем самым  создала бы второй фронт против Австро-Венгрии.

Большое значение в России придавали страны Антанты  тому, чтобы не допустить присоединения  к австро-германскому блоку Болгарии, обещая ей территориальные приращения за счет европейских земель Турции. Присоединение Болгарии к австро-германскому  блоку усугубляло положение Сербии и могло повлиять на поведение  Румынии. Со своей стороны австро-германский блок для привлечения на свою сторону  Болгарии обещал значительные территориальные  компенсации за счет Греции.

Россия вступила в войну, не имея гарантии от союзников  о решении проблемы Черноморских проливов в ее пользу. Такое обещание ей было дано в марте 1915 г. В 1916 г. между  Россией и Францией был заключен договор о предоставлении Франции  левого берега Рейна в обмен на предоставление России Дарданелл.

В 1915 - 1916 гг. был  проведен ряд совещаний министров  иностранных дел и начальников  генеральных штабов стран Антанты. Осенью 1915 г. между ними была достигнута договоренность о том, чтобы оказывать  помощь той стране, на которую противник  обрушит главный удар. В 1916 г. было принято решение осуществить  одновременное наступление русских, англо-французских и итальянских  войск, добиваться согласованных действий, а также принято взаимное обязательство  не заключать сепаратного мира. Решался  и вопрос о послевоенном изменении  границ в Европе. России было обещано  присоединение к ней Мемельской области (по левому берегу Немана) и  решение в ее пользу вопроса о  Черноморских проливах. В 1916 г. на совещании  во французском городке Шантильи был согласован план о летнем наступлении 1917 г. 

8. Социально-экономическая и политическая обстановка в России в годы войны.

 Участие в невиданной по своим масштабам войны вызвало сильнейшее напряжение сил России, существенно отразилось на состоянии ее экономики, обострило социальные отношения в стране, а к концу 1916 г. привело к острому социальному и политическому кризису.

За время  войны было мобилизовано в армию  более 25% взрослого мужского населения  страны - наиболее работоспособной  его части. На фронт отправлено 20 % кадровых промышленных рабочих. Женский  труд в промышленности увеличился на 10%. В сельском хозяйстве основные мужские работы легли на плечи  женщин. Для военных нужд было реквизировано 2,6 млн. лошадей, что особенно тяжело отразилось на состоянии сельского  хозяйства. Лишение деревни значительной части работоспособного населения  и миллионов голов тяглого  скота, практически полное прекращение  импорта сельскохозяйственных машин (а импорт составлял более половины их потребления), германская оккупация  десятков западных губерний (всей Польши, Литвы, части Прибалтики, Западной Белоруссии и части Западной Украины) привели  к сокращению посевных площадей: за годы войны площади посевов в  стране сократились на 12% (с 85,7 млн. до 75,9 млн. десятин), сбор хлебов упал на 20%.

Однако среднегодовой  сбор хлебов (4,4 млрд. пудов) был еще  вполне достаточен для обеспечения  армии и города, тем более, что  практически прекратился экспорт  зерна, а также и другой сельскохозяйственной продукции. Правительственные закупки  хлеба для нужд армии хотя и  резко возросли в военное время (до 450 млн. пудов в год), но они  составляли менее половины вывозимого до войны. Таким образом, не сокращение производства хлебов явилось причиной кризиса продовольствия. Всё дело заключалось в плохой организации  его закупок и особенно в расстройстве транспорта. В силу этих причин в  январе 1916 г. поступление хлеба на фронт составило лишь половину требуемой  нормы, а к концу 1916 г. не более  одной трети. В конце 1916 г. в 31 губернии была введена хлебная разверстка, которая, как надеялись, должна была дать 711 млн. пудов для армии и  города.

За поставку установленного количества хлеба отчитывалась вся губерния в целом. В декабре 1916 г. было решено двести продразверстку непосредственно до каждого крестьянского  двора.

Сократился  сбор картофеля, льна, конопли и других сельскохозяйственных культур, хотя одновременно резко упал и их экспорт. Производство сахара упало на 1/3 (с 126 млн. до 82 млн. пудов, и в 1916 г. были введены карточки на сахар); продажа мяса на рынке  за три года войны сократилась  в 4 раза.

В сфере промышленности большинство предприятий в начале войны  сокращало производство. Оккупация  в ходе военных действий крупных  промышленных районов в Польше и  Прибалтике привела к сокращению русской промышленности на 20%. Произошло  значительное падение производства в легкой промышленности, но происходил рост производства в тяжелых отраслях промышленности, работавших на войну. В них возникали и комбинированные  предприятия: например, металлургические заводы обзаводились собственными угольными  шахтами, механическими цехами. К  началу 1917 г. продукция металлообрабатывающей  промышленности возросла в 3, химической в 2,5. Особенно значительно возросло производство различных видов вооружения и боеприпасов. Производство винтовок возросло в 11 раз, орудий в 10 раз, снарядов к ним в 20 раз. Возникли новые специализированные автомобильные, авиационные и химические предприятия, по производству оптического  стекла, взрывчатых веществ, основывались новые предприятия по металлообработке и машиностроению. Таким образом, к 1917 г. русская армия была значительно  лучше обеспечена вооружением и  боеприпасами, чем в начале войны. И всё же, несмотря на значительный рост производства вооружений и боеприпасов, оно не удовлетворяло потребностей фронта; приходилось размещать заказы в союзных странах (например, заказы в США даже на производство казачьих пик).

В годы войны  существенно возросла роль банков, которые удвоили свои капиталы, проводили  широкую инвестиционную деятельность, вкладывая капитал в наиболее доходные отрасли промышленности, работавшие на войну. Они приобретали акции  крупнейших заводов или целиком  скупали эти заводы.

Однако в  тяжелом положении оказался транспорт, особенно железнодорожный. В войну 2/3 железных дорог находились в ведении  и подчинении военных властей  и обслуживали потребности фронта. Кризис железнодорожного транспорта проявился  уже в декабре 1914 г. Отступление  армии, эвакуация людей и заводов, переброски войск тяжело легли на железные дороги, которые не справлялись  с резко возросшими перевозками. Резко упало снабжение железнодорожного транспорта паровозами и вагонами. В июле 1916 г. был сделан большой  заказ на железнодорожное оборудование в США, но он был реализован уже  Временным правительством. В сентябре 1915 г. было начато строительство стратегически  важной железной дороги от Петрозаводска  до Мурманска протяженностью в 1200 верст.  Она была построена в рекордно короткий срок и вступила в строй  в начале 1917 г.

Кризис железнодорожного транспорта отразился на ухудшении  снабжения армии и городов, на сокращении топливной и тяжелой  промышленности. В 1916 г. до 1/4 планируемых  грузов не было вывезено. Порты Архангельска, Мурманска, Владивостока были завалены импортируемыми стратегическими грузами, которые не могли быть своевременно отправлены по назначению. Подвоз продовольствия в Петроград упал наполовину, а  в Москву на 2/3.

Из-за сокращения топливной промышленности и расстройства транспорта уже 1915 г. страна переживала острейший топливный кризис. Петроград  получал лишь 49%, а Москва 46% необходимого им топлива, не хватало примерно наполовину потребности.

Война потребовала  громадных финансовых затрат, которые  исчислялись в размере 39 млрд. руб. В основном они проводились за счет рос та налогов и внутренних займов (внешние займы составили  немногим более 6 млд. руб. - около 15% всех расходов). В стране быстрыми темпами  нарастала инфляция: резко упала  покупательная сила рубля. С июля 1914 г. по январь 1917 г. цены на основные товары потребления возросли в 4-5 раз. За месяц  казна тратила больше, чем за год  русско-японской войны. 53 % дохода давали налоги. 7,5 млрд. руб. дали внутренние займы, 6,3 млд. внешние займы. 5,4 млд. за счет дополнительной эмиссии денежных знаков. Денежная бумажная масса выросла в 6 раз и покрывалась золотым обеспечением лишь на 15%. До февраля 1917 г. было выпущено 8 внутренних займов на общую сумму 8 млрд. руб., а иностранных кредитов взято на 6,3 млрд. руб., которые шли на заказы вооружения и боеприпасов. Проценты по займам иностранным кредиторам уплачивались золотом и стратегическими материалами. В 1915 г. по инициативе представителей московской буржуазии (Гучкова, Рябушинского, Коновалова и Терещенко) был поставлен вопрос о создании военно-промышленных комитетов для руководства делом  военно-экономической стабилизации тыла страны. В июле того же года состоялся 1-й съезд военно-промышленных комитетов, через которые русская буржуазия стремилась оказать влияние на структуры власти.

В 1915 г. правительство  создает непосредственно подчиненные  императору "особые совещания" по обороне, топливу, продовольствию, перевозкам, с самыми широкими полномочиями и  привлечением к участию в них  представителей буржуазии. Во главе  Особого совещания по обороне  был поставлен военный министр, роль которого резко возросла. Оно  осуществляло высший надзор за военными предприятиями, основывало новые, распределяло военные заказы. В руках военного министра находился "военный фонд", за счет которого проходило финансирование всех военных заказов. В его распоряжение поступали и все заграничные  займы.

Помимо особых совещаний создавались и органы по непосредственному регулированию  отдельных отраслей промышленности - комитеты по снабжению сырьем хлопчатобумажной промышленности, по металлургии и  пр., в которых ведущую роль играли промышленные и банковские воротилы. Тем самым буржуазия получала возможность существенного обогащения за счет военных заказов и влияния  на государственный аппарат.

Сращивание  монополистов с государственным  аппаратом способствовало формированию военного государственно-монополистического капитализма.

Активизировали  свою деятельность для военных нужд земские и городские органы самоуправления. 5 сентября 1916 г. Всероссийский земский  союз и Союз городов (появились в 1915 г) объединились в Земский и  Городской союз (Земгор), чтобы централизовать военные поставки малых предприятий. В течение 1915 - 1916 гг. им было создано  множество разных комитетов и  комиссий: например, Комитет Красного креста, который подчинил себе всю  военную санитарную администрацию, или Центральный военно-промышленный комитет, в руках которого оказался контроль за организацией производства на оборонные нужды и распределением военных заказов по предприятиям.

Несмотря на разложение в армии она сохраняла  боеспособность. Снабжение вооружением  и боеприпасами вследствие перестройки  промышленности на войну было гораздо  лучше, чем в начале войны. Между  тем ресурсы австро-германского  блока иссякали, и поражение его  было неминуемо.

Охвативший  в начале войны все слои населения  шовинистический угар скоро сменился разочарованием и недовольством  политикой правительства. Нарастание оппозиционных и революционных  настроений в стране вылилось зимой 1916 - 1917 гг. в общенациональный кризис. В Государственной думе и в  либеральной печати всё резче  и откровеннее раздавалась критика  политики царизма и выдвигалось  требование создание "ответственного министерства" (т.е. министерства, назначаемого Государственной думой и ответственного перед нею). Летом 1915 г. по инициативе лидеров фракции прогрессистов  в Думе - А.И. Коновалова и И.Н. Ефремова - стал формироваться внутридумский  Прогрессивный блок из всех оппозиционных  к правительству фракций и  депутатов, преследовавший цель добиться создания "кабинета национальной обороны", ответственного перед страной и  опирающегося в своей деятельности на думское большинство. 13 августа 1915 г. в органе прогрессистов  "Утро России" был опубликован и намечавшийся состав нового кабинета "доверия". Было направлено официальное обращение к царю о сформировании этого правительства, но царь не шел ни на какие уступки. Более того, он решил расправиться с самой Думой.

Информация о работе Россия в годы первой мировой