Роль «третьих лиц» в теории воспроизводства Т. Мальтуса и С. Сисмонди

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:10, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является выявление роли «третьих лиц» в теории воспроизводства Т. Мальтуса и С. Сисмонди. Для достижения цели данной контрольной работы были поставлены следующие задачи:
Изучить теорию воспроизводства.
Рассмотреть исторические условия.
Проанализировать роль «третьих лиц» в теории воспроизводства Т. Мальтуса и С. Сисмонди.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Исторические условия…………………………………………………..4
Предмет и метод изучения…………………………………………….7
Содержание теории……………………………………………………10
Роль «третьих лиц» в теории воспроизводства……………………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..18

Файлы: 1 файл

Контр. по ИЭУ.docx

— 46.59 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

гоу впо

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 

Факультет:  Факультет  непрерывного обучения

Специальность:  Менеджмент организации         группа:   3 поток

Личное дело №:  10ММД46345 
 
 

Контрольная работа № 1

по Истории экономических учений

на тему: вариант №11 Роль «третьих лиц» в  теории воспроизводства Т. Мальтуса и С. Сисмонди 
 
 

Выполнил студент:  Дергунова Анна Олеговна      курса: ФНО

Проверил преподаватель:  Кожевников Евгений Владимирович

Дата отправки работы в филиал ___________________________________

Дата регистрации  работы филиалом _______________________________

Деканатом_____________________________________________________ 
 
 

Уфа 2011

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

  1. Исторические условия…………………………………………………..4
  2. Предмет и метод изучения…………………………………………….7
  3. Содержание теории……………………………………………………10
  4. Роль «третьих лиц» в теории  воспроизводства……………………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………17

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Первые  серьезные сомнения в том, что  капиталистический порядок создан по подобию божию, появились в  буржуазной политической экономии под  непосредственным впечатлением первых английских кризисов, имевших место 1815-1819гг. Переполненные рынки, магазины, полные товаров, которые не находили покупателей, бесчисленные банкротства, с одной стороны, и кричащая нужда  рабочих масс, с другой стороны  – впервые бросилось в глаза  теоретикам.

    Источник  всех зол Сисмонди видит в несоответствии между капиталистическим производством  и обусловленным им распределением доходов, и здесь он затрагивает  интересующую нас проблему воспроизводства.

     Целью данной контрольной работы является выявление роли «третьих лиц» в теории воспроизводства Т. Мальтуса и С. Сисмонди. Для достижения цели данной контрольной работы были поставлены следующие задачи:

    1. Изучить теорию воспроизводства.
    2. Рассмотреть исторические условия.
    3. Проанализировать роль «третьих лиц» в теории воспроизводства Т. Мальтуса и С. Сисмонди.
 

 

  1. Исторические  условия

    Томас Роберт Мальтус  (1766-1834) — видный представитель классической политической экономии Англии. Творчество этого ученого формировалось в основном в первой четверти XIX в., но результаты его научных изысканий ценны и для современной экономической теории.

    Родился Т.Мальтус в сельской местности  вблизи Лондона в семье помещика. Его отец был человеком образованным, водил знакомство с философами и  экономистами своего времени, в том  числе с Д.Юмом и другими.

    Закончив колледж Кембриджского университета, Мальтус принял духовный сан и получил в сельском приходе место второго священника. Однако молодой Мальтус, всегда тяготевший к науке, с 1793 г. (в 27 лет) стал одновременно преподавать в колледже. При этом все свое свободное время он целиком посвящал исследованию захватившей его еще в юношеских беседах и дискуссиях с отцом проблемы взаимосвязи экономических процессов с природными явлениями.

    В 1798 г. появилась анонимно опубликованная книга под названием «Опыт о законе народонаселения». И спустя 5 лет, на этот раз под своим именем, в 1803 г. выпускает второе издание этой книги (всего при его жизни вышло шесть изданий нарастающим раз за разом тиражом).

    Талант  Т.Мальтуса, как ученого-исследователя и преподавателя с более чем десятилетним стажем не остался незамеченным. В 1805г. он принял предложенную ему кафедру профессора современной истории и политической экономии во вновь созданном колледже Ост-Индской компании, где исполнял также обязанности священника.

    Продолжая научные изыскания, в 1815 г. Т.Мальтус  издал еще одно произведение «Исследование о природе и возрастании земельной ренты». В данном сочинении Т.Мальтус, исходя из естественной природы ренты, пытался раскрыть механизм ее формирования и роста, обосновать значение этого вида доходов в реализации произведенного в обществе совокупного продукта. Однако окончательное суждение о ренте и некоторых других проблемах экономики он высказал позднее, в 1820 г. В тот год Т.Мальтус выпустил свой главный в творческом отношении труд «Принципы политической экономии, рассматриваемые в расчете на их практическое применение»1.

    Жан-Шарлъ-Леонар Симонд де Сисмонди (1773—1842) — французский экономист и историк швейцарского происхождения, родился в Женеве 9 мая 1773 г. Его род принадлежал к старинной женевской аристократии. Отец был кальвинистским пастором, владел невдалеке от Женевы имением, в котором протекало детство С.Сисмонди.

    По  окончании духовной кальвинистской «коллегии» в Женеве С.Сисмонди поступил в университет, который ему так и не удалось закончить. Но затем произошли известные французские революционные события, от которых С.Сисмонди с отцом не смогли уберечься даже в Женеве, и их посадили в тюрьму.

    С.Сисмонди было около 20 лет, когда его семья  вынуждена была эмигрировать почти  на семь лет; сначала на полтора года в Англию, где он углубленно вникает в «Богатство народов» А.Смита, а затем еще на пять лет в Италию, где некоторое время ему довелось лично управлять хозяйством на усадьбе своего отца в провинции Тоскана и одновременно писать свои первые научные произведения.

    По  возвращении в 1800 г. в Женеву С.Сисмонди целиком отдается научной и литературной деятельности. Уже первые его экономические работы «Картина сельского хозяйства Тосканы» (1801) и «О коммерческом богатстве или о принципах политической экономии в их применении к торговому законодательству» (1803).

    Очевидно, именно непосредственные наблюдения действительности и изучение экономической, политической и исторической литературы наиболее крупных европейских стран обусловили многоплановый и неординарный характер исследований этого ученого в пору его творческого подъема. А популярность С.Сисмонди росла буквально с каждой его последующей публикацией, в том числе особенно благодаря изданию двухтомника «Истории итальянских республик» (1807), лекций о литературе романских народов под названием «Литература Южной Европы» (1813).

    В 1813 г. С.Сисмонди переезжает в Париж, выступая с серией статей в поддержку  Наполеона. Но после реставрации  Бурбонов он переезжает в Англию, откуда несколько лет спустя возвращается в Женеву, чтобы провести там остальную  часть жизни. В этот период он пишет самые яркие свои экономические и исторические произведения, в числе которых «Новые начала политической экономии, или «О богатстве в его отношении к народонаселению» (1819), «Этюды по политической экономии» (1837), а также «История французов» (в 31 томе), «История падения Римской империи» (в 2 томах) и др.

    Скончался С.Сисмонди в Женеве 21 июня 1842 г. Чтобы  выявить вклад С.Сисмонди в историю  экономической мысли, необходимо рассмотреть  лучшее его произведение, которое, наперекор «Началам...» Д.Рикардо, названо им «Новые начала политической экономии...». В этом двухтомном труде он подробно излагает собственное видение предмета и метода политической экономии, а также теоретические воззрения по поводу характеристики производительного труда и разделения труда, народонаселения и доходов, воспроизводства и реформ2.

  1. Предмет и метод изучения

    Т.Мальтус основную задачу политической экономии видел в приумножении, благодаря прежде всего развитию сферы производства, материального богатства общество. Вместе с тем определенной особенностью его воззрений в этой связи явилась впервые предпринятая попытка увязать проблемы экономического роста и роста народонаселения, ибо до него в экономической науке считалось как бы «бесспорным», что в условиях либеральной экономики чем больше численность населения и темпы его роста, тем якобы благотворнее это скажется на развитии национального хозяйства, и наоборот.

    Солидаризируясь с А.Смитом в том, что источник богатства следует искать в общественном труде, и видя «предмет политической экономии» именно в материальном благосостоянии людей, С.Сисмонди в то же время делает категорическую оговорку об обязанности государства «дать возможность всем гражданам пользоваться тем физическим довольствием, которое доставляет богатство». И исходя из этой позиции, автор «Новых начал...» приводит далее две трактовки предмета политической экономии.

    Согласно  первой трактовке политическая экономия — это наука, изучающая «управление  народным богатством». Согласно второй — это «наука моральная» и «в значительной мере нравственная». Причем наука «моральная», потому что она «вводит в заблуждение, когда оперируешь голыми цифрами, и ведет к цели тогда, когда приняты во внимание чувства, потребности и страсти людей»; и наука «нравственная» — поскольку, во-первых, «она должна предвидеть... страсти (людей)» и, во-вторых, «неверно, будто достаточно указать на их (людей) выгоду, чтобы они стали ее добиваться»3.

    Таким образом, предмет изучения, по Сисмонди, сводится в основном к проблематике сферы производства, где, как он полагает, создается и приумножается материальное благосостояние людей. Однако, в отличие от классиков, он считает необходимым государству управлять «народным богатством» и полагаться при этом не на «абстракции» и «голые цифры», а на «чувства, потребности и страсти людей».

    Едва ли неожиданными можно признать те методы научного анализа, которые Сисмонди, по существу, заимствовал из сокровищницы классической школы конца XVIII — начала XIX в. В числе таких методов правомерно назвать:

    - каузальный метод анализа основных сфер экономической деятельности людей, что, в частности, обусловило противопоставление друг другу сфер производства и обращения и признание первой определяющей (доминирующей) сферой общественного хозяйства;

    - классовый метод анализа, в соответствии с которым рассматриваются социально-экономические отношения между так называемыми главными классами общества;

    - затратный (по Сисмонди, с учетом количества затраченного труда) метод определения стоимости и доходов;

    - непризнание (на основе описательного метода) самостоятельной и значимой роли денег в общественном воспроизводстве.

    Между тем именно специфические элементы методологии С.Сисмонди позволяют  судить об истоках новизны и своеобразия  творческого наследия этого ученого. Суть же этих элементов может быть сведена к следующим положениям.

    Во-первых, всемерная обращенность (в отличие  от классиков) «ко вмешательству  власти в дело регулирования богатства» с тем, чтобы не сводить «всю политическую экономию к простому... принципу laissez faire»4. При этом С.Сисмонди убежден, что «только власть» может не допустить расширение производства ради интересов «отдельных лиц», что целью всех наций должно быть соображение «...роста всеобщего довольства и достатка».

    Во-вторых, неприятие для политической экономии метода научной абстракции. В частности, С.Сисмонди упрекает последователей А.Смита за то, что те «бросились в абстракции, забывая о человеке». Вследствие этого наука в их разработках, заключает он, стала носить «спекулятивный характер» и «кажется оторванной от всякой практики».

    В-третьих, отрицание смитовской доктрины об «экономическом человеке». Ее, как подчеркивает С.Сисмонди, классики принимали в качестве «одной из аксиом», будучи уверенными, что «интерес каждого образует общий интерес». Однако это, по его мысли, не соответствует действительности, поскольку «каждый, стремясь осуществить свой собственный интерес за счет других, пускает в ход все доступные средства и не всегда при этом сдерживается силами, равными его силам», и отсюда, например, «благополучие каждого промышленника строится на разорении его собрата.»5.

    В-четвертых, непризнание объективной необходимости  ускорения научно-технического прогресса на благо всего общества, Аргументируя данную методическую позицию, С.Сисмонди пишет; «...хотя изобретение машин, увеличивающих силы человека, и является для человека благодеянием, однако несправедливое распределение прибыли, доставляемой ими, превращает машины в бич для бедняков» 6.

Информация о работе Роль «третьих лиц» в теории воспроизводства Т. Мальтуса и С. Сисмонди