Реформы Петра Первого

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Восемнадцатый век вошёл в мировую и российскую историю как век Просвещения и начала модернизации общества. Процессы модернизации заняли не одно столетие, но именно в 18 веке в России началось обновление традиционного общества. Перед страной стояли неотложные задачи в экономической, политической, социальной и культурной сферах. Решение многих из них в первой четверти 18века было связано с именем российского императора Петра I. В эти годы вся история страны была буквально пронизана его личностью. Он наложил яркий и глубокий отпечаток на все стороны жизни страны.

Оглавление

Введение ..3
Реформы Петра I……………………………………………………….4
2.1 Экономическая политика …………………………………………….4
2.2 Культура и наука……………………………………………………....6
2.3 Реформа государственного управления………………………..…….8
2.3.1 Система местного и полицейского управления……………...10
2.3.2 Система центрального управления……………………………..11
2.3.3 Система городского самоуправления…………………………..12
2.4 Судебная система…………………………………………………….12
2.5 Военное устройство…………………………………………………..14
2.6 Церковь и государство……………………………………………….15
2.7 Правовая система……………………………………………………..16
3 Заключение ....18
4. Список литературы ...20

Файлы: 1 файл

та. история2.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

    В России было создано много школ, училищ и Славяно-греко-латинская  Академия. Но это было ничтожно мало для огромной страны, как Россия. В 1701г. открывается первая Навигационная школа, где приглашённые из Англии преподаватели (а в двух первых классах русские учителя, учившие русскому языку и арифметике) приступили к обучению математике, геометрии, картографии, астрономии, навигации и другим наукам, к ознакомлению с морскими инструментами и приборами. Создаётся система светских школ, начало которой положила «Школа математических наук». Эти школы стали основой Морской Академии в новой столице. Затем появились инженерные, медицинские, горные, кораблестроительные, штурманские и ремесленные школы. Для своего времени это были крупные учебные заведения. Так в Навигационной школе в 1705 году обучалось 500 человек. В Морской Академии - 300. Многих Пётр заставлял учиться насильно.

      В 1699 году в столице появляется  новая типография, которая печатала не церковнославянским, а светским шрифтом книги научного светского содержания -"инженерские, артилирийские, механические и прочих художеств, также и исторические, и календари". Правда, первые такие книги на русском языке появились в России из Голландии - их печатали в  Амстердаме. Для светских школ создавались новые учебники. «Азбука», «Псалтырь» и «Часослов», изданные ранее, для начального образования не годились. Появились новые учебники. Так, основным учебником по математике стала «Арифметика, сиречь наука числительная», написанная Леонтием Магницким.

  Позднее, с развитием художественности, появляются 
выдающиеся художники-портретисты И.Н.Никитин и А.Н.Матвеев. С 1702 года начинают действовать общедоступные театры. Меняется внешний вид жителей. Вслед за принудительной стрижкой бород последовал царский указ об обрезании длинных пол и рукавов у кафтанов5.
 

2.3 Реформа государственного управления

  Началась  реорганизация государственного управления. Отмирает наиболее характерный орган  сословно представительной монархии - земские соборы. В 1651 и 1653 гг. земские соборы созываются в последний раз в полном составе. Закрываются Земский и Стрелецкий приказы. Вместо них появляется Приказ земских дел. Палаты Золотых и Серебряных дел, Ствольный приказ сливаются с Оружейной палатой. Уже 1700 году Иноземный и Рейтарский приказы объединяются в Приказ комисарии, позднее Приказ военных дел. Первым " военным министром" России назначается князь Яков Долгорукий.

  Создается    новый    Рудокопный    приказ    для    организации работ по сыску руд - " золотых и серебряных и иных".

  В итоге  количество российских министерств - приказов (с учетом вновь созданных) - сокращается  с 44 до 34.

     По примеру Европы царским указом от 10 марта 1699 года учреждается первый российский орден - святого апостола Андрея Первозванного.

      В отличие от предшественников  Петр Алексеевич Романов стал  собственноручно подписывать акты  международного характера - грамоты,  ратификации договоров. Он стал  вести переговоры лично и при  закрытых дверях.

  Прекратил свое существование и второй орган, ограничивавший власть царя, - Боярская дума. Боярская дума не годилась для новой России, она не была оперативным органом правления. Количество бояр членов Думы сокращалось, старики умирали. Новых назначений царь не проводил. Всё больше там появлялось людей неродовитых. Получалось так, что Боярская Дума исчезла собственным путём. Вместо нее в 1699 г. была учреждена Ближняя канцелярия, с 1708 г. получившая название" Консилия министров". А в 1711 г. отправляясь в Прусский поход, Петр I оставил управлять государством не консилию", а "Правительствующий Сенат" из девяти человек, назначенных им лично.

  Однако  абсолютный монарх, сосредоточивший  в своих руках всю законодательную, исполнительную и судебную власть, не мог, разумеется, выполнять все государственные функции единолично. Ему понадобилась целая система новых центральных и местных органов.

  При Петре  I указом от 1711г. был учрежден Сенат, который выполнял функции высшего законосовещательного, административногои судебного органа, порой заменяющего и особу императора. Сенат подчинялся непосредственно императору. Положение Сената было закреплено Указом 1722 г., который назывался " О должности Сената".

  Усиление  власти монарха, свойственное абсолютизму, выразилось и в некоторых внешних атрибутах, важнейшим из которых явилось провозглашение царя императором. В ознаменование победы в Северной войне Сенат, поднес это звание Петру I. Оно со временем было признано зарубежными державами и перешло к его преемникам.

    Сенат контролировал аппарат чиновников. Контролем ведал член Сената обер-фискал, которому подчинялись городовые и провинциальные фискалы. За ложный донос фискалы ответственности не несли. При Сенате существовала Расправная палата из четырех судей и двух сенаторов как особое судебное присутствие, занимавшееся докладами фискалов.

    За делопроизводство Сената отвечала Сенатская канцелярия, руководимая обер-секретарем. Указы Сената подписывал каждый сенатор, в случае отказа он подавал особое мнение. От имени царя Сенат контролировал вначале (с 1715 г.) обер-секретарь, с 1721г. - офицеры гвардии, а с 1722 г. - генерал - прокурор (П.И. Ягужинский), которому подчинялись другие прокуроры и фискалы. Генерал – прокурор присутствовал на всех заседаниях Сената6.

  В результате губернаторских реформ 1708 - 1719 гг. государство было разделено сначала на восемь, а затем на одиннадцать губерний. 
 
 

    2.3.1 Система местного и полицейского управления 

  Вместе  с органами центрального управления претерпела изменения система местного управления. С целью укрепления местных органов в 1702-1705гг. правительство Петра стремится привлечь к управлению местных дворян. Указ 1702 года отменил губных старост и передал их функции воеводам. Вместе с тем было указано, что воеводы должны были управлять совместно с особыми дворянскими советами, члены которых избирались дворянами из своей среды. Изменив административно - территориальное деление, Петр I поставил во главе новых административных единиц и новых должностных лиц. Во главе губерний были поставлены губернаторы. Они обладали весьма широким кругом прав и подчинялись непосредственно Сенату и коллегиям. При губернаторе состояла ландратская коллегия в качестве совещательного органа(8-12 человек из числа местных дворян), помощником мог быть вице-губернатор. В губерниях и провинциях было учреждено большое количество различных должностных лиц, ведавших отдельными вопросами управления. Создавались новые административные единицы -провинции, возглавляемые обер-комендантами. В 1712-1715 годах административно-территориальное деление было уже следующим: вся территория государства делилась на губернии, губернии на провинции, провинции на уезды, в дальнейшем - дистрикты. После смерти Петра I система органов управления, слишком сложна и дорогостоящая, была в большой степени упразднена.

  Петром  были созданы и специальные органы полицейского управления. Первоначально  полицейские органы были созданы  в Петербурге и Москве. По указу 1718 г. в Петербурге была учреждена должность  генерал полицмейстера, в 1722 году в Москве - обер-полицмейстера. Отдельными улицами ведали старосты. Каждый десяток дворов находился в ведении десятского. Позднее полицейские органы были созданы и в других городах. Компетенция полиции была обширной: охрана правопорядка, борьба с преступностью в городе, городское благоустройство, поимка беглых крестьян, противопожарные мероприятия. Государство придавало большое значение полицейскому аппарату. В «Регламенте», или Уставе, Главному магистрату говорилось: «... полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков...» 

2.3.2 Система центрального управления 

  При Петре  I были существенно преобразованы органы центрального управления. На смену сложной и запутанно системе приказов пришла новая четкая система коллегий. По существу, они стали первыми органами отраслевого управления. Каждая из коллегий должна была ведать четко 
определенной отраслью управления: иностранными делами, морскими делами, государственными доходами и т. д. Приказной неразберихе пришел конец.

  Создание  коллегий - серьезный шаг на пути организации современного 
государственного управления России. Коллегии были предшественниками министерств.

  Вместо  приказов в  1717 -1720 гг. были созданы следующие коллегии:

  -Иностранных  дел. Военная, Адмиралтейская (Морскую), Юстиц-коллегия (занимались иностранными, военными и судебными делами);

  - три коллегии  ведали промышленностью и торговлей:  Берг — коллегия     (горные     заводы,     металлургия),     Мануфактур коллегия     (фабрики,     лёгкая     промышленность),     Коммерц-коллегия (торговля);

  три коллегии ведали финансами: Камер - коллегия (государственный доход), Штатс-коллегия (расходная часть), Ревизион-коллегия (контроль за сбором и расходованием средств);

  - с 1721г.  действовала Вотчинная коллегия, занимавшаяся дворянскими землями. После измены Мазепы Петр не доверял гетманскому правлению, и в 1722 - 1727 гг. его заменила Малороссийская коллегия.

  Посадским населением с 1699 г. ведала Бурмистрская палата, в 1700 г. преобразованная в Ратушу, а в 1720 г. - в Главный магистрат (городская администрация и полиция, надзор за ремеслами и торговлей). Бурмистрской палате подчинялись учреждённые в городах выборные бурмистрские избы, которые были независимы от воевод. Бурмистрская палата также являлась центральным казначейством, куда поступали доходы с городов.

  Постановления коллегий принимались большинством голосов их членов.

  Политическую  полицию и сыск представлял Преображенский приказ, но к коллегиям он не относился.

  Система коллегий не охватывала все отрасли  управления, продолжали существовать приказы, ведавшие менее важными" государственными делами: медициной, строительством, ямским делом7.  

2.3.3 Система городского самоуправления 

  Впервые при Петре было создано и городское  самоуправление. Окрыленный идеей организации в России городского самоуправления, царь сразу после возвращения из своего первого путешествия на Запад, в январе 1699г., отдал распоряжение о реформе городского управления. Правда, он понимал под этим не независимую корпоративную структуру с политическими претензиями в духе стремившихся к автономии городов в западных странах, а, прежде всего, инструмент для повышения городских доходов. Городское управление регулировалось регламентом Главного магистрата 1721год и Инструкцией городовым магистратом 1724год. Городовые магистраты являлись выборными коллегиальными учреждениями, куда входило, как правило, крупное купечество. Компетенция магистратов была весьма обширна. Они обладали финансовыми полномочиями, собирали государственные сборы и пошлины, содействовали развитию ремесла и торговли, способствовали организации школ, заботились о благоустройстве городов, осуществляли судебную власть. Местный аппарат имел свои недостатки: он был громоздким, обширным и дорогостоящим, с отсутствием единой системы. Всё это привело к значительной перестройке аппарата уже после смерти Петра8. 
 

  2.4 Судебная система 

  Новые условия  экономики, обострение классовой борьбы требовали и соответствующего приспособления судебных органов. В их устройстве происходят важные изменения. Однако они не затрагивают сословно - классового содержания российского суда. Суд остается феодальным, приспособленным к защите интересов класса феодалов как господствующего класса. Петр I сделал первые попытки по отделению суда от администрации. Он учредил специальные судебные органы, отделенные в какой - то мере от администрации. 
Судебными функциями по должностным преступлениям обладали приказы и коллегии. С 1719 года территория страны была разделена на судебные округа, в которых создавались надворные суды. Они были созданы в 10 городах. Надворные суды являлись коллегиальными судами и состояли из президента, вице-президента и 2-6 членов. Также, надворный суд - суд 1-й инстанции. Ему подчинялись нижние суды: коллегиальные и единоличные. В 1720 при надворных судах были учреждены прокуроры, которые должны были за правильной деятельностью суда, за соответствием судебных решений закону. Петр также учредил должность генерал - прокурора при Сенате и прокуроров при коллегиях. Но только при Екатерине II мы видим стройную систему прокурорских органов, призванных неустанно стоять на защите интересов феодального государства.

  Реформировал  он полностью и духовный суд. В качестве первой инстанции духовного суда были учреждены духовных дел управители. Второй инстанцией является архиерей епархии. Для выполнения судебных функций при нем было создано специальное учреждение - консистория. Высшей инстанцией для церковного суда являлся Синод.

     Хотя  Петр и попытался отделить  суд от администрации, однако  последовательно это у него  не получилось. Создав органы, которые специально занимались судебными делами, Петр сохранил все же некоторые судебные функции за административными органами. Например, суд по земельным делам принадлежал Вотчинной коллегии, преступления против финансовых прав государства рассматривала Камер - коллегия. Учрежденные Петром надворные и нижние суды действовали под надзором губернаторов и воевод, т. е. подчинялись администрации. В конце царствования Петра I и после его смерти эта система стала свертываться. Функции общегражданских судов были переданы губернаторам и воеводам. Екатерина II более последовательно провела отделение суда от администрации. Вместе с тем учрежденные ею судебные органы были устроены по подчеркнуто сословному принципу.

    При Петре развиваются и специальные органы борьбы с политическими преступлениями. Наиболее известен из них петровский Преображенский приказ. Позднее его функции выполняла тайная канцелярия9.  
 
 
 

Информация о работе Реформы Петра Первого