Реформы Петра I. Россия в первой четверти XVIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:29, реферат

Краткое описание

Личность Петра I (1672 - 1725 гг.) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ.

Оглавление

Введение 3

1. Исторические условия и предпосылки реформ Петра I 5

2. Военные реформы 7

3. Реформа государственного управления 9

3.1. Реформа центрального управления 12

3.2. Реформа местного управления 16

3.3. Реформа городского управления 19

3.4. Результаты реформы государственного управления 20

4. Реформа сословного устройства 23

4.1. Служивое сословие 23

4.2. Городское сословие (посадские и городские люди) 24

4.3. Крестьянство 25

5. Церковная реформа 26

6. Экономические преобразования 28

7. Реформы в области культуры и быта 31

Заключение 34

Список литературы 36

Файлы: 1 файл

История.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

-создание мощного  военного флота;

-гигантский рост  военных расходов и покрытие  их за счет жесточайшего выжимания  средств из народа.

3. Реформа государственного  управления

В первой четверти XVIII в. переход к абсолютизму был  ускорен Северной войной и получил свое завершение. Именно в петровское правление создаются регулярная армия и бюрократический аппарат государственного управления, происходит как фактическое, так и юридическое оформление абсолютизма.

Для абсолютной монархии характерны наивысшая степень централизации, развитый, полностью зависимый от монарха бюрократический аппарат, сильная регулярная армия. Эти признаки были присущи и российскому абсолютизму.

 Армия помимо  своей основной внутренней функции  по подавлению народных волнений  и восстаний, выполняла и другие функции. С петровского времени она широко использовалась в государственном управлении как принудительная сила. Большое распространение получила практика посылки воинских команд на места для понуждения администрации к лучшему выполнению правительственных распоряжений и указаний. Но иногда и центральные учреждения ставились в такое же положение, например даже деятельность Сената в первые годы его создания находилась под контролем гвардейских офицеров. Офицеры и солдаты занимались также переписью населения, сбором налогов и недоимок. Наряду с армией для подавления своих политических противников абсолютизм использовал и специально созданные для этой цели карательные органы - Преображенский приказ, Тайную канцелярию.

В первой четверти XVIII в. возникает и вторая опора абсолютной монархии - бюрократический аппарат государственного управления.

Органы центральной  власти, унаследованные от прошлого времени (Боярская дума, приказы) ликвидируются, появляется новая система государственных учреждений.

 Особенность российского  абсолютизма состояла в том,  что он совпал с развитием  крепостничества, тогда как в  большинстве стран Европы абсолютная  монархия складывалась в условиях  развития капиталистических отношений  и отмены крепостного права.

 Старая форма управления: царь с Боярской думой - приказы - местная администрация в уездах, не отвечала новым задачам ни в обеспечении военных потребностей материальными ресурсами, ни в сборе денежных податей с населения. Приказы часто дублировали функции друг друга, создавая неразбериху в управлении и медлительность в принятии решений. Уезды были разных размеров - от уездов-карликов до уездов-великанов, что делало невозможным эффективное использование их администрации для взимания налогов. Боярская дума с ее традициями неспешного обсуждения дел, представительства родовитой знати, не всегда компетентная в государственных делах, также не отвечала требованиям Петра.

 Установление  абсолютной монархии в России  сопровождалось широкой экспансией  государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Петр I проводил политику дальнейшего закрепощения крестьян, принявшую наиболее жесткие формы на исходе XVIII в. Наконец, усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось сословие дворянства.

 Государство,  сформировавшееся в начале XVIII в., называют полицейским не только потому, что именно в этот период была создана профессиональная полиция, но и потому, что государство стремилось вмешиваться во все стороны жизни, регламентируя их.

 Административным  преобразованиям способствовал  и перенос столицы в Петербург. Царь хотел иметь под рукой необходимые рычаги управления, которые он зачастую создавал заново, руководствуясь сиюминутными потребностями. Как и во всех других своих начинаниях, Петр при реформе государственной власти не считался с российскими традициями и широко переносил на русскую почву известные ему по западноевропейским вояжам структуры и методы управления. Не имея четкого плана административных реформ, царь, вероятно, все же представлял желаемый образ государственного аппарата. Это строго централизованный и бюрократический аппарат, четко и быстро исполняющий указы государя, в пределах своей компетенции проявляющий разумную инициативу. Это нечто очень похожее на армию, где каждый офицер, исполняя общий приказ главнокомандующего, самостоятельно решает свои частные и конкретные задачи. Как мы увидим, петровской государственной машине было далеко до подобного идеала, который просматривался только как тенденция, хотя и четко выраженная.

В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления, областей культуры и быта, а также происходит коренная реорганизация вооруженных сил. Почти все эти изменения происходили во время правления Петра I и имели огромное прогрессивное значение.

 Рассмотрим реформы  высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., которые принято подразделять  на три этапа:

I этап - 1699 – 1710 гг. - частичные преобразования;

II этап - 1710 – 1719 гг. - ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената, появление новой столицы;

III этап - 1719 – 1725 гг. - образование новых органов отраслевого  управления, проведение второй областной  реформы, реформы церковного управления  и финансово-налоговой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.1. Реформа центрального управления

 Последнее упоминание  о последнем заседании Боярской  думы относится к 1704 г. Возникшая  в 1699 г. Ближняя канцелярия (учреждение, осуществлявшее административно-финансовый  контроль в государстве) приобрела  первостепенное значение. Реальной властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия министров - совет глав важнейших ведомств при царе, управлявший приказами и канцеляриями, обеспечивавший армию и флот всем необходимым, ведавший финансами и строительством (после образования Сената Ближняя канцелярия (1719) и Консилия министров (1711) прекращают свое существование).

 Следующим этапом  в реформе центральных органов  власти стало создание Сената. Формальной причиной послужил  отъезд Петра на войну с  Турцией. 22 февраля 1711 г. Петр собственноручно написал указ о составе Сената, который начинался фразой: "Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат для управления". Содержание этой фразы дало повод историкам до сих пор спорить о том, каким учреждением представлялся Петру Сенат: временным или постоянным. 2 марта 1711 г. царь издал несколько указов: о компетенции Сената и правосудия, об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей государственного хозяйства. Сенату предписывалось:

"Суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то ж и ябедникам да последует";

"Смотреть во  всем государстве расходов, и  ненужные, а особливо напрасные,  оставить";

"Денег, как  возможно, собирать, понеже деньги  суть артерия войны".

 Члены Сената  назначались царем. В его состав  первоначально входило всего  девять человек, которые решали  дела коллективно. В основу  комплектования Сената был положен  не принцип знатности, а компетентности, выслуги и близости к царю.

С 1718 по 1722 гг. Сенат стал собранием президентов коллегий. В 1722 г. он был реформирован тремя указами императора. Изменен состав, включающий как президентов коллегий, так и сенаторов, коллегиям чуждых. Указом "О должности Сената" Сенат получил право издавать собственные указы.

 Круг вопросов, которые находились в его ведении,  был достаточно широк: вопросы  правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией  разных уровней. Сразу же вновь  созданное учреждение получило  канцелярию с многочисленными отделами - "столами", где работали подьячие. Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления, вставший над всем государственным аппаратом.

 Своеобразие эпохи  петровских реформ состояло в  усилении органов и средств  государственного контроля. А для надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала, которому должны быть подчинены провинциал-фискалы (1711). Недостаточная надежность фискалитета привела в свою очередь к возникновению в 1715 г. при Сенате должности генерального ревизора, или надзирателя указов. Главное дело ревизора - "чтобы все исполнено было". В 1720 г. сделан был более сильный нажим на Сенат: предписано было наблюдать, чтобы здесь "все было сделано порядочно, и суетных разговоров, крика и прочего не было". Когда и это не помогло, через год обязанности и генерального прокурора и

обер-секретаря возложили  на военных: один из штаб-офицеров армии  дежурил в Сенате помесячно для  наблюдения за порядком, а "кто из сенаторов бранился или невежливо поступал, того дежурный офицер арестовывал и отводил в крепость, давая, разумеется, знать государю".

 Наконец в 1722 г. эти функции возложили на  специально назначенного генерал  прокурора, который "должен  был накрепко смотреть, дабы Сенат  в своем звании праведно и нелицемерно поступал", иметь надзор над прокурорами и фискалами и вообще быть "оком государевым" и "стряпчим в делах государственных".

Таким образом, царь-реформатор вынужден был постоянно расширять  созданную им специальную систему  организованного недоверия и доносительства, дополняя существующие органы контроля новыми.

Однако создание Сената не могло завершить реформы  управления, так как отсутствовало  промежуточное звено между Сенатом  и губерниями, продолжали действовать  многие приказы. В 1717 - 1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии. В отличие от приказов, коллегиальная система (1717 - 1719 гг.) предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации.

 Сенат назначил  президентов и вице-президентов,  определил штаты и порядок  работы. Кроме руководителей, в  состав коллегий входили четыре  советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор,  переводчик и подьячие. Специальным указам предписывалось с 1720 г. начать производство дел новым порядком.

 В 1721 г. была  создана Вотчинная коллегия, заменившая  Поместный приказ, в ведении которой  находилось дворянское землевладение.  На правах коллегий были Главный  магистрат, который управлял городским сословием, и Святейший правительствующий Синод. Его появление свидетельствовало о ликвидации автономии церкви.

 В 1699 г. с  целью улучшить поступление в  казну прямых налогов была  учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша. К 1708 г. она превратилась в центральное казначейство, заменив Приказ большой казны. В нее вошли двенадцать старых финансовых приказов. В 1722 г. из единой Берг-мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции горнодобычи и монетного дела.

 В отличие от  приказов, действовавших на основании  обычая и прецедента, коллегии  должны были руководствоваться  четкими правовыми нормами и должностными инструкциями. Наиболее общим законодательным актом в этой области был Генеральный регламент (1720), представлявший собой устав деятельности государственных коллегий, канцелярий и контор и определявший состав их членов, компетенцию, функции, порядок деятельности. Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской "Табели о рангах" (1722). Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14 го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное. 

Принятие "Табели о рангах" свидетельствовало о  том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными - его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Реформа местного  управления

Информация о работе Реформы Петра I. Россия в первой четверти XVIII века