Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:58, доклад
Влияние ВОВ на таможенную политику России
Российские таможни в годы отечественной войны
9 мая вся страна отмечает великий праздник - День Победы! Накануне этого дня руководители Федеральной таможенной службы и ветераны таможенной службы - участники Великой Отечественной войны традиционно возложили цветы к мемориальным доскам и Обелиску на аллее ветеранов таможенной службы.
Нападение фашистской Германии на СССР нанесло серьезный ущерб таможенной системе. 24 таможни, расположенные на западных границах, оказались захваченными гитлеровцами. Здания таможен в большинстве своем были разрушены. В первых боях погибли многие таможенники. Наиболее пострадали Таллиннская, Рижская, Феодосийская, Туапсинская, Одесская таможни.
С началом войны в ряды Красной Армии, ополчение и партизанское движение ушло 9/10 личного состава. На 1 сентября 1941 года на 37 таможнях и таможенных постах имелось 318 человек. Управление состояло из 37 человек. На многих таможнях оставалось по несколько таможенников. Лишь в Ленинградской, Московской, Архангельской, Бакинской, Владивостокской насчитывалось от 10 до 80 человек.
На таможни возлагались новые задачи, в основном пропуск грузов, поступающих по ленд-лизу и по линии Международного Красного креста. Ленд-лиз - означал собой систему передачи взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и тому подобное, которые осуществлялись Соединенными Штатами Америки в страны - союзницы по антигитлеровской коалиции в период второй мировой войны. Закон о ленд-лизе был принят Конгрессом США в 1941 году и имел, в том числе, прямое действие на все поставки военных грузов и продовольствия в СССР. И если в первый год войны эти грузы поступали в небольших количествах, то начиная с 1945 года они шли массовым потоком, что накладывало не личный состав таможен дополнительную нагрузку.
В эти тяжелые для страны времена особое место в деятельности таможенных органов занимала борьба с контрабандой, прежде всего, продовольственных грузов, а также с нелегальным вывозом культурных ценностей.
В военное лихолетье работа таможенников была сопряжена с постоянным риском, требовала от них особого профессионализма, бдительности и мужества. Благодаря усилиям сотрудников таможенных органов в кротчайшие сроки была налажена четкая работа по приему поступавшей в СССР вооружений, боевой техники, транспортных средств и оборудования, продовольствия и других необходимых для ведения боевых действий и обеспечения обороноспособности страны грузов. В частности, значительный поток этих грузов шел в нашу страну через Иран. По южному направлению в Советский Союз доставлялись самолеты, танки, автомобили, взрывчатые вещества, порох, авиационный бензин. Не менее напряженная работа велась таможенными органами и на Дальнем Востоке. Так, через дальневосточные границы осуществлялись поставки продовольствия, медикаментов, химикатов и других товаров из США и Великобритании. Через порт Находка, например, было ввезено десятки тысяч тонн продовольствия.
Правовое регулирование таможенного контроля осуществлялось на основе следующих документов: 6 апреля 1943 года вышла инструкция НКВТ СССР «О порядке расчетов за получаемые в США капитанами советских судов предметы спецснабжения» и дополнительная Инструкция № 40103/01 от 18 октября 1943 года. «О порядке оформления приобретенных в США советскими судами предметов техснабжения, продовольствия и бухгалтерских расчетов по этим приобретениям». В связи с поступлением благотворительных грузов приказами НКВТ № 49 и № 63 был установлен порядок их пропуска и таможенного досмотра.
На 1 января 1944 года Главное таможенное управление состояло из 31 таможни,56 таможенных постов и 23 сезонных таможенных постов.
Основная нагрузка легла на Архангельскую, Мурманскую, Владивостокскую таможни.
В условиях войны Владивостокская таможня и входившие в ее состав таможенные учреждения выполняли важнейшую задачу. Именно через Тихий океан в июне 1941 г. были доставлены первые 2988 тонн американской военной помощи. Из 17,5 млн. тонн ленд-лизовских грузов почти половина прошла через дальневосточные порты. Большая часть из них – 7,9 млн. ушла на фронт через Владивосток. Таможня обеспечивала также обработку стратегических грузов, прежде всего цветных и редкоземельных металлов, сырья, следующих через Тихий океан.
В 1943 г. таможня стала беспошлинно пропускать благотворительные грузы (медикаменты, медицинские инструменты, приборы, протезы, одежду и белье), поступающие из-за границы.
Сотрудники таможни осуществляли контроль за подарками, поступающими из-за границы для Красной Армии, а также багажом пассажиров и членов экипажей судов загранплавания. Особое внимание уделялось контролю за выгрузкой продовольственных грузов – сахара, масла, муки и консервов.
Наиболее напряженная обстановка складывалась в таможне с апреля по октябрь – в период навигации и путины, когда большая часть сотрудников была занята на отдаленных таможенных постах - - на о.Диксон, п.Игарка и Дудинка и др. В зимнее время рабочих рук хватало. Все незанятые на оперативной работе направлялись на оборонные работы на завод «Металлист», сельхозработы и лесозаготовку. Каждый сотрудник таможни ежемесячно отрабатывал на воскреснике один день, перечислял деньги в фонд обороны.
С 1942 г. призванных в ряды Красной Армии сотрудников-мужчин заменяют женщины. В трудное военное время они несли круглосуточное дежурство в порту, обеспечивали таможенный контроль над транзитными грузами в период навигации на северных таможенных постах.
Все силы таможни были брошены на то, чтобы обеспечить работу в тылу, пока их друзья и родные воюют на фронтах.
С освобождением временно оккупированных территорий владивостокские таможенники уезжали на укрепление и восстановление таможен в западных регионах страны. Только в 1945 г. в западные таможни было переведено 24 сотрудника Владивостокской таможни.
Военные будни оказались тяжелыми и для таможенников Мурманска. Немецкие самолеты бомбили город днем и ночью. Когда гитлеровское командование поняло, что план "молниеносной войны" в Заполярье выполнить не реально и захватить Мурманск в намеченный срок не представляется возможным, было принято решение уничтожить его самолетами с воздуха. Особенно ожесточенным атакам подвергался морской торговый порт. В течение первых двух лет войны его бомбили восемьдесят шесть раз. В порту не осталось ни одного неповрежденного или полностью не разрушенного причала, их все время приходилось ремонтировать и восстанавливать, портовики и таможенники делали это под гибельным огнем. Аксель Пирсон, швед по происхождению писал: "Мы переживали по четырнадцать бомбежек в день. Я подсчитал в течение тридцати восьми дней нас бомбили сто шестьдесят восемь раз… Грузчики в порту работают до тех пор, пока не начнутся пожары… Пока дым от бомбежек не становится настолько густым, что ничего уже не видно… Я никогда не наблюдал у русских подавленного настроения. Боже мой, что за народ эти русские? Они суровы, но и дружелюбны, они абсолютно уверены в том, что выиграют войну… Женщины, сильные, крупные и суровые, выполняют мужскую работу по одиннадцать часов в смену. Они живут впроголодь на черном хлебе и супе, но никогда не жалуются, только шлют проклятие в адрес немцев. Мне нравятся русские. Они знают, за что борются ". Несмотря на должностные ранги, пожилой возраст и пол, активное участие в ликвидации бомбежек принимали практически все сотрудники Мурманской портовой таможни, как находящиеся при исполнении своих служебных обязанностей, так и свободные от дежурств.
В связи с объявлением Лигой Наций 14 декабря 1939 года Советского Союза агрессором и исключение его из своих рядов в связи с войной против Финляндии привели к значительной международной изоляции нашей стран, Англия и Франция запретили вывоз многих групп товаров в нашу страну. Резко сократился экспорт леса из портов Европейского Севера, заход судов загранплавания в Архангельский порт, снизились объемы работы таможни. Таким образом, объем работы таможни и порта с началом Второй мировой войны уменьшился в 5-6 раз.
Однако далее обстановка еще более усугубилась, вывоза лесоматериалов из Архангельска и других портов вообще не было. В 1941 году внешнеторговые операции Архангельского порта начались лишь с сентября. Все это объяснялось, прежде всего, внешнеполитической ситуацией. В 1939-1940 годах штат Архангельской таможни состоял из 20 человек. Из 15 оперативных работников постоянно 4-5 человек, а в последующем - 8 находились на военных сборах, а другие, привлекались на трехмесячные военные сборы. Как и остальные граждане страны, по замыслу правительства, сотрудники таможенных органов готовили себя к военному делу, и в случае опасности должны были встать на защиту родных рубежей.
На многих заседаниях того времени отмечалась, что Мурманская и Архангельская, Владивостокская таможни сумели не только выстоять в тяжелые годы войны, но и воспитать, подготовить крепкие таможенные кадры, что помогло укрепить таможенную систему страны в целом и подготовить ее к выполнению задач в условиях послевоенного и современного периодов.
Они служили своей Родине, своему народу, они делали все чтобы выполнить свой долг, дни их радости совпадали с радостями Отечества, они приносили огромную пользу своему народу, а это главное в жизни каждого гражданина своей страны. Их подвиг навсегда останется в наших сердцах и станет примером настоящей выучки и мужества для всех продолжателей таможенного дела.
Информация о работе Российские таможни в годы отечественной войны