В афинском праве впервые оформился особый
институт, связанный с закладом земли
или другой недвижимости, – ипотека. Кредитор
предоставлял владельцу земли заем под
условием перехода к нему в дальнейшем,
при невозврате займа, этой земли; при
том, что до истечения срока обязательства
земля оставалась в обладании и пользовании
должника. Этот вид сделки был максимально
распространен в Афинах и даже порождал
социально-политические проблемы отношений
богатых кредиторов и должников в общегосударственном
масштабе. За кредитором оставались большие
права: он мог без участия государственных
органов при невозврате долга прямо вступить
во владение заложенной землей. Эта сделка,
как и большинство других, должна была
оформляться письменно. В Афинах ранее
многих других правовых систем сложилось
требование составлять специальные документы
о сделках, которые не просто свидетельствовали
факт сделки, а были обязательной формой
их заключения: расписки – синграфы и
специальные записи в книгах – хеирографы.
Сделка вообще считалась действительной
с момента достижения ее участниками согласия
об основных (не обязательно во всех деталях)
положениях сделки, хотя бы никаких реальных
действий стороны еще не произвели.
Развитие законодательства.
Афинское
право сложилось в значительной степени
на основании традиций, правовых обычаев
и только потом уже законодательства.
Законы далеко не охватывали все области
имущественных или межличностных отношений.
Поэтому специально предусматривалось,
что «вопросы, относительно которых нет
законов, следует разрешать по соображениям
наибольшей справедливости».
Сведений о древнейших афинских законах
не сохранилось. Знаменитый судебный оратор
IV в. до н. э. Демосфен в одной из речей упомянул о законах легендарного
правителя Тесея, которые якобы были выбиты
на камне. Однако если какие-то изустные
постановления в архаический и даже еще
додорийский период и существовали, они
касались только религиозных вопросов:
празднеств, обрядов и т. п.
Первым историческим законодателем Афин
был тиран Драконт. Законы
Драконта (около 621 г. до н. э.) были
посвящены главным образом новой организации
суда, наказаниям за разные нарушения
священного и общественного уклада; в
социально-правовом смысле они стремились
сдержать распространение имущественного
неравенства – и в этом отношении вполне
походили на законы первых древневосточных
правителей. Законы эти отменили любые
привилегии, в том числе родовой знати,
в сфере уголовного наказания.
Практически за любое
преступление, за любую в частности кражу,
даже кражу овощей с огорода, Драконт предписал
казнить смертью. Предусматривалось наказание
за убийство раба. «Когда Драконта спросили,
почему он за большую часть преступлений
назначил смертную казнь, он, как говорят,
отвечал, что мелкие преступления, по его
мнению, заслуживают этого наказания,
а для крупных он не нашел большего»*. Только
за посягательства на неприкосновенность
личности мог быть назначен штраф. Преступление
было нанесением обиды не только самому
потерпевшему, но и всему его роду – поэтому
жалобы в суд могли подавать как потерпевшие,
так и их родственники. Законы предусматривали
возможность примирения преступника с
родными убитого или с тем, кому был причинен
ущерб; из этой возможности появляется
компенсация, устанавливаемая по соглашению
сторон (или в скоте, или в деньгах), – весьма
своеобразный институт до государственного
афинского права.
Глава II
РЕФОРМЫ СОЛОНА
Солон, выдающийся политический
деятель, мыслитель и поэт, хорошо понимал
сложность создавшейся социально-политической
ситуации. Эвпатрид по происхождению,
родственным и дружеским связям, он много
занимался торговыми операциями и хорошо
знал нужды торгово-ремесленных слоев
Афин. Солон отчетливо понимал, что косность
и консерватизм афинских евпатридов, цепляющихся
за остатки родовых порядков, живущих
в праздности за счет порабощения и самой
жестокой эксплуатации рядовой массы
земледельцев, мешают экономическому
и культурному развитию, создают взрывоопасную
обстановку внутри Афин. Блестящее будущее
Афин Солон видел в общем оживлении экономики,
совершенствовании земледелия, распространении
ремесленных производств, расширении
торговых операций, в создании гарантий
для хозяйственной деятельности средних
прослоек афинского гражданства и торгово-ремесленных
элементов, в установлении государственного
порядка и привлечении к политической
жизни широких слоев населения.
Избранный архонтом-простатом
с самыми широкими полномочиями, Солон
приступил к реализации своей программы
по реформированию общественного и государственного
строя Афин. Реформы Солона затронули
почти все стороны афинского общества:
экономические отношения, социальную
структуру, военное дело и государственное
управление.
В экономической области Солон
преследовал цель активизировать хозяйственную
жизнь Афин в целом. Были приняты меры
для регулирования водоснабжения на территории
Аттики, обычно страдавшей от засухи. Особое
внимание было обращено на развитие оливководства:
был разрешен вывоз оливкового масла за
пределы Аттики с целью наживы, в то время
как вывоз зерна был законодательно запрещен,
изданы предписания, регулирующие порядок
посадки и обработки оливковых деревьев.
Благодаря принятым мерам маслиноводство
в Аттике в последующее время превратилось
в процветающую и высокодоходную отрасль
сельского хозяйства, а афинское оливковое
масло славилось во всем греческом мире.
В законодательстве Солона
нашли место статьи, поощряющие занятия
ремеслом. Одна из таких статей освобождала
сына от обязанности содержать престарелого
отца, не научившего его какому-нибудь
ремеслу. Солон способствовал активизации
афинской торговли и не только общим повышением
товарности оливководства и ремесленных
мастерских.
Первой и самой крупной реформой
Солона была сисахфия («стряхивание бремени»). Она
освободила массу должников, которых в
Аттике было в большом количестве. Кроме
того, впредь запрещались личная кабала,
продажа несостоятельных должников за
долги в рабство. Должники, проданные в
рабство за пределы Аттики, должны были
быть выкуплены за общественный счет и
возвращены на родину. Историческое значение
отмены долговой кабалы заключалось в
том, что дальнейшее развитие рабства
происходило уже не за счет сокращения
числа свободных членов общества, что
подрывало основы его социальной и экономической
жизни, а за счет ввоза рабов-иноземцев.
В дополнение к сисахфии Солон
издал закон, ограничивающий землевладение
(был установлен максимальный размер земельных
участков). В то же время провозглашалась
свобода завещаний. Теперь землю можно
было закладывать и отчуждать на законном
основании под видом завещания. Это способствовало
развитию частной собственности на землю
и неизбежно приводило к дальнейшему обезземеливанию
бедноты.
Солон осуществил ряд мероприятий,
направленных на улучшение материального
положения демоса: был разрешен вывоз
оливкового масла за границу и запрещен
вывоз хлеба, поощрялось развитие ремесла,
проведена денежная реформа.
Центральное место среди преобразований
Солона занимают политические реформы,
которые нанесли еще один удар родовому
строю. Важнейшей из них является тимократическая, или цензовая, реформа. Все афинские граждане независимо
от происхождения были разделены по имущественному
положению на четыре разряда. В качестве
единицы доходов была принята мера емкости,
применявшаяся для зерна,— медимн (52,5
кг).
Всякий, кто со своей земли получал
500 медимнов в совокупности сухих и жидких
продуктов, был отнесен к первому разряду
— пентакосиомедимнов (пятисотников);
получающие 300 медимнов годового дохода
или способные содержать боевого коня,
относились к всадникам. К разряду зевгитов
принадлежали те, кто получал 200 медимнов
годового дохода. Зевгиты (крестьяне) были
самой многочисленной группой. Они составляли
основу афинского ополчения. Все остальные
были отнесены к фетам. Эта реформа законодательно
закрепила уже сложившееся к тому времени
разделение общества.
Деление населения на разряды
по имущественному признаку имело политическое
значение, поскольку каждому разряду предоставлялся
определенный уровень политических прав.
В наиболее полном объеме политические
права имели представители первого разряда:
они могли занимать любую должность. Всадники
и зевгиты не могли избираться в архонты.
Феты обладали только правом избирать
должностных лиц в Народном собрании,
но сами не могли быть избраны. Пропорционально
правам распределялись и обязанности.
Был установлен налог с годового дохода.
Чем выше был класс, тем более высокий
налог уплачивался в государственную
казну. Феты от налога были освобождены.
Солон сохранил деление афинского общества
на четыре племени — филы и создал на базе
этого деления новый государственный
орган — Совет четырехсот. Он избирался
ежегодно из граждан первых трех разрядов
по 100 человек от каждого племени. Совет
четырехсот руководил подготовкой дел
для обсуждения Народным собранием, рассматривал
некоторые текущие дела управления. Деятельность
Народного собрания активизируется; оно
обсуждало все важные государственные
дела, принимало законы. В его работе могли
принимать участие все взрослые афинские
граждане. Солон сохранил ареопаг — оплот
родовой аристократии, который имел право
надзора за соблюдением законов и контроля
за деятельностью Народного собрания.
Большое значение имело создание
Солоном поистине демократического органа
— гелиэи. Первоначально это был суд присяжных,
членами которого могли быть граждане
всех четырех разрядов. Со временем полномочия
гелиэи будут расширены, и она станет самым
массовым и важным политическим органом.
По мнению современников, реформы
Солона носили половинчатый, компромиссный
характер. Ни демос, ни эвпатриды не были
ими удовлетворены. Сам Солон, оценивая
собственные реформы, утверждал, что «в
этих великих делах трудно всем угодить».
Сегодня, оценивая
реформы Солона, нужно отметить их важную
роль в становлении Афинского демократического
государства.
Глава III
РЕФОРМА КЛИСФЕНА
Демократическая политическая
система в Афинах окончательно сформировалась
при знаменитом правителе Клисфене, который
нанес мощный удар по господству старой
родовой знати.
После смерти Писистрата власть
в свои руки взяли его сыновья Гиппий и
Гиппарх. Фактически государственными
делами занимался Гиппий, Гиппарх же посвятил
себя литературе и искусству. Режим стал
более суровым. В 514 г. до н. э. в среде афинских
аристократов возник заговор, целью которого
было низвержение тирании. Двое заговорщиков
- Гармодий и Аристогитон - предприняли
попытку убить Гиппия и Гиппарха во время
Панафинейского празднества, но убит был
только Гиппарх. Память о Гармодий и Аристогитоне
как борцах против тирании долго чтилась
афинскими демократами. Оставшийся в живых
Гиппий обрушил жестокие репрессии на
головы своих противников. В этот период
многие афиняне покинули родину.
Положение Гиппия осложнялось
внешнеполитическими затруднениями. В
519 г. до н. э. Афины присоединили к своим
владениям пограничный беотийский город
Платеи. Это привело к разрыву с фиванцами.
В это же время происходит ослабление
Аргоса, старого союзника Писистрата,
и усиливается враждебная ему аристократическая
Спарта. В довершение всего Афины потеряли
контроль над проливами, которые перешли
в руки персидской державы Ахеменидов.
Против могущества Писистратидов выступала
родовая знать и вожди торгово-ремесленных
кругов, лидеры паралиев Алкмеониды. Противники
братьев-тиранов заручились поддержкой
аристократической Спарты и влиятельных
дельфийских оракулов. В 510 г. до н. э. спартанцы
вошли в город, и тиран был изгнан из Афин.
И сразу же началась борьба
между эвпатридами и паралиями. Знать возглавлял
Исагор, и именно его, естественно, поддержал
спартанский царь Клеомен. Из Афин теперь
изгначи вождя партии паралиев Клисфена,
объяснив это "очищением города от скверны".
Дело в том, что Клисфен принадлежал к Алкмеонидам,
проклятым еще в VII в. до н. э., поскольку
в борьбе с узурпатором Килоном представители
рода совершили святотатство в отношении
священного храма. Вместе с Клисфеном
город вынуждены были покинуть еще 700 семейств
его сторонников. Спартанцы попытались
восстановить могушество родовой аристократии,
поставив во главе государства Исагора.
Но жители Аттики воспротивились. В Афины
быстро стекались крестьяне, которые в
союзе с горожанами заперли спартанцев
и местных сторонников Исагора на Акрополе. Эвпатриды
были вынуждены сдаться, Клеомен покинул
город. В Афины вернулся Клисфен, который
был избран первым архонтом, как когда-то
Солон. Произошло это в 508 (507) г. до н. э.,
ему было около 60 лет.
Важнейшей реформой Клисфена было
разделение всех граждан Аттики на новые
филы. До этого весь народ делился на четыре
филы, в каждую из которых входило по три
фратрии. Во главе каждой фратрии стоял
знатный род, ведавший ее культовыми делами.
Рядовые члены фратрии обязаны были подчиняться
религиозному и политическому авторитету
знати, оказывая ей поддержку во всех ее
предприятиях. Клисфен знаменит тем, что
ввел новую систему, полностью поломав
старую. Всю территорию Аттики он разделил
на три округа: город, центральная равнинная
территория и прибрежная полоса. Каждый
округ делился на десять более мелких
округов - триттий. Затем образовывалось
десять фил, в каждую из которых входило
по одной триттий от каждого округа. Филы
объединялись лишь во время голосования
и выдвигали по 50 человек в преобразованный буле (соответственно,
теперь это был Совет пятисот), по одному
человеку в новый орган - Коллегию десяти
стратегов (по очереди выполнявших функцию
главнокомандующего армией), формировали
по три отряда (матросов, пехотинцев и
всадников) для афинской армии. Каждая
из десяти фил получила имя в честь одного
из мифологических героев. Главной особенностью
новых фил было то, что ее представители
проживали в разных местах. Клисфен, по
выражению Аристотеля, "перемешал афинский
народ". Конечно, острие данной реформы
было направлено против эвпатридов. Архонт-эпоним оставил
за старыми родовыми филами лишь религиозные
функции.
Основной же политической, экономической
и административной единицей стал дем (одно
или несколько сел или квартал Афин), на
них делились триттии. При Клисфене таких демов было
около ста. Дем был самоуправляемой общиной
со своим собранием, судом, казной и выборным
старостой демархом с широкими административными
и полицейскими полномочиями. Здесь составлялись
списки рождающихся, демархи ведали сбором
налогов, мобилизацией молодых членов дема.
В деме по жребию определялись и члены суда
присяжных. Попадание в списки дема автоматически
вело к получению гражданских прав. Кстати,
при составлении списков демотов туда
было включено много метеков (ограниченных
в правах потомков переселенцев) и вольноотпущенников,
что увеличило количество афинских граждан.
При Клисфене было восстановлено
значение Народного собрания, буле и судов
присяжных, через которые каждый гражданин
мог отстаивать свои права. Важнейшим
законом, направленным против тирании,
был, возможно, принятый именно при Клисфене закон
об остракизме. По нему, Народное собрание
созывалось ежегодно для решения важного
вопроса: нет ли среди афинян человека,
который выделяется своим авторитетом
настолько, что может захватить единоличную
власть. Если собрание считало, что есть,
назначалось второе собрание для проведения
процедуры остракизма (от "остракон"
- черепок). Каждый афинянин, присутствующий
на экклесии, мог написать на глиняном
черепке имя наиболее, по его мнению, опасного
человека. Это мог быть удачливый полководец,
популярный политик и т. д.; причем это
мог быть, в принципе, ничем не запятнавший
себя, вполне достойный гражданин. Но Народное
собрание имело право решить, что он опасен
для гражданской свободы. Подвергшийся
остракизму большинством голосов афинянин
изгонялся из полиса сроком на десять
лет без конфискации имущества. Его семья
оставалась в городе, а сам он по возвращении
тут же получал обратно гражданские права.