Реформы Петра Великого

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:10, доклад

Краткое описание

Реформы Петра можно разделить на 2 этапа. Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.

Файлы: 1 файл

реформы петра.docx

— 47.85 Кб (Скачать)

Преобразования в сфере культуры


Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения мира») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме того, при Петре было введено единообразное применение юлианского календаря.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета[20], появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования..

Петром были созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг. Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков[22].

В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).

Особое значение имело строительство  каменного Петербурга, в котором  принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. 30 декабря 1701 г. (10 января 1702 года) Пётр издал указ, которым предписывалось писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо уничижительных полуимен (Ивашка, Сенька и т. п.), на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать.

Пётр пытался изменить положение  женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе».

Образование


Петр ясно сознавал необходимость  просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.

14 января 1701 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 годацифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721.

По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная  мера для городского населения встретила  яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его  преемниках были перепрофилированы  в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России

 

За время деятельности Ивана Грозного: 

 

- был нанесен удар по боярству и укрепились позиции дворянства;

- на Руси сложилась сословно-представительная монархия;

- начал созываться Земский собор;

- русский государь получил статус царя;

- продолжилось расширение территории Гуси. 

 

- впервые приняв титул "царь", Иван Грозный показал свою абсолютную суверенность, независимость от всех других властей;

- создана Избранная Рада;

- впервые созван Земский собор;

- принят новый Судебник;

- проведена земская реформа;

- проведена реформа церкви. 

 

В 1549 г., примерно в одно время с созданием Избранной Рады, впервые в истории Руси был созван Земский собор — сословно-представительный орган.Земский собор — наряду с новгородским вечем, первый представительный орган на Руси. В отличие от веча, которое представляло горожан, Земский собор являлся сословно-представительным органом:

- имел общерусский характер;

- представлял  различные сословия русской элиты — бояр, дворян, духовенство;

- созывался для решения важнейших вопросов, которые определяли судьбу государства. 

 

Решения Земского собора были окончательными и имели большой авторитет для народа. Так, Земскими соборами были приняты такие исторические документы и решения, как принятие Судебника 1550 г., избрание на царство династии Романовых, решение о воссоединении Украины с Россией. 7.Суть земской реформы, проведенной при Иване Грозном в 1555 — 1556 гг., заключалась в совершенствовании местного самоуправления на Руси:

- был введен институт земских старост (глав сел и небольших городов), которыми избирались представители зажиточных крестьян и горожан;

- городовых, которые назначались царем и руководили крупными городами, финансовыми и административными делами;

- губных старост  (глав губерний), которые назначались царем и осуществляли управленческие, полицейские и судебные функции. При Иване Грозном окончательно сформировалась приказная система:

- управленческие функции  отдельными направлениями государственной  деятельности на общерусском  уровне были закреплены за приказами("министерствами");

- Посольский приказ ведал иностранными делами;

- Разрядный приказ отвечал за сбор и организацию армии;

- Поместный приказ ведал делами по распределению земли за людьми, находящимися на службе у государства;

- впоследствии были созданы  и иные приказы. 

 

Церковная реформа заключалась в том, что были унифицированы ранее свободно трактуемые нормы церковной жизни. Новый единый для всех порядок был закреплен в решении Стоглавого собора 1551 г. — съезда священнослужителей с участием боярства и царя, который оформил новый церковный устав в виде 100 глав. 

 

Военная реформа заключалась в том, что: 

 

- ополчение, которое собиралось  на время войны, было заменено постоянной армией;

- главным принципом организации  армии стала постоянная военная служба, которая вознаграждалась земельными угодьями;

- ядро новой армии составляли "избранная тысяча" (1070 отборных дворян, которые получили обширные земельные участки

под Москвой) и стрелецкое войско (стрельцы), состоящее из 3 тыс. человек, обученных обращению с огнестрельным оружием;

- часть войска (в основном  обознотыловая служба) набиралась из крестьян.

Новый Судебник, принятый Земским собором в 1550 г.:

- провозгласил закон единственным источником права на Руси;

- ликвидировал  право удельных князей осуществлять  судебные функции;

- закрепил функцию суда исключительно за государством;

- упорядочил налоги;

- подтвердил право  крестьян на "Юрьев день" (право уйти к другому помещику с выплатой предыдущему "пожилого").  

 

 

 Главное значение реформ Ивана  Грозного 50 — 60-х гг. XVI в. состояло в  том, что, благодаря им: 

 

- усовершенствовалась система  управления государством;

- на Руси сложилась сословно-представительная монархия (монархия, опирающаяся на сословия (важнейшие: боярство, дворянство, духовенство),которые допущены к управлению государством и представлены в различных государственных органах.


Информация о работе Реформы Петра Великого