Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:19, статья
Гражданская война - катастрофа более страшная, чем война с внешним врагом. Она разводит по разные стороны баррикад единый народ, раскалывает семьи и даже личность человека. Она носит тотальный характер и оставляет тяжелые душевные травмы, которые долго влияют на жизнь общества. Каковы причины, приводящие к катастрофе братоубийства? Можно ли их сводить только к конфликту классов и отдельных социальных групп? Можно ли считать Гражданскую войну 1861-1865 гг. только лишь конфликтом промышленной буржуазии Севера и плантаторов-рабовладельцев Юга в их борьбе за власть и влияние в Союзе?
"среди нас есть работающие белые бедняки, но они не принадлежат к низшему классу. В их представлениях негры не равны им... Они принадлежат к той действительно настоящей аристократии, которой является раса белых людей" [56].
Большинство южных газет, заявляя,
что нет особой разницы между
республиканцами и
Главная претензия к Северу, многократно повторяемая в его прессе, в речах и заявлениях политиков и закрепленная в декларациях о причинах сецессии, - это обвинение в ведении аболиционистской пропаганды, в возбуждении в рабах духа восстания и мятежа. В "Ордонансе Южной Каролины о сецессии" в качестве одной из главных причин указывается неуважение северных штатов к институту собственности на рабов, активная аболиционистская пропаганда:
"Эти штаты присвоили себе
право судить о правомочности
наших внутренних институтов
и отрицали права на
Хотя эти аргументы не отличались оригинальностью, они встречали благоприятный отклик, поскольку многократное повторение этих простых и четких формулировок не просто закреплялось в мозгу, но и воздействовало на собственнические чувства южан. Другим мощным рычагом воздействия на общественное мнение было обращение к чувству попранной справедливости в отношении Юга, прежде всего в связи с доступом к земельному фонду на новых территориях [58].
По-прежнему важной в пропагандистском отношении считалась мысль о том, что земли, завоеванные у Мексики, являются общим достоянием, как свободных, так и рабовладельческих штатов, поэтому на них также должен распространяться институт рабства наравне со свободным трудом. В Декларации Джорджии подчеркивалось:
"Мы проливали за эти земли
свою кровь и платили свои
деньги. Мы требовали их раздела
по линии Миссурийского
Не случайно все предложения компромиссов, предлагаемые сторонниками Юга на Севере в 1860-1861 гг., включали требование продления линии Миссурийского компромисса до Тихого океана.
На Юге благодаря неустанным
усилиям южной пропаганды сложилось
представление об особом пути развитии.
Создание южной пропагандой мифов
сочеталось с резкой и нелицеприятной
критикой северной модели развития. В
этот период начинается формирование
концепта "южного самосознания" и
"южной культуры" как особой
доминанты в американской культурной
традиции. Происходит становление регионального
самосознания, выразившееся в мифологизации
прошлого, поиске архетипов и политических
идей, способных противостоять
В это время у южан начинает формироваться негативный образ Севера, "агрессивных янки", стремящихся уничтожить основы "южной цивилизации". В ряде статей в южном журнале "Саузерн квотерли ревью", издаваемом писателем У. Симмсон, речь шла о существовании в рамках североамериканского Союза двух цивилизаций - "северной" и "южной". Само собой, разумеется, подразумевалось превосходство "южной" цивилизации над "северной".
Английский журналист У. Рассел, путешествуя в 1861-1862 гг. по США, отмечал в своих дневниках, что южане считают себя особым народом со своей собственной судьбой [61].
"Нет ничего во всех темных
пещерах человеческой страсти
столь жестокого и
Назревавшая Гражданская война
многими современниками-
"поскольку их (северян. - Т.А.) откровенная
цель - ниспровергнуть наше общество,
не только отнять нашу
Эти идеи находили самое широкое подтверждение в южной прессе. Газета "Нэчез фри трейдер" (Миссури) заявляла 19 ноября 1860 г.:
"Рубикон перейден. Мы должны
действовать. Если мы не можем
иметь равенство штатов в
У большинства жителей Юга, во многом
благодаря южной пропаганде, отсутствовала
объективная картина
Их намерения по разрушению страны были призваны не только сохранить аграрный характер Юга, но и подчинить его экономику диктату более развитых в промышленном отношении европейских держав. Англия не скрывала своего удовольствия, наблюдая, как разваливается на части страна, которая ранее являлась ее колонией, и как огромная часть этой страны готова была стать ее полуколонией, ее аграрно-сырьевым придатком, не видя в этом никаких негативных последствий. Главный тезис состоял в том, что Юг, отделившись и отменив протекционистские тарифы, сможет покупать дешевые и более качественные английские товары. Таким образом, общественное мнение Юга в конечном счете не только оправдало курс на сецессию и развязывание Гражданской войны, но и оказалось достаточно монолитным и сплоченным, поскольку даже юнионисты и их пресса вынуждены были смолкнуть под напором аргументов защитников особой цивилизации Юга.
На Севере отражение в общественном
мнении углублявшегося секционного
конфликта создавало более
Большинство газет Севера отвергало сравнение сецессии южан с войной за независимость.
Уподобление южных экстремистов "революционным отцам-основателям является клеветой на характер и поведение людей 1776 г., которые сражались, чтобы установить права человека... и принципы универсальной свободы", - объявлял известный поэт и журналист У. Брайант в "Нью-Йорк ивнин пост". - Юг восстал "не из интереса всеобщей гуманности, а из внутреннего деспотизма... Его девиз - не свобода, но рабство" [64].
"Декларация независимости Т.
Джефферсона говорила о
Известный политик Ч. Самнер, выступая в Сенате, заклеймил "варварство рабства". Он заявил, что "особый институт" Юга, который южная пропаганда живописала как благодетельный для негров, был варварским учреждением, и южане, которые основали его, являются настоящими варварами без всяких признаков цивилизации". Выступая позже в Нью-Йорке, Самнер предсказал, что с избранием Линкольна рабство вскоре скончается "подобно отравленной крысе, которая умирает в своей норе" [66].
Конечно, такие настроения на Севере
формировались в значительной степени
под воздействием аболиционистской
пропаганды, которая в течение
десятилетий разоблачала
Главный идеолог движения У. Гаррисон
неоднократно заявлял, что ради ликвидации
этого позорного института
"Все попытки спасти Союз -
просто идиотизм, - утверждала его
газета "Либерейтор". - Наконец
«соглашение с дьяволом»
Шесть недель спустя в этой же газете снова утверждалась:
"Теперь давайте созовем
Неверно было бы утверждать, что подобные
призывы не оказывали никакого воздействия
на общественное мнение. Когда началась
сецессия Юга, некоторые радикальные
республиканцы также
"Если штат Южная Каролина
хочет уйти, - заявляла "Чикаго
трибюн" в октябре 1860, - позвольте
ей это сделать. И пусть она,
подобно больному члену,
Большинство северных экстремистов не осознавало в достаточной степени, к каким трагическим для страны последствиям вели их призывы к разделу страны, подхваченные, правда из самых разных соображений, многими ведущими изданиями Севера.
Перед лицом надвигающейся
"Очень легко разрушить Союз на бумаге, но на практике... огромные препятствия возникнут на этом пути. Политические узы, может быть, разорвать сравнительно легко, но социальные и коммерческие связи... могут быть разорваны только после отчаянной борьбы" [71].
В то же время данная газета приветствовала избрание А. Линкольна президентом, утверждая, что это позволит решить насущные для Севера вопросы введения протекционизма и принятия закона о гомстедах.
Перед Севером встал трудный вопрос: какую политику проводить в сложившихся условиях? Большинство жителей Севера требовали решительных действий, призывая на многочисленных митингах к сохранению Союза и наказанию мятежников [72]. Однако такую позицию разделяли далеко не все. Немало было колеблющихся, которых пугала перспектива Гражданской войны. Выражая их взгляды, "Трибюн" заявляла:
Информация о работе Роль общественного мнения в канун гражданской войны в США