Римская республика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 23:07, реферат

Краткое описание

Общественный строй Римской республики был весьма сложным. Основными классами были рабовладельцы и рабы. Класс рабовладельцев формировался из представителей верхушка патрициата и плебса. Это была новая знать, так называемые нобили.

Оглавление

1. Государственный и общественный строй Римской республики 3
2. Роль юристов и юриспруденции в развитии римского права 10
3. Римское право по законам ХII таблиц 12
4. Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Римская республика.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Содержание

 
 
  1. Государственный и общественный строй Римской  республики  3
  2. Роль юристов и юриспруденции в развитии римского права          10
  3. Римское право по законам ХII таблиц              12
  4. Список литературы                 20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Государственный и общественный строй Римской республики 

     Общественный  строй Римской республики был  весьма сложным. Основными классами были рабовладельцы и рабы. Класс рабовладельцев формировался из представителей верхушка патрициата и плебса. Это была новая знать, так называемые нобили.

     Только  римский гражданин был наделен  всеми правами, т.е. мог участвовать в народном собрании, мог стать воином и получить от государства земельный надел. А женщины в Римской республике были лишены политических прав к какому бы сословию они не относились и они обладали урезанной гражданской правоспособностью.

     Итак, рассмотрим характерные черты низших сословий в римской республике.

     Вольноотпущенники – рабы, отпущенные на волю. Формально они становились римскими гражданами, но права их были урезаны, что выражалось в следующем:

     -           вольноотпущенник не мог служить в армии;

     -           не мог быть избран на какую-либо должность;

     -           голосовал только в территориальной трибе.

     Латины  – категория подвластного и неполноправного населения, не имевшие римского гражданства. Перегрины также не имели политических прав.

     И самое низшее сословие в римской  республике - рабы, не имевшие никаких прав.

     Основным  органом власти в Риме был сенат. Сенаторов назначала избранная  народным собранием коллегия цензоров. Фактически сенаторы отправляли свою должность пожизненно, т.к. цензоры крайне редко пересматривали состав сената. Закон запрещал сенаторам заниматься торговлей и ростовщичеством. Сначала в сенате было 300 сенаторов, а позднее его численность достигла 600 знатных людей за счет лиц, занимавших в прошлом высшие должности в государстве. Созывали сенат высшие магистраты: консул, претор, а затем и народный трибун. Кто собирал сенат, тот и председательствовал в нем. Всякий законопроект сначала обсуждался в сенате, а потом выносился на голосование в центуриатные комиции. Такая же процедура была и при выборах должностных лиц. Сенат мог объявить принятый собранием закон или постановление недействительными. И в этом заключались его законодательные функции.

     Сенат вместе с тем был и органом  исполнительной власти. Весь государственный аппарат находился в его подчинении. К компетенции сената относились: управление провинциями, наблюдение за государственным имуществом формирование и утверждение бюджета, монетное дело, строительство дорог, военное дело, дела культов и т. д., распоряжение казной. В чрезвычайных обстоятельствах мог установить военную диктатуру. Тогда один из консулов назначал диктатора, который был начинен чрезвычайной властью. Все обычные магистратуры становились в его подчинение.

     Сенат не был судебным органом, но он был  вправе назначать судебные коллегии и давать указания о расследовании  преступлений. Сенат по своему составу был органом римской аристократии, а потому Рим был аристократической республикой.

     Народные  собрания (комиции) в Риме были двух видов: центуриатные и трибутные.

     В центриатных комициях утверждали (или  отклоняли) законопроекты; избирали консулов, цензоров, преторов, других магистров  республики.

     Постепенно  законодательная компетенция центурий переходит к комициям трибутным. В этих собраниях присутствовало все полноправное население, живущее в этом округе. На собраниях обсуждали и принимали законы, избирали народных трибунов. Каждая триба имела один голос. Если собрание происходило под председательством плебейского (народного) трибуна, то его решение называлось плебисцитом. Трибутные комиции получили право рассматривать жалобы на решение магистратов по судебным делам.

     Следующим государственным органом является магистратура, как совокупность должностных лиц республики, ее магистратов (начальников). Магистратуры были чрезвычайные и ординарные, т.е. обыкновенные.

     Высшими магистратурами были консулы и преторы. Они обладали такими правами, которые  носили название - империум: командовали армией, собирали народное собрание и сенат, председательствовали в этих органах, издавали приказы и отправляли суд.

     Самыми  высшими магистратами были консулы, их было двое. Они командовали армией, заключали перемирие с врагами, имели право отменять решения других магистратов, кроме народных трибунов. Со временем ряд полномочий консулов перешло другим магистратам. С учреждением должности преторов консулы потеряли право суда по гражданским делам. Это право перешло к преторам, которые еще помимо этого имели право собирать народное собрание и сенат. 

     Цензоры избирались центуриатными комициями  на 5 лет. Они распределяли граждан  по разрядам, определяли сумму налога, заполняли вакантные места в  римском сенате.

     Плебейские  трибуны защищали плебеев от насилия  и несправедливости. Трибуны избирались из плебеев сроком на 1 год в количестве сначала 2, затем 5 и, наконец, 10 человек.

     Трибуны имели большую судебную власть. Они  могли вызвать к себе любого гражданина, любое должностное лицо, даже консула. Они могли подвергнуть аресту и денежному штрафу всех, кто им противодействовал. Наряду с этим трибуны имели право прекращать следствие и освобождать из тюрьмы должников. Постепенно трибуны получили право созывать народное собрание. Но они не могли созывать собрания по центуриям, т.к. не обладали военной властью. Они собирали только народные собрания по округам (трибам).   

     Все магистратуры были коллегиальными и  избирались на 1 год кроме цензоров, т.к. они собирались на 5 лет.

     После подчинения всей Италии государство  римлян стало одним из самых сильных и больших в западном средиземноморье. Самым сильным соперником Рима был город Карфаген. Сам город Карфаген был расположен на северном берегу Африки и был рабовладельческой республикой. Первая война между Римом и Карфагеном началась в 264 г. до н. э. и продолжалась 23 года. Результатом войны была победа Рима над Карфагеном. 

     В дальнейшем происходит вытеснение труда  свободного римлянина. В результате невиданной эксплуатации рабов рабским  трудом появляется особое сословие - оптиматы («лучшие»).

     Из-за этого разорившиеся крестьяне устремились  в Рим, а рабы периодически поднимали восстания. Все эти обстоятельства требовали организации сильной армии.

     Опасность восстаний рабов разглядел Тиберий Гракх, который провел ряд реформ. Он предложил ограничить право пользования общественной землей 125 га. Вся общественная земля сверх этой нормы должна была быть отобрана у латифундистов и разделена между безземельными и малоземельными крестьянами по 30 югеров. Участки должны были даваться крестьянам за небольшую арендную плату без права продажи. Также предлагалось создать особую комиссию из 3 человек и провести этот закон в жизнь.

     После того, как Тиберий выдвинул свою кандидатуру в народные трибуны и на следующий год, сенат пошел на убийство Гракха. На должность трибуны был выбран младший Гракх-Гай. Он предложил понизить цены на хлеб, предоставить гражданские права всем жителям Италии. Но реформы эти не были реализованы.

     В дальнейшем на выборах консулов на 107 г. до н. э. консулом был избран Гай  Марий.

     Марий стал набирать в армию граждан  независимо от их имущественного положения. Срок службы значительно увеличил (16-20 лет). Поменял структуру войска, т.е. армия превратилась в наемную.

     Военная реформа Мария подготовила основу установления военной диктатуры в римской республике.

     На  консульских выборах 89 г. до н. э., кроме  Мария выдвигался и Сулла, за которого стояла вся знать и большинство  сенаторов и Сулла был избран консулом.

     Хотя  Марий не был выбран консулом, но было предложено присвоить ему звание проконсула и назначить его командовать войсками вместо Суллы. В результате чего Сулла поднял солдат и захватил Рим. Перепуганный сенат дал Сулле звание пожизненного диктатора.

     Окончательное крушение республики было связано с  восстанием Спартака в 74 г. до н.э. Хотя восстание претерпело поражение, оно указало господствующему классу на необходимость установления сильной власти и ликвидации республиканских форм правления.

     В дальнейшем происходит неповиновение  рабов и свободной бедноты, подрыв влияния сената. В то время наиболее известными политическими деятелями были Помпей, Красс и Гай Юлий Цезарь, которые заключили в 60 г. до н.э. «Союз трех» (триумвират). Они стали настоящими хозяевами Рима. Республика стала доживать свои последние дни. Каждый из членов триумвирата хотел захватить власть, в результате чего развернулась гражданская война между Помпеей и Цезарем. Цезарь победил и ему был поднесен титул «Отец отечества», также ему было предоставлено пожизненное звание диктатора, право объявлять войну, заключать мир, распоряжаться государственной казной. И войска провозгласили Цезаря императором.

     Римская республика окончила свое существование, начался период римской империи. 

     После смерти Цезаря его наследником стал Октавиан Август. Правление Августа  стало завершающим этапом становления нового строя.

     Во  времена принципата продолжали существовать все республиканские органы власти и управления. Иногда собирались народные собрания, которые выражали поддержку  принятым принципсом решений. Принципсам называли императора по его первому званию первого сенатора. Законодательную деятельность принципс осуществлял через сенат, формирование которого стало его компетенцией.

     Право избрания принципса-императора принадлежало Сенату. В действительности император  сам назначал себе приемников. Окончательное же слово оставалось за армией, а точнее за гвардией императора. Командир преторианской гвардии по должности был одновременно и градоначальником Рима и осуществлял надзор за высшими чиновниками империи. Все более активную роль в управлении стала играть императорская канцелярия.

     Если первые римские императоры еще как-то считались с сенатором, то в дальнейшем сенат превратился в совещательный при императоре орган.

     Особое  место в государстве стала  занимать армия. К тому времени. она стала полностью наемной, а командный состав подбирался только из оптиматов и всадников.

     Римская империя простиралась на почти всю  Европу. Вместе с ней туда пришло и право. Рим центр торговли, центр  частных отношений. Рим взял на себя роль лаборанта и слил нормы международного оборота в единое стройное целое. После распада Римской империи право продолжало действовать в Византии и в частях бывшей Римской Империи. Римское право – писаный разум. Римское частное право – лучшее право частной собственности. Все слои предпринимательства западного общества были заинтересованы в рецепции римского частного права. В 9 веке создана школа в Равенне, Павии, Орлеане и других. В них изучали Римское частное право. Глоссаторы в 11 веке в Болонском университете. Ни одна страна Европы, включая Англию не избежали влияния Римского частного права. Оказало существенное влияние на правотворчество. Швабский зерцал в 1275 г. содержит много из кодификации Юстиниана(Германия). Кодекс Наполеона в 1804 г. реципировал много из Римского частного права. КН лежит в основе кодификаций всех частей света (К. Маркс). В средние века Римское частное право часто имело прямое действие. Римское частное право - самая лучшая разработка по частной собственности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Роль  юристов и юриспруденции в развитии римского права 

      Деятельность  юристов выражалась в трех функциях:

      a) cavere — составление формул различных частноправовых актов, совершаемых отдельными лицами (завещаний, актов продажи и т.п.). Чтобы оценить значение этой функции, нужно принять во внимание строгий формализм римского права, при котором пропуск хотя бы одного слова обессиливал совершенный акт, делал его юридически ничтожным;

Информация о работе Римская республика