Реформы Петра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 09:28, реферат

Краткое описание

Изучение военного прошлого нашей Родины является одной из важнейших задач исторической науки. Военная мощь государства, как известно, определяется уровнем экономического развития страны. Ничто так не зависит от экономических условий, как именно армия и флот. Вооружение, состав, организация, тактика и стратегия зависят прежде всего от достигнутой в данный момент ступени производства и от средств сообщения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЗДАНИЕ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА В РОССИИ 4
2. РАЗРАБОТКА ВОЕННЫХ УСТАВОВ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I 9
3. ПЕРЕХОД К РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ. РЕКРУТСКИЕ НАБОРЫ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 22

Файлы: 1 файл

РЕФОРМЫ ПЕТРА.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

     Специальное расследование, проведенное в 1710 году, показало, что рекрутов страшила перспектива пожизненной службы и бесчеловечное отношение к ним во время наборов. По указаниям правительства было обращено внимание на лучшее содержание рекрутов и несколько облегчены обязанности населения.

     В конце 1712 года правительство объявило, что условия проведения наборов будут улучшены, и взяло на себя снабжение рекрутов в пути следования. Улучшая условия наборов, правительство в то же время дало указания усилить наблюдение за рекрутами.

     Стремясь улучшить положение рекрутов, правительство в течение ряда лет издавало указы о прощении беглых и о добровольной их явке. Возвратившихся беглецов не вешали, а для отбывания службы отсылали в Азов, Сибирь или в Петербург. Всеми делами беглых рекрутов ведал специальный суд при Военной коллегии, который назывался Нижним Воинским Судом.

     Подводя итоги о комплектовании русской армии в первой четверти XVIII века, следует отметить следующее:

     Рекрутская система значительно изменила лицо русской армии. В классовой армии солдаты набирались главным образом из крепостных и государственных крестьян, а офицеры комплектовались из дворян. Рекрутов брали на пожизненную службу. После принятия присяги они переставали быть крепостными сами, а также их дети. Это, конечно, не была всеобщая воинская повинность, как пытались изобразить рекрутскую систему дворянские военные историки, ибо вся тяжесть рекрутчины падала на крестьян. Духовенство освобождалось от военной службы, а купечество откупалось и этим вносило элементы буржуазных отношений в комплектования войск.

     Уже в начале века определилось отношение правительства к вопросу комплектования. Оно рассматривало рекрутскую повинность по отношению к крестьянам не как личную, а как земскую или общинную. Юридическим лицом правительство считало «дворы», а позднее «податные души», объединенные в общину. Предъявив требование поставить определенное число рекрутов, правительство не заботилось о том, как община организует отбор и в каком порядке будет проведена раскладка рекрутов по семьям.

     В общинах и сложилась система очередности семей при поставке рекрутов. Эти стихийно сложившиеся правила «русского набора» были затем использованы правящими кругами в своих интересах. Помещики превратили общину (мир) в орудие воздействия на крестьян, позволяющее держать их в узде. В армии общинный принцип также был использован в интересах господствующих классов. Он позволял объединять солдат в артели и обязывать их круговой порукой.

     В то же время такая система отбора сыграла немалую роль в укреплении товарищества среди солдат, смотревших на свою часть как на «мир», что повышало моральную стойкость войск.

     В течение первой четверти столетия формы мобилизации войск определились полностью. Сбор рекрутов проходил

     по губерниям и провинциям, причем с 20-х годов полки получили свои округа и пополнялись по территориальному признаку. Начиная с 1716 года каждый полк направлял офицеров в специальную команду для доставки своих рекрутов. Затем рекруты поступали прямо в распоряжение командиров полков, и те распределяли их по своему усмотрению. Рекрутская повинность позволила значительно увеличить численность армии и сделать ее боеспособной.

     Постоянное пополнение армии необученными рекрутами создавало немало трудностей: приходилось ежегодно обучать полевую армию основам военной службы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В истории России трудно найти примеры подобной долговечности институтов, созданных сознательной волей человека. Поэтому понятно то восхищение, которое вызывал и вызывает великий реформатор России.

     Споры о значении личности Петра и его реформе не утихают третье столетие. Петр был, и это меняет все, даже наше восприятие времен, предшествовавших петровским реформам. Время петровских реформ - это время основания тоталитарного государства, яркой проповеди и внедрения в массовое сознание культа сильной личности - вождя, «отца нации», «учителя народа».

     Что можно говорить, если созданный Петром в 1711 году Правительствующий Сенат был ликвидирован лишь в декабре 1917 года, спустя 206 лет после его образования.

     Превращение постоянной армии в регулярную и строительство флота вывели Россию на новый уровень развития. После того как в начале века была создана регулярная армия, завершился переход к новому способу ведения войны - линейной тактике. К этому времени в стране сложились необходимые материальные предпосылки: мануфактурное производство полностью обеспечивало армию оружием, боеприпасами, одеждой и снаряжением. Переход к калиброванному огнестрельному оружию, типовому снаряжению и единой форме позволили ввести единую систему боевой подготовки войск.

     Выход России к Балтийскому морю способствовал оживлению ее торговых связей с Европой. В связи с ростом торговли возросло значение таких портов, как Петербург, Рига и Архангельск, а также роль военно-морского флота, базирующегося на эти порты.

     О достижениях петровских реформ можно говорить бесконечно, главное, нельзя забывать, что реформы - лишь часть жизни общества. Люди рождаются, живут, работают, умирают и во времена ускорений, и во времена застоя.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Бушуев С.В. История Государства Российского. М., 1994. С.306.
  2. Зенкова Л. Первенец уральской металлургии.// Урал. 2001. №7.С.15.
  3. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М., 1999.С.545.

Информация о работе Реформы Петра 1