Россия В 1815-1825 гг. Восстание декабристов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:08, реферат

Краткое описание

С 1815 г. открылся новый этап в истории международных отношений и внешней политики России. Он был обусловлен окончательным разгромом Наполеона, подписанием Венского договора и заключением ряда соглашений между великими державами. Франция была ослаблена. Англия получила преобладающее влияние на морях и возможность усилить свою экономическую и колониальную экспансию. Австрия и Пруссия, примкнувшие на последнем этапе к антинаполеоновской коалиции, сохранили свое значение в европейской политике.

Оглавление

Введение
1. Внешняя политика России в 1815-1825гг.
2. Внутренняя политика России в 1815-1825гг.
3. Восстание декабристов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 37.81 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Внешняя политика России  в 1815-1825гг.

2. Внутренняя политика  России в 1815-1825гг.

3. Восстание декабристов

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С 1815 г. открылся новый этап в истории  международных отношений и внешней  политики России. Он был обусловлен окончательным разгромом Наполеона, подписанием Венского договора и  заключением ряда соглашений между  великими державами. Франция была ослаблена. Англия получила преобладающее влияние на морях и возможность усилить свою экономическую и колониальную экспансию. Австрия и Пруссия, примкнувшие на последнем этапе к антинаполеоновской коалиции, сохранили свое значение в европейской политике.

Разгром наполеоновской империи привел к значительному росту международного авторитета России. Александр I, по оценке современников, стал арбитром Европы. Российское правительство стремилось использовать результаты победы для упрочнения своих новых границ, расширения политического влияния в Европе и на Балканах. Оно стремилось также к укреплению мирных отношений с другими европейскими государствами. Важнейшим принципом внешней политики стала поддержка венской системы, то есть европейского равновесия и дворянско-монархических режимов на континенте. Задачи, стоявшие перед Россией, были противоречивы. С одной стороны, на Балканах она покровительствовала национальным движениям христианских народов. С другой — Россия проводила консервативную политику, основанную на принципе легитимизма. Это вносило элементы двойственности и непоследовательности в решение внешнеполитических вопросов.

Российское Министерство иностранных  дел после 1815 г. Возглавляли И.А. Каподистрия, грек по национальности, с 1816 г. (совместно с Нессельроде) управлял Министерством иностранных дел, ведал отношениями России со странами Востока. Придерживаясь либеральных взглядов, он основную задачу русской внешней политики видел в укреплении отношений России с Францией, выступал за активизацию помощи христианским народам. Несогласный с реакционной политикой Священного союза, он ушел в отставку в 1822 г. и покинул Россию.

К. В. Нессельроде, сын обедневшего лифляндского дворянина и дочери богатого еврейского банкира, состоял на дипломатической службе с 1801 г. и в течение 40 лет (с 1816 по 1856 г.) возглавлял российское Министерство иностранных дел. Он был проводником консервативного направления во внешней политике России первой половины XIX в., что означало подавление революционных и национальных движений.

После окончания Отечественной  войны 1812 г стала очевидной необходимость  перемен в сфере социально-экономических  отношении и государственного строя. Ставший после Венского конгресса (1814-1815 гг.) «царем польским», Александр I подарил своим новым подданным  самую либеральную в Европе конституцию. При открытии польского сейма  в 1818 г. он обещал распространить свободы  на все подвластные ему территории.

Началась тайная работа над созданием  русской конституции. Ее автором  был Н.Н. Новосильцев - один из «молодых друзей» императора, который поддерживал будущего царя еще до вступления на престол. Текст конституции был написан к 1820 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Внешняя политика России  в 1815-1825гг.

Европейское направление

С сентября 1814 по июнь 1815гг. проходила работа Венского конгресса, в котором участвовали все европейские государства (кроме Османской империи), на котором была определена новая система развития внешней политике в Европе - венская система, которая была актуальна вплоть до Крымской войны, т.е. до 1853г. Также на конгрессе были подтверждены положения Парижского мирного договора 1814г., по которому:

  • Наполеон лишался престола
  • Франция возвращалась к границам 1793г.
  • Закреплялась политическая раздробленность Германии и Италии
  • Варшавское герцогство поделили между собой Россия, Австрия и Пруссия.

В марте 1815г. был заключен Четверной  союз. В него вошли Россия, Англия, Австрия и Пруссия. Союз был нацелен  на проведение в жизнь решений  Венского конгресса, в первую очередь  относительно Франции.

В сентябре 1815г. был заключен Священный союз, в него вошли Россия, Австрия и Пруссия. Главной задачей союза являлось подавление революционных и национально-освободительных движений. 
Четверной и Священный союзы не сняли противоречий между великими державами. Англия и Австрия стремились ослабить международный авторитет и политическое влияние России. В этих условия Россия активизировала свои отношения с Францией, Испанией, Пруссией и другими государствами. Общая политика России в отношении Франции заключалась в стремлении облегчить ее участь поверженной страны и вернуть в ранг великой державы как необходимый элемент европейского равновесия.

В 1818г. состоялся международный конгресс Четверного союза в Аахене, в работе которого участвовала и Франция. По настоянию Александра I страны-победительницы приняли решение о выводе оккупационных войск с территории Франции. Она была принята в число участников Священного союза. Наибольшее значение имело принятие на Аахенском конгрессе Декларации держав-участниц, провозгласившей их солидарность в поддержании принципов "международного права, спокойствия, веры и нравственности". За этой формулировкой скрывалось стремление великих держав совместно укреплять абсолютистский строй в Европе и бороться с революционными движениями.

В первые годы утверждения венской  системы значительно активизировались отношения России с Испанией, которую  Александр рассматривал как противовес возросшему влиянию Англии на юге  Европы и Средиземноморье. Подобные действия Российской дипломатии указывали  на то, что в рамках венской системы  она пыталась противопоставить англо-австрийскому сближению свои особые отношения  с Францией и Испанией. Однако бурно  развивавшиеся революционные события  в Европе усилили консерватизм внешнеполитического  курса России и заставили Александра I пойти на дальнейшее сближение с Венским двором.

Россия в революции в Европе

В 20-е годы XIX в. происходили крупные международные события, в которых одно из ведущих мест занимала Россия. Европейская политика Петербургского кабинета была связана со стремлением противодействовать развитию революционных движений в ряде европейских стран и желанием заслонить от их влияния Российскую империю. Кроме того, Россия боролась за сохранение своей преобладающей роли на международной арене и, в первую очередь, против распространения влияния Великобритании в Центральной и Юго-Восточной Европе, Средиземноморье и Османской империи. Постепенно нарастал русско-английский антагонизм, особенно остро проявившийся в последующие десятилетия.

Восточный вопрос

В период Отечественной войны 1812 и  заграничного похода 1813-1814 гг. (освобождение Европы от наполеоновского господства) внимание России было отвлечено от Турции и Балкан. Однако российское правительство продолжало рассматривать восточное направление своей политики как одно из важнейших. Задачи и решение восточного вопроса оставались прежними:

    • укрепление и обеспечение безопасности южных границ
    • создание благоприятных внешнеполитических условий для развития Новороссии
    • защита торговых интересов России в черноморском регионе
    • обеспечение наиболее благоприятного режима судоходства через черноморские проливы.

Одновременно правительство Александра I не могло и не хотело устраниться от вмешательства в балканские дела и взаимоотношения Порты с ее подданными-христианами. Расширившиеся в период русско-турецких войн конца XVIII – начала XIX в. политические и духовные связи с балканскими народами накладывали на русское правительство обязательства по их поддержке. Все спорные вопросы Россия первоначально пыталась решать дипломатическими средствами. Характерной чертой политики Александра I в восточном вопросе в период Священного союза было стремление к согласованным действиям с европейскими странами. Этому не мешало даже понимание российской дипломатией того, что Англия, Австрия, Франция имели собственные интересы на Востоке, противостоящие России.

Взаимоотношения России с США

В 1809г. были установлены дипломатические отношения с США, что повлекло за собой значительное расширение экономических связей. Интересы двух стран не сталкивались на мировой арене. В то же время зачастую у них оказывался общий противник – Англия:

    • Россия была против распространения её влияния в Центральной и Юго-Восточной Европе, Средиземноморье и Османской империи
    • США не желало мириться с потерей своих бывших колоний в пользу Англии.

В декабре 1823г. была провозглашена доктрина президента США Д. Монро – "Америка для американцев". Доктрина Монро затрагивала интересы России на Аляске, но прежде всего, была направлена против Англии, которая обладала наиболее крупными колониальными владениями в Северной Америке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Внутренняя политика  России в 1815-1825гг.

Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой, либеральной, половине правления Александра I. Действительно, в 1815-1825гг. во внутренней политике самодержавия резко усиливаются консервативные, охранительные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А.А. Аракчеева, который играл большую роль в управлении государством. Впрочем, А.А. Аракчеев, при всем своем влиянии, в принципе был лишь исполнителем воли монарха.

Александр I, однако, не сразу отказался  от либеральных начинаний, характерных  для первой половины его царствования. В ноябре 1815 г. император утвердил конституцию для присоединенной к России согласно решениям Венского конгресса части Польши (Царство Польское). Царство Польское получило довольно широкую автономию. Власть российского монарха в Польше ограничивалась, в известной мере, местным представительным органом с законодательными функциями - сеймом. Сейм состоял из двух палат – Сената и Посольской палаты.

Сенаторы пожизненно назначались  монархом. Ими могли быть представители  царской фамилии, высшее духовенство, крупные землевладельцы. Посольская палата состояла из 128 депутатов, из которых 77 выбиралось дворянами (на 6 лет) на шляхетских сеймиках, а 51 - на гминных (волостных) собраниях. Избирательные права получали все дворяне, достигшие 21 года и обладавшие недвижимой собственностью, а также прочие владельцы недвижимости, фабриканты, хозяева мастерских, профессора, учителя и т.д. Крестьяне к выборам не допускались. Однако по тогдашним меркам избирательная система, установленная в Царстве Польском, носила довольно прогрессивный характер. Так, если во Франции в 1815г. избирательные права получило 80 тыс. человек, то в Польше при населении, в несколько раз меньшем по численности, чем население Франции, этими правами обладало 100 тыс. человек.

Дарование Царству Польскому конституции  Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления в Российской империи. Соответствующий намек был сделан им в марте 1818г. в речи, произнесенной на открытии польского сейма. По поручению Александра I один из бывших членов Негласного комитета (Н.Н. Новосильцев) приступил к работе над проектом конституции для России. Подготовленный им документ (Государственная уставная грамота Российской империи) вводил федеративный принцип государственного устройства; законодательная власть делилась между императором и двухпалатным парламентом - сеймом, состоявшим (как в Польше, из Сената и Посольской палаты); Уставная грамота предоставляла гражданам Российской империи свободу слова, вероисповеданий, печати, гарантировала неприкосновенность личности. О крепостном праве в этом документе ничего не говорилось.

В 1818-1819гг. Александр I предпринял попытки решить и крестьянский вопрос. Царь поручил подготовить соответствующие проекты сразу нескольким сановникам и среди них - А.А. Аракчееву. Последний разработал план постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделом казной. Для этой цели предполагалось ассигновать ежегодно 5 млн. руб. или выпускать специальные казначейские билеты, приносящие проценты. Предложения А.А. Аракчеева получили одобрение императора.

Тем не менее, планы политической реформы  и отмены крепостного права остались нереализованными. В 1816-1819 гг. личную свободу  получили лишь крестьяне Прибалтики. При этом помещики сохранили в  полной собственности все земельные  угодья. За аренду помещичьей земли  крестьяне по-прежнему были обязаны  выполнять барщинную повинность. Многочисленные стеснения (например, ограничение  права на 
перемену места жительства) существенно урезали личную свободу крестьян. “Вольных” батраков помещик мог подвергать телесным наказаниям. Таким образом, и в Прибалтике сохранялись многочисленные остатки прежних крепостнических отношений.

К 1821-1822гг. отказ Александра I от каких-либо преобразований стал совершившимся фактом. Сторонники перемен составляли в правящих кругах ничтожное меньшинство. Сам царь, убеждаясь в невозможности проведения в этих условиях сколько-нибудь серьезных 
реформ, в своих воззрениях все более эволюционировал вправо. Это был мучительный процесс, завершившийся для Александра I тяжелым душевным кризисом. Отказавшись от реформ, царь взял курс на укрепление основ существующей системы. Внутриполитический курс самодержавия с 1822-1823гг. характеризовался переходом к откровенной реакции. Впрочем, уже с 1815г. практика государственного управления во многих существеннейших отношениях резко контрастировала с задумывавшимися и частично проводившимися в жизнь либеральными начинаниями монарха. Все более ощутимым фактором российской действительности становилось наступление реакции по всем линиям.

Информация о работе Россия В 1815-1825 гг. Восстание декабристов