Содержание.
- Россия — суверенное государство……………………………………2
- Последствия распада CCСР…………………………………………...3
- Экономические последствия…………………………………………..5
- Политические последствия…………………………………………....6
Литература.
- http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=6594
- http://isfic.info/aprav/uris47.htm
- http://lesteh-istoria.narod.ru/zaochnoe_otdelenie/
- http://knowledge.allbest.ru/political/3c0a65625a3ac68b4c43a88421316c27_0.html
- http://otherreferats.allbest.ru/political/00007186_0.html
- http://www.yerkramas.org/2011/09/13/raspad-sssr-pobedy-i-poteri/
Россия
— суверенное государство
Суверенитет — это свойство государства
самостоятельно и независимо от власти
других государств осуществлять свои
функции на своей территории и за ее пределами.
Иначе суверенитет можно определить как
неподчиненность кому-либо. В буквальном
смысле слово «суверенитет» (от франц.
souverain) означает верховенство.
Верховенство государственной
власти означает такое состояние
власти, при котором над ней
не стоит и не может стоять никакая
другая власть. Состояние суверенности
исключает и наличие рядом
какой-либо иной государственной власти
(двоевластие в государстве —
это нонсенс, такое состояние, обычно
кратковременное, которое может
быть расценено не иначе как глубокая
болезнь государства).
Однако, будучи единственной
властью подобного рода, государственная
власть не может быть неограниченной.
По крайней мере можно указать
на два ее ограничения. Первым является
воля народа, которую он выражает в
процессе формирования представительной
власти или при принятии решений
на референдумах. Вторым ограничителем
выступает право, которое распространяется
не только на подвластных, но и на саму
государственную власть.
Суверенитет России закрепляется
в Декларации «О государственном
суверенитете Российской Советской
Федеративной Социалистической Республики»,
принятой 12 июня 1990 г. первым Съездом
народных депутатов РСФСР. Декларация
предусматривает политические, экономические
и правовые гарантии суверенитета России.
Особо важное значение имеют экономические
основы суверенитета: земля, вода, леса,
растительность и животный мир, другие
природные и сырьевые ресурсы, хозяйственные
и культурные ценности предприятия
и имущество, находящееся в управлении
федеральных органов России. Однако
важен и человеческий фактор, значение
которого неуклонно повышается.
Защита суверенитета России
осуществляется в различных формах:
- военной — Вооруженными Силами Российской Федерации, которые защищают ее государственные интересы и территориальную целостность;
- дипломатической — осуществляется Президентом и Правительством России,
- а также государственными органами, управляющими различными сферами жизни.
- важная роль в охране государственного суверенитета принадлежит и правоохранительным органам.
Последствия
распада
Международные последствия
распада СССР рассматриваются российскими
и зарубежными исследователями
преимущественно в геополитических
и экономических аспектах. Большинство
из них пытаются оценить эти последствия
в глобальных масштабах. При этом
одни авторы считают, что “крушение
СССР является геополитической катастрофой,
которая выходит за рамки понятия
“системы международных отношений”
и могут быть оценены лишь на уровне
истории взаимодействия цивилизаций”.
Другие же оценивают распад СССР как
“конец системы международных отношений,
основу и стержень которой образовывали
итоги Второй мировой войны, а
также идеологическое и военно-политическое
противоборство двух систем, и прежде
всего их государств-лидеров: СССР и
США”. После распада СССР наблюдается
“возвращение к многополюсному миру
и менее крупных держав”. Происходит
перестройка глобальной системы
международных отношений, что порождает
нестабильность в отдельных районах
мира.
Районом нестабильности и
локальных вооруженных конфликтов
стала территория бывшего СССР. Его
распад вызвал ликвидацию единого международного
правового пространства, что сделало
невозможным “разрешение конфликтов...
в рамках общесоюзной конституционной
процедуры под защитой общесоюзной
и потому нейтральной армии”. Независимые
государства, возникшие на его месте,
до сих пор не нашли эффективной
формы экономического и политического
сотрудничества. Содружество Независимых
Государств (СНГ) существует, но “нет оснований,
полагать, что его дальнейшая дезинтеграция
остановиться”. Причина этого “в
различном понимании его учредителями
сути содружества”.
Для бывших республик СССР,
ставших независимыми государствами,
стоит вопрос о своем месте
в новом мире. Рассмотрим это на
примере России.
Нынешняя Россия находится
в границах, которые были у нее
в 17 веке. Она как бы отодвинута в
северную и северо-восточную часть
Евразии. Резко выросла ее изоляция
от Европы, с которой у СССР были
тесные экономические и политические
связи. Теперь Россия отделена от Европы
двойным поясом — бывших республик
СССР и бывших союзных государств
Восточной Европы, стремящихся интегрироваться
в западноевропейское экономическое
и политическое пространство. Сузился
выход России к западным незамерзающим
морским портам. Она оказалась
в стороне от главных мировых
коммуникаций. Наиболее открытым для
нее является доступ к АТР, который
в ХХI в., согласно современным прогнозам,
будет самой динамичной — с
точки зрения экономического роста
— частью мира. Однако районы России,
которые примыкают к АТР, являются
наименее развитыми. Быстрое социально-экономическое
и промышленное развитие Восточной
Сибири и Дальнего Востока крайне
затруднительно из-за их отдаленности
и низкой плотности населения
и требует огромных капиталовложений.
Валовой внутренний продукт России
в 1997 г. составил 6% от ВВП США.
Сама Россия стремится
включиться в мировые экономические
связи. Попытка интегрироваться
в европейское, а через него в
мировое экономическое сообщество
пока не состоялась и в ближайшее
время вряд ли состоится. Это объясняется
как слабым участием СССР в международном
разделении труда, когда он выступал
преимущественно в роли поставщика
энергоносителей, так и нынешним
состоянием России, которая “в обозримом
будущем останется непредсказуемой
страной”.
Стать “предсказуемой”
страной Россия может, лишь сосредоточив
свои усилия на решении внутренних
проблем. Укрепление правового государства,
успешное осуществление экономической
реформы, углубление экономической
и политической интеграции с бывшими
республиками СССР, разработка концепции
национальных интересов и национальной
безопасности с четко обозначенными
внешнеполитическими ориентирами
должны обеспечить ей преодоления социально-экономического
и политического кризиса и
прогресс во всех сферах общественной
жизни. Тогда появится шанс на то, что
Россия не останется в стороне
от мировых интеграционных процессов.
Экономические
последствия
1.В экономической области
распад СССР привел к развалу
большей части традиционных связей
между хозяйственными субъектами
в бывших республиках и резкому
сокращению производства. Разрушение
этих связей было также предопределено
различиями в сроках, глубине
и масштабности рыночных преобразований,
изменении структуры цен и
т. п. в постсоветских государствах.
Резко возросла экономическая
и социальная цена реформ в
экономике для всех государств.
Отделение среднеазиатских республик
устранило один из традиционных
рисков ускоренной модернизации:
аграрное перенаселение на фоне
постиндустриальной невозможности
использования избыточных трудовых
ресурсов.
2. Распад СССР значительно
уменьшил как в России, так
и в других государствах СНГ
возможности для экономического
маневра финансовыми, производственными,
природными и другими ресурсами
вследствие обособления экономик
и повсеместного экономического
кризиса. В этой ситуации Россия
проиграла меньше других в
силу сравнительной мощи и
диверсифицированности своей экономики,
а главное - относительной самодостаточности
ее экономического потенциала. "Освобождение"
России от, как правило, менее
подготовленных к введению рыночных
отношений республик, возможно, несколько
облегчило ее переход к этим
отношениям.
3. Россия в ряде отношений
выиграла как от того, что постепенно
отпала необходимость субсидировать
бывшие советские республики, так
и от изменения структуры цен.
Вместе с тем накопление крупного
- и имеющего тенденцию к безвозмездности
- долга за российские энергоресурсы
и иную продукцию со стороны
Украины и некоторых других
республик показывает, что Россия
в ряде отношений продолжает
играть роль донора на бывшем
советском пространстве без особых
экономических или политических
выгод для себя.
4. Менее гарантированным
стал доступ России к внешним
рынкам потребителей ее энергоресурсов.
Осложнилась ситуация с доступом
к морским портам.
5.Государственная территория
сократилась на четверть, население
- наполовину. Обострилась проблема
неразвитости инфраструктуры, в
особенности в новых приграничных
областях страны. Увеличилась разность
ресурсного и воспроизводственного
потенциалов.
6. На несколько лет
стал затрудненным доступ на
рынки сопредельных государств,
что стоило России значительных
потерь в виде недополученных
доходов, а также имело серьезную
социальную цену из-за временной
утраты возможности снабжать
внутренний российский рынок
относительно более дешевыми
потребительскими товарами из
стран бывшего СССР.
Политические
последствия
1. В политической сфере
распад СССР положил начало
долговременному процессу изменения
мирового и региональных балансов
сил: экономических, политических,
военных. Вся система международных
отношений стала менее стабильной
и менее предсказуемой. Отодвинулась
угроза возникновения мировой,
в том числе ядерной войны,
однако повысилась вероятность
локальных войн и вооруженных
конфликтов.
2. Резко уменьшились политический
потенциал и влияние России
по сравнению с СССР, ее способность
отстаивать свои интересы. Сохранив
4/5 территории СССР, она имеет
немногим более половины населения
бывшего Союза, контролирует не
более половины союзного валового
национального продукта 1990г. и
сохранила около 60% его оборонной
промышленности.
3. Возникла проблема меньшинств,
живущих вне своих национальных
отечеств. Их численность в результате
процессов миграции последних
десяти лет составляет около
50-55 млн. человек, в т. ч. 20-25 млн.
русских. Защита их интересов
методами традиционной дипломатии
в долгосрочном плане практически
невозможна и требует иных, комплексных
стратегий.
4. Разорваны миллионы
человеческих связей. У многих
россиян и граждан стран СНГ
сформировался комплекс "разделенной
нации". Если начнутся процессы
ужесточения режима границ между
государствами, ныне официально
отвергаемого Содружеством, то это
может качественно усугубить
чувство разделенности людей,
довести его до кризисного
уровня.
5. Распад СССР не стал
законченным актом, а лишь инициировал
длительный - на несколько десятилетий
- процесс строительства новых
независимых государств. Этот процесс
неизбежно будет характеризоваться
значительной нестабильностью. Некоторые
государства могут оказаться
нежизнеспособными и распадутся,
создадут новые формирования. Нестабильность
придется регулировать - желательно
политическими методами.
6. Возникла проблема новых
границ, способная вызывать обострения
в отношениях между государствами,
создавшимися на территории бывшего
Советского Союза, где такой
проблемы не существовало. Новые
государства столкнулись с рядом
сложных приграничных вопросов.
7. В международном плане
распад СССР сопровождался и
некоторыми позитивными переменами.
Внешний мир стал меньше опасаться
России по сравнению с СССР.
Потенциальная возможность создания
враждебного по отношению к
ней окружения относительно уменьшилась.