Реформы Петра I вВворонежском краю

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:26, реферат

Краткое описание

В конце 17 века, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории.Петр I проводил очень важные реформы,а создание боеспособной армии и флота для Петра было задачей номер один.

Воронежу было суждено сыграть особую роль в формировании новой, петровской России. Воронежская земля стала центром военно-морского флота.

Оглавление

1 Введение

2 Воронеж до эпохи Петра I

3 Новый этап развития Воронежа

4 Кумпанства в Воронежском крае

5 Хозяйственное развитие Воронежа и края

6 Заключение

Файлы: 1 файл

реферат история.docx

— 28.33 Кб (Скачать)

План

1 Введение

2 Воронеж до  эпохи Петра I

3 Новый этап развития Воронежа

4 Кумпанства в Воронежском крае

5 Хозяйственное развитие Воронежа и края

6 Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       

        Введение

     В конце 17 века, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории.Петр I проводил очень важные реформы,а создание боеспособной армии и флота для Петра было задачей номер один.

     Воронежу  было суждено сыграть особую роль в формировании новой, петровской России. Воронежская земля стала центром  военно-морского флота. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          1.Воронеж до эпохи Петра I

     Татаро-монгольское  нашествие привело к запустению пограничных между лесом и  степью земель, но плодородные черноземы  продолжали манить к себе земледельцев. В XV – XVI вв. крестьяне заселяют берега верхнего Дона и Воронежа, а в  конце XVI в. для их защиты правительство отправляет стрельцов и казаков.

     По  указу царя Михаила Федоровича в 1585 году началось строительство  пограничной  крепости– Воронежа. К середине следующего года мощная деревянная крепость на высоком отроге, вдающемся в пойму реки, была построена.

     Находясь  на стыке России, где хозяйничали  крымские татары, Воронеж стал важным центром защиты южных рубежей  нашей страны. В 1613 году воронежцы  встали на защиту города против отряда атамана Ивана Заруцкого.

     Два года спустя появляется первое описание Воронежа. В соответствии с “Дозорной  книгой” в это время в городе жило две тысячи человек.

     Построенный деревянным Воронеж не раз горел, и в середине 70-х гг. XVII века, наконец, началось каменное строительство. В 1674 году было построено древнейшее из сохранившихся до наших дней каменное здение – колокольня Алексеевского Акатова женского монастыря.

     Во  второй половине XVII века Воронеж начинает утрачивать военное значение, становясь  при этом крупным административным и торговым центром юга России.

     2. Новый этап развития Воронежа.

     Новый этап развития Воронежа начался в  конце XVII века, когда город стал одним  из центров кораблестроения в  России. Именно здесь по инициативе Петра I был сооружен первый военно-морской  флот.В декабре 1695 года боярская Дума утвердила царский Указ «О строительстве в Воронеже флота российского». Выбор Воронежа в первую очередь был обусловлен наличием рядом с городом корабельных лесов, а также большого опыта строительства речных судов, который был накоплен его жителями.

       В феврале 1696 г. Петр I впервые приехал в Воронеж. С 1696 г. по 1722 г. Петр I неоднократно бывал здесь, иногда жил по несколько месяцев. С Воронежским краем в значительном мере связано начало самостоятельной деятельности Петра I как государственного деятеля, дипломата, военного полководца и кораблестроителя. Воронеж при Петре I на короткое время стал важнейшим политическим, административным и культурным центром на юге России,а также приобрел важное государственное, экономическое, военное и торговое значение.Воронеж сделался известным не только во всех концах России, но и во многих странах мира. По приглашению Петра I сюда стали приезжать иностранные мастера-кораблестроители из Англии, Голландии, Германии, Италии, Франции. Здесь строятся новые промышленные предприятия, проводятся крупные торговые ярмарки. Развиваются образование, культура. Появляются театры, библиотеки, типографии, новые учебные заведения, издаются газеты, журналы. В городе возникли новые производства, работавшие на кораблестроение: литейно-пушечный завод, суконная, парусная, канатная и кожевенная фабрики.

     3.Строительство русского флота в Воронеже

     В  1695 году, состоялся первый, неудачный  поход Петра под Азов. Россия тогда  уже несколько лет вела войну  с Турцией и Крымским ханством, но активных боевых действий после 1689 года не предпринимала.Взять Азов - тогдашнюю турецкую крепость в устье Дона - не удалось. Одной из главных причин, помешавших успеху кампании, было отсутствие у России военного флота. Под Воронежем для первого Азовского похода были построены лишь сравнительно небольшие транспортные суда. "От не взятия Азова" Петр вернулся в Москву. Он принял решение: повторить следующей весной поход на Азов, двинуться, на турецкую крепость от Воронежа, а до этого за несколько зимних месяцев построить здесь военный флот.

     Для Петра срочно, за несколько дней, был подготовлен двор подъячего воронежской приказной избы Игната Моторина, находившийся поблизости от реки. Ко времени приезда Петра в Воронеж здесь уже было собрано несколько тысяч "работных людей" из окрестных городов и уездов. Они возили необходимый для кораблестроения лес, тесали бревна, брусья, доски, варили смолу, работали в кузницах. Но работа шла не очень быстро. В Воронеже к весне намечено было построить 2 больших корабля (их называли также "галеасами"), собрать из привезенных из Москвы частей 24 парусно-гребных галеры и 4 брандера (брандер - небольшое морское судно, предназначенное для поджога неприятельских кораблей), построить несколько сот речных транспортных судов.

     Из  документов видно, что приезд Петра  в Воронеж дал мощный толчок к  ускорению кораблестроительных  работ. Петр с первых же дней принимает  активное участие в корабельном  строительстве, в подготовке соответствующих  припасов. Он лично осмотрел место  на правом берегу реки, где решено было собирать галеры, и остался им доволен.

     Всего в Петровскую эпоху на Воронежской  верфи было построено и спущено  на воду 118 военных судов. В 1697 – 1700 гг. здесь планировалось построить  только государственных 6 кораблей и 20 бригантин. Именно на Воронежской верфи  чаще всего работал Петр I: строил, конопатил и мазал суда. 30 ноября 1698 г. Петр I лично заложил первый российский линейный корабль "Предестинация", оснащенный 58 пушками. Тогда же вместе с царем английский кораблестроитель О. Най заложил на Воронежской верфи 56-пушечный корабль под название» "Черепаха".

     Строительству кораблей в Воронежском крае способствовали природные богатства как самого края, так и близлежащих районов. Струги, морские лодки, бревна, брусья, бруски, пластины, плоты заготавливались и строились в "угожих" воронежских, ольшанских, добренских, тульских, веневских, оскольских, усманских, козловских, белоколодских лесах. Недостающие породы деревьев привозились из лесов дальних, например "рязанских городов": Вологды, Нижнего Новгорода. Всюду были взяты на учет "припасы из дубового, соснового, липового, кленового, березового, елового, ясеневого, вязового леса". Заготавливались "самые добрые и прямые и несуковатые" материалы. Затем их складывали в "стопы". Потом "на подводах" "зимним путем" и по рекам "плавным путем" летом доставляли к строительным площадкам. Правительство обязывало кумпанщиков и заготовителей относиться к лесам по-хозяйски. Для охраны лесов назначались специальные "надсмотрщики". Регулярные правительственные мероприятия по охране и разработке лесов в конце XVII – начале XVIII в. привели к созданию в 1703 г. специального Приказа Лесных дел, во главе которого тогда был поставлен стольник князь Л.Ф. Долгорукий. В 1719 г. лес "по Дону, Воронежу, Осереди, Бузулуку, Битюгу, Хопру до казачьих городков" был объявлен "заповедным".

     Не  последнюю роль в выборе Воронежского края в качестве территории для строительства Азовского военно-морского флота сыграло также наличие здесь удобных речных путей. Воронежский край орошается реками бассейна Дона.

     Непосредственными строителями воронежских кораблей были "работные люди". Работные люди Гостиного кумпанства были на 100 % наемными. За их работу им платилось жалованье. В дворянских кумпанствах работные люди состояли из крепостных крестьян членов кумпанских объединений. Жалованье на государственных верфях не платили.

     Работные  люди выполняли самую тяжелую  работу: вырубали и возили лес к  строительным площадкам, производили погрузочно-разгрузочные, земляные и другие подсобные работы.

     Тяжелый труд, плохое питание, нищенское жалованье, антисанитарные условия проживания и массовые болезни заставляли работных людей бежать с лесозаготовок, строительных площадок и других работ.

     Другую  группу строителей воронежских кораблей составляли плотники, кузнецы, канатчики, столяры, мастера оружейного дела, угольного жжения и смоляного варения. Это были "мастеровые люди", как наемные, так и крепостные. В отличие от работных людей, живших чаще всего при лесозаготовках в хижинах, сделанных ими же самими, мастеровых размещали обычно на постой по дворам воронежских жителей или отводили для них специальные помещения для жилья на территории верфей. Мастеровые люди получали жалование.

     Значительную  роль, особенно на первых порах, при строительстве кораблей на воронежской земле играли иностранные мастера. Петр I высоко ценил их теоретические знания и практический опыт. Петр I подыскивал иностранных мастеров за границей через своих доверенных лиц, заключал с ними трудовой договор, обычно сроком на 1-2 года, и платил жалование. Жалование у них было значительно выше, чем русских мастеров. Самое высокое – 30 рублей в месяц – имели мастера корабельного дела. Вместе с высоким жалованием и странные кораблестроители получали ряд других льгот, а именно: бесплатный проезд в Россию и к месту работы, бесплатное проживание, бесплатные дрова, свечи, лечение.

     Среди иностранных мастеров, работавших в  Воронежском крае в конце XVII –  начале XVIII в., особенно выделялись голландец Крюйс и англичанин Най.

     4. Кумпанства в Воронежском крае

     Кумпанства (компании) – это объединения прежде всего землевладельцев для совместного строительства, в данном случае военных морских судов для Азовского флота. Кумпанства создавались как светскими, так и духовными феодалами. Создание кумпанств к 1697 г. было вызвано условиями Боярского приговора от 20 октября 1696 г. и подтверждено указом от 4 ноября 1696 г.

     Период  организационного оформления кумпанств продолжался с ноября 1696 г. по март 1697 г. За это время было создано, по данным дореволюционного историка С.И. Елагина, 52 кумпанства, а по данным современного историка Ю.М. Лавринова, 35 кумпанств.

     Церковные феодалы также были объединены в кумпанства. Из созданных к весне 1697 г., по данным Ю.М. Лавринова, 35 кумпанств, 17 кумпанств принадлежало церкви.

     Кумпанское строительство выполняло ведущую роль в создании Азовского флота вплоть до 1700 г. К августу 1697 г. между кумпанствами были распределены лесные участки для бесплатного пользования на период кораблестроительных работ. Строительные площадки в пределах Воронежского края для создания кораблей кумпанствам разрешалось выбирать самим. Так, Гостиное кумпанство избрало для строительства своих кораблей берег р. Воронеж напротив с. Ступина. На строительных площадках Ступинской верфи гости построили 10 кораблей.

     Кумпанства должны были обеспечить кораблестроение финансами, рабочей и тягловой силой, "сколько понадобится", строительными материалами. Государственная власть, кроме отвода лесов, предоставляла кумпанствам иностранных мастеров и специалистов, инструктировала по ходу работ. Строительство велось медленно и не очень качественно. Тогда правительство пошло по пути частичного освобождения кумпанств от строительства с обязательной выплатой по 10000 рублей за корабль. Гости должны были заплатить по 12000 за корабль. В результате из 75 кораблей кумпанским методом были построены 64. Строительство остальных кораблей было передано подрядчикам.

     Кумпанства должны были не только выстроить корабли, но и снарядить их за свой счет.

     Сначала дело кумпанского судостроения шло успешно. К весне 1698 г. все требуемые суда были построены. Посетив Воронеж после возвращения из Великого посольства Петр I остался доволен построенными кумпанствами судами. Только некоторые корабли, по замечанию приехавшего ним адмирала Крюйса, царь велел переделать. Но постепенно Петр I приходил к мысли о малой эффективности кумпанского метода строительства. 20 апреля 1700 г. царь издал указ, по которому: "Кумпанские корабли со всеми корабельными припасами против старых и новых росписей всех кумпанств принять в Адмиралтейский приказ". Кумпанства как особая форма кораблестроительные организаций были упразднены. Вместо них вводился единый государственный налог "на починку тех кораблей и на покупку всяких корабельных припасов, и на дачу плотникам и кузнецам разным мастерам, столярам, матросам жалованных и кормовых денег".

     5. Хозяйственное развитие Воронежа и края

     Деятельность  воронежских верфей оказала большое влияние на хозяйственное развитие Воронежа и всего Воронежского края. Рост населения вызвал дополнительную потребность в хлебе, а это способствовало расширению посевов сельскохозяйственных культур. Строительство военных судов предъявляло спрос на металлические изделия, обработанную древесину, смолу, канаты и паруса. В результате возникли лесопильные, кожевенные заводы, смоловарни и кузницы, парусные и канатные предприятия. Некоторые из них переведены из Москвы. На предприятиях было занято немало рабочих. Все эти предприятия обслуживали в первую очередь судостроительные верфи и с их ликвидацией, как правило, исчезали.

Информация о работе Реформы Петра I вВворонежском краю