Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:04, контрольная работа
Целью моей контрольной работы является изучение процесса революции и ее итогов. При этом были поставлены задачи рассмотреть:
- предпосылки и причины революции;
-характер и движущие силы революции;
-основные этапы первой революции;
-классы и партии, сложившиеся в результате революции;
-причины поражения и результаты революции
Введение
1. Начало первой российской революции 1905-1907гг.
1.1. Предпосылки и причины революции.
1.2. Характер и движущие силы революции
1.3.Основные этапы.
2.Классы и партии в революции 1905-1907гг.
2.1.Правительственный лагерь
2.2.Либерально-буржуазный лагерь.
2.3.Революционно-демократический лагерь.
3.Спад революции и ее окончание.
3.1. I и II Государственные Думы.
3.2.Причины поражение и уроки революции 1905-1907 гг.
3.3.Результаты революции.
Заключение.
Список используемой литературы.
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Рязанский
государственный медицинский
им. акад. И.П.Павлова
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра философии и истории
Контрольная работа по истории России
на тему:
Революция 1905-1907 гг. в истории России.
Выполнила: студентка
заочного фарм. факультета I-го курса
-й группы
Проверил: д.и.н.,
Рязань 2011
План:
1.1. Предпосылки и причины революции.
1.2. Характер и движущие силы революции
1.3.Основные этапы.
2.Классы и партии в революции 1905-1907гг.
2.1.Правительственный лагерь
2.2.Либерально-буржуазный
2.3.Революционно-
3.Спад революции и ее окончание.
3.1. I и II Государственные Думы.
3.2.Причины поражение и уроки революции 1905-1907 гг.
3.3.Результаты революции.
Введение.
Начало XX вв. Российская империя представляла собой абсолютную монархию, в которой вся полнота власти принадлежала Николаю II.
В это время в России усилилось
противостояние между царским правительством
и радикальной оппозицией. Конфликт
между властью и революционным
подпольем протекал со стороны либеральной
интеллигенции и широких
Целью моей контрольной работы является изучение процесса революции и ее итогов. При этом были поставлены задачи рассмотреть:
- предпосылки и причины
-характер и движущие силы революции;
-основные этапы первой
-классы и партии, сложившиеся в результате революции;
-причины поражения и
При работе над темой работы мною была использована учебная литература. Было использовано учебное пособие коллектива авторов под редакцией П.С. Самыгина «История России»1. В данном учебном пособии описаны основные предпосылки первой русской революции и довольно подробно описаны ее причины. В учебном пособии, составленным преподавателями исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова «Историй России»2, Революции 1905-1907 гг. посвящен целый параграф. В книге довольно подробно описано образование I и II Государственной думы, приведены точные данные о количестве людей, участвующих в стачках во время революции. Так же помощь при написании данной работы оказала книга Семина. В. П. «Отечественная история»3, в которой подробно описаны причины поражения и итоги революции 1905-1907 гг. Таким образом, история первой буржуазной русской революции получила обстоятельное освещение в учебных пособиях, посвященным истории России.
1. Начало первой российской революции 1905-1907гг.
1.1Предпосылки и причины революции 1905-1907 гг.
1905 год стал переломным для страны, в этот год началась первая русская революция.
9 декабря
1905 года по инициативе священника
Гапона, возглавлявшего Собрание
русских фабрично-заводских
Городские власти были заранее предупреждены о готовящейся демонстрации и требованиях рабочих. Войска встретили народ ружейными выстрелами, началась невероятная паника, в давке погибло несколько сотен человек, тысячи были ранены. Этот день вошел в историю как Кровавое воскресенье.
События кровавого
воскресенья вызвали поистине ошеломляющий
отклик. То, что произошло в этот
день, разбило вдребезги традиционное
представление о царе-
Авторы учебного пособия «История России» под редакцией П.С. Самыгина4 задаются вопросами: « Что же заставило народ пойти на открытое сопротивление властям? Какие условия породили революцию?» в целях получения ответа на данные вопросы следует рассматривать специфику социально-экономического политического развития страны в конце XIX- начале XX в.
Прежде всего, авторы учебного пособия «История России» под редакцией П.С.Самыгина5 отмечают, что Россия в то время была преимущественно аграрной страной. Об этом говорит тот факт, что 80% её населения проживало в деревне, т.е. 4/5 населения были крестьянами, 1/5 составляли городские жители, сюда входили рабочие, промышленники, бюрократия. Социальные интересы данных групп населения, как правило, не совпадали, жили они разрозненно. Среднего класса почти не существовало.
Естественно, что для крупной аграрной страны, какой была Россия, основная проблема заключалась в необходимости повышения эффективности сельскохозяйственного производства.
Неэффективность
сельскохозяйственного
Преобладающее большинство рабочих, таким образом, были «вчерашними крестьянами», многие из которых поддерживали отношения с деревней. Рассмотренные социальные слои, по сути своей, еще не отвечали понятию «рабочий», являясь скорее «наемными работниками». Не имея никакого образования, не обладая навыками работы с инструментом, сложными промышленными станками и механизмами, они были способны только к тяжелому, грубому физическому труду. Труд этот, естественно, оплачивался весьма низко. Профессиональных же рабочих, хорошо обученных и знающих свое дело, тех, кого называют «рабочая интеллигенция», было крайне мало, и труд их оплачивался очень высоко.
Таким образом, в рамках системы промышленного производства также сосредоточился ряд противоречий: между рабочей интеллигенцией и неквалифицированными работниками, между бурным развитием индустриального сектора и отсталостью, фактической неоформленностью рабочих как класса со своим менталитетом, навыками и критериями. Данные проблемы усугубились степенью монополизации и централизации ресурсов, пресловутым антагонизмом между трудом и капиталом.
Картину противоречий между городом и деревней, отсталой аграрной сферой и бурной развивающейся промышленной дополнял и культурный раскол. В этом плане русское общество также являлось разрозненным: высокообразованный слой – интеллигенция, часть помещиков - оказались не в состоянии преодолеть культурный разрыв с так называемым «народом», коренящийся в эпохе еще Петра I.Россия, будучи громадной по масштабам страной, являлась поликонфессиональным, полиэтническим государством; народы, включенные в состав империи, находились на разных ступенях развития. Российская империя со всеми ее проблемами и противоречиями, обостренными ускоренным развитием страны в условиях догоняющей модернизации, требовала особо чуткого и адекватного управления. Мы же сталкиваемся с устаревшей монархической системой, с взвалившей на свои плечи неимоверный груз самодержавием, с отсталым как структурно, так и профессионально бюрократическим аппаратом. Таким образом, вышеобозначенные социально-экономические противоречия российского общества усугублялись и политическим кризисом: противоречием между динамично развивающейся страной и отсталыми механизмами ее управления.
Так же авторы учебника «История России» под редакций П.С. Самыгина6 к предпосылкам начавшейся революции относят событие, вызвавшее недовольство всех социальных групп,- поражение России в русско-Японской войне 1904-1905 года.
Первая русская
революция имела буржуазно-
1.2.
Характер и движущие силы
Как отмечают авторы учебного пособия «История России» 7, революция продолжалась 2.5 года (с 9 января 1905 до 3 июня 1907г).
В качестве
основных движущих сил революции
выступали мелкобуржуазные слои
города и деревни, а также представлявшие
их политические партии. Можно сказать,
что революция 1905 – 1907 гг. была «народной»,
так как крестьяне, рабочие и
мелкие предпринимательские элементы
города и деревни составили в
ней единый лагерь. В противоположном
лагере находились помещики, бюрократия
и тесно связанная с ней
крупная буржуазия, часть кадровых
военных и высшее духовенство. Существовал
еще третий лагерь, признавший необходимость
решения всех назревших проблем,
но отвергавший революционные
1.3.Основные этапы.
В своем развитии революция прошла несколько этапов.
Первый этап. С 9 января до конца сентября 1905 года,- начало и развитие революции по восходящей линии, развертывание ее вглубь и вширь. В нее втягивались все новые массы населения. Она постепенно охватывала все районы России.
Основные события: январско-февральские стачки и демонстрация протеста в ответ на Кровавое воскресенье под лозунгом «Долой самодержавие!»; весеннее - летние выступления рабочих в Москве, Одессе, Варшаве, Лодзи, Риге и Баку (более 800 тыс.); создание в Иваново-Вознесенске нового органа власти рабочих – Совета уполномоченных депутатов; восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» Утром 14 июня 1905 года, когда "Потемкин" находился в открытом море, матросы заметили, что мясо, заготовленное для питания, червивое. За обедом матросы дружно отказались, есть борщ из тухлого мяса. По приказу Голикова всех матросов выстроили на борту. Человек 30 отстранили от строя и накрыли брезентом. Старший офицер Гиляровский приказал караульному взводу стрелять. Караул заколебался и опустил винтовки. Гиляровский выхватил пистолет, собираясь стрелять. Один из руководителей большевистской организации во флоте матрос Вакуленчук бросился к нему, чтобы помешать убийству товарищей. Гиляровский, дважды выстрелив, смертельно ранил Вакуленчука.
Матросы в ответ разоружили офицеров. Гиляровского выбросили за борт. Голикова, Смирнова и еще четырёх офицеров, особенно отличавшихся зверским обращением с подчиненными, расстреляли. Остальные офицеры были арестованы и позднее, в Одессе, отпущены на свободу. Над броненосцем взвился алый флаг революции; массовое движение крестьян и сельскохозяйственных рабочих в 1/5 части уездов России, в Грузии и Латвии; создание Крестьянского союза, выступившего с политическими требованиями. В этот период часть буржуазии материально и морально поддерживала народные выступления.
Под напором революции
Второй этап. Октябрь-декабрь 1905 г.- высший подъем революции. Основные события: всеобщая всероссийская октябрьская политическая стачка (более 2 млн. участников) и в результате издание Манифеста 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка». Манифест стал первой крупной победой революции.
«Революционные события не только вызвали новые уступки со стороны царской власти, но способствовали также еще большему сплочению народа, выведя его на новые организации в виде советов, которые с октября-ноября действовали более чем в 50 городах» - пишут авторы учебного пособия «История России» под редакцией Самыгина8.
В.П. Семин в своем учебном пособии «Отечественная История»9 пишет, что опубликование Манифеста 17 октября создало условия легальности для оппозиционных сил и партий, функционирование возникших в стране советов рабочих депутатов , стачечных комитетов и других объединений. Было позволено издание печатных органов либеральных и демократических партий, однако волна протеста нарастала. Следовательно Манифест не приостановил движение. Предпринимались попытки вооруженной расправы, расстрелы демонстраций.
Силам реакции революционные массы противопоставили свою силу, включая и вооруженные восстания.
Знамя вооруженной борьбы первыми подняли дружины Москвы. 9-11 декабря многие районы Москвы покрылись баррикадами. Боевые позиции заняли более 6тыс. дружинников. Центром восстания стала Пресня. С пребыванием в Москву Семеновского гвардейского полка и других верных царю войск начался штурм Пресни. Противостояние в этих условиях становилось бессмысленным. Московский совет принял решение прекратить вооруженную борьбу. По неполным данным, в ходе боев и последующей расправы над восставшими было убито 1059 человек, в том числе 137 женщин.
Информация о работе Революция 1905-1907 гг. в истории России