Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:20, реферат
Конец 19 и начало 20 столетия – это время, когда Россия балансировала на грани между реформой и революцией, когда сталкивались самые различные представления о политическом, социальном и экономическом развитии страны.
Характер действий властей в чрезвычайно сложных обстоятельствах рубежа веков воздействовали убеждения, взгляды, индивидуальные свойства людей, причастных к принятию политических решений. Одним из таких людей был Сергей Юльевич Витте.
Введение……………………………………………………………………………………......................
Краткие биографические сведения ……………………………………………………………….
Налоги прямые и косвенные………………………………………………………………………….
Винная монополия………………………………………………………………………………………….
Железная дорога…………………………………………………………………………………………….
Денежная реформа…………………………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………………………………….
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Краткие биографические сведения ……………………………………………………………….
Налоги прямые и
косвенные………………………………………………………
Винная монополия……………………………………
Железная дорога………………………………………
Денежная реформа……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Конец 19 и начало 20 столетия – это время, когда Россия балансировала на грани между реформой и революцией, когда сталкивались самые различные представления о политическом, социальном и экономическом развитии страны.
Характер действий властей в чрезвычайно сложных обстоятельствах рубежа веков воздействовали убеждения, взгляды, индивидуальные свойства людей, причастных к принятию политических решений. Одним из таких людей был Сергей Юльевич Витте.
С. Ю. Витте был министром путей сообщения в 1892 г., финансов в 1892-1903 гг., председателем Комитета министров в 1903-1905 и реформированного Совета министров в 1905-1906 годах. Витте, как никто другой, с величайшим усердием всеми средствами насаждал собственные версии и трактовки важнейших событий времени своего пребывания у власти и написал мемуары, полностью подчиненные этой цели. Немалым числом брошюр и статей представлена также литература, направленная против Витте. С полным основанием в нем видели и видят одного из крупнейших преобразователей в истории России.
Сергей Юльевич
Витте родился в Тифлисе 17 июня
1849 г. и воспитывался в семье своего
деда А. М. Фадеева, тайного советника,
бывшего в 1841-1846 гг. саратовским губернатором,
а затем членом совета управления
Кавказского наместника и управляющим
экспедицией государственных
Витте, - была в высокой степени монархической семьей, и эта сторона характера осталась и у меня по наследству».
Ранние годы
Витте прошли в Тифлисе и
Одессе, где в 1870 г. он окончил
курс наук в Новороссийском
университете по
1 июля 1871 г. Витте
был причислен чиновником к
канцелярии Новороссийского и
Бессарабского генерал-
После окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. принадлежавшая казне Одесская дорога влилась в частное Общество Юго-Западных железных дорог, возглавлявшееся известным банкиром и железнодорожным дельцом И. С. Блиохом. Там Витте получил место начальника эксплуатационного отдела. Новое назначение потребовало переезда в Петербург. В столице он прожил около двух лет. События 1 марта 1881 г., оставившие заметный след в биографии Витте, застали его уже в Киеве.
После 1 марта Витте
живо включился в большую
Заняв кресло
одного из самых влиятельных
министров, Витте показал себя
реальным политиком. Вчерашний
славянофил, убежденный сторонник
самобытного пути развития
Витте не был посвящен Вышнеградским в тайны подготовлявшейся уже много лет денежной реформы и едва не начал свою деятельность во главе министерства инфляционной кампанией, специальным выпуском «сибирских» бумажных рублей для покрытия расходов на постройку Великого Сибирского пути. Однако именно Витте в 1894-1895 гг. добился стабилизации рубля, а в 1897 г. сделал то, что не удавалось его предшественникам, - ввел золотое денежное обращение, обеспечив стране твердую валюту вплоть до первой мировой войны и приток иностранных капиталов. При этом резко увеличилось налогообложение, особенно косвенное. Одним из самых эффективных средств выкачивания денег из народного кармана стала введенная Витте государственная монополия на продажу спирта, вина и водочных изделий. (Идея введения табачной и винной монополии принадлежала Каткову).
НАЛОГИ ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ
«Косвенные налоги. При всех их недостатках. Предоставляют возможность довольно широкого сообразования не только с уровнем своей хозяйственной зажиточности, но и с временными колебаниями в прибытках». С. Ю. Витте.
За время, в
которое Витте руководил
Нерасположенность Витте к прямым налогам относилась и к пошлинам. По его инициативе был отменен паспортный сбор, пошлины с застрахованных капиталов и другие. Отменен сбор с ценности грузов, следующих водным путем.
К косвенным
налогам отношение Витте было
совершенно иным. Именно они были
увеличены практически по всем
позициям. Нефтяным маслам, фосфорным
спичкам и сахару повезло лишь
в том, что акциз на эти
товары повышался лишь однажды.
Принятые меры по изменению структурны налогообложения, впрочем, преследовали чисто фискальные цели и кардинальных изменений не несли. Иное значение имела реформа питейная.
ВИННАЯ МОНОПОЛИЯ
Идея «казенной монополии торговли питьями» Витте не принадлежала. Произнесена она была устами Александра III , а уж как она попала в голову монарха, бог ведает. Эту мысль Александр III высказывал и предшественникам Витте на посту министра финансов Н. Бунге и И Вышнеградскому. Но оба министра не решились на рискованное, по их мнению, мероприятие. Витте решился. Мысли государя при этом в основном были нацелены на искоренения пьянства на Руси. Витте интересовала финансовая сторона проблемы.
Задачи Витте:
Государство усилило контроль над крепкими спиртными напитками. Разлив осуществлялся на частных фабриках, но под контролем акцизных чиновников.
Казенные лавки могли продавать спиртные напитки с 7-22-00 и только на вынос,бутылками.Разлив был запрещен. В праздники и выходные дни продажа спиртных напитков не осуществлялась.
Доход от винной монополии составил 200 млн. рублей в год. Хотя полные финансовые результаты эта мера принесла после повышения цен на спиртное уже в то время, когда Витте оставил пост в Минфине.
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
« Можно сказать, что царствование императора Александра III сделался полный переворот в железном деле как с точки зрения практической, так и теоретической». С. Ю. Витте
Пристрастие Сергей
Юльевич именно к железным дорогам
понятно, если вспомнить начало его
трудовой биографии и прибавить
к этому огромные пространства тогдашней
России. Действительных финансовых успехов
кампания по расширению железнодорожной
сети не принесла, поскольку все
доходы были направлены на строительство
новых дорог. Но государственный
ум Витте отлично осознавал
Развитие железнодорожной сети шло двумя путями: за счет бюджетных средств и через частные кампании. Число последних значительно сократились ( при Витте только 9 обществ остались владельцами железных дорог против 41 в конце восьмидесятых), но теперь каждая из них владела гораздо большим по протяженности полотном. Итогом стало увеличение сети за время деятельности Витте на 86% с 29157 до 54217.
Другой стороной железнодорожной реформы стало установление единых тарифов грузовых и пассажирских перевозок, что значительно упростило жизнь пассажиров и грузоотправителей.
ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА
«Еще в царствование императора Александра III была в основе предрешена денежная реформа, которую я имел честь совершить, которая спасла, укрепила русские финансы и на которой зиждется и основывается, несмотря на несчастную японскую войну и все ужасные происшедшие от нее последствия настоящее финансовое благосостояние России». С. Ю. Витте
Конечно, Сергей Юльевич
не мог предвидеть событий, которые
позже потрясли страну гораздо больше,
чем японская война. Задуманная
Витте денежная реформа завершилась
в 1897 году введением золотого обращения,
но первый шаг уже сделан в 1895 –м
году.
Проведением реформы осложнялось тем, что со времен Севастопольской войны 1854-1855 гг. в России не было металлического обращения денег. Целое поколение выросло в стране, которая жила в денежной системе, основанной на кредитных билетах. Соответственно не было и специалистов в этой области. Теория денежного обращения в планах высших учебных заведениях лишь косвенно затрагивала металлизм, как не имеющий практического значения для выпускников. Поэтому подбор квалифицированной команды для Витте представлял серьезную проблему. Само общество было не готово к реформе. Недостаточно образованный купец при постоянном падении курса рубля получал все больше кредиток за один и тот же пуд пшеницы, полагая, что его доход растет.
Непонимание реформ и действия влиятельных умов были чрезвычайно сильны, и если бы не поддержка Александра III , а затем и Николай II , реформа скорее всего не состоялась бы.
Перед Витте было
3 пути: золотое обращение, серебряное
и биметаллизм. Министр выбрал золото.
И не случайно. На рынке прошлого
века цена на золото держалась стабильно
или росла, в то время как серебро
в цене падало.
К 1897 году в
казне скопился приличный