Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 00:05, реферат
Поворотным пунктом в истории Японии нового времени были события 1868 г., известные в японской историографии под названием « Мэйдзи исин». В политическом плане они привели к свержению феодальной надстройки – власти сёгуната Токугава, а также связанной с ней административно-политической системы «бакухан» или «бакуфу» («военно-полевая ставка») и установлению новой системы политической власти – централизованного государства абсолютистского типа во главе с императором.
Введение ………………………………………………………………………..3
1. Предпосылки революции ………………………………………………….5
2. Ход революции ……………………………………………………………...6
3. Результаты революции
3.1 Конституция 1889 года …………………………………………………...7
3.2 Судебная реформа ………………………………………………………..9
3.3 Аграрные преобразования ……………………………………………...10
3.4 Социальная стратификация деревни …………………………………13
Заключение …………………………………………………………………...16
Список литературы ………………………………………………………….18
Император
обладал полнотой исполнительной власти.
Он назначал министра- президента (премьера)
и по его представлению всех остальных
министров.
Кабинет министров нес ответственность
только перед императором. Его не могли
свалить ни вотум недоверия, поскольку
последний не был предусмотрен конституцией,
ни отставка отдельных министров, поскольку
законодательство не предусматривало
коллегиальной ответственности министров,
ни отклонение парламентом бюджета, так
как конституция разрешала в этом случае
применение бюджета предшествующего года.
Кабинет
министров был
Законодательная власть принадлежала императору совместно с парламентом. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без императорского утверждения и подписи, и без санкции Тайного совета. В промежутках между сессиями парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона. Император созывал парламент и закрывал его, переносил сроки парламентских заседаний, мог распустить палату депутатов. Император также имел право на амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах.
Японский парламент состоял из 2-х палат: палаты пэров и палаты депутатов.
В палату пэров входили: члены императорской фамилии, титулованная знать и лица, назначенные императором.
Вторую палату составляли депутаты, победившие на выборах (более 300 человек), причем, женщины в выборах не участвовали, а остальные избиратели были ограничены высоким имущественным цензом.
По конституции парламент получил право законодательной инициативы и избирался на 4 года.
Конституция не упразднила деятельность совещательных органов при императоре. К их числу относились: "тайный совет", "генро" - внеконституционный совещательный орган при императоре; министерство императорского двора; совет маршалов и адмиралов и др. Тайному совету было передано рассмотрение важнейших государственных дел. Правительство советовалось с ним по всем важным вопросам политики; от него исходило одобрение императорских указов о назначениях; он имел право толкования конституции.
Конституция 1889 г. заложила государственно-правовые основы капиталистического развития страны. Однако в дальнейшем развитие Японии идет по пути милитаризации государства. Позиции военных были очень сильны в неконституционных учреждениях - Тайный совет и генро. В 1895г. был законодательно подтвержден порядок, по которому на посты военного и военно- морского министров назначались только чины высшего военного и военно- морского командования. Тем самым военщина получила дополнительную возможность давления на правительство и парламент. С 79-х гг. ХIХ в. Япония становится на путь агрессивных войн и колониальных захватов.
Возникновение
первой буржуазной политической партии
в Японии относится к 1881 г. Она
была названа "дзиюто", что означает
"либеральная партия". В
1898 г. императорское правительство, умудренное
опытом парламентского правления, решило
превратить дзиюто в полуправительственную
партию. В 1900 г. партия была переименована
в сейюкай ("ассоциация политических
друзей").
Членами ее могли стать депутаты парламента,
чиновники местных органов власти, главы
торговых палат, председатели акционерных
обществ с капиталом не ниже 50 тыс. иен,
директора банков, капитал которых превышает
100 тыс. иен, адвокаты, крупные налогоплательщики.
Покровителем партии становится крупнейший
промышленный концерн "Мицуи".
Интересы другого крупного концерна - "Мицубиси" - выражала партия минсейто ("партия народной политики").
Таким образом, хотя слабость японского парламента исключала строгость партийных кабинетов, но приближение к партийной системе все же было.
3.2 Судебная реформа
В области
внутригосударственных
В 1890 г. получил новую редакцию уголовно-процессуальный кодекс.
Судебное следствие должно было основываться на принципах гласности, устности, состязательности.
В начале ХХ в. в Японии был введен суд присяжных заседателей.
С 1872 года
в суды стали допускаться
Закон 1890 года в соответствии с конституцией формально закрепил принцип несменяемости и независимости судей, предусмотрев возможность смещения, понижения судьи в должности только в случаях привлечения его к уголовной ответственности или наказания в дисциплинарном порядке. С этой целью в этом же году был принят Закон о дисциплинарной ответственности судей. Непосредственные рычаги давления на судей сохранялись у министра юстиции, обеспечивающего общий административный надзор за японским правосудием, обладающего правом выдвижения судей на высшие судебные и административные посты.
Для замещения должности судьи, согласно Закону 1890 года, требовались юридические знания и профессиональный опыт. Судьями становились лица, сдавшие соответствующие экзамены и успешно прошедшие испытательный срок службы в органах суда и прокуратуры в течение трех лет.
Законом 1890 года предусматривалось также создание Высшего публичного департамента прокуратуры со штатом местных прокуроров, подчиняющихся строгой субординации. К прокурорам предъявлялись те же квалификационные требования, что и к судьям, на них также распространялся контроль министра юстиции, которому принадлежало право давать указания прокурорам по тем или иным судебным делам.
В 1893 году
был принят Закон об адвокатуре.
Адвокаты стали участвовать в
работе суда. Адвокатский корпус находился
под жестким контролем как министра
юстиции, так и прокуратуры. Адвокаты также
подпадали под юрисдикцию дисциплинарных
судов. Право привлекать их к дисциплинарной
ответственности принадлежало прокурорам.
Несмотря на все эти нововведения
«правоохранительная» система Японии
еще долго оставалась репрессивным придатком
имперской власти.
3.3 Аграрные преобразования
Значение
аграрных преобразований, проведенных
в первые годы периода
Мэйдзи, крайне велико. Они оказали всестороннее
влияние на последующее развитие всего
японского общества. С реформой аграрных
отношений в первую очередь связаны такие
мероприятия правительства, как отмена
феодальной зависимости крестьян, феодальной
собственностью на землю, введение свободы
выбора возделываемых культур и, наконец,
реформа поземельного налога. В сочетании
с изменением классового характера власти
(хотя и не радикальным) одних этих преобразований
достаточно, чтобы признать события Мэйдзи
буржуазной революцией.
Осуществление этих мер привело к утверждению
частной собственности на землю с правом
ее купли и продажи, что расширило возможность
мобилизации земли.
Отмена феодальной собственности и феодальных
повинностей, каковые являлись правовой
основой изъятия земельной ренты, бывшей
главным доходом правящего класса, потребовала
установления новой правовой системы,
соответствовавшей капиталистическому
способу эксплуатации. Главным источником
создания материальных ценностей в государстве
было сельскохозяйственное производство,
и это придавало аграрному законодательству
особое значение.
Правовую основу новым аграрным отношениям дала реформа поземельного налога.
Непосредственной причиной введения поземельного налога послужила потребность нового правительства в источниках дохода для обеспечения государственного бюджета. Феодальная рента-налог в существовавшей прежде форме была ликвидирована вместе с феодальным правом. Единственным возможным стабильным источником доходов для государственных нужд мог быть только поземельный налог. Однако для его введения было необходимо юридически точное определение права собственности на все земли. Причем речь могла идти лишь о частной собственности.
При этом в числе прочих встало два важных вопроса: об оформлении прав собственности на землю и о размере поземельного налога. Обе эти проблемы на первых порах были решены посредством выдачи удостоверений о праве собственности на землю (тикэн). Это мероприятие имело очень большое значение. По существу, оно закрепило сложившееся положение в области фактического владения землей. Эти мероприятия по времени совпали с мероприятиями по ликвидации феодальной системы землепользования.
25 декабря
1871 г. был издан указ об
В течение более чем полугода, по июль 1872 г. была завершена выдача тикэн. Тикэн стали на некоторое время единственным свидетельством права собственности на землю. Документы на владение землей были выданы прежде всего «новым помещикам» («синдзунуси» или просто «дзинуси»). Тикэн получил тот, кто смог доказать, что он является фактическим владельцем земли. Иначе говоря, те, кому крестьяне сдавали свою землю в заклад, оказались владельцами земли, а заложившие землю крестьяне превращались в ее арендаторов. Кроме того, и до реформы производились различные сделки по купле и продаже земли, и документы, удостоверявшие эти сделки, служили доказательством признания права собственности на нее. Существовали и другие формы отчуждения крестьянской земли, которая превращалась в арендуемую землю.
В апреле 1873 г. было опубликовано положение о реформе поземельного налога, которое приобрело силу закона (тисо кайсэй дзёрэй). В соответствии с положением о реформе поземельного налога были введены важные изменения не только в сам поземельный налог (т. е. в существовавшую ренту-налог), но и во всю систему эксплуатации крестьянства. Обложению налогом подлежали земли, на которые были выданы тикэн. В отличие от прежнего обложения, которое производилось с объема урожая риса, размер налога определялся в соответствии с ценой земли.
В ходе проведения реформы поземельного налога были составлены кадастровые книги, в которые были внесены имена землевладельцев, качество и цена их земли.
Начиная
с 1873 г. было проведено общенациональное
обследование земель и определение
их цены. Вся земля была разделена
на 100 млн. участков.
Каждому владельцу как правило принадлежало
несколько участков. Была сделана более
или менее успешная попытка провести это
обследование по единой методике. Однако
правительство не располагало ни необходимыми
средствами, ни опытом, чтобы провести
его на достаточном уровне.
Составление кадастра дало возможность установить цены всех имевшихся в наличии земель. Земли, в соответствии с их качеством, были разделены на три группы: высшая, средняя и низшая. Размер государственного поземельного налога устанавливался в зависимости не от урожая, а от цены земли и был определен равным 3% от ее стоимости (к этому добавлялся местный поземельный налог величиной 1%). Налог должен был вноситься не натурой, как это было прежде, а только деньгами. Новый поземельный налог равнялся примерно 30-35% стоимости урожая.
В ходе проведения реформы было осуществлено разделение земель на частные и государственные. До реформы в силу сложившейся практики крестьяне всей общиной пользовались княжескими лугами и лесами. В ходе реформы значительная часть этих угодий была признана собственностью государства или императорского дома, что привело к тому, что многие крестьяне потеряли какую-либо возможность пользоваться ими.
Таким образом положение крестьянства в результате революции Мэйдзи существенно изменилось, хотя для многих не стало лучше, чем оно было.
3.4 Социальная стратификация деревни
Классовая
структура пореформенной