Роль политических партий в парламенте

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 16:55, реферат

Краткое описание

Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемой власти. Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и др. сферы общества. Политическая деятельность - одна из форм общественной деятельности, но это особая, специфическая сфера деятельности. Она представляет собой совокупность действий общественных групп и отдельных лиц, а так же партий по реализации своих политических интересов и, прежде всего по поводу завоевания, использования и удержания власти.

Оглавление

Введение………………………………………….….…3
1. Структура и функции парламента………………….…4
2. Политические партии. Функции политических партий………………………………………………….11
3. Роль партий в политической системе. …………...17
4. Политическая борьба, как средство власти……....19
Заключение…………………………………………....20
Список используемой литературы…………………..21

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

   Функция политического контроля  и привлечения к ответственности.  В системе разделения власти  наряду с наличием механизмов  торможения и противовесов парламент  к тому же наделен в одних случаях исключительным (привлечение к ответу президента республики), в других – особыми (выражение недоверия правительству), а в третьих – специальными (например, лишение депутата права на неприкосновенность, отстранение от обязанностей, интерпелляция и т.д.) полномочиями. Правомочия парламента в области контроля, отчета и привлечения к ответственности чрезвычайно велики, но используются они как в сущности исключительные.

   Функция обеспечения политической  гласности. Современный парламент  – главный форум политической  гласности, ее концентрированное  проявление. Парламент – тот институт, где представители партии,  независимые депутаты, правительство, депутаты, предлагающие различные альтернативы решения, парламентские фракции, комиссии обязаны открыто заявлять о своих позициях, намерениях, профессионально, политически аргументируя и развивая их. Если этого не происходит, то любого депутата, любую комиссию или фракцию (или представителя таковых), любого члена правительства можно заставить открыто аргументировать свою позицию.

     Парламент, как форум политической гласности, требует от партий, правительства, депутатов открытой политической полемики. Ограничение парламентской гласности (на пленарных заседаниях, заседаниях комиссий) приемлемо только в чрезвычайных случаях и строго оговорено определенными условиями.

    Функция легитимации. Демократически избранный парламент, осуществляющий свои функции – важнейший институт легитимации. Современный парламент, как целое, как организация и система институтов, осуществляет свою легитимационную функцию посредством юридически закрепленного и регулируемого функционирования. Парламентская легитимация – это легитимация организации, института, а не отдельного лица; эта функция принадлежит не депутату или депутатам, а парламенту в целом.6

     С одной стороны, парламентская  легитимация – это следствие демократического избрания парламента, демократизма его функционирования и гласности, с другой стороны, легитимационный эффект парламента распространяется на всю политическую систему, включая внепарламентские государственные институты.

    В качестве заключения по данному  вопросу следует отметить: власть  парламента – производное от  суверенитета народа на основе  демократических выборов. В интересах  выполнения определенных функций  парламент наделяется легитимной  властью; в системе разделения власти парламентская власть – ограниченная, обособленная от других подсистем власти, но в то же время вынужденная взаимодействовать с ними власть; власть парламента – конституционная, нормативно гарантированная власть; парламентская власть сопряжена с выполнением определенных функций. В этом отношении она имеет гарантированный масштаб и характер, а сами функции объективно обусловливают как широту полномочий парламента, так и их пределы; парламентская власть и парламентаризм, как специфическая структура и система власти, являются частью партийной политической системы, в условиях которой партии ведут борьбу друг с другом за власть в парламенте.

   Сущность современного парламентаризма  исчерпывается данными критериями, все прочие существующие характеристики – их производное. Это парламентские выборы, внутреннее функционирование парламента, его структура, организационная система, его связь с другими факторами власти, статус депутата и т.д.  

2. Политические партии. 

     Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии.

   Партия - это политическая общественная организация которая борется за

власть  или за участие в осуществлении  власти. Политическая партия - это

организация, объединяющая на добровольной основе наиболее активных

представителей  тех или иных классов, социальных слоёв или групп и

предназначена для их социального просвещения  и предания их действиям по

защите  интересов целенаправленного и  организованного характера, отстаивания их интересов в системе политических интересов и институтов.7 Главная цель деятельности политических партий - это защита социально-политических интересов определённых групп населения. Ради этого и ведётся борьба за завоевание и удержание влияния, а также установления связей между обществом и государством. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в США в начале XIX в. В

настоящее время в России действует более  шестидесяти партий. Они имеют  статус региональный и республиканский. Они отличаются по истокам и генезисам. Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально партии активно действовали только в периоды избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны партийной дисциплиной. Политические партии с оформлением партийных билетов, взносов, членства в партии и дисциплиной появились в Европе с возникновением массового

организованного рабочего движения. Существующие сейчас политические партии по организационной структуре можно отнести к двум основным типам: организационно оформленным и организационно неоформленным.

Организационно  оформленные: В партиях этого типа члены партии получают партийные билеты и платят  взносы.

Организационно  неоформленные: В партиях этого типа нет официального членства (состояния в партии), а для того что бы считаться членом такой партии достаточно что бы за тебя проголосовал комитет этой партии. Общее, что присуще всем современным партиям, наличие партийного аппарата. То есть организованной группы людей, для которых партийная политическая деятельность является профессией.

Существуют  ещё классификации пот множеству  других критериев8:

1.   по целям и программным установкам;

2.   по формам организации;

3.   по методам деятельности;

4.   по социально-классовым критериям.

В современном  мире выделяется множество типов:

1.   Идеология, программа и политика  которой направлена на утверждение  и

совершенствование различных форм социальных отношений  в рамках техническо- научного буржуазного пост индустриального общества. По способам достижения программ, целей выделяющихся в этой группе:

·     правоконсервативные;

·     центриские;

·     либерально-реформиские.

Ранее партии защищали интересы банкиров, промышленников и т.д. в настоящее время они вынуждены защищать интересы не только высоко доходных групп, но и трудящихся масс, наёмных работников ибо без их поддержки невозможно победить на выборах либо сохранить позиции в системе. Многие из них превратились в общественные политические движения.

2. Партии социалистического выбора, отстаивающие интересы, главным образом, трудящихся, рабочего класса:

·     коммунистические партии;

·     социалистические партии;

·     социал-демократические партии;

·     лейбористские партии.

      Достижение свобод и равноправия, создание социальных гарантий на реализацию прав и интересов, утверждение социальной справедливости и реальной демократии. Защита наёмных работников от социального угнетения и эксплуатирования, преодоление отчуждения работников от средств производства и управления обществом; приоритет общественной собственности на средства производства в рамках смешанной экономики. Установление демократического контроля над развитием национального хозяйства. Они за ненасильственный мир. Эта партия неоднородна. Среди них выделяется партии правого полка, которые близки к курсу буржуазно-либеральных партий. Центриские, левоцентриские – они провозгласили своими идеалами демократическое и гуманное общество, политический и идеологический плюрализм, т.е. множественность точек зрения, идеологий, программ и доктрин; смешивая экономику, в которой приоритет за крупным капиталом, крупными предприятиями. В основном эти партии социалистические. Они взяли марксизм за свою основу. Леворадикальные партии - Российская рабочая партия, Социалистическая партия трудящихся. Они опираются на марксискую концепцию социализма в неизменном виде без учёта реалий сегодняшнего дня. Партии авангардного типа появились в ходе развития рабочего движения. Для них характерны повышенные требования при поступлении в партию, а также детальная регламентация их деятельности внутри структуры партии, строгая партийная дисциплина. Если такая партия приходит к власти, то она превращается в номенклатурную партию. Партии, предназначенные для избирательных кампаний. Эти партии не имеют фиксированного членства, партийных билетов, обязательных членских взносов, они формируются на основе  добровольных пожертвований частных лиц, корпораций, общественных организаций, ассигнований госбюджета. Чтобы принадлежать к таким партиям, достаточно поддержать на выборах их кандидатов. Эти партии активизируют свою деятельность в период выборов в государственный аппарат. Функции парламентских партий схожи с функциями предыдущей партии:

1.   разработка стратегических и  тактических избирательных программ,

реализации  которых они будут добиваться;

2.   изучение общественного мнения  в различных регионах и в  стране в целом;

3.   оценка формирования неформальных  лидеров;

4.   подбор, выдвижение кандидатов, их  подготовка к участию в избирательной кампании, к деятельности в системе государственных органов в случае победы;

5.   идеологическая и организационная  работа по обеспечению победы  кандидатов на выборах;

6.   решение технологических и финансовых  проблем, связанных с выборами;

7.   организация противодействия конкурирующим партиям и их кандидатам;

8.   контроль за деятельностью избранных  депутатов, их фракций в парламенте, в местных органах.

  Эти партии имеют компактную организационную структуру, они допускают

фракционную деятельность внутри себя. Огромную роль здесь играет партийная элита и фракция в парламенте.

    Партия-община (партия-клуб) - это массовая организация, где граждане

объединяются  не по принадлежности к какой-либо политической платформе, а схожи и по общим взглядам и интересам, чтобы удовлетворить потребности в общении, поговорить на близкие темы. Многие из этих партий становятся активными субъектами политики. Здесь минимум штатных работников, но их численность увеличивается в период предвыборной кампании. Активные граждане работают на общественных началах.

Карманные партии - это небольшие организации, которые создаются

несостоявшимися лидерами, под их программой для  реализации их эгоистических интересов. Они не имеют строго очерченной социальной базы. Члены находятся под жестоким контролем и влиянием со стороны лидера. Каждая партия создавалась для защиты интересов определенных социальных групп. По этой причине партии, как правило, не однородны и  имеют внутри себя фракции - группы выдвигающие программы несколько  отличные от общей, основной программы партии. Существование в партии  различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей.

      Существует масса классификаций функций политических партий. Достаточно удобно их рассматривать, разделив на три большие группы:

  1. Функции, отражающие связующую роль партий и государства:
    1. Представительство политических интересов. Политические партии представляют интересы социальных групп в органах власти.
    2. Идеологическая функция. Под политической идеологией понимается социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Партия предоставляет человеку идеологию - удобную целостную схему объяснения реальности (политической, экономической и т. д.), обозначенные в этой схеме интересы человека, механизмы решения проблем.
    3. Приобретение и формирование власти (собственно политическая функция). Т.е. представители политических партий осуществляют политическое управление.
    4. Политическая социализация - это процесс политического становления личности, вхождения человека в политику, его подготовки и включения его во властные отношения. Политические партии ведут активную пропаганду, разъясняют свои идеи, предпринимают различные действия. Делая это, они невольно повышают политическую грамотность населения. Люди получают полную и разностороннюю информацию о том, какие существуют партии, какие цели они преследуют, как они видят развитие общества. Располагая этой информацией, человек начинает больше понимать значимость политических вопросов, а также получает возможность делать более обоснованный выбор во время выборов.
    5. Легитимация власти. Легитимность власти - законность власти в глазах народа. Партия выступает как мост между обществом и государством.
  2. Вторая группа функций - собственно политические функции партий, т.е. получение государственной власти для реализации политических, экономических и прочих программ, разработанных данной партией. :
    1. Разработка и принятие политических решений. Осуществление политического курса общества. Этим занимаются партийные фракции в Парламенте, представители партий в Правительстве.
    2. Функция привлечения и подготовки государственных деятелей. Приходя к власти, партия формирует основные органы исполнительной власти за счет своих членов или сторонников, а следовательно, пополняет число опытных управленцев. Партии также осуществляют селекцию кандидатов на должности в представительных органах.
    3. Корректировка политического курса на основе механизма обратной связи (т.е. реакция на изменения в обществе)
    4. Защита политической системы от общества (недовольство последнего направляется на партии или персоны, а не на саму государственную машину) 

Информация о работе Роль политических партий в парламенте